Крейсер Аврора: музей, время работы, как добраться

Адрес: Петроградская набережная, д.2.
Как добраться: станция метро "Горьковская", далее пешком через Александровский сад, 
пересечь Троицкую площадь двигаясь до Петровской набережной. Далее - по набережной направо, до Большой Невки.
Время работы: с 10:30 до 16:00, кроме понедельника и пятницы.

Крейсер Аврора: музей, время работы, как добраться

Военный корабль… Может ли он быть яркой достопримечательностью? Может, если речь идет о крейсере “Аврора”

Крейсер “Аврора” – популярнейшая достопримечательность Санкт-Петербурга. С чем связан повышенный интерес туристов и жителей города? Огромный военный корабль уже давно считается символом северной столицы. Наверное, в большей степени это связано с его богатой историей, плотно соприкасающейся с историей Петербурга.

История крейсера

Начало XX века – очень трудный период для внешней политики России. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, необходимо было усилить армию и флот. В 1895 году была разработана и начала действовать кораблестроительная программа, согласно которой предполагалось строительство 36 военных кораблей. В их числе – 9 крейсеров. Проекты крейсеров разработаны с учетом новейших для того времени технологий и лучшего тактико-технического оснащения.

Один из крейсеров по указанию императора Николая II решено заложить в Новом Адмиралтействе в 1986 году. По технической документации он представлял собой бронепалубный крейсер I ранга. Через год строящийся корабль получил свое название – “Аврора”. Такое имя было выбрано неслучайно – в честь богини зари Древнего Рима. Известен факт, что в выборе имени из десятка предложенных самое активное участие принимал император Николай II. Однако, по другой версии, крейсер назвали в честь знаменитого парусного фрегата, который известен героическими сражениями во времена Крымской войны.

Предполагалось выпустить целую серию однотипных крейсеров – по крайней мере, о трех было известно с самого начала: “Аврора”, “Диана” и “Паллада”. Каждый из них в итоге получился непохожим на остальные: различия были не только во внешнем виде, но и в наполнении – отличались технические устройства, котлы, рулевое управление и т.п. Электроприводы были разработаны на разных заводах. Это было вполне оправданно: гораздо легче потом можно было сделать вывод о том, какой из них является наиболее удачным.

Крейсер “Аврора” предназначался не только для полноценных боевых походов, ему вполне под силу ведение дозорной службы и разведки. Он должен стать поистине мощным укреплением русского флота.

Строительство и пуск в эксплуатацию

Крейсер Аврора: музей, время работы, как добраться

23 мая 1897 года считается официальной датой начала строительства. В этот день состоялась торжественная церемония закладки судна – начала формирования корпуса. Подняли флаг и гюйс строящейся «Авроры». От проекта до прохождения первых испытаний над созданием крейсера трудились четверо строителей. Среди них Э.Р. де Грофе, А.А. Баженов, К.М. Токаревский и Н.И. Пущин.

Работы по формированию корпуса продолжались более трех лет. Параллельно шли работы по изготовлению отдельных элементов будущего корабля, над которыми трудились лучшие заводы страны: Ижорский, Александровский, Санкт-Петербургский, Русский, Обуховский заводы, фирма “Шатильон-Комментри”. Долгожданный пуск на воду огромного корпуса состоялся в 1900 году в присутствии императорской семьи. Далее начались работы по внутреннему наполнению: установили машины, вспомогательные элементы, различное оборудование, вооружение. С 1900 по 1903 год крейсер проходил множество испытаний, которые должны были убрать все сомнения в качестве выполненных работ.

В июле 1903 года работы над судном были завершены и крейсер “Аврора” полноценно вошел в состав российского флота. Через несколько месяцев, после утверждения командующего состава и формирования экипажа, крейсер отправился на первое боевое задание.

Конструкция крейсера

Крейсер Аврора: музей, время работы, как добраться

Корпус судна оснащен тремя палубами. В трюме расположены тринадцать отсеков, четыре из которых предназначаются для создания баланса на воде. Именно они обеспечивают устойчивость и непотопляемость крейсера.

Снаружи корпус обшит стальными пластинами, подводная часть отделана медной обшивкой. Для основы использовалось дерево разных пород, преимущественно – тик и дуб. Мачты закреплены на броневой палубе. Высота фок- и грот-мачт соответственно – 23,8 и 21,6 см.

Важнейшие для эксплуатации крейсера элементы надежно защищены карапасной палубой. Отделения, в которых расположены машинное, котельное оборудование, а также боевые посты, складские помещения с орудиями и боеприпасами, имеют защитную поверхность толщиной до 63,5 см. Помещения, находящиеся над броневой палубой, также бронированы листами со свойством малой магнитности толщиной до полутора метров в разных местах.

Особенное значение для ходовых качеств имеют монтированные на крейсере энергетические установки. Состоят они из 24 котлов, распределенных в трех котельных. Они обеспечивают подачу пара к паровым машинам. Происходит это с помощью труб магистрали, проходящих вдоль обоих бортов судна. В каждой из трех котельных имеется огромная в диаметре дымовая труба. Работу котельных обеспечивает вода, для которой предусмотрены специальные цистерны объемом более 330 тонн. Конденсированный отработанный пар поступает в холодильники. Запасы воды постоянно пополняются благодаря имеющейся опреснительной установке. Очень хорошо продуманы помещения для хранения топлива. Крейсер оборудован специальными ямами для хранения угля. В общей сложности таких ям на судне – более 30, общий их объем – до 965 тонн. Расположены они около самих котельных, а также на всем протяжении машинных отделений. Такой объем топлива рассчитан на путешествие более 4000 миль при поддерживаемой постоянной скорости 10 узлов.

Движение крейсера обеспечивается тремя гребными винтами. Они вращаются за счет работы трех паровых машин. По проекту максимальная достигаемая мощность их составляла более 11000 л.с. При такой мощности судно способно развить скорость до 20 узлов. Перед окончательным спуском крейсера на воду по время плановых испытаний эта цифра была почти достигнута.

Оснащение крейсера

Крейсер Аврора: музей, время работы, как добраться

Оснащение “Авроры” продумано до мелочей. Так как строился крейсер исключительно как военный корабль, он должен был не только противостоять ударам противника, но и иметь все необходимое для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации. На экстренный случай предусмотрены системы водоотлива и осушения. Они были необходимы, если по каким-то причинам в корпусе появлялись пробоины. Сначала пробоина механически заделывалась, затем откачивалась основная масса воды. После этого в работу включалась осушительная система. Кроме этого, существуют балластная, противопожарная системы. Крейсер обладает десятком различного рода малых судов, в том числе ялы, 12, 14-весельные катера, 16-18-весельные барказы, 6-весельные вельботы, 2 паровых катера.

Жилые помещения

Экипаж “Авроры” был многочисленным – более 500 человек. Крейсер предусматривал размещение в помещениях различного класса 20 человек офицерского состава и 550 солдат нижнего эшелона воинских должностей. Для обычных моряков и солдат были устроены подвесные спальные места в передней части корабля. Для кондукторов обустроили двухместные каюты на броневой палубе. Офицерский состав проживал в оборудованных комнатах, располагавшихся в кормовом отделении судна. На такое количество людей необходим был существенный запас продовольствия. Складские помещения способны были разместить продукты питания, которых вполне хватало на 2 месяца.

Вооружение крейсера

Крейсер Аврора: музей, время работы, как добраться

Изначально особенное внимание при строительстве крейсера уделялось созданию мощной оружейной базы. Вооружение судна поистине разнообразно и могуче. Оно не оставалось постоянным с годами, а постоянно пополнялось и обновлялось. Среди первоначально заложенного вооружения – артиллерийское и минно-торпедное. Артиллерия позволяла вести стрельбу на расстояние почти 10000 м. В активном бою удавалось вести стрельбу из различного рода орудия от 2 до 5 выстрелов за 60 секунд. Зависело это, прежде всего, от способа подачи снаряда и от его вида. Управление артиллерийским оружием осуществлял офицер с помощью специально созданной системы управления.

Минно-торпедное вооружение составляли надводные и подводные торпедные аппараты. Крепились они непосредственно Стрельба из них могла производиться даже на высокой скорости, до 17 узлов. Дальность хода – до 1500 м. Кроме того, существовали и специальные минные заграждения, их устанавливали с малых судов, спускавшихся с корабля. Если корабль стоял на якоре, минные сети-заграждения спускались прямо с бортов.

Военная служба “Авроры”

Дебютный выход в море состоялся 25 сентября 1903 года. Маршрут был довольно длинным – от Портленда до Суэцкого порта. Через несколько месяцев началась русско-японская война. Это стало причиной возвращения “Авроры” обратно в Балтийское море. Более 2 месяцев продолжался этот путь. Крейсер сразу включили в состав Тихоокеанского флота, командующим назначен вице-адмирал З. Рождественский. Первая боевая задача состояла в уничтожении японских кораблей и установлении полного контроля в Японском море. В мае 1905 года “Аврора” участвовала в самом настоящем, кровопролитном бою с японским флотом. К сожалению, русская армия оказалась пораженной. Из экипажа “Авроры” убитыми оказались 10 человек, еще 80 получили ранения различной степени тяжести.

В 1906 году крейсер прибыл в Либаву, где подвергся ремонтным работам. Были сделаны выводы о том, что заграничные корабли имеют более высокий уровень развития вследствие применения турбинных двигателей. Появилась идея оснастить таким «Аврору», однако, это так и не стало реальностью. До 1913 года “Аврора” являлась учебным кораблем, перед одним из выходов на учения, корабль осмотрел сам император Николай II.

В 1914 году, после начала Первой мировой войны, “Аврора” вновь стала боевым кораблем. Она включена в состав военной эскадрильи, так называемой 2-й бригады крейсеров. Бригада состояла, в большей сепени, из судов, построенных до 1904 года. Ее предназначение, в основном, сводилось к ведению качественной дозорной службы. Крейсеры обследовали фарватеры, осуществляли дозор и шхерную службу.

Казалось бы, что боевая карьера “Авроры” завершена. Но в 1916 году она вновь стала непосредственным участником боевых действий. К этому времени вооружение крейсера было переоборудовано. Теперь оно в большей степени ориентировалось не на морские бои, а на отражение атак противника с воздуха. Это позволило в период Первой мировой войны активно вести борьбу с боевыми самолетами. В сентябре 1916 года крейсер прибыл в Кронштадт. Цель прибытия – необходимость проведения капитального ремонта. На судне заменили котлы, паровое оборудование, существенно модернизировали вооружение, провели еще ряд работ по приведению в нормальное состояние.

В феврале 1917 года корабль оказался в центре скандала. На заводах, которые ремонтировали судно, рабочие подняли бунт. Чтобы не допустить забастовки на корабле, его командир М. Никольский, несколько раз выстрелил из револьвера по матросам, пытавшимся сойти на берег. Но бунта избежать не удалось – восставшие расстреляли командира. С тех пор командующий состав избирался самими членами экипажа, создавшими судовый комитет.

Во время Великой октябрьской революции “Аврора” сыграла важную роль в жизни страны. 24 октября крейсер поменял место дислокации, передвинувшись вверх по течению Невы, был сведен Николаевский мост. Именно это позволило большевикам захватить важные стратегические объекты Петербурга. Известной “Аврору” сделал знаменитый выстрел, произведенный после выстрела с Петропавловской крепости. Именно он ознаменовал начало штурма Зимнего дворца. Немногим позже шефство над кораблем возьмет на себя Центральный Исполнительный комитет, что позволит существенно повысить популярность и возведет “Аврору” в число главных революционных символов. В 1927 году “Аврора” получит свою первую историческую награду – орден Красного Знамени.

В 1922 году крейсер вновь начали модернизировать. Предполагалось, что его будут использовать для учений Балтийского флота. Через два года корабль отправился в дальний поход до Архангельска. Через 5 лет крейсер вновь переходит в разряд учебных кораблей. Курсанты, обучающиеся морскому военному мастерству, совершали на нем заграничные походы. К 1930-м годам основные жизнеобеспечивающие системы корабля пришли в негодность. Ремонту они уже не подлежали, а, точнее, на это требовались огромные средства. Было принято решение оставить корабль в том состоянии, в котором он был. Его продолжали использовать для учений, но в дальние походы выходить стало невозможно.

В 1941 году крейсеру предписывали исключение из Морского флота, но начало войны по-иному решило его судьбу. Великая Отечественная война продлила боевую жизнь корабля. Хотя большую часть вооружения демонтировали с “Авроры” и разместили на действующих военных кораблях, крейсер был способен вести бой с противником. Члены экипажа отражали атаки с воздуха. Известен факт, что им удалось сбить один из вражеских самолетов. Теоретически крейсер не рассматривался как мощная военная сила, но он объективно он внес свой вклад в освобождение Ленинграда от блокады.

В 1944 году появилась идея использовать крейсер для размещения одной из плавучих баз Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Однако, “прижилась” другая идея. Крейсер решили отбуксировать на Неву и разместить его там как памятник Балтийскому флоту. Сразу после окончания войны начался капитальный ремонт судна. К сожалению, несколько изменился первоначальный его вид. После ремонта на “Авроре” стали проживать и служить выпускники-нахимовцы.

В 1960-х годах “Аврора” получила новый для себя статус – здесь стал размещаться музей. Каждый желающий мог подняться сюда и посетить несколько представленных экспозиций. В 1980-е годы крейсер вновь ремонтировался. Корпус был заменен на новый.

В июле 1992 года крейсер вошел в состав военно-морского флота России. Через 18 лет его передали на баланс Центрального военно-морского музея.

Легендарный крейсер привлекает тысячи туристов, ведь он давно считается одним из самых известных символов Петербурга. К 2014 году судно снова отправлено на капитальный ремонт. С нетерпением петербуржцы и гости города ждали его возвращения.

Возвращение “Авроры”

17 июля 2016 года состоялось значимое событие в жизни страны – Великий крейсер “Аврора” под покровом ночи вернулся на место своей вечной стоянки. Тысячи людей пришли посмотреть на это потрясающее зрелище. Крейсер заслуженно, под аплодисменты собравшихся занял свое законное место.

После произведенного ремонта на “Авроре” вновь будет работать музей для всех желающих. Сегодня в музее размещены 6 залов, экспозиции которых посвящены значимым событиям страны, активное участие в которых принимал знаменитый крейсер. Примечательно, что к большим праздникам Петербурга на крейсере предполагается устанавливать салютную пушку, стрелять из которой будут только по особенным случаям.

Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий