...

Галерея Уффици во Флоренции

Адрес: Piazzale degli Uffizi 6, 50122, Флоренция, Италия.
Как добраться: автобусом C1 до остановки Galleria Degli Uffizi.
Время работы: вторник-воскресенье с 8:15 до 18:50.
Кассы закрываются в 18:05.
Выходные дни - по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Культурная сокровищница Флоренции – галерея Уффици

Самое лучшее, что удалось создать человечеству за все века цивилизации, определяется одним словом – искусство. Исчезни оно, и мир развалится. Это могучая объединяющая сила, вызволяющая из удушливой атмосферы как внутренних, так и внешних противоречий, пробуждающая волны гармонии в человеческих сердцах. Пока существует жизнь на Земле, останется актуальной оброненная Платоном фраза: “Созерцанием прекрасного мы возвышаем себя”. Красота, собранная воедино, действительно, способна вызвать катарсис. Его легко испытать, затерявшись в лабиринтах знаменитейшей галереи Уффици во Флоренции.

История Галереи Уффици

Галерея Уффици во ФлоренцииВидимо, волею судьбы династии Медичи предназначалось сделать решительный шаг навстречу временам, нареченным впоследствии Возрождением. За период своего правления покровительствующее талантам благородное семейство сумело превратить столицу Тосканы в культурный центр Европы. Не удивительно, что именно с этими правителями неразрывно связана история появления музея. А произошло все просто.

Козимо I, надумав объединить под общей крышей 13 разрозненных городских магистратов в монолитный руководящий орган, канцелярию (на итальянском “uffizi”), велел придворному архитектору Джорджо Вазари возвести дворец (1559 г.). Задача была трудоемкой, рискованной, поскольку закладывать основание приходилось на берегу реки Арно, показывающей порой строптивый нрав.

Строительство, стартовавшее в 1560 г., растянулось на 2 десятилетия. Для расширения территории снесли соседствующие жилища и древнюю романскую церквушку Сан-Пьер-Скераджо. В дальнейшем по случаю бракосочетания наследника зодчий выстроил тайный проход над мостом Веккьо, приводящий в сады Боболи, связав таким способом герцогскую резиденцию с новостройкой (1565 г.). После его смерти (1574 г.) продолжили стройку Бернардо Буонталенти и Альфонсо Париджи Младший, завершив ее в 1581 г.

К тому моменту скончался и герцог. Сменивший его Франческо, страстный коллекционер, перекроил отцовские планы. Он вознамерился убрать административные ведомства, расположив наверху семейное феноменальное собрание живописи, старинные сосуды, камеи, оружие и прочие богатства, ставшие ядром будущей музейной коллекции. Ее активно пополняли следующие монархи. Немалую лепту внесли базилики, понтифик Пий V, подаривший подлинники античных изваяний, и иные меценаты.

В 1737 г. Анна Мария Луиза, последняя из Медичи, незадолго до кончины завещала австрийскому роду Лотарингов, унаследовавшему Тосканское Герцогство, имения с фамильными художественными ценностями, но с условием, что они никогда не ускользнут из города, будут доступны общественности. Соблюдение заключенного соглашения помогло сохранить не имеющие цены шедевры до сегодняшних дней. В 1769 г. музей открылся для широкой публики. К сожалению, в военное лихолетье 1944 г. фашисты при отступлении его частично разграбили. От бомбардировки, последующего наводнения значимый ущерб понесли фрески. Восстановить некоторые так и не смогли.

Особенности архитектуры

Галерея Уффици во ФлоренцииРаскинувшийся на пьяцце Синьории архитектурный комплекс в форме буквы “П”, состоит из двух параллельных трехэтажных вытянутых корпусов, соединенных крытым переходом со сквозной аркой. Образованная между ними улица длиной 142 м выводит на набережную.

Изысканность фасаду придает сочетание белоснежной штукатурки с дорогостоящим серым камнем, доставленным для облицовки из каменоломен долины Мензолы. Этот отделочный материал, используемый исключительно для декора интерьеров, настолько ценился, что для получения требовалась специальная правительственная лицензия.

Входом со стороны речки является портик с аркадами. Через каждые три пролета – мощные пилоны, где в нишах к средине XIX ст. установили 28 фигур знаменитостей, изваянных в полный рост (Дж. Дюпре и Л. Бартолини). Там поселились навечно ученые мужи Леон Баттиста Альберти и Галилео Галилей, поэт Данте Алигьери и писатель Джованни Боккаччо, архиепископ Антонин и дипломат П. Каппони, создатель купола собора Дуомо Ф. Брунеллески и другие. Средний этаж прорезан множественными окнами, украшенными балюстрадами с балясинами. Третий – застекленная лоджия.

Заслуживает внимания западное крыло здания. С 20-метровой вышины смотрит печальными глазами на прохожих покрытый позолотой бронзовый человек, шагающий над пропастью по лезвию клинка (Роберто Барни). Он появился совсем недавно (май 2013 г.), ровно к двадцатилетней годовщине произошедшего теракта, как напоминание о нанесенных ранах, символизируя свет, борющийся с кромешной тьмой варварства. Его высота составляет почти 3 м, хотя снизу кажется небольшим. По телу разбросаны пять людских фигурок – столько погибших от сильнейшего взрыва: студент здешнего университета Дарио Каполиккио, проживающий напротив, и супружеская пара с детишками: новорожденной Катериной и Надеждой 9 годиков. Пострадало 150 полотен. Навсегда утрачены “Игроки в карты” и “Концерт” Б. Манфреди, а также “Поклонение пастухов” Г. Хонтхорста. После трагедии, учиненной сицилийской мафией, здесь несут дозорную службу полицейские.

Бесценная флорентийская “шкатулка”

Галерея Уффици во ФлоренцииСреди царящей тишины и покоя на площади 13000 м кв. собралось целое созвездие имен итальянских, французских, голландских, фламандских, испанских, немецких именитых мастеров кисти, творивших с XIII по XVIII в. Андреа дель Верроккьо, Лоренцо ди Креди, Франсиско Гойя, Диего Веласкес, Мазолино да Паникале, Альбрехт Дюрер, Эль Греко, Франсуа Клуэ. Произнесенный шепотом неполный коротенький перечень гениев звучит подобно молитве.

Тысячи великолепнейших полотен, распределенных в хронологическом порядке по 45 залам, заставляют занеметь. Каждое – жемчужина в океане живописи, вызывающая бурю эмоций. Прибавив к ним миниатюры, гобелены, серию замерших в мраморе и бронзе древнегреческих героев, никто не отважится озвучить стоимость содержимого сокровищницы.

Ежегодно ее посещают более 1,5 млн. путешественников. Столпотворение у касс ошеломляет. Бесплатные билеты выдают особам, не достигшим 18 и старше 65, местным и прибывшим из стран Евросоюза. Остальным надо заплатить за двоих 25 евро. Ведется постоянный контроль над количеством одновременно находящихся внутри граждан. По нормам безопасности их число не должно превышать 900. Очередь растет с сумасшедшей скоростью, поэтому приходить желательно к открытию, иначе выстаивать придется не меньше часа. Пропускают мелкими группками с интервалом 15-20 минут. Большие сумки, рюкзаки, напитки проносить запрещено, их временно оставляют в камере хранения.

В вестибюле рядышком с гардеробом под залог любого документа с фотографией любезно предлагают взять аудиогид. Впервые пришедшим сюда, безусловно, предпочтительней живой профессиональный экскурсовод, рассказывающий любопытные факты, не указанные в бумажных путеводителях. С июля 2014 г. фотографировать разрешили, но без вспышки, штативов для видео и фотосъемок. Чужие правила надо уважать.

Поднявшись по лестнице на 3-й ярус, откуда начинается погружение в царство красоты, следует обратить взор на статуи, бюсты, выстроившиеся вдоль удлиненного коридора, и, конечно же, на расписанный “гротесками” потолок. Нелепые звери, смешные чудовища, переплетающиеся с растительными орнаментами, возникли благодаря капризам и фантазии Антонио Темпеста и его команды под чутким руководством почитателя маньеризма Алессандро Аллори. С портретов наблюдают за гостями императоры Рима, их жены, прославленные деятели древности.

Как нельзя объять необъятное, так просто физически невозможно за одноразовый визит осмотреть буквально все. Впечатления от многочисленных экспонатов перемешаются, как в сломанном калейдоскопе. Разумней, предварительно ознакомившись с объектами выставки, рассмотреть то, что заденет струны души, но основательно, до мельчайших подробностей вникнуть в суть.

Творения Филиппо Липпи

Галерея Уффици во ФлоренцииИх несложно распознать, оказавшись в апартаментах под № 8, посвященных творчеству неординарной личности. Тяжелая судьба, бесспорно, наложила отпечаток на его стиль. Рано лишившись родителей, в 15 лет принял монашеский постриг, потом покинул обитель. Жизнелюбец, весельчак слишком увлекался спиртным и женщинами, не пытаясь даже таить пороки. Полюбив послушницу, прелестную Лукрецию Бутти, ответившую взаимностью, не задумываясь, выкрал ее из монастырского затворничества. Козимо лично ходатайствовал перед папой о признании их брака законным. Церковники находили его работы чрезмерно мирскими, утверждая, что в них потеряно звучание божественной мелодии.

Его картины на религиозную тематику, несомненно, наполнены земной радостью, чувственностью, пылкой любовью. Особенно это заметно в “Мадонне с младенцем и ангелами”. В Пресвятой Богородице угадывается его суженая. Неимоверно нежная, утонченная молодая мать сложила молитвенно руки пред малюткой-Иисусом, поддерживаемым милыми ангелочками. Не менее восхищает триптих “Коронование Богоматери”, где Всевышний надевает на голову Приснодевы, стоящей на коленях, венец. Присмотревшись, нетрудно узнать в задумавшемся монахе, подпирающем подбородок, автора.

Манит и “Урбинский диптих” Пьеро делла Франческа (1465 г.), превосходного художника, математика, философа. Парный профильный портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца поражает реалистичностью, отсутствием приукрашивания внешности. Правильно выбранный ракурс изображения бесстрашного кондотьера позволяет скрывать обезображенную половинку его лица. Нереально бледное женское – тонкий намек на то, что супруга, скорее, уже покойная.

Бывший театр

Когда-то здесь собиралась элита, рукоплескала выступающим артистам. Сейчас туристы, затаив дыхание, надолго замирают в изумлении, разглядывая произведения яркого представителя раннего ренессанса С. Боттичелли: “Паллада и Кентавр”, “Клевета”, “Возвращение Юдифи”, “Нахождение обезглавленного Олоферна”.

Галерея Уффици во ФлоренцииНо ничто не завораживает так, как “Рождение Венеры”. Обнаженная юная богиня, рожденная на заре из пены морской, стыдливо закрывающая нагую плоть прядью длинных игриво развевающихся медных волос, – само очарование. Она стоит в сияющей гофрированной раковине, медленно скользящей по ряби моря. Задумчивое трогательное девичье личико с курносым носиком, девственно свежими губами овеяно тенью печали и кротости. Летящий в объятии Хлориды резвый ветерок Зефир с темно-зелеными огромными крыльями усердно дует на хрупкую неземную деву, согревая теплым дуновением, ласково направляет к брегу. Встречает обворожительное создание выбежавшая из негустой апельсиновой рощи привратница Олимпа Ора, наряженная в невесомое платье, подает расшитое цветочками пурпурное покрывало.

На холсте увековечена возлюбленная Джулиана Медичи, красавица Симонетта Веспуччи, сводившая с ума знатных вельмож, желанная и недоступная муза мечтателя-художника, передавшего с помощью разных оттенков глубину трепетных чувств к ней (1485 г.). Сандро наделил ее облик первозданной чистотой и практически сакральной возвышенностью. Алебастровая пыль, примененная им, придала краскам особое свечение, обеспечив долговечность.

Безумно загадочный творец

Галерея Уффици во ФлоренцииЖивописец, инженер, изобретатель, химик, анатом, музыкант, ваятель, литератор. Все это непостижимым образом соединилось в непревзойденном уникуме – Да Винчи. Есть ли хотя бы какая-то сфера деятельности, коей бы не коснулся его гениальный разум? Разгадав явление рассеивания в воздушном пространстве светового потока, он умело выразил его в технике “сфумато”, смягчающей цветовые контрасты. 

Как-то Андреа Верроккьо, творя “Крещение Иисуса” (1475 г.), поручил ему дописать слева серафима, держащего одежды Спасителя, которого крестил Иоанн в Иордане. Блестящий результат ошеломил, сразил наповал учителя. Маленький белокурый небесный посланник, окутанный легкой дымкой, выгодно отличался от ангельского лика, выписанного им темперой в суховатой линеарной манере. Честно признав, что 20-летний ученик намного превзошел его мастерством, расстался с кистью. Посетителям предоставлена уникальная возможность убедиться в достоверности суждения, детально изучив шедевр.

“Благовещение” начинали писать другие подмастерья, не разбиравшиеся в законах перспективы. Леонардо доверили исправить их ошибки, довести дело до конца, что он успешно и осуществил. На фоне живописного пейзажа со стройными кипарисами разворачивается сценка из Библии. У дома с распахнутой дверью сидит Пречистая, занимаясь рукоделием. Спустившийся с небес крылатый архангел Гавриил, пав пред ней на колено, извещает, что ей предначертано свыше родить сына Божьего. “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”, – произносит почтительно.

Алтарную композицию на Рождественскую тему “Поклонение волхвов” заказали каноники монастыря Сан Донато в Скопето (1480 г.) по просьбе его отца, занимавшего там должность нотариуса. Хоть она не окончена, но использованные в ней приемы дают реальный шанс испытать волнующий иллюзорный эффект присутствия.

Здесь приютились и “Моление о чаше”, “Распятие”, “Оплакивание Христа”, созданные Пьетро Перуджино, главным мастером умбрийской школы, писавшим в основном библейские сцены, обучавшим Рафаэля Санти, который в итоге затмил талантливого наставника. Представленные работы понятны, гармоничны, имеют глубочайший смысл.

продолжение

Фантастическая “Трибуна”

Галерея Уффици во ФлоренцииВ седую старину ее называли “Комната чудес”. Ну что ж, название ей вполне подходит. Зайти не получится, после произведенной в 2012 г. реставрации позволительно рассматривать, остановившись в дверном проеме, дабы не погубить изумительный радиальный рисунок мраморного пола. Восьмигранная комнатушка похожа на языческий храм. За качество дизайна отвечал Якопо Лигоцци, прославившийся пристрастием к мифологическим сюжетам. В едином флаконе здесь слились 4 стихии. Напольное покрытие – земля, обивка стен из кроваво-красного велюра – огонь, усеявшие изнутри купольный свод перламутровые ракушки (2500 шт.) – вода, роза ветров на фонаре – воздух.

С этого уютного помещения когда-то и зарождался всемирно известный чудо-музей, куда сегодня со всех уголков планеты едут, летят желающие насладиться его достоянием. Посредине на позолоченных ножках разместился восьмиугольный столик с мозаичной поверхностью, инкрустированной драгоценными каменьями. Снова фигурирует цифра 8. Случайное совпадение? Нет. Восьмерка олицетворяет очищение, обновление, означает достижение конечной цели – обретение рая. Согласно ведийской традиции – это восемь аспектов “ОМ”, священного слога Абсолюта.

Здесь прописались чудесные портретные изображения, выполненные выдающимся маньеристом А. Бронзино. На них – члены семьи Медичи, приближенные ко двору. Но большинство заглядываются на статую Венеры, датируемую I в. н. э. Без тени жеманства, застыв в мимолетном испуге, богиня застенчиво прикрывает наготу, пленяя и очаровывая грациозностью, невероятной женственностью. Ее окружают мифические существа фавны, предающиеся безудержной колдовской пляске. С вожделением поглядывает красавец Аполлон, и только хмурый раб, усердно затачивающий нож, вносит некий диссонанс в идиллию безмятежного ансамбля. “Ты смотришь и не в силах с ней проститься. Ты к ней пришел – и нет пути назад!”, – так воспел совершенство женских форм в своих стихах романтик-поэт лорд Байрон, побывав здесь.

Не пройдите мимо

Многие мечтают взглянуть на “Святое семейство” великого Микеланджело (1504 г.), единственную дошедшую до нас станковую картину, исполненную на дереве в круглом формате (“tondo” на английском). Отсюда еще одно наименование “Тондо Дони”. Второе слово указывает на фамилию богатейшего расчетливого торговца Аньоло, друга детства, заказавшего ее к свадьбе с Маддаленой Строцци. Купец, явившийся оценить свадебный подарок взыскательной невесте, показавшийся ему баснословно дорогим, был крайне разочарован, недоволен интерпретацией. “Где духовность, обещанная святость, среди неотесанных крестьян и голых юнцов?”, – кричал возмущенно. Обозвав все мужицкой мазней, отказался оплачивать заказ. Потом одумался, отправил посыльного с деньгами, но поздно. Разъяренный Буонарроти, оскорбленный недопониманием, значительно поднял плату, принципиально не намереваясь уступать и копейки. И скряге пришлось выложить 140 вместо 70 флоринов, оговоренных вначале. Как гласит пословица: “Скупой платит дважды”.

Галерея Уффици во ФлоренцииИзображенные персонажи кажутся объемными, будто высеченными из мрамора, а не нарисованными. Краски сочные, не потускневшие с веками, словно не подвластны времени. Поза сидящей на зеленой лужайке Марии сложная. Резко повернувшись к кудрявому розовощекому малышу, она то ли принимает, то ли отдает ребенка мужу, бородатому Иосифу, как бы нависшему над ней. Символизм, пронизывающий композицию, понять непросто. Наличие на заднем плане оголенных мужчин, устроившихся на невысоком парапете, подростка И. Крестителя искусствоведы интерпретируют по-разному, истинный смысл интригующей детали – загадка.

Зачаровывает мирно спящая на каменном ложе Ариадна, считающаяся в греческой мифологии дочерью Миноса, царствующего на острове Крит, внучкой всевидящего бога Солнца Гелиоса. Верховная жрица, уснувшая неожиданно, полулежит, опершись щекой на левую руку. Соскользнувший с плеча хитон оголил грудь. Скульптура (древнеримская копия III в. до н. э.) после долгих скитаний по Франции, куда увез ее Наполеон, наконец, вернулась домой, заняв местечко, пустовавшее с 1794 г.

Стынет в жилах кровь от гипнотизирующего взгляда Горгоны, в коем читается ужас, недоумение. Такое ощущение, что чудище злобно закричит, мгновенно превратив зрителя в камень. “Щит с головой Медузы” – детище Караваджо (1598 г.). Его “Жертвоприношение Авраама” подталкивает к размышлению, как и потрясающий натурализмом “Вакх” (1596 – 1597 гг.). Божество виноделия и веселья с мускулистым пышущим здоровьем телом, играющим румянцем на щеках протягивает бокал с вином, даруя приподнятое праздничное настроение. Однако, увядающие на венке юноши виноградные листочки, слегка подгнившее яблоко в вазе напоминают, что праздник не вечен, как, впрочем, и все в этой жизни.

Не оставляют равнодушным творения замечательного портретиста жизнерадостного Тициана. Трудно отыскать великосветскую даму, властителя, не запечатленных им. Его восхитительная “Флора” (1515 г.) вынуждает исследователей до сих пор вести непрерывный спор о том, кто же скрывается под обольстительной внешностью златокудрой красотки: искусительница-куртизанка иль невинное создание.

Здесь можно затеряться надолго, сокровища Уффици не отпускают, даря наслаждение и восторг. Подлинное искусство бессмертно. Это и есть то, на чем возрастает душа. Прикосновение к нему облагораживает, пробуждает данное от рожденья чувство прекрасного. Люди, научившиеся даже в незначительных мелочах видеть красоту, обогащаются духовно, впуская в себя жизненно важные ценности: светоч знаний, взаимопонимание, доброту, настоящую дружбу, искреннюю любовь.

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий