Замок Кастелло Сфорцеско в Милане

Адрес: Sforzesco Castle Piazza Castello, 20121 Milano, Italy.
Как добраться: станции метро "Cadorna" (линия M2) или "Cairoli" (линия М1).
Время работы: вход в замок в летний период с 07:00 до 19:00, в зимний период  с 07:00 до 18:00.
Стоимость посещения: вход на территорию замка бесплатный, посещение музеев - от 3 EUR.

Замок Кастелло Сфорцеско в МиланеЗаснеженная Россия и солнечная Италия – такие разные, как лед и пламень, но есть между ними тоненькая связующая нить. Какая? Поезжайте в динамичную, изысканную столицу Ломбардии. Затеряйтесь среди чарующей зелени парка Семпионе, где все подчинено величайшей природной гармонии. Полюбуйтесь многоярусным каскадом брызг фонтана “Свадебный торт”. Увидев старинный замок Сфорцеско, замрете от удивления. Не мираж ли? Очертания башен, зубчики в виде хвоста ласточки кажутся до боли знакомыми, напоминая величественный Кремль в Москве. Не удивляйтесь: последний перестраивали итальянцы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Аристотель Фьораванти по просьбе князя Ивана III (XV в.). Отсюда и схожесть.

История Замка Кастелло Сфорцеско, уводящая в Средневековье

За многовековую судьбу грандиозное сооружение пережило много счастливых моментов и суровых испытаний. Помнит талантливых зодчих, живописцев, скульпторов, создававших прекрасное. Испытав ненависть народного бунта, вытерпев чужестранцев-захватчиков, разрушавших, беспощадно громивших все, выстояло, выжило, сохранив будущим поколениям неимоверные ценности.

Еще в XIV ст. Галеаццо II, представитель знатного высокопоставленного рода Висконти, затеял строительство загородной крепости, защищенной от вражеского нападения толстыми стенами. Продолжил начатое отцом дело преемник Джиан (1378 – 1402 гг.), достроивший наемным бойцам казармы. Именно при нем Филиппо Мария, завершитель аристократической династии, превратил строение в герцогскую резиденцию, разбив рядышком замечательную, живописную парковую зону. К сожалению, наследников у него не было. Незаконнорожденную дочь Бьянку выдал замуж за Франческо Сфорца, военачальника наемников, храброго воина, ловкого интригана, любой ценой добивавшегося решения поставленной задачи, не различая друзей и недругов.

Массивная ограда не предохранила от взбунтовавшихся миланцев. Устав от издевательств, разгневавшиеся горожане свергли тирана (1447 г.), разрушили дворец, установив Амброзианскую республику, сумевшую продержаться лишь 3 г. Избранные народом правители, не выдержав натиска врагов, обратились за поддержкой к Франческо. Защитив от злобно настроенных венецианцев и ломбардцев, сумев навести порядок, он добился признания себя герцогом миланским.

Замок Кастелло Сфорцеско в МиланеДальновидный и мудрый, умело проведя реформы, достиг прочного экономического положения города, выведя его могущество на должный уровень. Управитель принял решение, отстроив замок, сделать его олицетворением красоты и роскоши. С этой целью пригласил прославленных архитекторов: Якопо да Кортона, Джованни да Милано, Филиппо Брунеллески, но жить предпочел в старом имении Аренго.

После его смерти управление перешло к старшему сыну Caleazzo Maria. Тот окружил доставшиеся в наследство владения каменным заграждением в форме квадрата со стороной длиной 200 м, построил конюшню на 90 лошадей, обустроил Бальный зал, где занимался спортом. Не скупясь на средства, придумал чудесный интерьер, внутренний дворик украсил портиком. Отделку фасадной части поручил Аверумину (известному, как Филарета). В 1473 г. на участке соорудили аккуратную часовенку, оформив ее фресками, над коими трудились Стефано Федели, Бонифачо Бембо, Джакомино Висмара. Наконец, постройка приобрела облик вычурного палаццо.

Правил он недолго, до 1476 г. В декабре 26 числа его убили возле базилики Св. Стефана. Будто бы предчувствуя беду, ночь накануне убийства повелитель провел, сидя у камина с супругой в обществе придворных дам, задумчиво упиваясь песнопением из заупокойной мессы. На рассвете хотел надеть кольчугу, но почему-то передумал, отбросил и направился к церкви, где его зарезали прямо перед службой. Судьбоносный рок? Преждевременная потеря мужа напугала неутешную вдову. Чтобы наблюдать за происходящим, герцогиня выстроила башню Боны, затем – другую, назвав в честь погибшего супруга. Все надежды и чаяния возложила на единственного ребенка. Конечно, он еще совсем маленький, но ведь подрастет… 

Замок Кастелло Сфорцеско в МиланеНапрасно ждала, уповала, молилась мать. Опекуном ее малолетнего сынишки назначили родного дядюшку, Лодовико Моро. Переложив бразды правления на свои плечи, он предпринял все меры, дабы не допустить к власти племянника, умершего в дальнейшем при весьма странных обстоятельствах. Узурпатор слыл настоящим покровителем искусства, хотя делал все больше ради закрепления господства. При нем расцвел талант Леонардо да Винчи, коему заказал расписать господские покои, изваять конную статую родителя. Для гения кисти это были лучшие, плодотворные годы его жизни.

Удача – штука переменчивая. Потомок славных предков, погрязши в бесконечных интригах, купаясь в изобилии женской любви, забыл о самом важном долге – держать наготове меч. Результат оказался слишком плачевным. Город захватили французы (1494 г.), его повязали, заточив в застенки Лош, где и закончил свой жизненный путь (1508 г.).

Французское верховенство сменилось испанским, залы с произведениями наипопулярнейших художников заняли солдаты, обустроили под склады, госпиталь. Потом были австрийцы, за ними – Наполеон, коего из надежных укреплений выбил Суворов. Меняющиеся захватчики использовали многострадальную постройку под военные нужды. Так продолжалось до воссоединения раздробленных итальянских земель (1861 г.). Цитадель настолько пришла в негодность, что ее надумали снести, заменив жилым районом. Спасителем стал зодчий Лука Бельтрами, убедивший правительство оставить ценное культурное наследие. Обновленному, ему присвоили статус исторического памятника – символа Италии, открыв для посещения (1900 г.). Грянула Вторая мировая, и вновь разрушения. Полномасштабная реконструкция закончилась к 1956 г, после чего архитектурный комплекс стал предметом гордости Милана.

Экстерьер замка сегодня

Широкий обезвоженный глубокий ров, оберегавший раньше форпост от нежеланных “гостей”, давно зарос травой. Через него перекинут подъемный мостик, построенный Донато Браманте. Охранять теперь не от кого, стража отсутствует, если не учитывать билетеров.

По обоим направлениям фасада возвышаются на 31м цилиндрические зубчатые башенки, отделанные тесаным камнем с алмазными гранями, сохраняющие на себе щиты, родовые гербы двух влиятельных династий (автор Бартоломео Гадио 1459 г.). Основное их назначение – оборона, но выполняли они и роль тюрьмы. Небольшие отверстия по всему периметру кладки с белокаменными вставками, рядом готических окон, декорированных карнизами, предназначены для крепления строительных лесов. Сейчас их облюбовали голуби. Хотя строение имело оборонительный характер, выглядит празднично. 

Замок Кастелло Сфорцеско в МиланеОсобое внимание привлекает расположенная по центру многоуровневая 70-метровая башня Филарета четырехгранной структуры, дважды рожденная. Впервые ее возвели в 1450 г. Спустя 21 г. она взорвалась вместе с порохом, находящимся внутри. Поговаривают, что причиной послужил попавший разряд молнии при разразившейся сильной грозе. Полностью восстановили только в 1905 г.

Над арочным входом – барельеф с изображением монарха Умберто I верхом на коне, правившего страной с 1878 г. В июле 1900 г. его застрелил анархист Бреши. Заняв почетную нишу над королем, между геральдическими фресками, взирает с высоты на приходящих застывший в камне Св. Амвросий Медиоланский с посохом, покровительствующий миланцам, свершивший множество чудес. Символом семейства Висконти всегда считалось солнце. Поэтому окруженное зодиакальными знаками изображение дневного светила помещено в средину циферблата огромных круглых башенных часов, размещенных наверху. 

Пройдя по мосту, миновав ворота, очутитесь в большущем дворе, именуемом Пьяцца д’Арми. Площадь, охватывающая практически половину всей территории, смотрится ухоженным изумительным садом. Когда-то здесь устраивались пышные праздники, проводилась боевая подготовка, прятались от враждебного нашествия местные жители. Напротив входной арки – изваяние католическому чешскому праведнику Яну Непомуцкому, небесному защитнику исповедников и мостов (Джованни Дуньяни). Установлена колонка с чистой питьевой водой. Войдя внутрь других, меньших двориков (Cortile della Rocchetta и Corte Dukale), появляется чувство, что пребываешь в загадочном лабиринте. Здесь ожидает знакомство с самым сокровенным – музеями, сулящими незабываемые впечатления от уникальной коллекции античного искусства, приоткрывающими завесу многих тайн владельцев.

Бесценные сокровища Корте Дукале

Погружаясь в события далекого прошлого, позабудете, что за окошком XXI в. Первый этаж музейного здания отведен ломбардской скульптуре, мозаике, датируемым IV – XI вв. Древнейшим экспонатом признана матово-белая мраморная милая женская головка, принадлежащая императрице Феодоре. Густые волосы подобраны в высокую прическу, украшенную диадемой. Пристальный взгляд миндалевидных глаз миловидной женщины словно устремлен через века.

Замок Кастелло Сфорцеско в МиланеПосреди одного из залов (всего 15) с куполообразным расписным сводом – мавзолей внушительных размеров. Сотворил его для Бернабо Висконти ваятель Бонино да Кампионе (1363 г.). Мощные коринфские колонны поддерживают схожий с балдахином саркофаг. Боковые стороны разукрашены лепниной, изображающей сюжеты Страстей Господних. Сверху красуется статуя Бернабо, оседлавшего жеребца. Его окружают символические фигуры Мудрости и Храбрости, подчеркивающие достоинства всадника, гибель которого подстроил родственник, посягавший на его место.

Направляясь на богомолье, Джан Галеаццо известил дядю, что желал бы поприветствовать его (май 1385 г.). Ничего не подозревая, безоружный, без охраны, тот выехал навстречу, но тут же был схвачен, брошен в темницу, где спустя несколько месяцев не без помощи посторонних скоропостижно скончался.

Останавливает величавое надгробие совсем юного принца Гастона де Фуа, изготовленное резчиком Агостино Бусти по требованию французов, контролирующих когда-то Милан. В рыцарских доспехах отважный боец уснул вечным сном на расшитом холодном ложе из мрамора в окружении святых, держа на груди кинжал. От красивого мужественного мужского лица веет невероятным безмятежным покоем. Костлявая вырвала его жизнь из-под господства времени в сражении с испанцами при Равенне (1512 г.). Внук королевы Наварры, 23-летний любимец Людовика XII, не глядя на молодость, за проявленные подвиги заслужил прозвище Молния. 

Замок Кастелло Сфорцеско в МиланеЗнаменитейшим экземпляром является недопетая лебединая песня Микеланджело – скульптурная композиция “Пьета Ронданини” (1564 г.). Ваятель и поэт приступил к ее выполнению в 1555 г. Постоянно меняя человеческие формы, возвеличивал душу, так и не успев завершить детище. Это самая драматическая по замыслу его фантазия. Хрупкие, почти невесомые фигурки Христа и Марии словно слились воедино. Склоненные между собой головы. На лице Богородицы – безмерная скорбь, безутешное горе. Безмолвно прижимая безжизненное, измученное сыновье тело, не кричит, не льет слезы, не заламывает руки от отчаяния, будто безнадежным объятием пытается удержать дитя в этом мире. В своем творении мыслитель, титан эпохи Возрождения, как бы прощаясь, передал трагедию собственного одиночества. 

Здесь же посетите комнату “Негре”. Ее оформили в черных тонах по приказу Моро после смерти его молоденькой жены Беатриче (1497 г.). В ней вдовец укрывался в период траура, отказавшись выходить на люди, предпочел затворничество. Заставит призадуматься изречение философского характера: “В конце печальным становится все, что смертные принимали когда-то за счастье”.

Древний пандус ведет на следующий ярус, где располагается давнишняя мебель, сработанная в замысловатом стиле барокко, склонному к излишествам. Все сделано из дорогого дерева, покрытого восхитительной обивкой из бархата, парчи, атласа, придающей королевский шарм. Прямые линии ножек столов, диванчиков, кресел заменены волнистыми, плавно изогнутыми. Присутствующий везде золотистый цвет – завершающий штрих помпезного внутреннего убранства. Здесь представлено 230 полотен популярных живописцев: Антонелло да Мессина, Андреа Мантенья, Каналетто. Завораживают картины Филиппо Липпы, непревзойденного мастера кватроченто. Заказ на “Богоматерь Смирение” поступил от Ордена кармелитов монастыря Кармине, куда, осиротев, он попал подростком. Среди детишек – Матерь Божья. Справа – кармелитские святые: Альберт Сицилийский с белым цветком лилии, олицетворяющим девственную чистоту, рядом – убиенный Анджело с кинжалом в голове. Пречистая удерживает непоседливого младенца-Иисуса, ерзающего, не желающего оставаться неподвижным. Материнскому сердцу открывается божественное предназначение ее малыша. Она смиренно подчиняется воле Всевышнего, отсюда и название холста.

Сбережения Кортиле делла Роккета

Внизу этой сокровищницы – археологические находки, начиная от неолита, где собраны разнообразные орудия труда, предназначенные для обработки каменных глыб еще в V тысячелетии до н. э. Здесь очаруетесь разнообразнейшими причудливыми терракотовыми вазами, относящимися к Бронзовому веку, выполненными вручную с нанесенными дивными геометрическими рисунками. На витрине выставлены предметы ручной работы из бронзы: булавы, примитивные топоры, стрелы. Вызывают немалый интерес гробницы, египетские мумии, драгоценные украшения, присущие Железному веку. 

Дальше познакомитесь с уникальнейшей чрезвычайно обширной музыкальной коллекцией, лучшей в Европе, содержащей более 700 всевозможных инструментов. Чего здесь только нет: лютни, мандолины, органы, флейты и кларнеты, гитары с двойным рядом струн, даже охотничьи рога, фаготы. Несравненные, изящно-грациозные клавесины всегда были неизменным атрибутом дворцов, услаждая слух торжественностью задушевного звучания. Помимо музыкантов, композиторов минувших столетий на них любили играть члены царских фамилий. Заветная мечта любого – прикоснуться к скрипке Антонио Страдивари или Андреа Гварнери, к антикварному фортепиано.

Здесь насладитесь созерцанием церковной богатой утвари, узорчатыми керамическими изделиями, эксклюзивными прелестными вещицами из слоновой кости, венецианским стеклом, доставленным из острова Мурано. Поразитесь великолепием 12-ти гобеленов, нареченных именем заказавшего их (1503 – 1509 гг.) дворянина, Дж. Тривульцио. Аллегории месяцев календарного полного цикла и соответствующие им знаки зодиаков сотканы по зарисовкам Брамантино. Книголюбам библиотека из 170 тыс. фолиантов и рукописных изданий покажется раем земным.

Сенсационные находки

Длительный период замковое пространство неоднократно обследовали буквально по сантиметру, но фортуна порой преподносит неожиданные сюрпризы. Как еще назвать случай, произошедший при реставрации, руководимой А. Феличи в sala delle Asse (октябрь 2013 г.), где хозяин принимал иноземных послов, важных гостей? Ученые, осветив межкомнатные перегородки ультрафиолетовым лучом, ахнули от удивления: под штукатурными слоями заприметили черно-белую роспись древесным углем самого да Винчи. Никто и предположить не мог, что более 500 лет строение скрывало величайшую тайну.

Лодовик поручил расписать зал Леонардо (1498 г.). Флорентинец решил его оформить в виде окруженной тутовыми деревьями беседки, увенчанной сводчатым куполом. Создается впечатление, что могучие корни, ветви пробиваются сквозь стены. Раскидистая крона, извиваясь, перекочевала на потолок. Обвив поверхность сочной густой зеленью, давала возможность присутствующим ощутить себя на лоне природы. Проглядываются наброски домишек, церквушки, стоящих над обрывом. Странно, пейзаж абсолютно идентичен написанному на фреске “Тайная вечеря” позади Христа. Жаль, что чудесный замысел не закончен, погребен под штукатуркой. Реставраторы прилагают максимум усилий для возрождения шедевра.

Чудеса продолжились. Искусствоведы Маурицио Бернарделли Куруз и Андриан Конкони Федриголли в архивных дворцовых фондах обнаружили потрясающий клад, вызвавший фурор: 100 рисунков стоимостью 700 млн. евро, принадлежащих, по их мнению, реформатору европейской живописи Караваджо. Сенсация или афера? Это еще предстоит узнать, как говорится: “Поживем – увидим”. Сейчас они проходят серьезную проверку на подлинность. Ради встречи с творчеством скандального художника ценители искусства готовы исколесить весь мир. Его преданность реализму превосходила рамки разумного. Работая над холстом “Воскрешение Лазаря”, заставил принести извлеченного из могилы покойника, дабы достоверно написать тело. Испуганные натурщики отказались позировать, поддерживая труп. Взбешенный мастер, выхватив оружие, вынудил подчиниться силой. Вот так.

Когда сгущаются сумерки, включается художественная подсветка. Замок, переливаясь в желто-розово-изумрудных тонах, выглядит нереально сказочным. Невольно в уме всплывает строчка из трагедии Пушкина “Моцарт и Сальери”: “Гений и злодейство – вещи несовместимые”. Это правда, но как часто злодеи используют гениальных творцов себе в угоду. Так было и здесь. Однако, благодаря талантам бывшая цитадель, несмотря на кровавое прошлое, восхитительна, впечатляющая, незабываемая…

Тamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий