...

Санта-Мария-сопра-Минерва

Адрес: Piazza della Minerva.
Время работы: с понедельника по субботу с 07:00 до 19:00;
воскресенье с 08:00 до 19:00.
Входная плата отсутствует.

Санта-Мария-сопра-МинерваРим напоминает огромную чашу, склеенную хаотично из разнообразных кусочков античности, возрождения, современности. Все перемешалось в необыкновенно органичном коктейле. Чередуясь между собой без малейшего соперничества, частички, скорее, дополняют друг друга, создавая невероятный колорит города. Современность не вторгается грубо в древнюю часть, не удивительно, что прогуливаясь по римским узким улочкам, легко забывается на какое-то время, что живешь в XXI веке.

За каждым переулком слышится колокольный церковный перезвон. Он добросовестно исполняет свое предназначение на протяжении многих столетий: сообщает время, зовет к утренней и вечерней мессе, в грозные времена поднимал тревогу… Но уже много веков горожане живут спокойной и безмятежной жизнью, их не беспокоит тревожный набат.

Храмы древней столицы

Стараться подсчитать столичные церкви – пустая затея, это все равно, что пытаться определить количество звезд в небесном просторе. Возводя их, главенствующим был торжественный романский стиль и вычурный барокко. Но, как говорится, у любого правила есть исключение, таким исключением является базилика Санта-Мария-сопра-Минерва, посвященная Богоматери, единственная церковь Рима, построенная в готическом стиле. Чтобы увидеть уникальное сооружение древней столицы, надо отправиться на площадь Минервы.

Необычное украшение площади

Санта-Мария-сопра-МинерваНа небольшой пьяцце, носящей имя богини Минервы, в глаза бросается потрясающая скульптура слона. Животное, стоящее на украшенном папским гербом пьедестале, удерживает невысокий обелиск высотой всего 5, 47 м с восьмиконечной звездой на вершине. Откуда появилось это чудо из красного гранита?

В VI веке до н. э. колонну привезли из Египта легионеры Цезаря. Изначально она стояла перед храмом Изиды, потом затерялась. Обнаружил ее Александр VII, находка ему понравилась, особенно надпись, гласящая: “Как знаки мудрого Египта поддерживает слон, сильнейший из всех зверей, так и мудрость должна поддерживать крепкий ум”. Папа объявил конкурс по поводу установки. Победил знаменитый скульптор Бернини, решив заморский обелиск установить на спину чудного для Италии животного. Понтифику понравилась идея, он утвердил ее. Завистливый конкурент из доминиканского монастыря, падре Палья, сумел убедить комиссию, что предложенный вид памятника небезопасен. Как ни пытался мастер доказать обратное, пришлось под брюхом животного установить дополнительную опору, закрыв ее попоной, дабы не портить внешний вид. Бернини не упустил возможности выразить собственное презрение доминиканцам, расположив скульптуру задней частью к окнам монастыря. Существует примета: потрогав слоника за хвост, непременно осуществится задуманное. За памятником и находится настоящая сокровищница Рима.

Гордость площади

Церковь возведена на месте античного храма Минервы, принадлежащем ордену святого Доминика. Неоднократно ее перестраивали, дополняли. На боковой стене прикреплена табличка, отображающая высоту паводковых вод Тибра в разные годы. Местность эта достаточно низкая. Страшно смотреть на бляшки, указывающие, насколько высоко иногда поднималась вода. Особенно отметился 1598 год, вода поднялась над уровнем улицы на 4 м.

Совершенно непримечательный фасад здания не привлекает особого внимания. Откуда знать неосведомленным людям, какие бесценные сокровища скрываются за этими стенами?

Шедевры базилики Санта-Мария-сопра-Минерва

Санта-Мария-сопра-МинерваЗайдя вовнутрь, прикрыв дверь, попадаете в объятия синего ночного неба, усеянного звездами, откуда взирают лики святых. Чарующие звуки органа и приятная прохлада наполняют душу удивительно приятным покоем. От большого количества статуй, фресок, картин и мозаик кружится голова. Ощущается присутствие множества духов тех, кто нашел здесь покой. Чтобы прийти в себя от изобилия имеющихся шедевров, лучше найти укромный уголок на скамье, закрыть глаза и позволить призракам, вдохновившим мастеров на сотворение уникальных произведений искусств, перемещаясь свободно среди колонн, поведать свою историю, их много населяет это пространство.

Главный алтарь хранит обезглавленный прах Святой Екатерины Сиены (голова находится в церкви Сан-Доменико). Скромная итальянская девушка из многодетной семьи, родившаяся под одним небом с Франциском Ассизским спустя 121 г. после его смерти следовала идеям Христа так же, как он. “Любовь никогда не остается бездеятельной, но всегда проявляется в великих делах”, – говорила она, совершая их. Совсем юная, обладающая величайшей силой убеждения и красноречия, смогла сделать то, что не удалось самым талантливым людям Италии – вернуть папский престол Риму, убедив пап возвратиться из Авиньона (Франция). Итальянской Жанной д, Арк называли ее в народе. Жизнь верующей закончилась в 33 года, как и у Христа, невестой которого она себя считала. Согласно легенде после смерти жители Сиены хотели, чтобы ее прах хранил родной город. Монахи, перевозя ее голову в сумке, рисковали. Солдаты заставили открыть ее, показать содержимое. Испуганно подчинившись, люди не могли поверить: внутреннюю часть переполняли лепестки роз. Доставив ношу в стены храма, лепестки вновь превратились в голову святой. На всех полотнах Екатерина представлена с розой.

Нашли упокоение собственным душам папы Медичи, Лев с Климентом VII в месте триумфальной арки. Фрески “Воскресение”, исполненная Пьетро Перуджино, и “Благовещение”, написанная Антониаццо Романо, являются великолепным украшением боковых капелл.

Санта-Мария-сопра-МинерваНеподалеку расположена усыпальница Карафа с останками понтифика, самого беспощадного инквизитора. Не было предела жестокости у вершителя “правосудия”. Отличаясь непоколебимостью при вынесении безжалостных приговоров, он загубил многие жизни. Заняв трон 79- летним стариком, сущность Павла IV переполняла зловещая энергия. Истребляя еретиков, применяя бесчеловечные пытки, он сделал инквизиционную машину своим безотказным оружием, вызвав неимоверную ненависть к себе. Умер при свершении казни невинной “Венецианской ведьмы” – наикрасивейшей женщины Европы. Ликующая толпа разнесла на куски все его скульптуры. Капелла, названная в его честь, расписана фресками Филиппино Липпи по заказу родственника. Здесь можно увидеть изображенного Фому Аквинского, прерывающего Благовещенье ради представления архиепископа, “Успение Богородицы” и ангелочков, застывших над усыпальницей.

В базилике погребен талантливый живописец Фра Беато Анжелико, которого называли Блаженным, считающийся небесным покровителем художников. Его искусство пропитано религиозным осмыслением. Полотна “Благовещенье”, “Страшный суд” и многие другие известны всей Италии. Знаменитое “Распятие” украшает Лувр.

Санта-Мария-сопра-МинерваСанта-Мария-сопра-Минерва была сама местом проведения суда над еретиками. Эти стены помнят, как заставили отречься от “заблуждения” Галилея после его утверждения, что планета Земля делает вращательные круги вокруг Солнца. Униженного, поставленного на колени, великого астронома вынудили к этому. “Низкий ужасающий каменный свод… Крючья… Цепи… Тиски… От жаровни с углями исходит свеченье… Раскаленным железом скрутило виски. Отреченья… ждут отреченья…”,- так описано это было С. Даниловым. Ученый произнес после судилища, что даже его отказ не сможет остановить земного вращения.

Сюда приходят помолиться Деве Марии с маленьким Иисусом на руках. Лицо ее выражает умиротворенность и нежность, присущие любой матери, держащей своего ребенка. Многие мечтают прикоснуться к шедевру Микеланджело “Христос около креста”. На лице Господа нет скорби и отпечатков мучений. Не видно следов от кровоточащих ран. Гениальный мастер изобразил воскресшего Иисуса, перешагнувшего границу страданий. Микеланджело хотелось увековечить Христа обнаженным, передав красоту тела, однако служители церкви посчитали недостойным видеть сына Божьего настолько оголенным, поэтому появилась на нем бронзовая повязка.

Можно ли объять необъятное? Экспонатов достаточно на целый музей. Невозможно перечислить и рассказать обо всех собранных святынях и дело даже не в длинном перечислении. Не существует возможности описать веру, расшифровать надежду и разложить на составляющие любовь. А именно эти чувства переполняют душу, покидая святилище. Уходишь с верой в светлое будущее, надеждой на перемены к лучшему и любовью… безграничной любовью к Вечному городу…

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий