Крипта Капуцинов

Адрес: Via Vittorio Veneto, 27.
Время работы: с 09:00 до12:00 (перерыв на сиесту) с 15:00 до 18:00.

Музей смерти – Крипта капуцинов

Крипта КапуциновПосетив однажды этот фантастически красивый уголок планеты, город-легенду, живое воплощение истории, где каждый парк, дворец, площадь являются свидетелями множественных взлетов и падений от древних времен до наших дней, он непременно просочится в душу, захватит и поглотит ее навсегда. Наименование ему Рим.

Город не только умеет восхитить архитектурными шедеврами храмов, заворожить красотой фонтанов, бесчисленных памятников, опьянить невероятным ароматом воздуха, присущим только ему, но способен удивить, напугать, даже шокировать, заставить задуматься о бренности мира. Для этого стоит посмотреть склеп капуцинов – настоящий музей смерти, созданный верующими Ордена в церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе.

Великие ораторы под острыми капюшонами

Живые не задумываются о последнем мгновении, ждущего каждого, избегая подобной темы, неприятной, но не всем. Жил некогда Франциск Ассизский, который не страшился этого момента, считая смертный час продолжением земного пути. В своих убеждениях он не был одиноким. Эту идею подхватили капуцины, по-своему истолковав учение Христа. Дела милосердные сопровождались суровым способом существования. Фактически отрекшись от малейшей радости, истязая себя, они придерживались строжайшего аскетизма. Горячо желая собственного мученичества, верили, что за жизненным порогом их ждет встреча с Христом. Единственной формой одежды, символизирующей принятый обет, служила ряса со знаменитым капюшоном, давшим название Ордену. На босых ногах были сандалии.

Крипта КапуциновОни призывали живущих людей уважать переход в мир иной, реагируя на это легко. Создавая крипту, совершенно не считали, что производят надругательство над останками собратьев. Своеобразным, понятным только им, методом хотели донести до потомков мысль: не страшиться смерти, предписанной человеку с самого рождения, не бранить и не проклинать, ведь без нее не было бы и жизни. Как опавшие листья превращаются в прах, и от времени разрушаются горы, становясь песком, так и человеческому телу свойственно умереть и разложиться. Пришло время посетить странный и страшный уголок столицы.

Церковь Санта-Мария-делла-Кончеционе

Рядом с фонтаном Тритона расположилась неприметная, с виду вполне мирная, старинная церквушка со скромным фасадом. Автор проекта Антонио Казони. Внутренний свод украшен фресками. Особого внимания заслуживает “Успение Девы Марии”, работа мастера кисти Либорио Коччети. С полотна Гвидо Рени на пришедших смотрит Архангел Михаил, побеждающий сатану. Изображение настолько прекрасно, что не отпускает от себя. Задумываешься, глядя на “Молитву Святого Франциска”, написанную Караваджо. Урбан VIII увековечил свой герб на центральном алтаре, построенном на его деньги. Перед ним находится усыпальница основателя церкви, члена капуцинского братства. Надгробье расписано словами “Здесь покоится прах, пепел и ничего более”. Слуги господние нашли свое последнее пристанище в боковых нишах, где почивает с миром Св. Феликс де Канталиче, проживший в монастыре 40 долгих лет, занимаясь сбором милостыни. Неподалеку лежат мощи Криспина Витербийского, посвятившего себя уходу за тяжелобольными, но особый интерес вызывает нижняя часть здания, отправимся туда.

Дыхание потустороннего мира

Омотр начинается со стеклянной витрины, за которой расположены предметы истязания: различные плети с завязанными на концах узлами, металлические крючки и прочие вещи, создающие телесную боль, а также книги, плащи.

Спускаясь по ступенькам вниз, по коже пробегают “мурашки”, сердце начинает учащенно биться от услышанной звучащей музыки, табличек, напоминающих о соблюдении тишины, хотя желание разговаривать пропадает само по себе. Атмосфера пропитана запахом загробного царства.

Крипта КапуциновКрипта состоит из 6 небольших помещений. Белоснежные стены декорированы причудливыми великолепными узорами. О Боже… Не хочется верить глазам, все они выложены из многочисленных останков покойников. В первом помещении показан сюжет воскрешения Лазаря в костном обрамлении. Зловеще зависли у потолков абажуры, выполненные из позвонков. В стенах сделаны углубления, инкрустированные черепами с находящимися скелетами, облаченными в монашеские одежды. Похожие собратья, одетые в плащи, разместились вдоль коридоров. Надпись “Мы – то, чем станете вы” говорит сама за себя.

С вершины одного из залов взирает пустыми глазницами скелет маленького ребенка. Рассказывают, что он принадлежал умершей в раннем возрасте племяннице папы Сикста V, принцессе Барберини. Объятый рамкой из костей, он держит в одной руке косу, а в другой весы, символизирующие цикличность рождения и смерти, божественное судилище. Оформленные костями часы являются напоминанием о неизбежности прекращения земного существования и нового рождения. Только второй зал лишен людских останков, здесь совершаются мессы.

Экскурсоводы отсутствуют, но всем посетителям и так все понятно, хотя разместившиеся на протяжении многих веков “экспонаты” не произносят ни звука. Откуда они здесь взялись в таком количестве?

На месте изумительного по красоте фонтана Треви была территория кладбища, принадлежавшая монахам. Несколько столетий подряд они предавали этой земле усопших. Насчитывалось порядка 4 тыс. могил. При перестройке местности их перенесли, устроив под сводами храма своеобразный музей. Папа Урбан XIII дал разрешение в 1626 г. на строительство подобного сооружения. Из Иерусалима привезли грунт, в который закапывали тела покойников. После приблизительно 30-летнего пребывания в земле мягкие ткани перетлевали, останки эксгумировались. Бренным остовом декорировали часовни склепа.

Крипта КапуциновТак происходило формирование страшнейшей художественной галереи, вмещающей гирлянды, розетки, необычайные узоры, арки и это все – кости людские. Таким чудовищным способом служители Христа выражали свою веру. Монахи, скончавшиеся после создания крипты, пополняли ряды экспонатов. Здесь не разрешается делать снимки, позволительно молча наблюдать. На выходе в сувенирном магазинчике продаются открытки, изображающие увиденное зрелище, идет распродажа футболок, шарфиков, разрисованных черепами и скелетами.

Проживавший в столице Николай Гоголь знал базилику, побывав здесь однажды. Неведомо, какие чувства переполняли писателя во время осмотра, душа которого была пронизана религиозно-мистическим настроем, однако, на обложке “Мертвых душ” замечены орнаменты изображенных рисунков, принадлежащих усыпальнице.

Мысли, приходящие после посещения общества мертвецов

Вряд ли можно заметить следы восторга на лицах вышедших. Хочется скорее вдохнуть глоток свежего воздуха, замереть на минуту и подумать о жизни. В чем ее смысл? В отказе от благ цивилизации? В уходе от всего мирского, не познав любви и счастья? Но разве этому учил Христос? А о таинстве перехода известно лишь тем, кто совершил уже шаг в вечность, но они молчат, унеся навеки тайну.

Осознавая быстротечность пребывания на земле, напрашивается вывод: наша жизнь – мгновение на циферблате Вселенной, поэтому так важно отыскать свое предназначение, свой путь, найти то, что ищет душа. Каждый сделает выбор сам. Можно согласиться со словами Павла Муратова: “Рим – особенный город, имеющий необычное очарование. Все, испытавшие на себе его силу, поймут друг друга с полуслова, для других он будет вечной загадкой”. Так оно и есть.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий