...

Дворец Дожей

Адрес:  Palazzo Ducale, San Marco 1, 30124 Venezia. 
Телефон: +39 041 2715911.
Время работы: с ноября по апрель с 08:30 до 19:00. Вход до 18:00.
                             с апреля по по ноябрь с 08:30 до 17:30. Вход до 16:30.
Стоимость: цена стандартного балета состовляет 17 EUR, 
однако существует гибкая система скидок. Уточняйте в кассах.

Визитная карточка Венеции – Дворец дожей

Дворец ДожейОжившая сказка, находящаяся вне времени и пространства, невиданный экзотический цветок, распустившийся в водах Адриатики, уголок Земли, куда ехали за вдохновением тысячи поэтов и художников – это Венеция. Удивительный город воспевали в своей поэзии даже гении пера, не бывавшие здесь никогда. Пушкин, услышав рассказы Байрона о дивном граде, мечтал посетить Италию, хотел изучить итальянский. И пусть не суждено было реализоваться заветной мечте, но это не помешало написать ему замечательные строчки “Старый дож плывет в гондоле…” и “Адриатические волны”. В самом сердце диковинного края, на площади св. Марка, находится гордость венецианцев, настоящая шкатулка сокровищ – Дворец дожей.

Немного истории

В период с IX по XVIII ст. сооружение имело наибольшее значение для жизни республики в политическом плане: в его стенах вершились судьбы собственного народа и подчиненных стран, праздновали триумф над врагами и судили непокорных, нарушавших государственные устои. Помимо правительственной резиденции здесь располагался Большой Совет, активно участвовавший в правлении. Согласно закону власть не должна была концентрироваться в руках одного управленца, избираемого пожизненно. 

Сегодня здание совершенно не напоминает первоначальный вариант. Впервые его построили в 810 году как хорошо защищенную крепость. От неприятеля оно было укрыто высокими заграждениями со смотровыми башнями, широкими рвами, подъемными мостами. При приближении врага они тут же поднимались, замок становился труднодоступным. Не раз он подвергался пожару и, подобно Фениксу, восстанавливался из пепла. 

Так продолжалось до XII века, пока правление не перешло в руки Себастиано Дзиани, умного стратега, сумевшего создать сильнейший флот. Защитой от неприятеля стало море. Отпала необходимость в крепости, зодчие занялись возведением нового строения: эффектного, нереально красивого, ставшего предметом зависти иностранных послов. Рвы за ненадобностью засыпали, ограждения с башнями разобрали. Для возведения изысканного сооружения, представляющего образец венецианской готики, потребовалось почти три столетия.

Великолепие внешнего вида

Изумляет уникальная форма постройки. Создается впечатление, что ее планировали наперекор существующим правилам архитектуры, установив массивную тяжелую верхнюю часть на легкие ажурные арки.Дворец Дожей Поражаешься, глядя на это чудо. Каким образом хрупким колоннам и открытым аркадным террасам удается выдержать натиск тяжелого третьего этажа и не рухнуть? При всей, казалось бы, нелогичности спроектированного фасада на самом деле все гениально продумано: первый этаж не является просто архитектурным капризом, это замечательное место, где можно временно спрятаться от палящего летнего солнца, любуясь прекраснейшим пейзажем.

Над венчающими частями основных пилястр, предназначенных нести основную нагрузку, установлены композиции, изображающие прародителей человечества, змия-искусителя, а также суд Соломона и спасение Ноя, символизирующие небесное правосудие.

Второй ярус построен в виде открытой лоджии с утонченной кружевной аркадой, углы украшают фигурки архангелов. Череда колонн представляет ценнейший исторический памятник. Вверху каждой – уникальные скульптуры, посвященные древним деятелям: Титу, Траяну, Навуходоносору; мужьям науки и мудрецам: Соломону, математику Пифагору, блестящему оратору Цицерону, древнегреческому философу Аристотелю. Узоры вмещают целые энциклопедические знания прежних эпох! Рядом застыли в камне святые, пророки и римские боги, зодиакальные знаки. Плиты из бело-розового мрамора с различными геометрическими рисунками завершают здание, внутри которого спрятаны многочисленные венецианские тайны.

В центре обоих фасадов имеются балконы. Сюда выходил правитель, провозглашая пред жителями пламенную речь. На одном стоят башенки, над которыми возвышается скульптура Правосудия. Отсюда в 1866 г. провозгласили о присоединении республики к Королевству Италии. На втором – статуя, олицетворяющая Венецию. 

Дворец ДожейВо дворец ведут мраморные врата со странным названием “Бумажная дверь” или Порта делла Карта. Слово “карта” в переводе означает бумага. Почему так назвали? Может, этому способствовали сидевшие здесь писцы, помогая гражданам в составлении деловых бумаг (прошений, жалоб). А может, причиной стал неподалеку находившийся архив с хранившимися документами. При входе помещены античные статуи, над ними – композиция, представляющая каменную фигуру Франческо Фоскари, преклоненную пред крылатым львом, знаком небесного покровителя города св. Марка. Именно Франческо, отличавшийся поразительной смелостью и острым умом, принес родимому краю многие победы и достижения. 

Через арочную галерею попадаете на территорию внутреннего дворика, где установлены два бронзовых бассейна с кристально чистой водой и восемь древнегреческих памятников. Для посещения покоев нужно подняться по мраморной лестнице Гигантов, названной в честь бога войны Марса и повелителя морей Нептуна, изваянных древними мастерами в небывалых размерах, подчеркивающих величие и господство над людьми (работа Сансовино и учеников).

Здесь проходило самое значимое для горожан событие – коронование властелина. Торжественную церемонию проводили на лестничной площадке, превращавшейся ради праздничного события в царственный престол. Выбирали старейшего из членов Совета. В его миссию входило надеть будущему дожу головной убор, покрытый драгоценностями, символизирующий власть.

Богатство внутреннего убранства

Здесь есть чему поразиться любителям живописи, ибо именно она представляет основное украшение. Дворец ДожейНе существует ни единого потолка, плафона, которого не коснулась бы кисть талантливого художника. Приводит в неистовый восторг невероятно красивые по колориту настоящие шедевры мастеров эпохи Возрождения. Чтобы прикоснуться к венецианской истории, уметь многое осознать из жизни здешнего народа, увидеть собственными глазами гениальные работы итальянских живописцев, нужно пройтись по комнатам.

К парадным залам ведет роскошная “Золотая лестница”, обрамленная лепниной из золота. Она предназначена только для элиты. По ней имели право подниматься лишь знатные гости и высокопоставленные чины, чьи имена занесены в “Золотую книгу”, их было порядка 200 человек.

Шедевры Большого Зала Советов

Ступени ведут в самую огромную комнату Италии (размеры составляют 54 х 25 х15 м). Ей отведено все южное крыло. Удивляет, что ни единая колонна не поддерживает свод. На троне по центру восседал повелитель, а по обе стороны места на трибуне занимали представители Синьории. Здесь решались важнейшие вопросы, касающиеся судьбы горожан.

Самым известным мастерам поручили оформление. Потолок разрисовывал Тинторетто. Центральная фигура, символ города, окружена морскими божествами. Потрясает воображение полотнище “Апофеоз Венеции”, автором является Паоло Веронезе. Красивую девушку (олицетворение града), пребывающую на небесах с богами Олимпа, приветствует внизу ликующая толпа. Но наибольшие чувства вызывает картина “Рай”, написанная Якопо Тинторетто. Она считается самым большим изображением на холсте (7 х 22 м). В центре – Христос и Богоматерь, они окружены святыми и проповедниками, размещенными среди облаков. Изумительная игра света и тени создает ощущение оживших образов. Она написана с размахом и пафосом, характерным для живописца.

Зал выборов

Его еще называют “Залом судьбы”. К нему переходят из предыдущих покоев. Во времена существования республики в нем избирали чиновников в государственные органы власти.Дворец Дожей Здесь же они подвергались осуждению за нарушение закона, заслушивали приговор, не имея права возражать. Все присутствующие были безоружны, существовал строгий запрет на вход с любым оружием. 

На стенах и потолке видны композиции, передающие сцены победоносных сражений. Комната декорирована великолепной триумфальной аркой в честь Франческо Морозини, одержавшего победу над турками.

В верхней части – фриз, где размещены портреты коронованных особ, их количество периодически пополнялось. Одна рамка пуста, вместо лица лишь черный квадрат. Здесь находился ранее портрет Марино Фальеро, изменника, обезглавленного за попытку произвести государственный переворот. Причина скверного поступка банально проста. 

На организованном им празднике старый правитель приревновал свою молоденькую жену к Микелю Стено, юноше, поцеловавшему ее. Обругав, выгнал наглеца, тот в отместку за унижение выцарапал на его троне бранные слова. Надпись обнаружили и парня арестовали. В наказание присудили лишь 2 месяца темницы с последующим изгнанием за пределы края на год. Фальеро принял столь мизерное наказание личным оскорблением и устроил заговор, пытаясь монополизировать власть, но ему не удалось, бесчинство раскрыли, зачинщика и соучастников приговорили к казни. Так поцелуй сыграл злую шутку в жизни одного из властителей, навеки войдя в историю.

Уникальность Коллегиального помещения

Оно поражает неимоверной помпезностью и драгоценностью находящихся полотен. Обустраивая, сделали все, чтобы появившиеся чужестранцы сумели в полную силу ощутить величие и могущество республики. Дворец ДожейГлавную зону занимает работа знаменитого Веронезе. На фоне облаков показано явление Спасителя, окруженного ангелами и архангелами. С правой стороны среди преклоненных пред Господом людей стоит красавица “Венеция” на фоне морского простора и бесчисленных судов. Приводит в восторг картина Тинторетто “Святая дева в вечной славе”, завораживает неземной красотой “Обручение св. Екатерины”, невозможно отвести взгляд от художественного произведения “Дож Моченичо пред явившимся ему Спасителем”. Художник сумел создать удивительную симфонию красок, образов, смелых проекций, роскошных одеяний. Рассматривая, нельзя не получить море удовольствия и незабываемых впечатлений.

Мир, как на ладони

Чрезвычайные эмоции вызывает комната карт. По центру расположены на резных узорчатых подставках два огромных глобуса, относящихся к XVII веку. Стены со всех сторон заполнены географическими картами тех стран, с которыми на протяжении длительного времени поддерживались торговые либо политические отношения. Над ними трудился Франческо Гриселлини, много вложил сил Джустино Меннескарди. Помогали вносить уточнения путешественники, одним из них был Марко Поло.

Место решения судеб людских

Сегодня зайти в пространство Совета Десяти позволено обычным туристам, но в былые времена содрогалось сердце у любого при мысли об этой резиденции. Здесь оглашался приговор Верховного суда преступникам, рассматривались жалобы и доносы, вынутые из знаменитой “пасти льва”, находящейся на территории Коллегии, такие же разбросаны вдоль террасы. Это были почтовые ящики, куда бросались анонимные письма. Раньше над головой красовалась роспись, принадлежащая кисти Веронезе, на ней – Юпитер, поражающий пороки. Она настолько сильно понравилась Наполеону, что он забрал ее в Париж, до сегодняшнего дня она сохраняется в Лувре, а вместо нее – отличная копия, написанная Якопо ди Андреа. 

Отсюда осужденных уводили в казематы, обустроенные под крышей и в подвалах. Над разукрашенными потолочными плафонами, удивляющими невероятной фантазией росписи, находилась тюрьма, где в свинцовых темницах стонали, умирали, проклиная существующую власть, заключенные.

Дворцовые тюремные застенки

Идеологически правильным считалось держать узников вблизи самого сердца государства. Им создавались нечеловеческие условия. Верхние камеры назывались “Свинцами”. Летом здесь задыхались от жары, зимой люди просто погибали от переохлаждения. За весь период существования убежать отсюда удалось единственному человеку. Им оказался ловелас, женский любимец Казанова.

Дворец ДожейВ подземельях (колодцах) было не лучше: сравнить их можно было разве что с могилами. Поскольку располагались ниже уровня моря, то через скудные отверстия с решетками вместе со слабым светом проникала вода во время дождя, державшаяся постоянно. Если узнику не хотелось стоять по колено в морской соленой пучине, разъедавшей ноги, где плавали к тому же крысы, он вынужден был проводить целые сутки, сидя на козлах. Скудную пищу, состоящую из куска хлеба и воды, давали утром. Ее нужно было успеть съесть до того, как зловещие грызуны умудрятся выхватить из рук. Короткие прогулки позволялось делать по замкнутому дворику. Единственный выход – дорога в камеру. Когда количество узников увеличилось, напротив построили новую тюрьму, соединив переходом, названным “Мостом вздохов” и не зря. Как не вздыхать, зная, что никакой надежды выжить нет? Отсюда путь в одном направлении – к смерти.

Дворец дожей нельзя назвать просто шикарным памятником архитектуры, вмещающим в себя множественные произведения искусства. Наполненный духом прошедшего времени он фактически признан душой Царицы Адриатики, неотъемлемой составляющей ее многовекового культурного и исторического наследия, сплетенного из боли и радости, достижений и поражений, без которых она немыслима.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий