...

Монументальное кладбище в Милане

Адрес: Piazzale Cimitero Monumentale, 20154 Milano, Italy.
Как добраться: станция метро "Monumentale" (линия М-5).
Время работы: ежедневно с 08:00 до 18:00. 

Миланский некрополь – вершина погребального искусства

Монументальное кладбище в МиланеВсем знакомо выражение: “Настоящий мужчина должен успеть за свою жизнь, как минимум, совершить три великих дела: посадить деревце, построить дом и вырастить сына”. В Милане успешным считается глава семейства, владеющий персональной ложей в “Ла Скала”, собственной скамьей в “Дуомо”, местечком для семейной усыпальницы за внушительным забором на территории Мемориального кладбища, являющегося отражением показателя социального статуса. Безмолвный город мертвых поражает размахом, притягивает подобно музею удивительным великолепием разнообразнейших уникальных скульптур.

Бесхитростная история возникновения

Сколько существует человечество, люди рождаются и умирают – незыблемый закон природы. Замечательный зодчий Карло Макьячини, пожелав после кончины быть погребенным в уникальном месте, добился от управленцев разрешения объединить мелкие захоронения в большущее Cimitero Monumentale. Его открыли в 1886 г. Личное надгробие, схожее с египетской пирамидой, украшенной оливковыми веточками, голубями, мастер спроектировал задолго до прибытия на конечную станцию земного бытия, за 33 г. 

Вдоль высокого ограждения – море продающихся цветов. Приехав сюда, обратите внимание на вывеску над вратами, гласящую: “Высокомерие, богатство и власть не пересекают границы этого святого ограждения”. Мудрое изречение живущим, вызывающее желание понять истинную цель пребывания в бренном мире. Не правда ли? Только вряд ли читают, задумываются над смыслом, тем паче придерживаются. Доказательство – роскошные гробницы, будто бы соревнующиеся между собой помпезностью, блеском, элегантностью. Здесь захоронены исключительно зажиточные миланцы, имеющие возможность позволить себе заблаговременно приобрести участок стоимостью от 30 тыс. евро. Эксклюзивные изваяния создавались годами, дабы не повторяться. Над ними работали скульпторы: О. Табаччи, Л. Фонтана.

За центральными воротами, среди большого двора, – Храм Славы, напоминающий прекрасный беломраморный дворец с широкой лестницей. Изумляет красивейший расписной потолок внутри, усеянный звездами. Монументальное кладбище в МиланеЭто – миланский Пантеон, где погребены наиболее почетные граждане, имевшие немалые заслуги пред Отечеством. Посреди траурного зала установлен бюст известнейшему композитору Джузеппе Верди. Согласно воле маэстро его перезахоронили вместе с женой в склепе часовни подле Дома для престарелых музыкантов. Здесь – гробница крупнейшего литератора XIX ст., популярного классика А. Мандзони, лидера итальянского футуризма Ф. Маринетти, прославленного дирижера, любимца публики А. Тосканини с зятем, украинским пианистом В. Горовицем. Длительное время там сохранялись под чужой фамилией мумифицированные останки актрисы, народной героини Эвы Перон, второй жены президента Аргентины. Ее сверженный супруг не смог вовремя приготовить возлюбленной мавзолей. Спустя 16 лет мумию переправили на родину.

Рядом расположилась скромная церковь в бело-черных тонах, построенная зодчим К. Мачакини (1860 г.), где отпевают покойников. На кладбищенской зоне воздвигли крематорий, первый в стране (1877 г.). Для итальянцев это было неожиданным поворотным моментом в сознании, ведь когда-то сжиганию подвергались лишь еретики. Увидев расположенные на полу рельсы, прочитав надпись “Прах есть, в него и возвратишься” несложно догадаться, что находится за красной дверью. Вдоль стен – ниши с урнами, предоставленные в аренду на 10 лет. По истечении срока договор продлевается. Развевать прах закон запрещает. Кремация не получила среди итальянцев массового распространения, составив 15% от общего количества захоронений.

Улицы скорби и печали

Монументальное кладбище в МиланеВ грустном тихом мирке, похожем на живописный парк, среди каменных сфинксов, греческих храмов, крытых галерей, крылатых ангелов, охраняющих каждого со дня появления на свет, царят умиротворение, покой, непрекращающийся диалог жизни и смерти. Тела людские покоятся в земле, а души их – во власти Бога. Вдоль чистых, ухоженных, посыпанных гравием дорожек растут многочисленные сосны, ели, липы, особенно много кипарисов, наверное, благодаря их свечной форме. Воздух пропитан благоухающим ароматом цветущих роз. Здесь время остановило свой бег, предоставив господство вечности, и умершим уже абсолютно все равно, каким будет завтрашнее утро, с каким настроением встретят его люди, да и наступит ли это завтра вообще. Парадоксально, но именно безотрадная атмосфера заставляет задуматься о смысле существования, основных жизненных ценностях. 

Монументальное кладбище в МиланеСтатуи, выполненные искусной рукой талантливого ваятеля, выглядят, как живые, наполнены некой особой красотой: завораживающей и одновременно пугающей. Поврежденных нигде нет, а если на колонне, увитой лепестками, видны легкие следы разрушения, их сделали специально, как олицетворение преждевременно оборвавшейся жизни, внезапной потери кормильца. На них, как правило, опираются застывшие в камне скорбящие вдовы.

Останавливает, удивляет, вызывает недоумение у туристов воспроизведенный в мраморе библейский сюжет по картине “Тайная вечеря” гения кисти да Винчи. Композиция громаднейших размеров с фигурами Иисуса, апостолов в человеческий рост, потемневшими от времени, принадлежит семье Кампари Каспера, изобретателя алкогольного фруктового напитка на основе трав, названного его именем (1861 г.). Элитный алкоголь ценой 20 евро за бутылку, пользующийся бешеным спросом, принес баснословный доход, сделав производителя миллиардером. Создается впечатление, что богач столь необычным заказом, обошедшимся в 100 000, за несколько лет до отхода в небытие возжелал просто перещеголять соседей скульптурным дивом, не осознав сути Священного Писания. 

Множественные изваяния повествуют о бывшей профессии упокоенного, например, склеп Анджело Мотта в виде огромного аппетитного кекса. Наладив производство рождественских куличей с современной куполообразной формой, воздушной текстурой, кондитер разбогател. 

Монументальное кладбище в МиланеНатолкнувшись на могилы местных мафиози с трогательными скульптурами, изображающими рыдающую женщину или малыша, прижимающего к груди игрушку, поражаешься. Оказывается, жестокие бандиты не совсем уж лишены душевной теплоты. Привлекает родовой склеп Винсента Джиганте, не закончившего школы, серьезно посвятившего себя боксу после 9-ти классов учебы. Жители окрестили его чудаком, и не зря. Однажды парень задался целью расправиться с криминальным авторитетом Франко Кастелло, не вышло, промахнулся. Чтобы не попасть за решетку, притворился безумцем, расхаживая по улочкам в одном домашнем халате, но не долго. Врачи-психотерапевты, раскусив хитрость, признали его абсолютно здоровым психически. Полицейские, поймав на рэкете, все же упрятали лукавца в тюрьму, где он скончался от сердечного приступа (2005 г.). На похороны съехалась вся мафия.

Посетители стремятся найти захоронение оперной легенды XX ст., красавца, покорившего много женских сердец, Франко Корелли. Достаточно было одного его имени на афише, чтобы зал переполнили зрители. Очарованные фанатки, сняв драгоценности, бросали их на сцену под ноги кумиру вместо букетов. После выступлений певца гасили свет, дабы заставить восторженных зрителей покинуть театр. Все хорошее, как и плохое, когда-нибудь заканчивается. 29 октября 2003 г. 82-летнего изумительного тенора, перенесшего инсульт, не стало.

Нельзя пройти равнодушно мимо, не взглянув на великолепную “Вавилонскую башню”, усыпальницу богатейшего промышленника, текстильного магната Антонио Берноччи. Миланский Дворец искусств, где проводят ежегодно международную выставку Триеннале, появился благодаря его спонсорству. 

Гости замирают у мемориала, посвященного восьмистам жертвам нацистских концлагерей. Кланяются безвинным мученикам, побывавшим в преисподней, в аду, отравленным в чудовищной пасти газовых камер. В кубическую по форме конструкцию вписан крест. По центру – обвитая колючей проволокой урна, хранящая землю из страшнейшего лагеря смерти – Маутхаузена. 

Вот – композиция, исполненная неизвестным автором, повествующая о неразлучности пары влюбленных, отошедших в небытие. Они, как живые, лежат на мраморном ложе, глаза закрыты, словно, нежно обнявшись, ненадолго уснули. Кажется, очнутся сейчас ото сна жизнерадостные, молодые, счастливые, как прежде.

Еще один интересный и довольно жуткий сюжет: юная девушка, окутанная плащом старухи с клюкой, старается изо всех сил вырваться, убежать от нее… только не получается, никто не в состоянии оказать помощь. Костлявая, крепко уцепившись за девичье запястье, увлекает в потустороннее царство. Всевышним устроено так, что жизнь отнять может всякий, но никому неподвластно избавить от смерти.

Монументальное кладбище в МиланеСжимается сердце от боли, взирая на детские надгробные скульптурки: 4-годовалая девчушка с плюшевой любимой собачонкой. Видимо, малышка привыкла с ней засыпать, родители и оставили. А вот – другая, почему-то обезглавленная маленькая фигурка в коротеньком платьице, стоящая на холодной плите из мрамора, где среди рассыпанных цветов лежит ее кукла. Недалеко – осиротевшие детишки, ухватившись за холодную мамину руку, тянут, умоляя пойти домой. Не услышит, не отзовется, никогда не вернется, ведь из глухого того далека не приходят назад, остаются на вечном ночлеге. Непроизвольно подступает к горлу ком при виде застывших в мраморе женских ладоней, поддерживающих головку крошечного, будто только рожденного ребенка, спокойно уснувшего…навеки. 

В мавзолее из бетона, металла со стеклянным покрытием упокоился католический богослов Луиджи Джуссани, умерший в 2005 г. Сам кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер – Его Святейшество Бенедикт XVI посетил похороны. Ватикан причислил почившего церковнослужителя к лику святых, которые, как известно, творят даже посмертные чудеса. Вот и кидают через щелочку чудотворцу записки со всевозможными просьбами. Такая странная почта, летящая в иное измерение.

Монументальное кладбище в МиланеПересмотреть все за один день немыслимо. По словам смотрителя для этого понадобится не меньше недели. Прохаживаясь по аллеям, посещает мысль, что это единственный уголок, где отсутствуют бушующие страсти, ненависть, предательство, разочарование. Разные жизненные пути, различные судьбы, соединенные единым последним пристанищем.

Сотня рабочих следит за порядком: подрезают кусты, высаживают клумбы, подметают, поэтому чистота радует взор. О закрытии мрачного заведения извещает на протяжении 5-10 минут унылый вой сирены. Увлечетесь, пропустите сигнал, ворота закроются, оставляя безрадостную перспективу провести среди мертвых ночь, “сюрприз” не из приятных.

Эко-захоронения будущего

Смерть – не приговор, а необходимая закономерность, естественное явление. Человек, как неотъемлемая частичка матушки-природы, обязан вернуться в ее лоно. Это, как долг: хотите или нет, отдавать придется. Чтобы зазеленели на ветках молоденькие, свежие листочки, старые, пожелтев, опадают. 

Монументальное кладбище в МиланеИтальянские дизайнеры Анна Сителли и Рауль Бретцель предложили новую альтернативу традиционным кладбищам (2013 г.). Секрет ее прост. Ими разработана специализированная капсула (Capsula Mundi), имеющая форму яйца размером 150х90 см, заменяющая гроб. Поместив туда в позе зародыша усопшего, ее закапывают. Своеобразный контейнер становится питательной средой, семенем, дающим второе рождение тленному телу, новой жизни, проявленной в дереве, посаженному туда, символизирующему неразрывный союз небесного с земным, материального с нематериальным. 

Вместо крестов, угнетающих могильных надгробий устремятся к небесной голубизне, разрастутся, зашумят изумительные зеленые рощи. Необычный проект демонстрировался на выставках многих стран: Голландии, Чехии, Австрии, Великобритании, получив положительные отзывы. Правительство Италии пока не решается дать добро на такие нестандартные похороны.

По сути, идея совсем неплохая. Возможно, прижившись, распространится по планете. Близкие, родные люди, придя, польют выбранную заранее кудрявую белоствольную березку, плакучую иву или неокрепший дуб. Присев в прохладной тени, прижмутся к стволу, мысленно пообщаются. Как знать, вдруг безмятежный шелест листвы поможет постичь величайшую тайну мироздания – “Рождение и смерть – это одна и та же дверь, открывающаяся в разных направлениях”.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий