...

Собор Святого Вита в Праге

Адрес: Pražský hrad III. nádvoří 48/2, 119 01 Praha 1.
Тел: 724-933-441.
Время работы: с понедельника по субботу с 09:00 до 17:00;
в зимнее время с 09:00 до 16:00;
воскресенье с 12:00 до 16:00.
Как добраться: на трамваях № 1, 18, 22, 25, 56, 57, 91. Остановка “Pražský hrad”, далее – пешком.
Входная плата отсутствует.

Медленно, неспешно несет свои воды Влтава. Размывает песчаные броды, поднимается пенной волной, цепляясь за камни у отвесной скалы утеса. Отражаясь в зеркальной глади, моют свои ветви-косы ивы Оленьего рва. Встрепенулся петушок на шпиле, хочет напиться, да не отпускает хозяин – самый значимый памятник Чехии, собор Святого Вита. Поднимаясь на 96 м ввысь, он весь – стремление в небеса, желание приблизиться к Отцу Небесному, запечатленная руками смертных, извечная мечта о бессмертии.

История создания собора Святого Вита

Собор Святого Вита в Праге

Тысячелетие минуло с того момента, когда Генрих I преподнес Вацлаву в качестве подарка часть правой руки Св. Вита. Реликвия была слишком ценной, чтобы просто держать ее в раке. Князь принял решение построить достойное хранилище для мощей. В 926 – 929 годах поднялась ротонда, превратившаяся в придворный храм.

Спустя почти 200 лет ее перестроили в базилику, имевшую 3 нефа, где нашли вечное пристанище нетленные останки Вита, Вацлава, Войтеха.

Когда повысили статус епископства Праги до архиепископства, император Рима Карл IV взялся за переделку постройки. Для воплощения великого замысла пригласили лучшего архитектора, вызвав из Авиньона. Гениальный Маттиас сделал проект, получив одобрение заказчиков, приступил к работе. Не покладая рук, трудился 7 лет, возводя стены, аркады, молельни. Его математический ум требовал четкости расчетов, правильности форм, не позволяя отклонений. К сожалению, человек не властен над нитью судьбы: Мойры прядут ее, обрезая, когда сочтут нужным. Пришло время прервать жизнь первого архитектора. На его место пришел другой, молодой мечтатель, видевший в кладке не голый расчет, а искусство – своеобразную скульптуру. Петр Парлерж, продолжая труд, начатый предшественником, внедрил в проект новые дерзкие идеи. В результате вознесется к поднебесью главная башня с необыкновенными по красоте Золотыми воротами, колоссальный свод, венчающий основное помещение. После его смерти дело продолжали сыновья, но недолго.

Дома, как люди, болеют, стареют, ветшают. Не обошла подобная участь и это сооружение: войны, нехватка финансов, испытание огнем, восстания, грабежи, удар молнии, расколовший купол. Словно снежная лавина, сметающая все на своем пути, неслись трагические события, оставляя святыню долгостроем. Но Чехия так любила свое многострадальное дитя, что постоянно пыталась возродить, помочь, поставить на ноги.

В 1873 – 1929 гг. провели завершающие работы – к 1000-летию основания. Страна позвала талантливейших мастеров декора, художников, реставраторов для внутреннего и внешнего оформления. Неотразимым совершенством творений Альфонса Мухи, Франишка Киселы можем сегодня любоваться, восхищаясь, радуясь, удивляясь.

Архитектура собора

Собор Святого Вита в Праге

Из отдаленных уголков столицы видны его шпили. Ветер путается между колоколами, силясь хотя бы на чуть-чуть сдвинуть их, но это не удается. Солнечные лучи разбиваются на мириады бликов о драгоценный металл, время изумленно застывает, цепляясь за единственную стрелку часов.

Грандиозность постройки притягивает некой таинственной силой, берет в плен, надолго удерживает возле себя. Глаза разбегаются от обилия элементов, имеющих свой тайный смысл.

Южный портал – это центральный парадный вход – “Золотые ворота”, представляющий восхитительную тройную арку в готическом стиле. Над ней – мозаика, изображающая страшный суд: ангелы поддерживают Иисуса, совершающего правосудие. Покровители чешских земель просят о прощении и милости. Молитвенно сложив руки, обратив к Царю Небесному взор, стоят Витус, Людмила, Сигизмунд, Венцеслав, Адальберт, Прокопиус. Ниже – фигурки Карла IV с женой. По правую руку от Христа – спасенные души, а по левую – грешники, осужденные на геенну огненную. Художники использовали позолоченное стекло для фона мозаики, тысячи разноцветных кусочков, до 40 оттенков. Это изящная, тонкая работа, требующая терпения и выдержки. Завершает тему витраж вверху.

Собор Святого Вита в Праге

Башня-колокольня украшена позолоченной решеткой, за которой висят колокола. Самый тяжелый – “Зикмунд”. Понадобилось 16 пар коней, чтобы доставить его, но не могли придумать, как поднять на колокольню эту махину. К королю подошла его старшая дочь с необычной просьбой: разрешить поднять чудо-звон. Все поразились дерзости, но отец позволил. Принцесса соорудила странный механизм, соткала шелковый канат. В назначенный день, на виду у тысячной толпы, девушка сделала невозможное – колокол занял свое место, где расположен и ныне. Ученые мужи, придворные пытались разузнать тайну двигателя, юная дева лишь улыбалась, уничтожив свое детище. Чуть повыше – стилизованная буква “Р”, напоминающая потомкам, как много отдал сил и финансов Рудольф II, а еще выше – часы, имеющие одну стрелку и 2 циферблата. Один ведет часовой отсчет времени, другой – минутный и четвертной.

Поднявшись на смотровую площадку, увидите столицу, как на ладони, но для этого нужно преодолеть 287 ступенек без остановок! Зато почувствуете себя совсем рядом с облаками, хотя высота всего 56 м. (башня – 96м.).

На барельефах порталов с западной стороны – сцены из жизни строителей, архитекторов. О сотворении мира напомнит великолепная розетка. Водостоки сделаны в виде мистических существ, отпугивающих демонов. Причудливых горгулий, злобно разинувших пасти, можно хорошо рассмотреть, стоя под ними. Невольно охватывает трепет, колени подгибаются, появляется желание присесть в полупоклоне, отдать должное мастерам, сумевшим через тьму веков донести в рукотворном чуде силу человеческой мысли и духа, воспеть торжество веры и таланта.

Внутреннее убранство

Собор Святого Вита в Праге

С сильно бьющимся сердцем входим под сень собора, оглядываемся по сторонам, вспоминаем создателей. Огромное прямоугольное пространство (128х60 м) святого места окутывает преломленный в цветных стеклах свет, разделяющий мир светский и потусторонний. На 37-ми витражах – различные сцены жизни Кирилла и Мефодия. Тут же и малютка Вацлав со своей бабушкой Св. Людмилой – покровители Чехии. Вьющиеся женские волосы, струящиеся ниспадающие одежды в сочетании с лилиями, тонированными овалами, кругами – великолепный образец в стиле модерн.

Колонны (28) по периметру поддерживают кружевной свод, поднимающийся на 33, 5 м. На балконе (трифориуме) на высоте 14 м замерли скульптурные изображения тех, кто внес свою лепту в эпохальное строительство: короли, члены их семей, епископы, зодчие. Поразительное сходство изваяний с оригиналами кажется нереальным. Разное выражение глаз, улыбок. Угадываются строгость, сосредоточенность, пульсирующая мысль. Воистину нет предела дару божьему – таланту.

Капеллы святыни

Собор Святого Вита в Праге

Их насчитывается в этих стенах 21. Перечислять убранство всех нет нужды – необходимо смотреть. Но об отдельных, более запомнившихся, хочется рассказать.

В капелле, носящей имя Богородицы, стоит красивейший Тревирский реликварий, выполненный из серебра, – хранитель бренных останков 43 святых. Ювелиры украсили его драгоценностями, на стенах – фрески из жизни Св. Анны, под полом – могилы рода Ностицких.

На алтаре часовни Св. Троицы – жизнь Марии. На золоченых панелях справа от Богородицы – Христос, проповедующий народу, Умиление; с левой стороны – эпизоды Сретенья и Благовещения. Под ними – одно из чудес: превращение в вино воды на свадьбе в Галлии.

Алтарь молельни Яна Непомуцкого украшен серебряными бюстами святых. Это Вит, Войтех, Вацлав, Кирилл. Надгробье весит 2 тонны, представляя шедевр литья из серебра. Платина и золото дополняют роскошь шедевра, созданного на народные деньги. Его автор Фишер Фон Эрлах. Статуя самого мученика, ангелы, поддерживающие гроб, крылатый путти, держащий катуш, на котором виден язык как напоминание о том, что он остался нетленным, хотя ученые сей факт отрицают.

Часовня Вацлава

Мощи святого никогда не переносились – захоронение всегда было именно здесь, над ротондой, ставшей основой сооружения. Облаченный в латы, с копьем и щитом замер он на фоне фрески, инкрустированной полудрагоценными камнями, самоцветами. В позолоченных обрамлениях роспись стен рассказывает о жизни князя. Каменные с позолотой плиты пола подчеркивают общее впечатление – все уникально, направлено на почитание, бесконечную благодарность, память.

Коронная палата

В ней за семью замками находятся символы власти: скипетр, держава, корона, мантия. Только семеро высокопоставленных мужей во главе с президентом, собравшись вместе, могут ее открыть – у каждого свой ключ. Все из чистого золота: корона весит 2, 5 кг, скипетр – более 1 кг, держава – 780 г. В благородный металл вкраплены сапфиры, изумруды, шпинели, жемчуг. Высокохудожественная гравировка сцен коронации, увитая виноградными листьями, усиками, цветами растекается загадочной вязью по предметам. В библиотеке хранится раритетная коллекция рукописей, внешняя стена – образец надгробий эпохи Возрождения.

Хранилище старины

Собор Святого Вита в Праге

Здесь нашли свою прописку многие сокровища древности: вершина творений ювелира – Тревирская шкатулка-рака, алтарь из дерева с вырезанным распятием, волшебные рожки Роланда, любимца Карла IV. Легенда гласит: монарх отыскал реликвию, положил для сохранности в тайник. Во время сильного пожара Фердинанд, думая, что звучание рога сможет заглушить звук плавящихся колоколов, затрубил в него. Жителей близлежащих домов охватила паника. Думая, что пришел конец света, они выпрыгивали из окон, крепостного вала, ибо земля тряслась, а гул был страшен. С тех пор не объявлялись смельчаки, пожелавшие прикоснуться к магическому артефакту.

Концерт органной музыки – истинное наслаждение для гурманов, инструмент – один из лучших в Европе.

Выйдя их храма, оглянувшись еще раз на изумительный, неповторимый памятник готики, обязательно отметьте на шпиле петуха. Сказания доносят, что изначально на вершине утеса стоял идол Святовита. К жертвеннику главного славянского божества несли хлеб, калачи, приносили в жертву черных петухов. Так и соединилось идолопоклонство и христианство: Святовит – Святой Вит.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий