Версаль

Адрес: Версаль, Place d'Armes, 78000 Versailles.
Время работы: с апреля по октябрь с 08:00 до 18:30, в остальные месяцы на час раньше.
Как добраться: на автомобиле по трассе А 13 (25 км.);
на поездах с вокзалов Монпарнас и Сен-Лазар до станции Versailles;
на метро 9-я линия, до станции Pontde Sevres, далее автобусом № № 171;
на пригородном поезде (RER) по линии С, до остановки Versailles.
Он-лайн билеты и цены на официальном сайте Версаля.

Версаль – чудо из чудес

ВерсальПо ухабистой дороге в направлении Парижа мчалась карета, запряженная шестеркой гнедых лошадей. Внутри сидела обольстительная женщина, одетая в пепельно-зеленое парчовое платье с ниткой жемчуга, падающего на соблазнительную грудь. Поторапливая извозчика, она заметно нервничала. Неожиданно в молочной дымке горизонта показалась сияющая громада. Тысячами сверкающих брызг рассыпались на ней, соперничая с утренним светом, солнечные лучи, отразившиеся в женских глазах невероятным восторгом. “О, что это?”, – воскликнула изумленная Анжелика. Улыбка озарила лицо кучера: “Мадам, это Версаль!” Да, друзья, это он – редчайший бриллиант, поражающий блеском, ослепляющий роскошью.

История рождения Версаля

В скромной деревушке Иль-де-Франс, похожей на множество иных, разбросанных вокруг столицы, расположился маленький охотничий дом, принадлежавший отцу Людовика XIV, обожавшего в детстве проводить там досуг. Взойдя на трон, 27-летний преемник, искавший великолепия во всем: в любви, сражениях, искусстве, возжелал здесь построить дворец, затмевавший богатством существующие строения. Подтолкнуло к этому посещение гигантского имения любимчика Николя Фуке. Правитель был взбешен: “Государство – это я!”. А все лучшее, разумеется, должно быть лишь у короля. Обвинив министра финансов в казнокрадстве, заточил в тюрьму, принял решение перещеголять его, поставив свою усадьбу именно на болотной топи, кишащей комарами, доказывая этим, что воля царская превыше природы.

ВерсальОсуществить задуманное было непросто, поскольку шато располагался на вершине холма, строить приходилось на склоне. Возмущенные придворные пытались отговорить, аргументируя тем, что это не лучший выбор. Философ, историк Сен-Симон писал: “Никогда прежде я не встречал более унылого, неблагоприятного места – без воды, нормальной почвы, леса”. Властный монарх, мысливший с размахом, не привык, чтобы ему перечили. Проект доверил разработать известнейшему архитектору Луи Лево.

Представленный вскоре макет впечатлил и озадачил. Мечтая сохранить память о родителе, владыка не обнаружил в модели шато, поэтому велел переделать. Спустя время ему показали измененный вариант с оставленным старым домиком, окруженным с 3-х боков массивными зданиями, назвав дизайн конвертом, одобренный им.

Отдаваясь с большим энтузиазмом заветной мечте, не забывал он и о другой страсти. Брак с Марией-Терезой являлся лишь политической необходимостью, и самодержец с легкостью заводил интрижки, заполучив в любовницы юную аристократку Луизу Лавальер. Считая, что бразды правления даны ему Всевышним, не допускал замечаний, указаний. Предпочитая находиться в центре внимания, взял себе имя самого Солнца, как символ доминирования над прочими элементами мироздания.

ВерсальПриступив в 1661г. к строительству, король-солнце занялся одновременно ландшафтом, поручив разработку знаменитому дизайнеру Андре Ленотру, для которого это был сложнейший вызов в карьере, только гений мог с этим справиться. Вечная погоня повелителя за славой, величием отобразилась на замысле создания прилежащей парковой зоны. Роскошный сад должен был радовать искусственными декоративными озерами, потрясающими фонтанами, цветущими рощами, наполненными птичьими трелями, благоухать запахами душистых трав, напоминая рай, но при этом заказчик выбрал ужасающую местность с заболоченными лугами, мелкими ручьями. Он требовал быстрого результата, но там не росли нужные деревья, а ждать, пока они вырастут из саженцев, отказывался.

Закипела работа. Сначала осушили болота, засыпали землей, песком и гравием, выровняв поверхность, сделали террасы. Придумали специальное приспособление, позволяющее лошадьми доставлять взрослые зеленые насаждения. Из рассказов очевидицы, живущей поблизости, стало известно, как груженые подводы непрерывным потоком направлялись к монаршим владениям. Создавалось впечатление, будто бы оживший лес передвигался по улицам. Талантливый садовник разделил территорию на четкие сегменты, напоминающие комнаты под открытым небом, призвав для оформления инженеров, гидротехников, скульпторов. Большой канал с помощью добавленного рукава напоминал по виду распятие Христа. Увидев это, венценосец заметил: “Какая набожная у вас геометрия, месье Ленотр”.

Грандиозная постройка требовала огромнейшего количества рабочих рук. Сутками трудились 40 тыс. человек без соблюдения мер безопасности, поэтому происходило много несчастных случаев. При очень высокой смертности трупы вывозились по ночам, чтобы не деморализовать рабочих.

Государь, следивший за продвижением дел лично, надумал перевести сюда правительство, устроив здесь центр абсолютной власти. Пришлось возводить павильоны для министров и приближенных. Наконец, амбициозные планы Лево начали приобретать формы. Грезы о возведении роскошнейшего в Европе дворцового комплекса медленно превращались в реальность. В 1668 г. в честь победы над испанцами помазанник божий впервые устроил в версальских садах фантастическое празднество с катаниями на гондолах, балом, фейерверками под звездным небом, присутствуя с новой фавориткой – Франсуазой Монтеспан, красивейшей в королевстве. Хоть она и была замужем, это не мешало делить ложе с сюзереном. Умна и безмерно расчетлива, Франсуаза не позволяла скучать. Зная об увлечении дофина искусством, приглашала интереснейших людей: Вольтера, Монтескье, Бюффона. Любившая праздновать, развлекаться, умевшая услаждать мужчин, она полностью соответствовала его идеалу возлюбленной. Отвергнутая Луиза удалилась в монастырь.

Энергичный властелин успевал не только предаваться веселью, наслаждениям, но и много работать. Желая использовать резиденцию для рекламы Франции, намеревался демонстрировать пред всем миром изделия местных мастеров, перегнав Италию, считавшуюся в XVII в. страной с утонченным вкусом. Для этого заказывал сотни картин, статуй, различных украшений. Интерьером занимался величайший живописец Шарль Лебрен, изображавший его на холстах в образе завоевателя.

ВерсальЛюбовь к создаваемому шедевру продлилась гораздо дольше человеческих отношений. Через 14 лет потерявшая былую красоту Монтеспан, родив 7-ых малышей, утратила влияние на Его Величество. Он быстро нашел ей замену – тихую, скучную, интеллигентную гувернантку своих незаконнорожденных детей, маркизу де Ментенон, не бывшей дворянкой, поэтому после кончины законной супруги обвенчался с ней тайно. Не предавая брачный союз огласке, в обществе оставался одиноким.

Бежали месяцы, годы. К сожалению, умершему первому зодчему не довелось увидеть законченным свое детище. Сменил его Жюль Мансар, внесший ценные идеи по внутреннему оформлению. Достроив еще два крыла к конверту для принцев и высшей знати, поселил во владениях порядка 12-ти тыс. титулованных семей, что повлекло к увеличению и без того баснословных денежных средств (260 млрд. евро).

Затратная битва с Англией, Испанией и Швецией сильно истощила казну. Одержав поражение, подписав унизительный договор, согласно коему уступал часть территорий врагам, король-солнце стал клониться к закату. Мир продолжался всего 4 года. Затем – очередной кризис. В предсмертный час испанский правитель завещал империю внуку Людовика XIV, который принял ее от имени мальчика, чем вызвал бурю негодований у европейских держав, объявивших войну. Изнурительные сражения длились на протяжении 12-ти лет, едва не разорив страну.

В 1715 г. изможденный, правивший 54 г. монарх, умирал от гангрены. Даже смерть его была публичным представлением: “Я жил среди придворных, среди них и умру”. Передавая престол пятилетнему преемнику, просил управлять достойно, произнеся: “Я слишком любил воевать”.

Каждый последующий наследник вносил собственное новшество, дополняя, облагораживая Версаль вплоть до революции, когда он был разграблен. В наполеоновскую эпоху его взял под защиту Бонапарт, однако, и его империя рухнула. При Бурбонах замок восстановили, передав музею. Пережив две мировые войны, выстоял, выжил, донеся для будущих поколений предназначенную ему величавость. С 1979 г. он включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Знакомство с королевским дворцом

Изысканностью и пафосом здесь дышит все, начиная от ажурных ворот, сплетенных из чугунных кружев, покрытых позолотой, увенчанных гербом и короной. При подходе встречает гостей вылитый из бронзы всадник на коне – сам Людовик XIV, как бы приглашая взглянуть на свой гениальный масштабный замысел, на воплощение коего потратил отрезок жизни длиною в 50 лет. Если уникальному творению и присущ какой-либо недостаток – это безмерная величественность. “Там красота царит, там лишь порядок властен, там роскошь благостна и отдых сладострастен” – писал классик мировой литературы Ш. Бодлер.

ВерсальКаждый зал (всего 700) представляет дивную поэму, демонстрируя невероятный талант и усердия мастеров. Потолки, расписанные на религиозные темы, настенная драпировка, лепнина, скульптуры, мрамор приводят в восторг. Многочисленные вазы, соперничающие между собой в размерах, форме, инкрустированные драгоценными камнями; картины, хрустальные светильники, камины (350) окружали проживавших аристократов.

Справа от входа размещена двухъярусная капелла. Спиралевидная лестница ведет на второй этаж, куда позволялось заходить исключительно членам царской семьи. Ежедневно государь поднимался туда, проходил по мраморному полу с изображением герба, приблизившись к алтарю, воздавал хвалу Господу, прося защиты, благословения под проникающие в душу чарующие звуки органа, связывающие с бездонной вселенной. Внизу нетерпеливо поджидали титулованные красавицы, лелея надежду хоть на миг уловить взгляд любвеобильного кумира.

По окончанию службы монарх, как правило, в окружении свиты направлялся в одно из девяти помещений, именуемых в честь какого-то античного героя: Геркулеса, Марса, Меркурия, Венеры. Восседая на троне в салоне Аполлона, с которым отождествлял себя, вел беседы с иноземными послами в присутствии знати, проводил аудиенции, а когда на версальский дворец плавно опускался вечер, яркими бликами бежала по полу позолота огней от тысячи зажженных свечей, раздавался печальный звук скрипки, тонко намекая о начале театрализованных представлений.

В светлице с названием Диана – огромный бильярдный стол, отделанный малиновым велюром со свисающей золотистой бахромой. На возвышении располагались знатные болельщицы, внимательно наблюдавшие за игрой, рукоплеща победам самовлюбленного повелителя.

Стены комнаты Войны украшены живописными полотнами, прославляющими венценосца-победителя. В трапезной он сидел за столом, вкушая пищу среди сотен, стоявших поодаль подчиненных. Искусные повара и поварята (на банкетах их количество увеличивалось до 2000) готовили еду, попеременно меняя блюда.

Монаршие опочивальни

О могуществе самодержца говорит все. Его апартаменты состоят из нескольких помещений. ВерсальОкна просторной спальни выходят в Мраморный двор. Над ними висят и сейчас часы, остановившиеся в минуту его смерти. Обшитые деревом стены, золоченая потолочная лепка, камин, создают уютный теплый микроклимат. Высокую кровать прикрывает балдахин и плотные занавеси. Кресла обтянуты богатой парчой, расшитой серебром. Властелин придерживался строгого распорядка, засыпая в полночь, пробуждаясь ровно в 8 утра. Как только просыпался, с “Бычьего глаза” звучал громкий голос глашатая: “Господа, король проснулся!” Так начинался новый день. Преподнося предметы туалета, бокал вина, каждому прислуживающему хотелось уловить благосклонный взгляд или улыбку, услышать ласковые слова.

В нарядной спаленке королевы, похожей на дорогую шкатулку, поражает огромнейшее ложе, занимающее практически все пространство. Диваны, кресла, стулья и обивку здесь меняли со сменой времен года. В тепле нежных шелковых букетов, разбросанных цветочных орнаментов на мебели мягко растворяется позолоченная резьба. Вся обстановка отвечает статусу владелицы. В углу, подле шикарного шкафа, прячется от посторонних глаз потайная дверь, через нее надеялась скрыться в октябре 1789 г. Мария-Антуанетта от штурмующей разъяренной толпы. Согласно сложившейся традиции императрицам положено было рожать публично, поэтому в ответственный момент комната была перегружена людьми. Когда-то коронованный супруг, насчитав 65 фрейлин, распахнул оконные створки, дабы впустить свежий прохладный воздух.

Жемчужина царской резиденции

Самым потрясающим достижением Мансара и Лебрена оказался результат их 6-летнего напряженного труда – Зеркальная галерея шириной 10 м. Простираясь на 73 м, она, кажется, уходит в бесконечность. Огненно-золотой венец потолка поднят на высоту пятиэтажного дома. ВерсальНапротив 17-ти исполинских арочных окон, пропускающих лучи света, расположены 357 венецианских зеркал, отображающих голубизну неба. Благодаря им создается впечатление, что стены таинственным образом растворяются, исчезают. Спускающиеся на золотой “паутине” люстры из богемского хрусталя слепят взор. Завораживают медальоны, рельефы с сюжетами важных событий того времени, мифологических сцен, где главным героем представляется король. Изумительные подсвечники, статуи, пурпурные сосуды дополняют убранство. Как во сне шли придворные, осматривая шедевр впервые, он был самим совершенством. “Зал не имеет равных себе на всей Земле. Это – гордость французского королевства. Поделимся ею с миром”, – промолвил монарх. Во время его правления изваяния, стулья, даже кадки для цветущих растений были из серебра. В период войны часть этого благолепия пришлось переплавить на военные нужды, но многое осталось и сегодня.

Здесь наиболее остро ощущается дух той эпохи. Кажется, вот прорежет тишину сообщение: “Его Величество Людовик XIV!” Распахнутся двери и мимо склонившихся в глубоком реверансе фрейлин, наряженных в шелка и бархат, пройдет могущественный венценосный хозяин. Польется волшебная музыка. При тысячах свечах, озаряющих необъятный простор, начнет бал, поражающий парадностью, утонченностью изысканных одежд. Луи был прекрасным танцором, беря на протяжении 20 лет уроки танцев. Любая аристократка считала счастьем быть приглашенной им.

Все смотрится нереально сказочно. Не зря именно здесь подписывалось множество международных договоров. Чужеземные гости, увидевшие это диво, стремились у себя на родине создать нечто подобное, как это сделал Петр I в Петергофе, однако, Версаль остается неповторимым. Отсюда открывается фантастический вид на сад, достойный восхищения.

Великолепие садово-парковой зоны

Окружающий ландшафт не уступает по шарму элегантному замку, гармонично объединяясь с ним в единое целое. Обширнейшая территория, утопающая в буйстве зелени с органично вписывающимися фонтанами (1400), клумбами, кружевными скамейками, изваяниями, ухоженными газонами, будто бы расчерченными под лекала, является гимном классицизму, где проявляется отчетливо стремление человека подчинить собственной воле природу. ВерсальЛюдовик не допускал вялых цветов, поэтому их часто заменяли выращенными в горшочках. Со всех концов земного шара свозились ценнейшие сорта, например, туберозы, нарциссы-жонкили. Подготовленные специально садовники придавали деревьям и кустам разнообразнейшие геометрические формы: шаров, ромбов, квадратов, конусов. На зиму более 3 тыс. из них переезжают в оранжерею: лимонные, апельсиновые, гранатовые и другие. Требовалось слишком много воды. Акведука, поставлявшего ее из реки Бьевр, не хватало, для удовлетворения запросов гидротехническую систему продлили до Сены.

Сразу перед фасадом симметрично расположились два вытянутых бассейна, украшенных фигурами морских божеств. В их зеркальной глади отражается сияние заходящего солнца, проплывающие облака, величественное строение. Знойным летом они становились оазисом прохлады.

За ними, спустившись по ступеням, ждет встреча с настоящим чудом – фонтаном Латоны, раскрывающим миф о Лето, любимой Зевса, спасавшейся бегством от ревнивицы Геры, наказавшей змею Пифону догнать ее. Скитаясь по земле, беглянка, наконец-то, нашла убежище на небольшом плавучем островке Делос, оторвавшемся от дна морского, где слышался одинокий унылый крик чаек. Стоило ей ступить на сушу, как из моря поднялись две скалы, преградив путь преследователю. Изможденная, обессиленная нимфа, повстречав людей, попросила напиться, но те отказали. Разгневавшись, она обратила их в жалких лягушек.

На горе Кинф появились на свет златовласый Аполлон с Артемидой. С их рождением остров преобразился, ожил: покрылись сочными травами возвышенности, зацвели долины. Этой легенде посвящена скульптурная композиция. Застывшие жабы извергают из открытых ртов пенящиеся потоки. “Осуществляются в красивейшем бассейне чудные превращенья, и вот вся нечисть в чрезмерной жажде мщенья пытается струю швырнуть, попав в лицо богам”.

Будто перекликается с нею фонтан Аполлона, созданный ваятелем Тюби совместно с Лебреном, где навстречу проснувшемуся дневному светилу вырывается из бурлящей воды впряженная в колесницу четверка лошадей. Выпускают на волю искрящиеся лучи тритоны, скрываясь в раковинах. Поднимается на 25-метровую высоту центральная струя, а по бокам ей вторят меньшие. Взлетая ввысь, они образуют цветок прекрасной лилии – символ королевской власти.

Триумфальная нота в спланированном Ленотром парке – большущий, сливающийся с горизонтом канал (1520 х 62 м.), раскинувший в стороны рукава. В его прозрачной глади весело купается солнечный диск. За 11 евро предлагается желающим прокатиться на лодке.

Места уединения

От мирской суеты, вынужденного актерского поведения устают даже сильные мира сего. ВерсальПоэтому и выросли на территории мини-домики, где появлялась возможность расслабиться, отгородившись на какой-то миг от дворцовой обязанности, отдохнуть душой и телом, побыв самим собой. Гуляя по аллеям, словно по волшебству возникает изящное здание в классическом стиле, отвечающее хорошему вкусу, – Большой Трианон. Возник он еще при Луи XIV, предназначаясь для свиданий с фаворитками, охоты.

Неподалеку разместился Малый Трианон. Любовное гнездышко возвел в 1764 г. зодчий Жак Габриель в стиле рококо. Заказал Людовик XV для мадам Помпадур, скончавшейся в нем в 1764 г. Помнят здесь графиню де Барри, сестру Наполеона – Полину. Но более всех оставила памятный след Мария-Антуанетта, получившая его в качестве символического подарка от мужа.

На нижнем ярусе – духовая печь, плита для приготовления пищи. В столовой – кухонная серебряная посуда. Можно познакомиться с будуаром королевы, ванной, библиотекой. Здесь сохранены вещи ее дочери, племянницы, супруги Наполеона III – Евгении.

Для развлечения будущая жертва гильотины приказала разбить деревеньку (1779 г). ВерсальКонечно, это была ее забава, своеобразный каприз: молоденькие крестьянки, стирая белье, обязаны были напевать песенки; коровы, тщательно вымытые, паслись с завязанными бантами на шеях. На скромных сельских хижинах с соломенными крышами госпожа велела нарисовать трещины. Вскоре выстроили молочную ферму, птичник, мельницу, курятник и хлев. Далее – грядки с овощными культурами, ряды виноградных лоз. В озере среди кувшинок плавают спокойно утки, кишит рыба.

Между загородными постройками стоит беседка – Храм Любви, построенный в 1778 г. архитектором Ришаром Миком – любимейшее местечко пребывания хозяйки. Импозантный купол поддерживают 12 коринфских колонн. Под ним навеки замер в бронзе юный Амур.

Для облегчения ознакомления с местностью предоставляются услуги туристического паровозика, катающего за 6, 9 евро без ограничений. Аренда электросамоката обойдется немного дороже. За электромобильчик придется выложить кругленькую сумму при наличии водительских удостоверений. Ежегодно в средине июня проводится ночное шоу. Участники, предварительно обученные старинным танцам, наряжаются в одеяния минувших столетий, блистая нарядами, украшениями, париками на костюмированном гулянии. В конце праздничного действа под музыкальное сопровождение “оживают”, “танцуют”, переливаясь всеми цветами радуги, фонтаны, звездное небо озаряют фейерверки. Незабываемое зрелище!

Удивительно гармоничная дворцовая симфония, действительно, напоминает райский уголок, как и мечтал когда-то Король-Солнце. Когда он спросил у Анжелики, ощущает ли она здесь себя счастливой, маркиза ответила: “Сир, можно ли быть несчастной в Версале…” И она, бесспорно, права. Поезжайте, прочувствуйте, убедитесь.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий