...

Музей Пикассо в Париже

Адрес: Picasso National Museum, 5 Rue de Thorigny, 75003 Paris.
Как добраться: станции метро "Chemin Vert" (ближе) или "Saint-Paul".
Время работы: с апреля по сентябрь с 09:30 до 18:00; 
 с октября по март с 09:30 до 17:30.
Выходной день - втроник.

Мироздание – тайна, окутывающая, сопровождающая человека от рождения до смерти. Можете объяснить полет последнего багряного листа, оторванного порывом осеннего ветра от родной ветки, жужжание бражника, опускающего хоботок в открытый зев каприфоли? Понятно ли парение облаков, вой волка-одиночки в ночи, крик филина, пение птиц? Нет?! Однако, все сущее вызывает восторг, радость или грусть. Желаете пережить разнообразие эмоций? Отправляйтесь в музей Пикассо, приветливо встречающий посетителей. Не задавайте глупых вопросов, смотрите, молчите, не пытайтесь найти объяснений увиденному.

История особняка Сале

Старинный квартал Парижа Маре привлекает тысячи туристов с разных стран. Не торопясь, минуют они улицу Фран-Буржуа, Пейенн, полюбуются тенистыми садами, аккуратными домиками на Парк-Руаяль, ступят на Ториньи и застынут перед домом №5. Великолепие классического фасада строения, возведенного под руководством архитектора Жана Булье (1656 – 1659 гг.), предназначенного Пьеру Оберу де Фонтеней, заставит приостановить шаг, отдать должное вкусу алчного сборщика податей. Колоссальное состояние пришло к нему с увеличением налогообложения соли, отсюда название – Сале (“соленый”). Музей Пикассо в ПарижеНо в 1661 г. богатство, как льдинка, растаяло, Пьер Обер разорился. Многих владельцев помнят стены дома: посольство Венеции, Центральную школу ремесел и искусств, давшую Франции знаменитого Эйфеля, первого летчика Блерио, автомобильного магната Армана Пежо. Реконструкцию здания провели при участии французского зодчего Ролана Симоне (1962 г.). Когда мир замер, сраженный известием об уходе в вечность недосягаемой величины личности (1973 г.), озарившей собой XX ст., по просьбе родственников почившего, здесь поместили часть его коллекции.

Уникальность экспозиции музея Пикассо

Наследники “Дон Кихота авангардизма” расплатились с государством работами невероятно одаренного предка, послужившими краеугольным камнем музея неподражаемого испанца, ибо не имели той баснословной суммы, затребованной страной. Коллекция пополнялась подарками частных лиц, приятелей, представив 203 картины, 158 изваяний, 16 великолепных коллажей, 107 изделий керамики, полторы тысячи рисунков, большое количество гравюр, альбомов, тетрадей.

Музей Пикассо в ПарижеНаконец, картинную галерею открыли (1985 г.), дополнив мебелью известнейшего дизайнера Диего Джакометти, идеально вписавшуюся в интерьер комнат. Здесь увидите полотна его современников, разделявших мысли, чувства и взгляды на искусство: П. Сезан, А, Матисс, А Русо, А. Дерен, Ж. Брак. Африканские маски, скульптуры, фотографии живописца, сделанные в Барселоне, сатирические мультфильмы – все к услугам поклонников таланта. В специальном кинотеатре предоставляются аудио и видеозаписи жизни и творчества мастера, в библиотеке – большой архив из воспоминаний, записей, писем, помогающий приблизить, понять наследие титана прошлого века.

Голубой период творчества художника

Благодаря хронологическому порядку размещения экспонатов любой, даже не знакомый с творчеством Пикассо, проследит основные этапы роста модерниста.Музей Пикассо в Париже Начинающий художник, приехавший из Испании, не имеет и гроша за душой, в карманах гуляет ветер, но есть большущее желание рисовать. Богемный мир Парижа манит, одурманивает сразу. Красавицы-танцовщицы из Мулен Руж покоряют сердце юного Пабло и его товарища Карлоса Касагемаса. Молодые люди лихорадочно работают днем, продавая написанное на Монмартре, а вечера проводят в обществе прекрасных дам. Карлос много пьет, употребляет морфин, просит обворожительную Жермен Гаргалло выйти за него замуж. Роковая артистка, смеясь и издеваясь над влюбленным, отказывает.

Тогда, собрав близких в ресторане, он произносит трогательную прощальную речь, стреляя в возлюбленную, потом убивает себя. Девушка спаслась, упав на пол, Касагемас застрелился. Весть о гибели приятеля, делившего с ним хлеб и кров, застала Пикассо в Барселоне. Пораженный трагедией суицида, он пишет “Смерть Касагемаса” (1901 г.). Замрите у холста. Вглядитесь в профиль усопшего: пулевое отверстие на виске четким пятном зияет на холодном серо-голубом фоне, свеча, выписанная в форме открытой вульвы – символы жгучего желания и нелепого конца. Отсюда начинается “голубой” период. Монохромия цвета, тема тоски, одиночества, размытые контуры людей-призраков, погрузившихся внутрь собственных мыслей.

Музей Пикассо в ПарижеОстановитесь у “Поцелуя”. Холодом, страхом веет от изображенного. Прижавшиеся друг к другу тела не восхищают – удручают. Не Амур соединил обнимающихся – ощущение безысходной тоски. Искусство данного периода – дитя боли. Увечные, истощенные, убогие поселились на полотнах 20-летнего живописца. В призрачной голубоватой дымке живое растворяется, теряется, уступая место неживому, потустороннему.

Плотно сжав губы, взирает на окружающих единственным глазом “Селестина” (1904 г.), окунувшись в созерцание собственного эго. Хозяйка борделя из Каталонии, похожая на Морену, цинична и спокойна. Мастер очень редко изображал самого себя, но сейчас, глядя в зеркало, пишет “Автопортрет в плаще” (1901 г.). Тон холодный, темный: наглухо застегнутая одежда, скорбное выражение – все говорит о закрытости, отдаленности от людей, сближении с миром, стоящим на краю безумия.

Мрачные, угнетающие произведения, плохо понимаемые, не раскупались, вися на стенах тесной комнатушки недалеко от Сорбонны. Макс Жакоб, близкий по духу поэт, вспоминал, как Пабло любил приводить сюда барчуков с воспитательной целью, чтобы они “на всю жизнь составили впечатления об истинном гении и настоящей нищете”.

Появление розового цвета

Это сложнейший, неспокойный талант, воссоздающий противоречивый XX век. Со временем сумрачность сгустившейся синевы, недосказанности пронзают розовые лучи надежды (1905 – 1906 гг.). С палитры берутся золотистые теплые краски. Холсты напоминают древние фрески со своеобразной матовостью и полутоном. Рождаются под широкими мазками бродячие циркачи – изгои общества, над которыми всегда реет дух свободы, постепенно проникая и заполняя их плоть. Музей Пикассо в ПарижеПогружаясь в пеструю жизнь шатров, кулис, костюмов, вечного праздника, автору открывается скрытый ад измученных бесконечными переездами, неустроенностью, борьбой за существование детей арены. “Клоун и юный акробат” написан сочными тонами, но выражение лиц паяца и мальчика счастливыми не назовешь. Уставшие и неприкаянные присели они после напряженного дня, мечтая, очевидно, об отдыхе. Демонстрируется преданная дружба старости с молодостью. Они – не просто друзья – семья, построенная не на подпорках жалости и мнимой любви, а на глубоком чувстве товарищества и взаимопомощи, возможности выживания среди чуждого и злобного окружения. Творец не любил красной цветовой палитры, изредка используя ее, но здесь она выступает резким контрастом, как, впрочем, и вся композиция.

Параллельно возникает целый цикл с обликом Фернанды Оливье, позировавшей постоянно, поддерживающей в трудные минуты нужды и безденежья. В маленькой мастерской общежития Бато Лавуар, имеющего лишь подвалы и чердаки, кипела бурная богемная жизнь, невзирая, что зимой там замерзала вода, а летом донимала жара. Он писал любимую карандашом, углем, кистью (“Сидящая обнаженная”, “Обнаженная со скрещенными ногами”), расширяя пространство, создавая ощущение прозрачности, легкости.

Основоположник необычной тенденции

“Искусство – это волшебство, помогающее переносить муку повседневности”, – так говорит мастер, не искавший, но находивший новые формы. Он ошеломляет каскадом разноликих образов, дивных красок, призывает к созерцанию непонятного акта творения. Рассекает лица, ломает линии, объемы, превращает отдельно взятые элементы в геометрические блоки. Проявляются полукружия груди, квадрат лица, треугольником вздымающаяся рука. Перед нами – первооткрыватель кубизма.

Стоя перед версией “Авиньонских девиц”, не ищите там божественного света, совершенных линий, очарования эпохи Возрождения. Рассматривая “Натюрморт”, не пытайтесь напрасно найти привычные предметы: фрукты, овощи, цветы. У “Скрипки и гитары” не удивляйтесь, недоумевая, где же инструменты. Молча наблюдайте конвульсии, истерию тела, распадающегося из нечто в ничто.

Классицизм и неоклассицизм

Многоликий живописец работает в разных стилях, но нельзя пройти мимо портрета Ольги Хохловой – русской балерины, первой жены. Она выписана с любовью и нежностью. Красавица с тонкими чертами в роскошном платье по-царски восседает на расшитом кресле – муза на долгие годы. “Ольга в печали” смотрится уже по-иному: склоненная изящная головка, полузакрыты веки, ее облик – олицетворение задумчивости, легкой грусти. После разрыва с ней итогом тяжелых переживаний и мучительных раздумий появится “Женщина в красном кресле” с гротескно деформированной фигурой и безудержным столкновением красок на холсте.

Музей Пикассо в ПарижеПосле посещения Италии проявляется тяга к античным героям, пишутся интересные произведения в ясных, добрых оттенках. На насыщенном синем фоне неба и моря – “Женщины, бегущие по пляжу”. Сверхпышные, как бы, надутые формы, монументальность, близкая к скульптуре, удивляет. Не утонченные, стройные нимфы несутся по песку, мощные, грузные тела с искаженным переплетением конечностей. Никакого драматизма – только страстное радостное слияние с природой. Полотно воспроизвели на занавесе, сделав визитной карточкой балета “Голубой экспресс”, увеличив в 30 раз.

В такой же манере, с неким приданием народности, сельской грубоватости возникают “Спящие крестьяне” (1919 – 1922 гг.). Та же деформация тел, но атмосфера – солнечная, живая. Утомленные крестьяне прилегли посреди скошенной пшеницы, сморенные сном. Антиреализм не отталкивает, притягивает.

Поразительный жизнелюб и женолюб, он умел обходиться с представительницами слабого пола, очаровывая, увлекая. Они же дарили ему уют, внимание, восхищение, а главное – вдохновение. В “Музе” нашла воплощение прелестная Франсуаза Жило – “женщина-цветок” экзотический, восхитительный, далекий от реальности: зеленые волосы, яркие губы, выразительные глаза. Она ревниво оберегалась даже от друзей, того же Анри Матисса, желавшего заполучить ее в качестве натурщицы.

Не проходите мимо портрета Мари-Терез Вальтер. Пребывая в полудреме, любовница изображена в момент неги и блаженства: прикрыты веки, округлые руки покоятся на лоне, где уже бьется сердечко ожидаемого малютки.

Дора Маар запечатлена в минуту грустных раздумий о мужском непостоянстве, несовершенстве отношений. Уверенные быстрые мазки растекаются потеками, имитируя незавершенность. Целый букет эмоций и впечатлений подарила модернисту вторая жена – Жаклин Рок.

Художник-пацифист

Пабло ненавидит насилие, убийства, войну, какими бы она не прикрывалась лозунгами. Множество работ посвящено разоблачению кровавого режима Франко в дорогой сердцу Испании. А потрясающая “Герника”! Музей Пикассо в ПарижеНе случайно его “Голубя мира” представили эмблемой Конгресса Мира (1948 г.), участником коего он был. Здесь посмотрите пронизанную антивоенной темой – “Резню в Корее” (1951 г.). Группа женщин с обезображенными лицами стоит перед вооруженными до зубов солдатами, направившими на них автоматы. Одна в отчаянии заломила руку, другой, обнимая, прячет за спину ребенка, надеясь спасти его. Вторая застыла в крике, уродующем черты, прижимая к груди младенца. Третья – воплощение смирения с ситуацией, полное равнодушие к происходящему, даже приятие его. Это подчеркнуто раскрытыми в сторону врагов ладонями. Четвертая вообще не воспринимает “монстров-роботов”, сеющих смерть. Ее взгляд устремлен вдаль, полуулыбка озаряет облик. Презрением, неприятием жуткого действа – убийства материнства, детства переполнено полотно.

Гениален во всем

Пикассо меняет стили, как перчатки, идя постоянно впереди авангардизма. Увлекшись ручным трудом, устроившись на фабрику “Мадура”, занимается изготовлением керамики: сосудов, тарелей, статуэток, во многом напоминающих давнишние амфоры. Блюда расписаны уморительными мордашками, птицами, мифическими зверями. Его изделия бесподобно красивы, остроумны; фигурки в виде всевозможных животных веселят. На стене – руль и седло велосипеда превращаются в морду быка.

Изваяния – эксцентричный “комментарий к живописи”. Обычная корзина – брюхо “Козы”. Талантливейший человек поистине талантлив во всем, за что бы ни взялся: ему подчиняются кисть, глина, бронза. Технология ассамбляж использована в смешном “Бабуине с малышом”: две сложенные днищами машинки послужили основой для головы. Ручки от чашек превратились в уши, огромный кувшин – в живот. Улыбнитесь подле уникальных вещиц: они предельно просты и одновременно непостижимо сложны. Не зря он считается самым дорогим художником на планете. Стоимость собранной коллекции оценивается в 50 млн $. На последнем аукционе в мае 2015 г. холст “Алжирские женщины” продан за 179, 365 млн.$.

Можно часами бродить по залам удивительного музея, переходя из одного в другой, рассматривать образы людей, монстров, принимать или не принимать увиденное. Восхищаться, не понимать, злобствовать, ворчать и, все-таки, созерцать величайшего из великих века ушедшего и думать…

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий