...

Еврейский квартал в Праге

Йозефов квартал – сердце еврейской общины

Еврейский квартал в Праге

“Тиха и спокойна смиренная Влтава, множество судеб она повидала”. Прогуливаясь по красивейшей набережной, любуясь белоснежными лебедями, даже не заметите, как перейдете в район, мало отличающийся, на первый взгляд, от остальных. Кажется, такие же узкие улочки, дома, но немного присмотревшись, увидите на них звезды Давида, необычные, странные часы, где на старинном циферблате вместо цифр расположены напротив стрелки иудейские буквы.

Непривычное зрелище создает впечатление повернувшего вспять времени, открывающего странички истории бывшего еврейского гетто, окруженного ореолом мистики, мифов, ставшего легендой. Йозефов – единственное в Европе место – живой свидетель многовековой культуры древней нации.

Появление евреев в Праге

Иудеи поселились здесь задолго до возникновения чешской столицы, но были изгнаны кельтами. В 730 г. княжна Либуше предрекла, что на берегах Влтавы появится угнетенный народ, верующий в единого Творца. Королю необходимо отнестись к нему милосердно, ибо внесет он в страну милость Божью.

Еврейский квартал в Праге

Спустя столетие, действительно, в Чехии появилась община иудеев, бежавшая из Киевской Руси. Правитель, вспомнив пророчество, взял их под защиту, предоставив левобережную сторону под застройку. Народ жил обособленно, спокойно, сооружая город, тяжело трудился, занимаясь торговлей, богател, не глядя на разыгравшиеся средневековые страсти. Распускавшиеся о нем сплетни были причиной кровавых столкновений. Гонимые иноверцами, несчастные старались спрятаться от расправы в построенной при кельтах синагоге, считавшейся самой старой в Европе. Поговаривают, когда вспыхнул первый пожар, на шпиле увидели двух голубей, исчезнувших, когда огонь загасили. С тех пор она стала духовным центром здешнего народа.

Самой известной личностью в общине когда-то слыл Мордехай Майзель, сделавший очень много для единоверцев. Родившись в бедной семье, ему посчастливилось разбогатеть, он много жертвовал на благотворительность, став личным банкиром императора Рудольфа. В его распоряжении была вся собственность монарха. На деньги Майзеля построили баню, дом для сирот, вымостили улицы, возвели ратушу, две синагоги, назвав одну его именем. Поговаривают, что правитель был влюблен в его красавицу-жену, рано ушедшую из жизни.

Много рассказывают о проживавшем здесь известном потомке царя Давида мудром Иегуде Бецалеле, назначенном Рудольфом II на должность верховного раввина. Согласно преданию рабби Леву судьба предназначила защищать свой народ от клеветы, незаслуженных подозрений христиан. С этой целью он создал из глины искусственного человека Голема, вдохнув в него жизнь.

Однажды, когда соотечественникам снова угрожало изгнание, мудрец решительно направился к Карлову мосту, желая встретиться с проезжающим там владыкой. Остановившись, поджидал приближающийся королевский экипаж. Разъяренная толпа забросала его булыжниками, грязью, но все это в полете превращалось в цветы. Пораженный увиденным зрелищем, монарх остановился, решив выслушать Бецалеля. В тот же день правитель издал указ, запрещающий совершать насилие над евреями. Отныне каждый отвечал сам за себя, представ перед судьями.

Еврейский квартал в Праге

В XIII в. общину переселили в специально отведенный городской участок, окруженный стеной. Так родилось гетто. Заселившие его не имели единых прав с пражскими жителями вплоть до 1848 г. Благодаря Йосифу II, именем которого назван квартал, иудеи, согласно принятой конституции, получили равные права с остальными пражанами: могли переселяться в другие районы, что многие и сделали.

Как ни странно, благодаря Гитлеру кварталу Йозефов удалось сохраниться до наших дней. Фюрер оставил его, мечтая создать там экзотический музей исчезнувшей нации. В качестве экспонатов свозились туда предметы культа, ценные документы со всей страны. Сегодня Йозефов представляет собой уникальнейший памятник еврейской культуры, равного которому не существует в Европе.

Хотите познакомиться с фантастическим уголком Праги, где каждый камешек дышит историей, древними сказаниями, воздух пропитан магией, а по улицам разгуливают призраки, удивляя и порой пугая прохожих?

Тогда начните обзор с давнего сооружения в стиле готики, привлекающего многочисленных туристов.

Староновая синагога

Еврейский квартал в Праге

Долго не могли определиться с местом ее постройки, помог случай: детишки, игравшие на холме, подобрали несколько кирпичей, видимо, от фундамента. Они напомнили старцам о забытом предании, гласящем, что ангелы принесли сюда камни от разрушенного храма в Иерусалиме. Это подтвердили находящиеся в стране иерусалимские ученые, посоветовав заложить здесь фундамент похожего дома Божьего. По легенде свод должен был опираться на 2 колонны, вниз спускаться 9 ступеней. Тогда не будут страшны войны, пожары, наводнения, столетия простоит он, радуя взор. Может, это и неправда, но построенная в 1270 г. святыня функционирует и сегодня, давая душевный покой, умиротворение верующим. Вначале дали ей название “Новая”, после появившихся в более поздний период строений добавили уточнение – старо.

Еврейский квартал в Праге

Ведущие вниз ступеньки означают смирение пред Всевышним, ведь писание говорит: “Из глубины взываю к тебе, Господи”. Вдоль стены располагаются каменные скамьи. Над входом перед главным нефом изображены 4 закрученные виноградные лозы – олицетворение рек, текущих в библейском рае. С правой стороны входящие видят на стенке надпись, гласящую: “Бойся Бога, соблюдай его заповеди, в этом все для человека”. Ниже – часы, показывающие время проведения молитв.

Внутреннее пространство состоит из двух нефов. Свод поддерживаются двумя восьмигранными колоннами. Между ними – бима, с нее читаются свитки Торы. Сводчатые потолки напоминают христианские церкви. Из 12 узеньких стрельчатых окошек льется дневной свет. Освещение усиливают свисающие бронзовые люстры. На высоте 5 ступеней расположен Ковчег, пред ним – кафедра, откуда ведется служба.

Ходят слухи, что останки Голема сохраняются на чердаке синагоги. Они и сегодня имеют силу, но доступ закрыт. Многие верят в существование бессмертного существа. Рассказывают о появляющемся безбородом мужчине, проходящем по улице и растворяющемся на виду удивленной толпы. Живет он якобы в комнате, не имеющей входа. Любители приключений разыскали каморку, пытались проникнуть через крышу, однако, веревка всякий раз обрывалась, смельчаки погибали.

Рядом в красивом зеленом сквере установлена статуя Моисею, отлитая из бронзы в стиле модерн скульптором Билеком. Поставили ее в 1937 г. Коленопреклоненный человек пишет на свитке слово “Адам”, символизирующее людей, которым искал Землю Обетованную. В период оккупации фашистами Праги изваяние расплавили, но по сохранившейся чудом гипсовой модели восстановили, в 1947 г. она вновь заняла прежнее место.

Недалеко от скульптуры находится семейное здание для молитв, построенное известным, почитаемым всеми Майзелем. Когда ему исполнилось 62 г., приобретя довольно внушительный земельный участок, он принял решение осуществить давно задуманное – приблизиться к Богу.

Майзелова синагога

Еврейский квартал в Праге

Строительством в 1590 г. занимался известный архитектор Иуде Кореф. На осуществление плана потребовалось два года. Открытие приурочили к празднованию Симхат Тора. Большая вместимость, роскошь внутреннего убранства изумляют. Через 100 лет возникший пожар забрал возведенную в камне мечту основателя, оставив в напоминание лишь имя заказчика.

Изначально архитектура, отвечающая традициям эпохи Возрождения, предполагала здание из трех нефов, которые смогли восстановить, но общие размеры сократили вдвое. Парные колонны, поставленные рядами, поддерживают женский отсек. Осталась неизменной мехица, представляющая собой балкон. Восстановление шло в популярном для того времени стиле барокко, разбавленном неоготикой. Остроконечные очертания постройки, дополненные по углам причудливыми башенками, устремляются в небеса. На купольную крышу достроенного вестибюля установили звезду Давида. Изменился и интерьер. Украшенный позолотой свод придал пространству воздушности, невесомости, сделав атмосферу праздничной.

В кровавую войну немцы превратили молельню в склад, где собирали со всей страны мебель, культовые предметы, домашнюю утварь для будущей бесчеловечной по замыслам выставки. Преступным планам не суждено было осуществиться, собранные сохранившиеся вещи легли в основу экспонатов этнографического отдела музея. В коллекции много изделий из текстиля, серебряная посуда, большая библиотека, освещающая историю жизни здешнего населения. Останавливает, восхищая, оригинальный кувшин для вина, разукрашенный резьбой, выполненный в форме сапога натуральной величины. Привлекает внимание флаг – подарок Фердинанда II диаспоре за оказанную помощь в борьбе чехов со шведами. На нем вышито прекраснейшее изречение: “Слушай, Израиль! Когда плачет сердце, слышит лишь Бог…”

Стоит посмотреть изумительный храм Божий, расположившийся в самом сердце квартала, получивший название благодаря испанским иудеям, спасавшимся в Праге от преследующей их инквизиции, построившим здесь в XII ст. весьма скромное здание для общения с Всевышним.

Испанская церковь

Еврейский квартал в Праге

Необыкновенно красивая, квадратной формы, самая младшая святыня в восточном экзотическом оформлении напоминает, скорее, мечеть. Величие подчеркивается венчающим центральным куполом. Изысканная внутренняя отделка изумляет орнаментами, выполненными в растительных и геометрических мотивах, присущих исламу. Резные фигурки украшают двери, перила. На стенах – великолепные фрески. Лепнина, мозаичный пол, блеск позолоты приводят в восторг. Витражные окошки пропускают преломленные лучи солнца, завораживает с восточной стороны “Ковчег торы” и витраж формой шестиконечной звезды. Рядами расставлены скамейки для прихожан. В приятной прохладе при удивительной акустике торжественно звучит музыка органа, проникающая в душу.

Неоднократно дом горел, разрушался, подобно птице Феникс, поднимался, воскресал, становясь краше с помощью различных дополнений. В 1935 г. помещение по инициативе архитектора Карела Пецанека расширили. После фашистской оккупации храм находился длительный период в запустении, его хотели снести, лишь благодаря работникам Института по охране памятников удалось избежать уничтожения. После реконструкции по пятницам здесь проводят мессу. Организована выставка, знакомящая с историей нации, с коллекцией книг писателей-евреев, среди них – произведения Франца Кафки, которому установили неподалеку памятник. Предоставлена чудесная возможность насладиться звучанием классических произведений, провести обряд бракосочетания.

Удивительная скульптура гению пера

Еврейский квартал в Праге

Скульптурная композиция, установленная в 2003 г., притягивает неординарностью, заставляя призадуматься. На бестелесной фигуре пустого костюма, идущего по улице, утопающего по щиколотку в основе постамента, сидит немецкоязычный писатель-иудей Кафка. На первый взгляд видимое кажется абсурдным, не поддающимся никакой логике. Что желал сказать Ярослав Рон, изваявший скульптуру? Возможно, хотел показать человека, сумевшего подняться над собой или убедить, что костюм – всего лишь внешняя оболочка, главное не в ней?

Об этом знал только скульптор, давший тему для размышления. Установили необыкновенное детище Рона на месте, где раньше стояли ворота, ведущие в гетто. Случайное совпадение или намек, что все люди равны на чешской земле?

Улица Широка приведет к уникальному памятнику жертвам нацизма. Миновать, пропустить – невозможно, тысячи устремляются сюда, чтобы отдать дань памяти погибшим в кровавой мясорубке войны. Поклониться девушкам, так никогда и не родившим, помянуть юношей, потерявших своих невест, принести горсть конфет детишкам, не наевшимися ими сполна.

Пинкасова синагога

Еврейский квартал в Праге

По легенде ее основатель был нищим. Но судьба иногда делает неожиданные, непредсказуемые виражи, преподнося богатство довольно странным образом, как произошло с Пинкасом. Однажды, шутки ради, в открытое окно ему подбросили мертвую обезьяну, желудок которой был набит золотом. Божий дар? Возможно, но отнюдь не чудо. Животное принадлежало богатому магнату, любившему пробовать золотые монеты на зуб. Обезьянка, просто передразнивая, подражая, заглатывала их. Переполнив желудок, четвероногая шалунья умерла. Слугам хотелось подшутить над бедняком, посещавшим хозяина. Могли ли они предположить, что вместе с трупом подбрасывают средства для строительства храма?

В 1535 г. разбогатевший внезапно еврей именно на эти деньги построил небольшую аккуратную молельню для семейства, превратившуюся в дальнейшем в помещение ритуальных услуг. Теперь оно выполняет основное предназначение, став мемориалом соотечественникам, пострадавшим в Холокосте, относясь к Национальному музею. Это вечное напоминание живым не допустить на планете подобного безумства.

На стенах, служащих мемориальной доской, увековечены имена 77 297 чешских иудеев, 15 000 – дети разных возрастов, зверски замученные, убитые в застенках концлагерей. Но это еще не все. Здесь выставлены картины, рисунки тех, кому не позволили нацисты насладиться миром детства, повзрослеть, осуществить заветную мечту. Они навсегда остались в юном возрасте – дети-узники концлагеря Терезин.

Выставка познакомит с женской галереей, относящейся к XVII в., старинной ванной, использующей ранее для ритуалов омовения. По большим праздникам здесь происходят богослужения.

Увлекательное путешествие продолжается, впереди ждет встреча с новыми, не менее впечатляющими местами. Густые, заросшие травой тропинки, печально склонившиеся деревья, словно монашенки, оплакивающие кого-то. В шорохе листвы слышен невнятный шепот тысяч, погребенных здесь

Клаусова молельня, старое иудейское кладбище

Еврейский квартал в Праге

Вспыхнувший в 1689 г пожар сжег дотла находящуюся рядом с Садом мертвых синагогу. Вместо нее по инициативе Соломона Халиша Коэна решили построить другую, небольшую, отсюда родилось ее название. Слово “claustrum”, переведя с латыни, означает маленькая. Надпись на иврите привлекает внимание, на русском читается: “Это врата к Господу, сквозь них проходят справедливые”.

По периметру стояли раньше сидения, предназначенные прихожанам, в центре – квадратная бима. Верхняя галерея отведена женщинам. Внутри прохладно и уютно: просторные витражные окна, чудесная лепнина придают особый шарм.

Главный неф знакомит с предметами одежды и картинами, помогающими понять лучше праздники нации, молитвы, истоки иудаизма. Женская половина позволяет увидеть эпизоды будничной повседневной жизни матери, жены: уход за членами семьи, ведение хозяйства. Показан обряд рождения, традиция обрезания, свадьба с присущими народу обычаями, процесс развода.

Еврейский квартал в Праге

Здесь располагается старое кладбище, смотрящееся немного непривычно, жутко. Крошечный участок земли вмещает в себя более 100 тыс. захоронений, 12 тысяч надгробных плит, тесно прижавшихся между собой. Умерших было гораздо больше, чем свободных земельных участков, поэтому людей хоронили друг на друге в несколько слоев.

Переплетенный лабиринт разных судеб, от которых остались постаревшие камни, вызывающие грустные мысли. Многие от старости накренились, время стерло имена, воспоминания. По сохранившимся надгробным символам, словно по книге, можно узнать род занятий умерших, давно позабытых.

Говорят, раньше здесь хоронили животных. Однажды кто-то подбросил убитую собаку с целью осквернить святыню. Мудрый Лев не позволил выбросить труп, сказав, что, любое мертвое тело, попавшее на кладбище, должно быть предано земле, пса похоронили. Правда ли это? Никто не знает, даже истина успела зарасти травой.

Могила рабби Лева расположена здесь же. Тысячи паломников посещают ее, это место не менее людно, чем метро в часы пик. Ходят слухи, что и сейчас мудрец, сидя в могиле, читает старинные рукописи. Так будет до тех пор, пока не появится последний его правнук, положив на могилку цветок розы, не произнесет: “Большой раввин, вопрос решен”, – тогда лишь, вздохнув, он обратится к Творцу с просьбой призвать к себе, тело тут же станет прахом. Люди кладут ему записки с просьбой исполнить желание. Говорят, он никому не отказывает.

На Марианской площади великой мистической персоне установлена статуя. Лев изображен с маленькой внучкой, выглядывающей из-под полы его хитона. Как ни странно, именно малышка подарила ему прекрасную розу, в капельке росы которой поджидала его смерть.

Турист, созерцающий могильные камни, на какое-то мгновение сливается со спрятавшейся за ними духовностью. Живой, стоящий здесь, он становится ее материальным воплощением. Каждый приобретенный сюда билет есть не что иное, как неоспоримое доказательство величайшей ценности исчезнувшего мира еврейской Праги. Это так, но пора отправляться дальше.

Высокая синагога

Еврейский квартал в Праге

Возведенная в 1568 г. необычная постройка в стиле готики не выделяется по высоте. Тогда откуда название? Объяснение простое: она совмещена с ратушей. Молельный зал размещен на втором этаже, попасть туда можно было только через зал заседаний, расположенный внизу. Создатель проекта – Панкратий Родер. Финансировал строительство Мордехай Майзель, подаривший ей частицу священной Торы, хранимую на протяжении столетий. Изначально здесь судьбы людские вершили старейшины.

Выразительность фасаду придавала пластика, вычурные орнаменты. Устремленные ввысь своды заканчивались восьмиконечной звездой, внизу поставлены бирмы в окружении скамей. Три просторных окошка с северной стороны пропускали дневной свет. Множественные рельефы, рисунки, фризы, подчеркивали богатый вид молитвенного зала. Самое яркое украшение – два сверкающих позолоченных ангельских крыла на большом узорчатом щите.

Святыня не единожды переживала разрушения, особого ущерба нанес пожар 1689 г. Архитектору Павлу Байеру пришлось поднимать ее практически из пепла, восстановить полностью, к сожалению, не удалось. С южной стороны достроили галерею для женщин, на окна установили ажурные деревянные решетки, фасад стал более простым, сделали отдельный вход в молельню. Облик ее после произведенных ремонтных работ значительно изменился. Богослужения проходили вплоть до 1941 г. В войну нацисты использовали помещение, как и большинство других, под склад.

Окончательные работы по реконструкции, придавшие современный вид, закончились в 1996 г. По сей день в одной стороне продолжают вести службу, другая отдана музею, где выставлены священные писания, реликвии, различные украшения из серебра, вызывающие восторженность.

Аура многовекового присутствия евреев зависла над чешскими улицами, словно серебристый туман, прячась в закоулках старых домов, каждом камешке, подобно руке кукловода в кукле. Обратив взор на примыкающее сооружение, непременно сумеете ощутить ее.

Еврейская ратуша

Еврейский квартал в Праге

До XIX в. два здания были неразделимы: в синагоге молились, очищались душой, по соседству – административный и культурный центры, где заседали старейшины, судили нарушителей закона раввины.

Возведение ратуши началось в период расцвета иудейской общины в 70-х гг. XVI ст., когда численность жителей в гетто достигла 7 000, что составляло 30% от всего пражского населения. Здешний мэр Майзель, считавшийся богатейшим человеком столицы, выделил для строительства собственные деньги. В 1586 г. работы завершили. Пережило строение пожары, разрушения, чудом уцелело при фашизме, перестраивалось, менялось.

Что особенного, привлекательного в сооружении, возведенном в стиле рококо? Поднимите вверх голову. Уникальная башня, достигающая почти 28 м в вышину, необычной формы заставит приостановиться любого, замерев на миг. Ее позволил поставить в 1648 г. монарх Фердинанд III в благодарность нации, помогавшей оборонять Карлов мост при шведской осаде. Глядя на нее, любой воскликнет: “Это же шляпа рядового шведского солдата только большущего размера”. И не ошибется. Верхушка украшена сияющей на солнце золотой звездой Давида, видимой издалека.

Поражают размещенные часы с римскими цифрами, а над центральным фасадом – еще одна их парочка с обратным ходом, воспеваемая мастерами пера. Вместо цифр на циферблате – непонятные символы – написанные на иврите буквы. Странно, стрелки идут в обратном направлении. Как это понимать? Объяснение простое: израильтяне делают записи справа налево, по этому правилу работает и часовой механизм. Его сделал королевский пражский часовщик Ландесбергер. Далеко не каждому удастся определить по ним время.

Еврейский квартал в Праге

Жаль, что туристам здесь позволяют посещать исключительно только кошерный ресторан. Но в этом есть преимущество: сполна сможете оценить вкус здоровой пищи еврейского народа: фаршированную рыбу вам подадут на блюде со свежими овощами, нашпигованная баранья ножка ароматом ошеломит, вызовет желание вкусить хотя бы кусочек.

Насытившись, почувствуете, как градус вашего настроения взлетит вверх. Печальные впечатления от посещения кладбища потихоньку растают, оптимизм гонимой всеми нации переполнит, и захочется воскликнуть: “Жизнь прекрасна!”

Подошло к концу путешествие по Йозефу кварталу, приоткрывшему завесу собственной жизни. Но дивный каменный цветок под названием Прага, бережно хранящий волшебную музыку веков, манит новыми неразгаданными тайнами, снова зовет, и не хватает сил устоять перед этим зовом.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий