Адрес: г.Сергиев Посад, Лавра. Время работы: с 05:00 до 21:00. Как добраться: - с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (время в пути 1,5 часа); - от метро ВДНХ на автобусе № 388, отправляются каждые 15 мин. (время в пути более 1 часа); - на автомобиле по Ярославскому ш. (трасса М-8), 45 км. от МКАД, далее 10 км. по Проспекту Красной Армии до Лавры.
Вряд ли найдется человек, который хотя бы раз не слышал о Троице-Сергиевской Лавре. Те, кому удалось побывать в самой главной православной достопримечательности России, наверняка вспоминают поездку с огромной душевной теплотой. Сегодня это крупнейший православный мужской монастырь, который не зависит от духовенства (ставропигиальный).
История Свято-Троицкой Сергиевской Лавры
Свято-Троицкая Сергиевская Лавра обязана своим появлением двум братьям – Стефану и Варфоломею, родившимся в боярской семье. Варфоломей с самого детства стремился служить богу, однако, родители не давали ему благословения на это. Когда мать и отец, состарившись, решили уйти в монастырь, братья все-таки смогли покинуть мирскую жизнь.
Становление монастыря
В 1337 году неподалеку от города Радонеж на холме в лесистой местности Стефан и Варфоломей собственными руками возвели келью и небольшую церквушку. Старший брат не смог долго жить в уединении, а Варфоломей смиренно молился и служил Богу. Мог ли 23-летний молодой мужчина представить, что место, которое выбрал он для своей отшельнической жизни станет величайшей православной святыней? Игумен одного из монастырей, находившегося неподалеку, постриг Варфоломея в монахи под именем Сергия. Так началась славная жизнь Сергия Радонежского, который в будущем оказал огромное влияние на духовную жизнь не только близлежащих сел и деревень, но и всей Руси.
Ведя отшельнический образ жизни, Сергий научился смирению – он работал на земле, усиленно молился и совсем не желал славы. Однако, судьба распорядилась по-другому. Его церквушка стала привлекать все больше людей, которые просили научить их, как вести благочестивую жизнь. Около кельи Сергия стали появляться другие жилища. Постепенно местность была заселена людьми, которые проповедовали православие. Можно говорить о появлении в этот период времени монастыря, точная дата основания которого неизвестна (по одним источникам – это 1337 год, по другим – 1342). Сначала игуменом был тот самый монах, который постриг Варфоломея – Митрофан. После его кончины это место занял преподобный Сергий.
В 1355 году произошли некоторые изменения на монастырской земле: ее разделили на 3 зоны: жилую, хозяйственную и защитную. Возведена новая Троицкая церковь из дерева, рядом находились жилые постройки – кельи и трапезная. В общественной зоне располагались хозяйственные постройки и обработанные земли. Территорию монастыря оградили забором, у центральных ворот находилась деревянная церковь имени Дмитрия Солунского. Общее расположение сооружений на территории не претерпело сильных изменений.
Популярность Троицкого монастыря как духовного центра русских земель нарастала с необычной силой. Все больше московских князей искали здесь благословения. Известен факт, что Сергий Радонежский оказал огромную поддержку Дмитрию Донскому, благословив его перед Куликовской битвой. Преподобный Сергий отправил с войском двух монахов – Пересвета и Ослаблю, вопреки строгим монастырским правилам.
В 1932 году Сергий Радонежский ушел на вечный покой, его похоронили внутри главного храма. В тот момент игуменом значился один из его учеников Никон.
Новая жизнь монастыря
В 1408 году случилась беда: хан Едигей практически стер монастырь с лица земли. Но, возможно, это послужило началом нового этапа развития обители. В 1415 году игумен Никон заложил первое здание из камня – Троицкий собор. Строительство осуществляли мастера из Косово, которые с некоторых пор обрели здесь кров. Роспись храма внутри осуществляли известные мастера иконописной живописи Андрей Рублев и Даниил Черный. Интересен факт, что знаменитая икона “Троица” была написана целенаправленно для украшения иконостаса данного собора.
В 1469 году стартовало строительство еще одного каменного здания – трапезной. Ее особенностью было то, что она имела тип одностолпной палаты, этот прием впоследствии стали широко применять в зодчестве. На нижнем этаже находились трапезные для братии, а на верхнем – царские палаты. В 1476 году вблизи собора появился еще один храм.
Во времена царствования Ивана Грозного, который часто посещал монастырь, территорию снова видоизменили. В частности, по периметру возведены стены из белого камня. Их длина составляла почти полтора километра. Благодаря устроенным запрудам и окружению высокими стенами монастырь превратился в настоящую крепость. В середине XVI века монастырь получил новый статус – архимандрии.
Иван Грозный способствовал заложению первого камня в строительстве крупного Успенского собора. Однако, через пять лет строительство остановили из-за пожара, вследствие которого многие строения сильно пострадали. Успенский собор все-таки достроили, но Ивану Грозному не суждено было увидеть построенный храм, его освещение состоялось после смерти государя в 1585 году.
Ко второй половине XVI века равных Троицкому монастырю в государстве не существовало: в его ведении находились почти 3000 поселений, которые не только полностью обеспечивали себя всем необходимым, но и осуществляли торговлю за рубежом.
Непростые времена – XVII век
В 1608 году началась осада монастыря польско-литовскими захватчиками. Но это было не самое страшное: через год внутри монастыря люди стали повально гибнуть от цинги. Но это, к счастью, не стало причиной захвата земель. Неведомая сила позволила отстоять монастырь. Вовремя подоспела помощь: зимой 1610 года войско под руководством Михаила Скопина-Шуйского освободило монастырь. Через несколько лет Троице-Сергиевский монастырь снова подвергся атаке, на этот раз завоевать его пожелал польский королевич Владислав. Но мечтам его тоже сбыться было не суждено.
Процветание монастыря в XVII-XVIII веках
После осады быстрыми темпами началось восстановление: существенно укреплены стены, башни приобрели вид, дошедший до наших дней. Появились новые сооружения: большая колокольня, церковь Михаила Малеина, царские хоромы, чуть позже – дополнительные кельи из камня, больничный комплекс и еще 2 церкви. Жизнь процветала – владения монастыря стали превышать царские и патриаршие.
При Петре I здесь появились трапезная и церковь в честь Сергия Радонежского, а также надвратная церковь. Чуть позже монастырь был укреплен из-за неожиданной возможности захвата шведами. Был выкопан ров, сооружены 2 каменных моста. Земляные укрепления существуют до сих пор.
После Петра I интерес к Троице-Сергиевскому монастырю угас, существовал даже вариант переноса его поближе к Петербургу. Однако, в 1738 году управлять жизнью здесь стал Духовный совет.
Новая веха в развитии Лавры
С приходом на трон Елизаветы Петровны начинается следующая эпоха развития. В 1742 году здесь открывается духовная семинария, а в 1744 году монастырю присвоили титул Лавры, руководителем ее становится Митрополит Московский. Императрица очень любила бывать в Лавре, она способствовала тому, что почти все строения внутри монастыря изменили свой внешний вид по сравнению с первоначальным. Появилась колокольня в 1770 году, для которой отлили огромный колокол, вес его – 4065 пудов. Лавра продолжает оставаться крупнейшим духовно-культурным центром, роль ее еще более усилилось после перевода сюда в 1814 году Духовной академии. Если исключить тот факт, что из-за этого пришлось нарушить общую целостность архитектурного комплекса строений монастыря, то Духовная академия сделала Лавру еще более мощным средством формирования духовного наследия.
XVIII – XIX века – время небывалого расцвета Лавры. Богатства монастыря с каждым годом приумножались. Этому способствовало огромное количество принадлежащих ему земель, крестьянских душ, а также активная торговая деятельность. Троицкий монастырь был настоящей сокровищницей: именно там находились мощи многих святых, в том числе Сергия Радонежского, Никона, митрополита Иосафа и др. К тому же именно стены этого храма украшало самое известное творение Андрея Рублева – икона Святой Живоначальной Троицы.
Лавра в период Советской власти
В XX века началось сложное время, отразившееся на всей монастырской жизни.В один из майских дней 1920 года в последний раз здесь встретили прихожан, после чего Лавру закрыли, распустили Духовную академию. В годы Советской власти многие здания были реконструированы и стали выполнять функции хозяйственных и жилых построек. Переплавлена большая часть древних колоколов. В 1940 году начались работы по устройству здесь государственного историко-художественного музея-заповедника, власти пытались полностью изменить территорию, недостаточное внимание уделялось сохранности святынь и объектов, представляющих огромную ценность. После Великой Отечественной войны здесь открыли училище, а годом позже Успенский собор был возвращен Патриархии. В послевоенный период проводились масштабные восстановительные работы по приданию объектам архитектуры вида, максимально приближенного к первоначальному.
Троице-Сергиевская Лавра сегодня
В 1993 году Троице-Сергиевской Лавра включена в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России. Сейчас территория монастыря включает в себя множество архитектурных памятников, подобия которым нет нигде. Современная Лавра – уникальный действующий мужской монастырь, в котором насчитывается примерно две сотни монахов. Приехать в это удивительное место может любой желающий – ежедневно для паломников и туристов со всего мира проводятся интереснейшие экскурсии.
Памятники архитектуры на территории Лавры
Отправляясь на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру, нужно потратить немало времени, чтобы не только увидеть внешнюю красоту памятников архитектуры, но и по возможности попасть внутрь и насладиться их уникальным убранством, поклониться мощам Великих людей, похороненным здесь. Древнейшие сооружения, сохранившиеся на территории до настоящего времени, поразят своим величием. Троицкий и Успенский соборы, Михеевская, Никоновская, Трапезная и Духовская церкви, Предтеченский храм, колокольня и другие православные сооружения восхищают и поражают своей красотой и неповторимостью. Такого разнообразия и одновременно с этим гармоничности в архитектурном ансамбле нет ни в одном монастыре мира. Поездку в Сергиев-Посад и Лавру невозможно забыть, она придаст небывалую силу духа на долгие годы.
Cветлана Воробьева специально дя lions-guides.ru