...

Караимские кенасы

Адрес: ул. Караимская, д.68
Посещение возможно только с организованной экскурсионной группой.

Кенасы в Евпатории

Караимские кенасы

На Караимской улице в Евпатории располагается уникальный памятник архитектуры XIX века – караимские кенасы. Кенаса – это место совершения богослужений караимов (народа, живущего в Крыму с давних времен).

Караимы Крыма ведут свою биографию с VIII – Х вв. и происходят от представителей тюркских народов Хазарского Каганата и коренных жителей полуострова. Будучи когда-то многочисленной народностью на Крымском полуострове, сегодня они насчитывают лишь около 2000 человек, живущих как в Крыму, так и в других местах. Но они по-прежнему стараются сохранять свою культуру, традиции, язык и религиозные верования.

Комплекс караимских кенас состоит из церквей – Большая и Малая, а также нескольких двориков, ведущих к ним. Кроме того здесь находится собрание книг, называемое “Карай-битиклиги”, маленький этнографический музей и кафе традиционной кухни “Караман”.

История Евпаторийских кенас

Кенасы были возведены на заре XIX века под руководством братьев Бабовичей, которых звали Самуил и Соломон. Большая кенаса построилась к 1805 году, Малая – к 1815. В первой проводились службы по выходным и праздникам, вторая предназначалась для совершения религиозных обрядов в будни. Оба здания имеют прямоугольную форму и расположены в направлении “север – юг”. Строения со стрельчатыми и полукруглыми окнами с разноцветными витражами окрашены в белый цвет и совмещают в себе византийский и мавританский стили.

Караимские кенасы

Внутри убранство молельных домов сочетает в себе рисунки и росписи с растительными и геометрическими элементами, резьбу по дереву, лепнину и позолоту. В начале своего существования интерьер храмов был особенно изысканным и роскошным. Множество его элементов – красивые ковры и великолепные ткани с золотыми и серебряными узорами, подсвечники и лампады из серебра, восхитительные люстры и другие предметы убранства – были привезены сюда из Дамаска.

Караимские кенасы

Но судьба кенас в Евпатории не была легкой. Им предстояло пережить Крымскую войну, о чем напоминанием служит замурованное в западную стену пушечное ядро. Начавшиеся после революции гонения на религию коснулись и караимских святилищ. В 1927 году доступ в них верующим был закрыт, при этом многие ценности были безвозвратно утеряны. Малую кенасу открыли вновь в 1942 году, тогда же здесь появилась благотворительная столовая.

По прошествии нескольких лет после Великой Отечественной войны (в 1959 году) святыни были закрыты окончательно.

В советский период они использовались для самых разных нужд – под антирелигиозный музей, детский сад, краеведческий музей. Здесь проводились курсы для медицинских сестер, располагались спортивные секции и бюро технической инвентаризации. Здания неоднократно переделывались, поэтому для их реставрации, задуманной и проведенной в конце XX – начале XXI вв., пришлось приложить немало средств и усилий. Большая часть церковной утвари и алтарь, нашедший сегодня себе место в Малой кенасе, были привезены из Галича, где раньше также располагалась караимская церковь. Малая кенаса была заново освящена в начале осени 1999 года. Большую открыли в 2005 году, тоже в начале сентября. Сейчас они являются одновременно и действующими храмами, и уникальной достопримечательностью города-курорта, привлекающей многочисленных туристов.

Описание комплекса

Караимские кенасы

Комплекс караимских кенас интересен не только культовыми сооружениями, но и двориками, по которым верующие должны были проходить, направляясь на службу. Войдя через портал главного входа с шестью белыми колоннами и ажурными металлическими решетками, посетители оказываются в Виноградном дворике. Он назван так потому, что здесь сделана своеобразная крыша из металлических прутьев. По ним расплетаются лозы винограда, дарующие живительную прохладу жарким летом. По утверждениям караимов, одной из растущих здесь лоз, приносящих богатый урожай, более полутора сотен лет. В левой стороне у входа располагается небольшой фонтанчик, емкость которого выполнена из мрамора. Он необходим для предмолитвенного омовения рук. На стенах дворика с обеих сторон вставлены 22 доски из мрамора, на исходном языке Библии повествующие о важных моментах в истории караимского народа.

Следом за Виноградным двориком идет Мраморный, отделанный плитами из мрамора белого цвета. Арочная пергола соединяется со стенами кенас, образующими закрытое пространство этого дворика. Здесь располагается беломраморный монумент, посвященный посещению святыни российским самодержцем Александром I в ноябре 1825 года. Об этом гласит надпись по-русски и по-караимски, сделанная на памятнике. На стенах храмов находятся 10 плит, где написаны стихотворные псалмы из молитв, читаемых утром и вечером. Из Мраморного дворика есть вход в лапидарий, куда помещены несколько надгробий с древнего караимского кладбища, почти полностью уничтоженного в ХХ в.

Из другой калитки можно выйти к мемориалу в честь погибших во время Второй мировой войны караимов. Пятьсот имен указаны на тринадцати досках из мрамора.

Караимские кенасы

После Мраморного дворика идет Двор ожидания молитвы, где последователи веры караимов должны находиться перед богослужением. Четырехугольник, вымощенный плитами из известняка (раньше половина из них были мраморными), окружен с трех сторон стенами без окон, а с четвертой – открытой аркадой. Здесь также располагается фонтанчик для омывания рук и солнечные часы. Часы здесь неслучайно. Они говорили верующим о времени начала субботней службы, поскольку в эти дни запрещено было носить какие-либо предметы. Из Дворика ожидания можно попасть в красивую беседку, по виду напоминающую юрту кочевых народов. Когда караимы отмечают праздник урожая, на стенах беседки они размещают ковры, сверху укрывают ее цветами и зеленью, а внутри развешиваются фрукты и овощи для освящения.

Караимские кенасы не только религиозное сооружение, но и музейный комплекс. В библиотеке “Карай-битиклиги” наряду с историческими и религиозными книгами, изданиями, посвященными национальному языку и фольклору, хранятся уникальные рукописи XII – XIII вв. и собрание старинных брачных договоров.

В музее, находящемся в здании, где раньше размещалась религиозная школа, посетители могут увидеть предметы обихода, мебель, посуду, национальные костюмы караимов. Здесь представлены молитвенники XVI в., крымская первопечатная книга, появившаяся в 1732 г., уникальные вышивки XVII в. и другие оригинальные экспонаты.

В здании бывшей благотворительной столовой располагается кафе “Караман”, где подаются вкусные и неповторимые блюда национальной кухни караимов. Одно из таких блюд – очень маленькие пельмени (хомур-долма), которые делались раньше строго по размеру обручального кольца. Интерьер кафе, украшенный элементами из дерева и ткани и дополненный своеобразными караимскими узорами, помогает ближе прикоснуться к их неповторимой культуре.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий