...

Театр Ла Скала в Милане

Адрес: Via Filodrammatici, 2. 20121 Milano.
Как добраться: станция метро "Duomo" (линия М1),
далее пешком пройдите через Galleria Vittorio Emanuele II, 
театр находиться чуть левее от выхода. 

Храм оперного искусства Милана – Ла Скала

Эх, махнуть бы на все рукой, сев однажды в серебристый самолет, полететь в жизнерадостную столицу Ломбардии, изысканную, суматошную, контрастную, яркую, словно глянцевая открытка. Театр Ла Скала в Милане Приятно побродить по миланским улочкам, замереть от восторга у кружевного беломраморного чуда – собора Дуомо, расстаться с деньгами, последовав за ароматом роскоши в модные бутики, ощутить магическую силу “Тайной вечери” непревзойденного да Винчи, хранящейся в Санта-Мария-делле-Грацие. И, наконец, подарить себе глоток радости посещением лучшего театра на планете – Ла Скала. Погрузившись в мир музыкального волшебства, несложно понять, что без музыки жизнь была бы слишком серой, бездушной, рутинной.

Перелистывая странички истории

На крошечной piazze della Scala в окружении учеников застыл на мраморном пьедестале великий гений человечества – Леонардо да Винчи, наблюдая за толпами, устремляющимися к непримечательному внешне зданию вышиной в три окна. Пройдя мимо, не заметив его, пропустите важнейшую достопримечательность Милана, настоящий бриллиант – знаменитейший театр оперы и балета. Безусловно, неброский, простоватый фасад сбивает любого с толку, но заглянув внутрь… впечатление меняется. Все объясняется тем, что раньше тут не было ни храма искусства, ни самой площади, откуда бы его можно было рассматривать. До XIV в. здесь располагалась старейшая в городе базилика Santa Maria della Scala. Снеся ее, на освободившемся участке по инициативе австрийской императрицы Марии-Терезы решили возвести главный театр, названный в честь христианской святыни, заменив сгоревший ранее Королевский (1776 г.). У строительства возникло много противников. Театр Ла Скала в Милане Жители считали богохульством, надругательством над святостью проведение там спектаклей. Невзирая на массовые протесты работы под руководством архитектора Джузеппе Пьермарини все же стартовали. Усмирить конфликт поспособствовала найденная в момент закладки фундамента плита с изображением римского актера, мима Пилада. Приняв необычную находку предзнаменованием свыше, миланцы смирились, споры прекратились. На осуществление намеченного проекта требовалась немалая на то время сумма (1 млн. лир), предрекавшая опустошение городской казне. Спасли положение 90 богатейших горожан, разделивших между собой расходы. Строение в утонченном неоклассическом стиле 100 м длиной, 38 шириной с грациозными колоннами, изящными карнизами построили в рекордно короткие сроки, за 2 года. По центру фасадной части обустроили специальный портал для въезда конных экипажей. Сюда потянулись сливки общества, хотя и простой люд не остался безразличен. Предначертанный судьбой путь к славе начался с 1778 г. 3 августа. Словно по мановению волшебной палочки раскрылись половинки пурпурного занавеса. Зрители впервые увидели “Узнанную Европу”, написанную непосредственно для торжественного случая композитором Антонио Сальери, коего несправедливо обвиняли в причастности к смерти Моцарта.За более чем 200-летнее существование постройка пережила несколько серьезных пожаров, во время фашистской оккупации была полностью разрушена, возрождением из праха обязана конструктору Л. Секки (1946 г.). Завершающую капитальную реконструкцию, обошедшуюся местному бюджету в 60 млн. $, произвели в 2001 – 2004 гг.

Интерьер вчера и сегодня

Огромный зал подковообразной формы, выполненный в золотистых, белых, серебряных тонах, вмещает связанные коридором ложи (194), размещенные 6-ю ярусами, в каждой – до 10-ти персон, одну отвели коронованной семье, куда посторонним заходить строжайше запрещалось. Театр Ла Скала в Милане Аристократы имели персональные места, арендованные на круглый сезон, куда попадали через отдельный вход, не желая смешиваться с простолюдинами. Вначале перед премьерой партер заполняли раскладными стульями, их выносили, освобождая пространство для балов, коррид. Многие теснились прямо в проходах. Горели свечи, но их было недостаточно, поэтому в помещении царил полумрак, не дающий разглядеть действие, происходящее на сценических подмостках. Оставлять головные уборы разрешали не только женщинам, но и мужской половине, поскольку расплавленный воск стекал каплями на головы граждан, находившихся внизу. Потом появились тысячи масляных ламп, до возникновения электричества их сменили газовые рожки. Оркестровой ямы до 1907 г. не существовало. Оркестр отделял от слушателей невысокий барьер. Зимой было весьма холодно, обогрев отсутствовал. Зато акустика была потрясающей: тихий шепот, незначительный шорох, словно резиновый мячик, отпрыгивая от стенок, скакал, не угасая долго. Сейчас в дизайне ощущается сочетание благородной старины, проникнутой романтическим настроем, с ультрасовременными технологиями, соответствующими 3-му тысячелетию. У входа – одетые в строгую униформу карабинеры, стражи порядка. В фойе – очаровательные девушки, юноши в темных безукоризненно сшитых костюмах, белоснежных перчатках, с тяжелыми цепями на плечах из серебра создают ощущение сопричастности к прекрасному, не дозволяя забывать о цели визита. Перехватывает дыхание от пышности зрительного зала внушительных размеров, вмещающего 2015 желающих. Великолепные стены, декорированные изумительной лепниной и позолотой, нежный алый бархат кресел, мониторы на спинках, облаченные золотом большие зеркала, невероятно красивая сверкающая хрустальная люстра – все дышит аристократичной элегантностью, богатством, напоминая сказочный дворец. Увеличенная в 3 раза сцена с потолком, приподнятым на 56 м, – наибольшая в Италии. Сколько взлетов и падений памятует она. Усовершенствования позволили свершаться наиболее смелым постановочным фантазиям. Театр Ла Скала в Милане Декорации сменяются автоматизировано. Углубление строения на 36 м под землю дало возможность разместиться там сценографии всего представления. Легкую грусть навевает у сотрудников только исчезновение старых роялей да давних трюмо, спутников гримерных, переделанных, обновленных. Дополнительную нотку в праздничную атмосферу вносит бессчетная наряженная публика, требовательная, капризная, умеющая вознести и уничтожить: сеньориты в вечерних платьях, дополненных эксклюзивными аксессуарами, мужчины в стильных костюмах с бабочкой или галстуком, до блеска начищенных туфлях, здесь все должно блистать. Ради них ежедневно усиленно трудятся 1400 творческих личностей, дабы показать, что нигде в мире невозможно насладиться более качественным зрелищем. Задуманное чудесно удается.

Золотой период Скалы

Он берет начало с XIX ст. На подмостках ставят произведения замечательных композиторов: Верди, Россини, Беллини, Пуччини. Гости рукоплещут шедеврам: “Фаусту” Гуно, “Хованщине” Мусоргского, “Евгению Онегину”, “Пиковой даме” Чайковского. Английский поэт-романтик лорд Байрон и французский писатель Стендаль, часто посещая культурное заведение, прославляли его превосходными отзывами. Взлететь на небывалую высоту театру помог маэстро от Бога, Артуро Тосканини, ставший за дирижерский пульт 20-летним (1887 г.). Когда еще совсем ребенком предстал пред многочисленной аудиторией в Рио, слушатели сначала зашикали, но стоило уверенно взмахнуть тросточкой, воцарилась мертвая тишина. Театр Ла Скала в Милане Оркестранты вмиг преобразились, почуяв властную силу управляющего, тонко чувствующего музыку. После 1-го акта зал буквально взорвался шквалом аплодисментов. “Мальчишка – опытный музыкант”, – удивлялись бразильские меломаны. Хормейстер, хитро улыбаясь, неоднократно повторял, что оркестр – это необъезженная лошадка, требующая немедленного укрощения. Почувствовав слабость седока, она тут же его сбросит. Чтобы мелодия звучала чисто, дирижеру нужно обладать абсолютным слухом, ощущать краски звучания всех инструментов, владеть чувством ритма, безупречной памятью. Все Артуро имел, а еще – железную волю, взыскательный характер, мечту творить на родине. На репетициях казался неумолимым, кричал, не выбирая выражений. Бездарные, небрежные артисты раздражали, единственное, что ценил – талант. Не применяя власть, излучал ее неосознанно, непроизвольно. До 30-летнего возраста его репертуар насчитывал 165 пьес 54-х сочинителей, все помнил наизусть. Презирая подлость, ложь, добивался добросовестного отношения к обязанностям без зависти, сплетен, распространявшихся, как правило, среди участников. Вне работы – добряк, отзывчивый, общительный, помогающий материально. Зрители его обожали, а он боготворил Верди за сердечность, легкость, изящество сочинений. Исполнял много трудов кумира: “Травиату”, “Аиду”, “Отелло”, “Трубадура” и др. Не сумев добиться желанного качества спектаклей из-за рутины, бесконечных интриг, ревности, царившей в актерской труппе, бросил коллектив, перебравшись в Нью-Йорк. Соединенные Штаты из-за отсутствия собственных одаренных персон подобного уровня щедро оплачивали чужестранцев.В Первую мировую Тосканини вернулся, посчитав долгом пребывать с соотечественниками, разделяя общую беду. Оркестр безнадежно распадался, певцы разъезжались. Взвалив на себя ответственность воскрешения театра, стал директором, режиссером в одном лице, хотя ему предлагали баснословные гонорары. Выделенные 100 тыс. лир, вознаграждение за успешно проведенный театральный сезон, пожертвовал на ремонт Ла Скала. Современные, классические оперы привлекали любителей пения, готовых выложить любую сумму, дабы видеть музыкального титана. Безропотно повинуясь, подчиненные замирали от страха пред суровым боссом, но и любили. Он относился одинаково, как к примадоннам, так и к техническому персоналу. 1926 г. ознаменовался постановкой “Турандот” близкого друга Джакомо Пуччини, скончавшегося, не успев закончить последний акт. Дирижировавший Артуро, дойдя до прервавшегося участка, отложил палочку, повернувшись к гостям, принеся извинения, промолвил: “Представление закончено, господа, с сего момента перестало биться сердце маэстро”. После чего ушел… Когда тучи фашизма нависли над родимым краем, открыто, бесстрашно протестовал против ненавистного Муссолини, отказываясь с сарказмом играть на официальных торжествах. Даже Гитлера удивляло, почему не расправятся с этим амбициозным упрямцем. Ненавидя захватчиков, обзывая их свиньями, душащими европейцев, уезжает в Штаты. Узнав о разрушении Ла Скала, жертвует миллион лир на восстановление (1945 г.), вскоре возвращается дирижировать там вновь. Прожив долгих продуктивных 90 лет, щедро обогатил искусство XX в. навеки став его живой историей.

Звезды прославленной сцены

Их тысячи, трудившихся здесь: Энрико Карузо, Эмма Карелли, Галина Вишневская, Джованни Мартинелли, Елена Образцова, всех не перечесть, но как не вспомнить об именитом теноре, сыне обычного пекаря, Лучано Паваротти, сделавшего арии хитами? Прелестным певческим голосом смеялась и рыдала его душа. Об идеальном слухе доведался в неполные 19. Перед участием в международном конкурсе молодых исполнителей (1961 г.), где победил, мама вложила ему намоленный гвоздь от сглаза – пожизненный талисман. Пропев в американской “Метрополитен-опера”, на бис вызывали 160 раз, уникальное событие занесли в Книгу рекордов Гиннеса. Театр Ла Скала в Милане А ведь с детства мечтал о футболе, грезил быть профессиональным вратарем. В арии “Quel destin” легко удалось взять 9 высоких “до”, после чего присвоили имя “Короля верхнего до”, и это певец, признавшийся откровенно, что не знает нотной грамоты вообще.Любимый афоризм сюрреалиста Сальвадора Дали “Я иду, а следом за мной бегут скандалы” очень подходит ярой сопернице популярной Ренаты Тебальди – примадонне Марии Каллас. За вздорный характер оперную диву коллеги ненавидели, называя за глаза дьяволицей, режиссеры почитали, нарекли “божественной” за исполненную партию в “Травиате” (1955 г.). Благодаря универсальному вокалу, она представляла лицо “Скала”, находясь на всех постановках, в отличие от Римской оперы, куда могла не явиться просто из-за дурного настроения. Но как-то срыв произошел и здесь. Каллас беспардонно покинула концерт, не посчитавшись с присутствием на нем президента страны, сославшись на отсутствие вдохновения. Заветное увлечение – хорошо покушать, отсюда вес 100 кг при росте 171 см и комплекс по этому поводу. Воспевая неземной талант, критики не упускали случая язвительно уколоть за лишние килограммы. В результате, трудно поверить, похудела до 57 кг. Бурная карьера не принесла личного счастья. Став женой миллионера, менеджера Джованни Менегини, старшего на 27 лет, внезапно безумно полюбила женатого Аристотеля Онассиса, предавшего, заставившего избавиться от долгожданного нерожденного малыша, женившегося после развода с супругой на Жаклин Кеннеди. Неожиданный удар разбил сердце несчастной, решившей покончить с собой, только подоспевшая дружеская помощь уберегла от суицида. Многолетняя мучительная связь закончилась со смертью любовника. Она умерла в тот же самый день, что и он, только спустя 2 года. Эту загадку никто не смог разгадать. Прах развеяли над водами Эгейского моря. Сильнее лавров оказалась лишь сумасшедшая страсть, забравшая все: голос, жизнь. Театр Ла Скала в Милане Петь исключительно на итальянском – незыблемое здесь правило, нарушившее навсегда российским артистом Федором Шаляпиным. Получив приглашение из Милана сыграть в “Мефистофеле”, он настолько растерялся, что запросил за гастроли 15 000 франков, надеясь на отказ, но итальянцы согласились. До него никому не давалась лучше роль хозяина тьмы. Перед выступлением в гримерку зашли клакеры, затребовав за поддержку 4000 франков, вокалист выгнал вымогателей с треском, отказавшись наотрез платить. Посетители давно не проявляли такого неистового восхищения, как ни странно, больше всех хлопали наемники искусственного успеха. Затем ему предложили партию Бориса Годунова. На репетиции, удивив всех, запел на русском. Ошарашенные музыканты, остановив его, сделали замечание, ссылаясь на традиционный закон, на что россиянин решительно ответил: “Теперь ваша традиция – это я!”. С тех пор здесь слышится не только мелодичный язык солнечной Италии, родины бельканто.

Тесное содружество с балетом

Это, пожалуй, наиболее восхитительный, изящный вид искусства, придуманный человеком. С помощью умело поставленной хореографии, рождается чувственный, романтический мир, окутанный особой аурой. Грациозные балерины, откинув мирские проблемы, взлетают в воздух, паря, будто вольные птицы. Удерживаясь на носочках пуантов, расправляя “крылья” полупрозрачных одежд, проделывают невероятные па. Театр Ла Скала в Милане Глядя на горделивую осанку, утонченную вытянутую шейку, понимаешь, что только нечеловеческой выдержкой, упорным трудом, полной самоотдачей можно принудить затрепетать сердца знатоков, созерцающих чарующую красоту виртуозных движений белого лебедя. Невозможно перечислить всех балетмейстеров, сотворивших сценическую сказку, выраженную танцем: Л. Дюпен, П. Франки, У. Гарсия, Ф. Клерико, Д. Росси. Балетной труппе, созданной двести лет назад, есть чем гордиться. Чего стоят только Серж Лифарь и хореограф Джордж Баланчин, работавшие в ней. Ценители умения перевоплощаться, вживаться в роль дорожат именем прима-балерины Алессандры Ферри, прозванной “официальной Джульеттой” за исполнение шекспировской героини на протяжении18 лет. Роберто Боле безупречно справлялся с партией Ромео. Сменяются столетия, танцоры и сегодня благодаря отточенной технике успешно передают трагедию юных влюбленных. Джильда Джелати, Мик Дзени, Антонио Сутера продемонстрировали высочайший уровень мастерства в постановке “Сон в летнюю ночь” по комедии Шекспира. Русскую Светлану Захарову, получившую достойный титул “Etoile” – “Звезда” (2008 г.) знает весь Милан. Скромного, доброжелательного Рудольфа Нуриева, не кичившегося популярностью, не страдавшего звездной болезнью, уважали все. Он выглядел незаметным, выстаивая длинную очередь в буфете, как рядовой служащий, но когда выступал, зрители, умолкая вмиг, не отводили глаз, забывая обо всем. Артистом с большой буквы величали его. Январь 2016 г. радует премьерой “Золушка” Прокофьева. К февралю готовится “Щелкунчик” Чайковского, на март запланирован “Дон Кихот” Минкуса. Дальше – “Лебединое озеро”, “Жизель”…

Связующее звено между прошлым и настоящим

Им является музей, расположенный на втором этаже. Весной 2013 г. отмечали 100-летие со дня открытия. В 10-ти драпированных атласом тематических комнатах бережно хранятся тысячи уникальнейших экспонатов, большей частью купленных на аукционе в Париже у коллекционера Джулио Самбона, пополненных дарами частных лиц. Поднимаясь по лестнице, увидите серию афиш, знакомящих со знаменитостями, ставшими легендой. Вот в полумраке вырисовывается образ тоненькой женской фигурки, объятой растительным орнаментом. Это любимая всеми “Мадам Баттерфляй” прославленного Пуччини. Театр Ла Скала в Милане Премьерный показ впервые состоялся в 1904 г. Пожелтевший от времени бумажный плакат напоминает сладостно-томную эпоху модерна.Замирает дыхание, созерцая арфу, старинный рояль, за которым музицировал когда-то незабвенный Верди, портреты маэстро, его жен. Особенно притягателен спинет XVII ст. Внутреннюю сторону крышки расписал неаполитанский мастер кисти Анджело Солимена, изобразив храбрую Иудифь, держащую отрубленную ею, во имя спасения родной нации, голову полководца Олоферна.Комнатные стены украшены картинами живописцев. Завораживает, заставляет задуматься необычный натюрморт художника Эваристо Баскениса “Музыкальные инструменты”. На столе – бесструнная скрипка с завязанным бантом на смычке, рядом – виола с оборванными струнами, лютня тоже не в рабочем состоянии. Они обречены на беззвучие. Играть на них немыслимо. Почему наряду с фотографической точностью автор запечатлел их функциональную неполноценность? Что хотел этим сказать? Загадочным кажется стоящий черный ящичек с лежащей партитурой. Мелодия еще не родилась, она существует лишь на страничках, исписанных нотами, ее нельзя услышать, зато есть игра света и тени, решительных мазков, неуловимого колорита. В музейных апартаментах выставлены на обозрение фарфоровые статуэтки: печальный Пьеро, весельчак Арлекин, старики Панталоне и Дотторе – комедийные народные персонажи (всего 170). Среди собранных сокровищ – посмертные маски, бюсты многих композиторов, режиссеров, дирижеров, слепок руки великого Шопена, фортепиано Ференца Листа, дирижерская палочка Тосканини. Здесь залюбуетесь полотнами с изображением примадонн, зарубежных и местных, заявивших о себе на этих подмостках, множественными фотографиями, театральными нарядными костюмами.Рассматривая исторические ценности, приблизитесь к сокровенной дверце, ведущей в небольшую ложу, откуда взору откроется самое святое – зрительский зал, напоминающий огромнейшую чашу, поражающую великолепием. Вдалеке – легендарная сцена, где вечером состоится нечто волшебное, ведь по-другому и быть не может. Начало сезона всегда приурочено ко дню города, 7 декабря. Собирается многочисленная мировая элита. Проходы партера забиты манто, дорогими шубками, вызывая удивление. Приезжает и глава правительства Италии. Попасть чрезвычайно сложно, несмотря на дороговизну билетов (2 тыс. евро, в другое время максимальная цена 200 и меньше). Опаздывать здесь не принято, не впустят, превыше всего итальянцами ценится пунктуальность. Если удалось достать билетик, вы – счастливчик, радуйтесь! Удовольствие от просмотренного фееричного зрелища оправдает расходы сполна, ведь музыка – величайшее таинство: подобно вздоху ангела, проникая в душу, стирает негатив будней, пробуждает жажду к прекрасному, дарит чувство полета, обогащает, вносит гармонию.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий