...

Петропавловский собор в Карловых Варах

Адрес: Карловы Вары, Krale Jiriho, 1040/2c.
Как добраться: идти по улице Крале Йиржиго почти до конца, церковь находится за поворотом с левой стороны.
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 18:00. Богослужения проходят по воскресеньям и праздникам.
Вход бесплатный.

Петропавловский собор – источник духовности

Точно бусинка на ладони Вселенной покоится наша планета. Мерцая, переливаясь голубым сиянием, она посылает в безграничные просторы космоса импульсы добра, исходящие из сакральных мест, манящих золочеными куполами. Разноязычные народы внемлют гласу Творца, просят на всех языках прощения, благословения, примирения. Клянутся в преданности, покорности, желании осознать, принять всем естеством науку о милосердии, сострадании, понимании нужд ближнего. К ним присоединяются миллионы страждущих маловеров, погибающих от духовной жажды, ищущих истину в намоленных обителях. Одним из неиссякаемых родников веры является Петропавловский собор Карловых Вар.

История создания Петропавловского собора

Петропавловский собор в Карловых Варах

Праздник Петра и Павла повсеместно отмечается 29 июня (12 июля). Апостолов почитает весь честной люд. Хотя они совершенно разные в земной жизни, но стоят рядом на небесах. Первый трижды отказался от Учителя, потом, раскаявшись в содеянном, стал апологетом, рьяным приверженцем учения Христа. Второй – фарисей, ненавидевший христианство. Уверовав в него, впоследствии превратился в громогласный рупор Святого Духа.

Прибывавшие из России на воды вельможи, члены царской семьи не могли помолиться в православном храме из-за его отсутствия, а ведь вылечить тело без исцеления души невозможно. Набожная Елена Павловна, жена великого князя Михаила Павловича, учредила подписку на сбор денег для возведения карлсбадского собора (1862 г.). Именитые мужи Российской империи обратились к правительству Австрии с просьбой позволить строительство.

Магистрат города выделил безвозмездно земельный участок на улице Шлоссберга. Разработкой проекта занялся академик Д. В. Ухтомский, но нужной суммы не хватало: собрали всего 4 тыс. рублей серебром, поэтому обошлись обустройством лишь маленькой домовой церквушки, сначала в “Богемском зале” отеля “Пупп”, позднее в двухэтажном здании напротив.

Стремящихся посетить богослужение мирян было слишком много. Проповедь привлекала и правоверных славян, и иноверцев. В духоте, тесноте проходили службы вплоть до 1872 г. Недостающий капитал пополнили в этом же году, празднуя 200-летие рождения гениального реформатора Петра I. Работа закипела полным ходом. Руководил стройкой архитектор Густав Видерманн. Славный зодчий столкнулся с решением сложнейшей задачи: выстроить церковь у подножия гор, покрытых густым лесом. Местность удивительно красивая, но неровная, бугристая, почва тяжелая. Все же в храмовое празднество (1893 г.) краеугольный камень в фундамент заложили.

Для благородного дела ничего не жаль: городской совет дал двадцатипроцентную скидку на стройматериалы, обещав бесплатно заасфальтировать дорожки вокруг соборного сооружения. А оно было достаточно большим: длина – 41 м, ширина – 14, высота колокольни – 40, центральной части – 21 м. Тратили только добровольно собранные средства, их насчитывалось до 183 317 гульденов. И устремилось к облакам пятикупольное бело-голубое чудо, выглядевшее невероятно нарядно на фоне изумрудной зелени, восхищая горожан великолепием.

Узорчатые ажурные ступени с крылечками вели к просторным сеням, плавно переходящим в основное помещение, выстроенное в лучших традициях неорусского стиля. Освящение состоялось 28 мая 1897 г.

Уникальность интерьера

Петропавловский собор в Карловых Варах

Войдя внутрь, всякий человек ощущает себя причастным к величию православия. Дубовый иконостас – подарок покровительницы из монаршего рода, перенесенный из старенькой церкви, – сердце святыни. Мягкий рассеянный свет льется сквозь витражные окна (21 шт.). На пяти из них – иконографические изображения. Над алтарем – Господь Вседержитель, пригвоздивший к земле главу непокорного змея. Святитель Василий – над ризницей, у жертвенника – Иоанн Златоуст. С южной и северной сторон взирают на пришедших великомученики Чехии – прекрасная Людмила и боголюбивый Вячеслав. Император Всея Руси Николай II даровал напрестольные кресты, ковры, драгоценные сосуды, старинное Евангелие, облачение на престол, иконы: Богородицы (Почаеской), Спасителя, А. Невского, мастерски выполненные на кипарисовых дощечках. Вдовствующей императрицей, глубоко верующей Марией Федоровной, передан иконописный лик Марии Магдалины.

Из ранних подношений можно залюбоваться образом Нерукотворного Спаса от епископа Климента, Казанской Богоматерью от архиепископа Варшавского Иеронима, златоткаными хоругвями от Н. Е. Ададурова. Пожелали остаться анонимными дарители ликов великомучениц Надежды, Веры, Любови и Софии. Генерал Греков А. М. оставил на память расшитые ризы. Иван Еренцов – Касперовскую икону Матери Божьей, два клироса.

Поток даров не уменьшался. Приезжавшие лечиться люди, прежде всего, шли в дом Бога за благостью, неся различные украшения, деньги, предметы церковной утвари. Этот неповторимый храм уподобился островку родины для эмигрантов, местом общения, поклонения, паломничества.

Между двумя войнами

Особую немаловажную роль в судьбе культового строения сыграл протоиерей Н. Рыжков. Умолчать о нем нельзя. Благодаря его усердию здание становилось краше, величественней, прочнее: покрылись медью меньшие звоны, оцинкованным железом – крыша.

Умный, образованный, он создал в подвальном помещении библиотечный фонд, читальный зал, куда граф М. М. Толстой (старший) презентовал собрание произведений классиков. Сюда отец Николай радушно приглашал всех желающих на чаепитие, сопровождавшееся сердечной беседой, превратив собор в центр духовности. К сожалению, он не избежал ареста, заключения в казематах Вены (около 2 лет), смертного приговора через повешенье только за то, что проповедовал мир – не насилие, любовь – не злобу, был истинным последователем христианской религии.

Только вмешательство короля Испании Альфонса уберегло священнослужителя от казни. Его обменяли на униатского митрополита Андрея (Шептицкого). Тюрьма не только давила тягостными воспоминаниями, но и сильно подорвала здоровье. Прожив на свободе 3 года, страдалец умер в Петрограде (1920 г.). Первая мировая принесла опустошение, закрытие, забвение. После ее окончания литургии проводились исключительно по праздничным дням и воскресеньям священниками из Праги.

В 1938 г. Гитлер въехал в град, заявив во всеуслышание, что это исконно немецкая территория. Разрушений не произошло – политиканы сдали страну, однако, немало жителей пострадало. В «хрустальную» ночь нацисты провели еврейские погромы, убивая, насилуя, уводя в концлагеря. Над всем этим безумием молчаливо возвышался собор, как бы призывая образумиться, утихомириться, опомниться.

После разгрома фашистов распахнула дверь духовная семинария (1948 г.). 1951 г. принес для общины автокефалию, 1979 г. ознаменовался возвращением в лоно материнской Московской Патриархии в качестве Подворья Русской Православной Церкви.

Жизнь продолжается

Глобальная реставрация 1980 – 87 гг. обновила фасад. Золотом засияли купола. Появились замечательные росписи местного иконописца Милана Крауза, мастеров кисти В. Ф. Виноградова, Б. В. Андреева, С. А. Мерзлякова. Приоритет отдали древнерусской манере письма. Издалека четко выделяются выписанные в арках, на главном купольном барабане, в парусах изображения праведников. Восстановили библиотеку, открыли воскресную школу. Здесь множество русскоязычных детей, нуждающихся в приобщении к родной культуре, дабы не обернулись на манкуртов. Их знакомят с историей, непременно ведут к горельефу “Петр и каменщики”, расположенному на восточной стене постройки, показывают неимоверно роскошное паникадило из граненых кусочков хрусталя. Дрожащее пламя 132-х свечей порождает мириады бликов, трепещущих на стеклянных деталях. Детишек учат молиться, слушать музыку, хоровое песнопение.

Важно – не забывать о своих корнях. Всегда надо помнить, что мы приходим в этот бренный мир с пустыми руками, так и уходим, и каждому воздастся по его делам. Поэтому никогда не зарастет дорога, ведущая к храму, тем более, находящемуся в зарубежье, ибо только в нем любой способен ощутить себя частицей всеобъемлющей веры, мощной энергии любви, не подвластной времени.

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий