...

Тынский храм в Праге

Тынский храм – доминанта Староместской площади

Есть в мире город, таинственный, прекрасный, неповторимый. В нем удивительным образом сочетаются современность и древность. Если бы инопланетянам захотели представить Европу, то достаточно было бы ознакомить их с Прагой. Она звучит потрясающей органной музыкой, гармонично вплетаясь в звучание Вселенной.

Встает витым ажуром площадей, отзвуком шагов по брусчатке узких улочек. Перехватывает дыхание от созерцания дворцов, соборов, памятников.

Один из главных символов Чехии

Тынский храм в Праге

Из самых удаленных уголков столицы видны шпили неповторимой базилики, устремляющиеся ввысь, окруженные рядом небольших башенок, уподобившихся короне. Здание Тынского храма, в стиле готики, возвышается на Староместской площади, привлекая толпы туристов. Красота, вычурность, строгость экстерьера волнует, поражает. Не камень – тончайший ажур стен заставит замолчать самого циничного соглядатая, напоминая об искусном мастерстве зодчих.

Возводили его достаточно долго – 160 лет, трудились каменщики, плотники, ваятели, художники. До него здесь уже стояли два костела, но этому было суждено пережить века. Он напоминает декорацию к волшебной сказке. Стройные башни-близнецы надолго привлекают внимание. Приглядевшись внимательней, можно заметить в них различия: одна – тоньше, другая, слегка склоненная, – толще. В народе говорят – это Адам и Ева. Первый человек, мужчина, муж, нежно защищает свою подругу. Удары непогоды принимает на себя; жаркое солнце не опалит любимую, притаившуюся в тени избранника.

Южную построили еще гуситы в 1511 г., западную – на сто лет позднее. Они взлетают к небесам на высоту 30-этажного небоскреба, соединенные балюстрадами, рядами угловых башенок.

Тынский храм в Праге

Во времена правления Яна Люксембургского было начато строительство его сыном, Карлом IV, попавшим под обаяние самобытных мастеров – Арраса и Парлержа. Влияние было столь велико, что Карл полностью положился на их талант, вкус, умение. И ведь не прогадал! Они, действительно, сотворили чудо. 28-метровое окно Парлержа на фасаде завершает оконные проемы главного нефа. Украшенное вырезанным из камня цветком с шестью лепестками оно поражает воображение. Тонкая кропотливая работа каменотесов делает чудеса: кружева, легкость, пластичность формы восхищают. Длина постройки 52 м, ширина – 28 м, высота – 70.

Название произошло от древнеславянского слова “тын”, частокол. Строился костел на территории Унгельта, постоялого двора. Купцы со всего мира, приезжавшие торговать, должны были чувствовать себя защищенными от грабителей. Двор окружал глубокий ров, забор, здесь располагалась больница, таможня. Шла бойкая торговля, стоял гул голосов, крик зазывал. Не зря назывался он “веселым”. Тут и сегодня весело: распахнуты двери престижных ресторанов, клубов, сувенирных лавок.

Возведение храма затягивалось – не хватало финансов. Умер непревзойденный Парлерж, оставив после себя нерукотворный памятник со стрельчатыми окнами, богатым пресвитерием, северным порталом, таящим в себе на тимпане рельефное изображение страстей Господних. Достраивали другие, не менее талантливые. Йозеф Мокер завершит работу, следуя чертежам великого предшественника.

Здания, как и люди, имеют свои знаменательные даты: закладка фундамента, рост, возведение лесов. Переносят тяжелые годы заброшенности, ощущение ненужности, взлет, величие. Все пережил и этот храм. Когда Чехия вздыбилась восстанием гуситов, его захватили “чашники”, назначили архиепископа, а центральный неф украсили статуей своего короля, Иржи Подебрадского. (Кстати, сердце его покоится в костеле, а тело – в соборе Св. Вита). Над ней стояла огромная позолоченная чаша – символ причастия, надпись ниже гласила: “Правда побеждает”.

Калих был так огромен, что его облюбовали аисты, устроив там гнездо, вывели потомство. Аист – птица, приносящая добро, радость, счастье, поэтому никто не беспокоил пернатых. Но, когда на прохожих стали падать ящерицы, лягушки, змеи, народ дождался отлета возмутителей спокойствия – уютное гнездышко накрыли доской.

Вскоре протестантское движение придушили, решив привселюдно казнить пленных на Староместской площади. Последнего гетмана гуситов, Яна Рогача, в день исполнения приговора обрядили в праздничные красные одежды, знаменующие ликование. Оковы на нем и петля на эшафоте – в позолоте. Устроили фарс, пародию на ритуал посвящения в рыцари. Измывались над любимцем реформаторов по всем правилам светской морали: не отрубили голову, постыдно вывели перед толпой под виселицу. Для постройки взяли прочную доску, предназначенную для кровли костела. 50 висельников заполнили пространство площади, а базилика осталась непокрытой.

Тынский храм в Праге

Спустя 20 лет чешский король, Ладислав Погробек, вялый, немощный, решил жениться на французской принцессе Магдалене. Для празднества из дерева, служившего местом казни, соорудили помост для ристалища. В день свадьбы на турнирах рыцари должны были развлекать коронованных особ. Но не случилось, как хотелось: болезненный монарх не дожил до венчания. Тогда приняли решение возвратить строительный материал храму – наконец-то он пошел по назначению, на кровлю здания.

В 1626 г. статую Иржи сбросили, заменив фигурой Мадонны, работы К. Бехтелера. Стоя на полумесяце, Богоматерь держит на одной руке младенца, в другой – символ власти, скипетр. Одежды Пресвятой декорированы звездами, голову венчает корона. Все детали позолочены, для украшения расплавили чашу гуситского короля. В солнечный день они излучают сияние, видное на большом расстоянии.

В 1679 г. молния ударила в строение, начался пожар, повредивший его. После реставрации центральный неф стал ниже прежнего, но уникальность удалось сохранить.

Внутреннее убранство костела

Тынский храм в Праге

Заступница и просительница за всех грешных, праведных воссияла с новой силой, даря радость верующим, вселяя надежду в сердца сомневающихся, подбадривая атеистов. Быть рядом со святилищем, не посетив его, невозможно.

Внутри просторно и светло. 19 великолепных алтарей расположены в помещении, главный – выполнен в золотой и малахитовой гамме. В алтаре у правого нефа – скульптура “Тынской Мадонны на троне” (1420 г.). Никогда не вянут цветы у ног Пресвятой. Не зря возле нее находится большое количество драгоценностей – благодарность прихожан.

Картины известных художников украшают стены. “Вознесение Девы Марии”, “Троица” – образец раннебарочной порталовой живописи. Карел Шкрета сумел выразить на полотне огромную жизненную энергию, воплотив ее в жесте, мимике, взгляде. Выхваченные из темного фона фигуры “оживают”, цветовые нюансы помогают прочувствовать замысел.

На стенах – картины кисти Ф. Чермака, изобразившего страдания Спасителя, последние часы его жизни. Генеалогическое древо Иисуса в исполнении М. Галбакса манит к себе. Каждый шаг сопровождает история, замершая на стенах, сводчатом потолке, надгробных плитах. Здесь обрели вечный покой Рудольф ІІ и его знаменитый астролог Тихо Браге. Последний слыл дерзким дуэлянтом. В 17 лет отсеченный кончик носа, возможно, поумерил пыл, заставив призадуматься над образом жизни. Пришлось задире до конца своих дней носить серебряный наконечник. На барельефе он стоит в рыцарских доспехах, а кредо неунывающего ученого сквозь века доносит до нас, что лучше быть, чем казаться. Есть над чем поразмыслить пытливому уму.

Под могильными камнями лежат головы 12-ти дворян-протестантов из 27. Их казнили в 1621 г. Рядом – Шимон Абелес, 10-летний отрок, купеческий сын. Тайком от родителей он слушал проповеди в монастыре иезуитов, уверовал, крестился. Отец, узнав о предательстве сына, вместе с сообщником долго пытал мальчика, затем ребенка убили. Тело предали земле на территории старого еврейского кладбища. При перезахоронении гроб вскрыли – оно оказалось нетленным, идеально сохраненным. Ему определили новое место упокоения как мученику – Тынский собор. Убийцы получи сполна: отец повесился в тюрьме, сообщника – колесовали. До шестидесяти надгробий известных и неизвестных людей похоронены тут, многие плиты повреждены. Суеверные чехи и сегодня верят, что зубная боль поутихнет, если наступить на могильную плиту.

Тынский храм в Праге

У входа в ризницу застыл на холсте Св. Лука, пишущий портрет Богоматери по наущению ангелов. Поговаривают, что художник изобразил себя в образе святого, а Деву Марию писал со своей жены. Кротость, покорность, терпение – в склоненной головке. В самом помещении хранится личное распятие княжны Людмилы. Его уникальность в том, что Христово тело выполнено из кожи первого чешского христианина.

Можно присесть на одну из двух готических лавочек, у которых консоли сделаны в форме коронованных голов. Устроившись удобней, послушать чарующую музыку, льющуюся из самого древнего инструмента Праги, изготовленного Мундтом в 1673 г. Орган реставрировали в Бонне, в 2000 г. он занял прежнее место, радуя звучанием посетителей. Говорят, на нем играл гениальный Глюк.

Слушая музыку, отдыхая телом и душой, обратите внимание на резной иконостас – шедевр мастеров по дереву. Каменные балдахины между нефами, изваянные М. Рейсеком (1493 г.), смотрятся легкой тканью. Оловянная купель 1414 г. напомнит об обряде крещения, апостолы на ее барельефе охраняют младенца от всякой нечисти.

Внутренние работы, начатые в 1973 г. еще не закончились. Но какой же священный трепет охватил ученых, рабочих, служителей культа, когда в северной части нефа нашли прекрасно сохранившуюся фреску Св. Иеронима со львом. Это было в 2000 г.

Выйдя из костела, оглянитесь, посмотрите, запомните на всю жизнь эту святыню, призрачность башенок-корон, утопающих в вечернем свете. Мерцание первых звезд не затмевает блеска от одежд Пресвятой Девы. Идите к ней, просите, она покроет вас своей благодатью.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий