...

Музей Родена в Париже

Адрес: Rodin Museum 79 Rue de Varenne, 75007 Paris, France.
Время работы: с октября по март с 09:30 до 16:45; 
 с апреля по сентябрь с 09:30 до 17:45.
Стоимость посещения: "полный" билет - 9 EUR;
 постоянная коллекция - 6 EUR;
 временная выставка и сад - 6 EUR.
Как добраться: станция метро "Varenne" (13 линия).

Музей Родена в ПарижеКрасавица-Франция всегда манила к себе изысканным парфюмом, пышными дворцами, таинственной интригующей историей, описанной в романах А. Дюма, В. Гюго, О. де Бальзака. Она – родина передовых идей, философских теорий, направления модернизма в искусстве. Лувр, Версаль, собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня, замок Орсэ – манят, притягивают тысячи туристов из разных уголков планеты. Чего стоят одни лишь имена: Тициан, Рубенс, Пикассо, Ван Гог, Эль Греко… Для желающих познакомиться поближе, увидеть воочию произведения непревзойденного О. Родена появилась уникальная возможность посетить его музей на улице рю де Варенн, открывающийся после 3-летней реконструкции и реставрации.

История создания музея Родена

16 млн. евро выделило государство на восстановление и обновление здания, построенного еще в XVII ст. в стиле рококо. В начале прошлого века его хотели снести, но Огюст Роден пообещал правительству подарить свое наследие, если здесь будет организована выставка его работ. Согласие получил и в 1908 г. въехал в отель Бирона, обустроил студию, начал творить, прожив тут до последнего дыхания, оборвавшегося в 1917 г. Так что экспозицию составили творения гения, собранные, расставленные по множественным комнатам им лично. Двери радушно распахнулись для посещения в 1919 г.

Этот дом стал гостеприимным приютом для многих талантливых личностей: Анри Матисс, Жак Кокто, Камилла Клодель. Они не просто бывали, но и жили здесь, наблюдая за рождением настоящего дива из мрамора, гипса, бронзы.12 ноября 2015 г. важная дата – 175 лет со дня рождения скульптора. К ней и приурочено открытие выставки: в 18 комнатах разместят экспонаты, соблюдая хронологию и тематику.

Великий модернист Роден

Нетронутым остался роскошный живописный парк вокруг Отеля с огромным зеркальным озером на заднем дворе, тенистыми аллеями, широкими дорожками, цветниками, дарящими тончайший аромат. Но не зелень и скамеечки привлекают сюда посетителей, а главные, самые ценные работы известнейшего импрессиониста: “Мыслитель”, “Врата Ада”, “Граждане Кале”.

Музей Родена в ПарижеОн не получил специального образования, трудился благодаря интуиции, высекая из камня чудеса, рождая удивительные образы, подсмотренные у самой матушки-природы, считая ее единственной богиней, достойной поклонения. Более 30 лет ушло на создание “Врат Ада”. Они предназначались для украшения портика Музея декоративного искусства, но его не открыли, а работа осталась незавершенной. 7-метровый шедевр вместил 186 фигур, передав силу трагизма, внутренних переживаний, борьбы.

Идею автор позаимствовал у Данте, описавшего преисподнюю с такой силой, словно, сам побывал там. Все человеческие пороки представлены в “Божественной комедии”: алчность, прелюбодеяние, неверие, убийство, предательство. Роден многое отобразил, вложив всю страсть своей души, динамические формы полны экспрессии, движения.

“Три тени” венчают “Врата”. Согбенные жизненными проблемами, измученные, они сливаются воедино не в состоянии состязаться со смертью. Но переплетение напряженных рук, широко расставленных ног, упершихся в твердь, противоестественно изогнутых тел внушают зрителю веру в мощь духа, величие человека, возможность поединка с неотвратимостью.

На створках дверей возникают фигуры из кроваво-огненного месива, превращаясь в непостижимые композиции: текучесть форм, драматизм задуманного обобщается философскими размышлениями: Ромео и Джульетта, Паоло и Франческа, Ева… И в скорбной позе возвышается над ними задумавшийся Творец, взирающий на мир, пороки общества, размышляющий о превратностях судьбы, жалея собственное творение. Возможно, это незабвенный Д. Алигьери, написавший “Комедию”.

Музей Родена в ПарижеДля создания “Мыслителя” позировал мастеру мускулистый боксер Жан Бо, сильный мужчина с идеальным телосложением. Во многих городах мира украшением площадей явились гипсовые или бронзовые копии (20 шт.). Одна из них – на могиле Родена в Медоне. Другая, во много раз увеличенная, стоит в парке на лужайке, окруженной аккуратно фигурно подстриженными кустами. Каждый, присев с ней рядом, задумается, погружаясь в загадки бытия. Статуя, показанная впервые в Копенгагене (1888 г.), и сегодня не потеряла своей актуальности. Не зря Декарт говорил: “Я мыслю – значит существую”. Аукционный дом Sotheby’s выставил на продажу три скульптуры, среди них копия “Мыслителя”, выполненная для американского издателя Ральфа Пулитцера в 1906 г. Ее высота 71,5 см, оценили статуэтку почти в 12 млн.$.

Еще с одним нетленным творением столкнетесь в саду. Власти города Кале заказали скульптору создать памятник его гражданам, совершившим подвиг во время Столетней войны. Город был взят в осаду в 1347 г. Английские войска под предводительством Эдуарда ІІІ готовились стереть Кале вместе с жителями с лица земли. Неожиданно для всех выдвинули жесткий ультиматум: шестеро представителей знати должны добровольно явиться к победителям, принеся себя в жертву. Среди народа воцарилась тишина. Она висела в воздухе густой тяжелой карой, пока не вышли добровольцы, готовые отдать жизнь ради спасения крепости.

Музей Родена в ПарижеТак и вылепил их Роден: с петлями на шее, медленно бредущими навстречу смерти. Подметив у импрессионистов умение запечатлевать мгновение, непревзойденный талант сумел передать состояние духа каждого, шагающего к страшному концу. Один опустил руки, равнодушен, спокоен, исполнен смирения. Другой закрывает глаза, не желая видеть грядущее. Третий, разведя руки в стороны, недоумевает, не в состоянии оценить происходящее. Четвертый в порыве тоски обхватил голову, возможно, сожалеет о сделанном шаге. Пятый, полусогнувшись, отвернулся в сторону, не зная, как усмирить нахлынувшие чувства. Шестой, держащий ключ от цитадели, плотно сжал тонкие губы, в глазах решительность, мускулатура лица выражает отвагу, готовность к подвигу. Королева Филиппа, сраженная героизмом пленников, упросила венценосца-победителя отменить казнь.

Заказчик не ожидал увидеть композицию, он мечтал о монументальной скульптуре – символе мужества горожан. У Родена – это сгусток эмоций людей, обреченных на заклание. Не приняли и желание автора – не возносить на пьедестал, а поставить на площади, прямо на брусчатку, чтобы проходящий оказался лицом к лицу с согражданами, пережившими мучительную минуту страданий, трагедии, сомнений (статуи чуть выше человеческого роста). Скульптурная группа вызвала восторг жителей и была торжественно открыта в 1895 г. Памятник воздвигли на постамент, не прислушавшись к рекомендации создателя.

Отлитый в металле Бетховен с избороздившими лоб морщинами, вздутыми венами, сомкнутыми бровями – символ напряженной мысли, творчества композитора. Романтик Гюго, Оноре де Бальзак, Уголино нашли приют на аллеях среди зелени и тишины. Только шепот восхищенных туристов да протяжный звон колоколов небольшой часовенки нарушают их покой. Заглянув в нее, взору предстанет великолепие древней антики, столь любимой, бережно собираемой и хранимой хозяином.

Тело – цветок

Бронза – под дождем, снегом, градом, ей не страшны превратности погоды, но хрупкому мрамору место в помещении. Посетителя окружит бело-розовое чудо: до 6600 изваяний разместят для просмотра. Многие из них – повторение сюжетов “Врат”. Музей Родена в ПарижеСиюминутность, мгновение, момент сладострастия нашли свое яркое выражение в знаменитом “Поцелуе”. Тела влюбленных – лиана, дерзко переплетенная, изысканная, непостижимая. “Безделушкой” назвал автор эту работу, прекрасно смотрящуюся с любой точки. Гладкие впадинки и выпуклости сплетенных в любовном экстазе тел удивительно сочетаются с фактурной грубостью скалы. Франческа да Рамини и Паоло Малатеста полуприсели, полуприлегли в порыве страсти, не замечая присутствия ревнивого мужа. Они выглядят беззащитными, трогательно ранимыми перед суровым наказанием. Супруг убил жену и ее любовника, души влюбленных встретились в аду, уносимые огненным вихрем.

Позировала Камилла Клодель, ученица и возлюбленная Родена, посвятившая 15 лет жизни человеку, умевшему одухотворить камень и металл, но не имевшему сердца. Потеряв ребенка, впав в глубокую депрессию, она доживала свои дни в психиатрической клинике, скончавшись в 1943 г. Ни родственники, ни друзья, ни любимый не поддержали ее, оставив наедине с раздираемой болью. В одном из залов познакомитесь с ее замечательными произведениями – “Бронзовый вальс”, “Зрелый возраст”, вызывающими восхищение.

Изгибы тела напоминали скульптору хрупкий стебель, улыбку он улавливал на женской груди, волосы представлялись цветущим венчиком. В “Вечном идоле” тело – пружина, сжатая, стремительная, непредсказуемая. Оно – воплощение плотского наслаждения, дышащее дурманом чувств. “Поэт и муза” воспевают любовь.

“Ромео и Джульетта” – апофеоз эротических авторских фантазий. Выставлена на показ сексуальность женщины, способность возбуждать, волновать, притягивать. Прелестная “Данаида” привстала на колени, опустив голову, разметала волосы, появляющиеся из мраморной глыбы.

Музей Родена в ПарижеРоза Бёре, гражданская жена Родена, вылеплена в форме обворожительной головки, украшенной шляпкой с цветами. Эта женщина – нежный ангел-хранитель, оберегавший, помогавший на его творческом пути, ничего не требующий взамен. Родив сына, воспитывала его одна, пережила всех любовниц, окружавших мастера. Он сочетался с ней браком только 19 января 1917 г. Через 25 дней после церемонии бедняжка умирает, а 12 ноября этого же года отходит в вечность и талантливейший ваятель, завещав коллекцию Франции. Униженный, “топтаный”, непонятый многими в часы созидания, он возвеличен в час неотвратимого конца, принят обществом, поднят современниками на щит модерна.

Заглянувших сюда почитателей поразит скромность, непорочность “Евы”, прикрывающей грудь, смиренно опустившей голову. Очевидно, понимание сотворенного греха пришло к молодой женщине. В позе – стыд, горечь непослушания, осознание содеянного проступка. “Вечная весна”, “Старуха”, “Уголино” надолго задержат возле себя.

Стоящие на подставках в большом количестве необыкновенные, дивные руки: в мраморе, глине, гипсе – олицетворение мастерства, творчества, полета мысли. На одной – ладони подняты вверх, переплетены тонкие пальцы – собор. Рядом предстают взору кисти, изящные, изнеженные, словно, парящие в воздухе. Поодаль – под умелыми любящими руками создателя рождается человек. Часами можно стоять у каждой скульптуры, любуюсь, восхищаясь, поражаясь.

Приезжайте, сможете посмотреть собственными глазами, оценить гениальность Огюста Родена, сумевшего оживить камень, вдохнуть в него жизнь, выхватить миг и удержать его для нас, как бы повторяя вслед за Гете: “Остановись, мгновение, – ты прекрасно!”

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий