Монастырь Оптина Пустынь

Адрес Свято-Введенского монастыря: Калужская область, г. Козельск.
Телефон Дома паломников: +7(48442) 5-01-66, +7-919-039-68-40.
Координаты: Latitude - 54.0551708, Longitude - 35.8323719.
Телефон экскурсионной службы: +7(48442) 5-01-39. Она расположена прямо у входа в монастырь. 
Время работы: 08:30-17:00.

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь много десятилетий остается одним из наиболее почитаемых святых мест России. О мудрости оптинских старцев, молившихся за всех, готовых поддержать ослабевшего, поднять оступившегося, помочь духовным советом, говорили в разных уголках огромной державы. Люди и сегодня едут в обитель, стремясь изменить что-то в своей жизни, вырваться из череды нескончаемых проблем, дать небольшой отдых душе, прикоснуться к чему-то светлому и чистому. Здесь можно получить помощь, мудрый совет.
Место, выбранное некогда для Оптиной пустыни, сохранило особую чистоту и умиротворенное спокойствие. Река Жиздра с одной стороны, сосновый бор с другой, отделяют монастырь от всего мирского, оберегая его обитателей и гостей, ищущих тишины и покоя.

Полезные советы

- монастырь открыт для посещений 5.00 – 23.00, позже ворота закрываются;
- для посещения открыта лишь часть монастырской территории и храмов, не пытайтесь попасть в братскую часть;
- фото и киносъемка в храмах запрещены;
- вход на территорию обители допускается только в строгой одежде. Для женщин независимо от возраста обязательны: длинная юбка, платок, одежда с длинным рукавом или накидка закрывающая плечи. Для мужчин - брюки, рубашка с рукавом.
- установлено расписание богослужений, его нужно узнать заранее – основная часть храмов между службами закрывается на уборку;
- на исповедь можно пойти во Владимирский храм в 6.00 и в 9.00;
- желающим принять Таинство Крещения нужно обратиться в храм преподобного Иллариона Великого. Его совершают в субботу 13.30 (детям), по воскресеньям 13.30 (взрослым). Обязательно посещение огласительных бесед (18.00 пятница).
- Иоанно-Предтеченский скит можно посещать лишь в дни праздников в честь его святого покровителя Иоанна Крестителя.

Как добраться

На автомобиле из Москвы
От Москвы до Козельска около 280 км. Можно проехать через Подольск, по Калужскому или Киевскому шоссе, за Обниском они сойдутся.
Двигаться по Киевскому шоссе нужно в направлении Калуги до поворота на объездную, не заезжая в город. Далее ориентироваться по указателям. За постом ДПС проехать до правого поворота и уйти по нему на Козельск. Доехав до города, нужно повернуть налево у первого светофора, переехать через автомобильный мост через реку и снова двигаться к повороту налево с указателем. Состояние дороги вполне приличное.
Многие предпочитают проехать через Калугу и не торопясь двигаться через многочисленные живописные деревушки, связанные с историческими событиями.
Поездка через Серпухов с Тарусой по Симферопольскому шоссе избавит от части пробок, но окажется длиннее. Состояние дороги там значительно хуже.
Автобусы из Москвы
Ежедневный маршрут "Москва – Козельск". Посадка у ст. "Юго-западная". Еще один автобус отправляется от автостанции "Теплый Стан" (тел. справочной +7(495)781-96-65) рядом с одноименной станцией метро с 07.00 до 18.40. Только на автобусах, идущих в 12.45 и15.00 в Сосенский, можно доехать до самой обители, остальные идут до козельской автостанции.
От Козельска до Оптиной еще три километра. Можно взять такси на автостанции, ехать на маршрутке или пройти около полутора км пешком по дороге на Сосенский до моста через Жиздру, перейти и следовать до первого поворота налево. От поворота до монастыря еще около полутора км.
С экскурсионными группами паломнической службы московского подворья 
Тел. +7(495) 421-7141, г. Москва, Новоясеневский пр-т., д. 42. Экскурсионная служба монастыря предлагает интересные одно- и двух-трехдневные экскурсии с посещением нескольких монастырей в Калужской области.
Из Москвы на поезде
Прямого ж/д сообщения между столицей и Козельском нет. Можно отправиться только с несколькими пересадками: Москва (Киевский вокзал) – Калуга (в 09.20 №6151, 12.20 №6171, 16.05. №6157, 18.19 №6159, 20.47 №6161). Далее Калуга – Сухиничи (в 05.38 №6131, 08.38 №6133, 12.22 №6135, 17.10 №6137, 18.08 №6393/6395) и Сухиничи – Козельск в 20.13 №6416.
Из других городов на поезде
Через станцию Козельск проходит несколько транзитных поездов, расписание и маршрут лучше уточнять в железнодорожных справочных.
Из Козельска в Москву на автобусе
Обратные рейсы от городского автовокзала отправляются с интервалом в один-два часа, начиная с 02 часов ночи до 17.40. Узнать точное время отправления и прибытия можно по телефону справочной +7(48442)225-02.

Где остановиться

Расположение монастыря в стороне от города и деревень (рядом совсем небольшой поселок) ограничивает список мест, где можно поселиться. Путешественникам придется выбирать между гостевыми домиками на пять комнат, паломнической гостиницей и арендой комнат у местных жителей. Прибывшим без документов в размещении будет отказано. Уточнить все вопросы лучше в экономской службе +7 (48442) 5-01-15.
У любого их мест свои плюсы и минусы, ознакомьтесь с ними заранее, чтобы избежать разочарований.
Гостевые домики
Самый комфортный вариант размещения. Комнаты на одного, двух, трех и четырех постояльцев. Санузлы общие на несколько комнат. Разрешено пользоваться столовой и кухней. Подают обеды и ужины из трапезной. Стоимость койко-места от 600 до 1000 руб/ночь.
Минусы: нет предварительного бронирования для отдельных путешественников. Заселят при наличии свободных мест на момент приезда. Необходимость соблюдать определенное расписание.
Паломническая гостиница
Расположена у самых Святых Врат, состоит из отдельных небольших домов. Жить предстоит в комнатах на 6 и 8 мест с двухъярусными кроватями. Санузел один на этаж, есть скромная чайная. Можно оплатить двухразовое питание в трапезной.
Для паломников, прибывших на послушания (работа в обители) питание и проживание бесплатно.
Плюсы: невысокая цена (около 300р с человека за ночь).
Минусы: бронирование ведется только для организованных групп, минимальный комфорт, отсутствие уединения. Достаточно строгие правила проживания с подъемом в 5 утра, обязательными молитвами и т.д.
Скит
Вариант только для мужчин, специально приехавших на продолжительное послушание. Перед заселением паломники проходят короткое собеседование. Проживание и питание для послушников бесплатное. Обязательно для проживающих посещать все богослужения, соблюдение скитского распорядка дня и выход на послушания (работы).
Аренда комнат и домов
Жители поселка и ближайших деревень сдают комнаты, и полностью дома приезжим. Цены зависят от условий – можно найти место в комнате на несколько человек за 200-300 руб/сутки без удобств или остановиться комфортном благоустроенном доме за несколько тысяч. При наличии автомобиля можно снять квартиру в Козельске.
Плюсы: возможность выбрать привычный уровень комфорта, планировать свой бюджет и не подчиняться расписанию монастырских гостиниц, в некоторых моментах строгому.

Где поесть

Вопрос питания в монастыре решается просто (из-за ограниченного выбора). Поесть можно в паломнических трапезных, воспользоваться чайной, отправиться перекусить в маленькое кафе в поселке или привезти что-то с собой. Меню в трапезной всегда скромное и постное – обитель не место для чревоугодия. Но еда свежая и сытная. Если вы поселились в самом монастыре, то можно сразу записаться и внести оплату за питание. Приехавших на послушание кормят бесплатно.
Тем, кто собирается жить в арендованных в поселке частных домах, лучше заранее купить для себя продукты в Козельске или по дороге. Ассортимент местных крошечных магазинчиков скудный.

Основание монастыря и немного истории

Достоверных сведений о дате основания обители нет, зато есть несколько версий, более или менее правдоподобных. По одной основателем был некий разбойник Опта, грабивший в округе, затем раскаявшийся в злодеяниях и принявший постриг под именем Макарий. Какое-то время монастырь даже назывался Макарьевским. Вторая называет основателем князя Владимира Храброго, правителя чтившего монашеский образ жизни.
Некоторые знатоки истории утверждают, что название пошло от устройства монастыря, включавшего в число насельников монахов и монахинь. Такие обители звались "оптиными".
Но, скорее всего, история обители началась с нескольких монахов-отшельников, искавших уединения подальше от городов и деревень. Эти места долго были почти незаселенными. Позже были выстроены несколько монастырей, но Оптина была среди первых. К 1630 году обитель состояла из деревянной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и шести келий с 12 монахами под управлением иеромонаха Феодора.
В годы царствования Михаила Федоровича Пустынь получила земельный надел в окрестностях Козельска и мельницу. Братьями Шепелевыми был построен Введенский собор в 1689 году, обитель разрасталась.
Петровские реформы лишили Оптину главных источников доходов – рыбной ловли, лодочного перевоза через Жиздру и мельницы в 1704 году. Через двадцать лет Священный Синод издаст указ об упразднении "малобратного монастыря". Через два года разоренную полностью обитель начнут восстанавливать. Процесс будет идти медленно, и только в 1795 благодаря вмешательству Митрополита Московского Платона работы ускорятся. Монастырю удалось не только возродиться, но и стать настоящим духовным оазисом, привлекающим людей из разных социальных слоев. В этом большая заслуга отца Авраамия, сумевшего восстановить старые строения, организовать в обители строгий порядок и значительно расширить вверенное ему. Увеличившиеся пожертвования местных жителей позволили начать новое строительство. Помогли и значительные царские пожалования – большой пруд, мельница и ежегодные 300 рублей, назначенные императором Павлом. Маленькую общину позволено было увеличить до 30 человек. Под руководством игумена Авраамия монастырь пережил войну 1812 года.
Другой важный этап в истории обители начался благодаря митрополиту Филарету, покровительствовавшему ей и поддержавшему появление здесь старчества. Им в 1821 году был основан скит святого Иоанна Предтечи при монастыре и приглашены монахи-отшельники принявшие учение Паисия Величковского. Старцы были людьми, сочетавшими знание духовных законов и человеческой психологии. Большой опыт позволял вести других к Богу. Они обладали необычными дарованиями, от пророчеств и способности предвидеть события до сотворения чудес. Имена сохранились в монастырских записях и памяти получавших от них духовную помощь, от первых иеросхимонахов Льва, Макария, Моисея и Амвросия до последних, схиархимандрита Варсонофия, иеромонахов Анатолия и Нектария, умерших в двадцатые годы прошлого века.
Пустынь всегда славилась попечением над сиротами, заботами об обездоленных, открытыми при монастыре госпиталями и школами. Привлекали паломников долгие службы, шедшие в нескольких храмах, но все это не сравнится с влиянием оптинских старцев.
Расцвет обители пришелся на 1830-1861 годы. В Оптиной проживало 159 иноков, 20 из них были иеромонахи. Архимандриту Моисею, долгое время бывшему отшельником в лесах Рославля, удалось установить должное благочиние служб в храмах, а их продолжительность, внутренний распорядок жизни и особенности духовного строя сохраняются до сегодняшнего времени. Велось большое строительство – монастырь окружили каменной высокой оградой с башнями, возвели корпуса для братии, реставрировались и перестраивались старинные храмы, шли работы над новыми.
Духовную литературу в обители издают с 1839 года, на церковнославянском и в переложении на русский. Монастырь по значению и духовному влиянию на народ сравнивали с Саровским.
Оптина пустынь была островком света и чистоты, к которому обращались, чтобы заполнить пустоту в своей душе, обрести надежды или получить необходимую творческим людям энергию. Здесь часто бывал Ф.М.Достоевский, взявший в Пустыни многие образы своих "Братьев Карамазовых". Приезжали к старцу Амвросию В.Соловьев, К.Леонтьев. Неоднократно бывал в обители Л.Толстой. С монастырем связаны имена известных священнослужителей и богословов.
Хорошие времена закончатся после 1891 года. Революция, смена власти и начавшиеся гонения на церковь приведут к упадку, а в 1923 к закрытию одного из самых старых монастырей. На территории начнет работать лесопилка сельхозартели. Позже в монастыре открыли сельскохозяйственное училище.

Возрождение Пустыни

Это случится в 1987 году, когда осенью Русская Православная Церковь вновь получит все, что осталось от монастырских строений. В июне следующего года возобновились службы в скромной надвратной церкви, немного позже откроется Введенский собор.
В этом же году Поместный Собор прославит преподобного Амвросия Оптинского и состоится обретение святых мощей преподобного. Раку поместят в Введенский собор. Летом 1996 года пройдет причисление других преподобных старцев Оптиной пустыни к лику святых. Через 4 года юбилейный Архиерейский Собор прославит их для всеобщего почитания.
С того времени монастырь вернулся к жизни и начал принимать паломников.

Свято-Введенский монастырь сегодня

Это большой действующий мужской монастырь, с многочисленными монахами и послушниками под настоятельством архимандрита Венедикта, известный братским хором. В исполнении монахов звучат во всем великолепии церковные песнопения оптинского, валаамского, киевского, сербского и греческого распевов, заставляя глубже прочувствовать атмосферу обители и раскрыться для молитвы.
Готовят радиопередачи, продолжает работу небольшое издательство. Выпущенные им книги с поучениями святых отцов, жизнеописаниями оптинских старцев, историей монастыря, отличаются хорошим качеством печати.
При монастыре организовано большое подсобное хозяйство для обеспечения нужд его обитателей. Строения окружены деревьями и цветами, есть хороший сад.

Оптинские святыни и храмы

Главные святыни – обретенные мощи святых старцев, доступны для посещения в трех храмах.
Казанская церковь
Паломники начинают знакомство с обителью с самой большой церкви - Казанской иконы Божьей Матери. Там пребывают мощи трех преподобных старцев Оптиной – Исаакия 1, Антония, Моисея. Приложиться предлагается к мощевикам, устроенным на надгробьях из мрамора. Можно присутствовать на поздних литургиях, праздничных, воскресных и ежедневных богослужениях.
Заложена церковь при игумене Авраамии. Накануне произошло событие, которое можно назвать чудом. Болеющему иеромонаху Макарию приснился необыкновенный сон. В нем он оказался в помещичьем доме Сабуровых в с. Фроловское. Хозяйка молилась перед небольшой иконой Казанской Божьей Матери. Проснувшись, инок даст обет после излечения отслужить молебен в том доме перед образом. Вскоре он отправится туда во исполнение обета. А госпожа Сабурова поделится планами на строительство церкви на свои средства. Решено было возвести храм в Оптиной, часть средств внесла помещица, передавшая туда свою икону. Росписи и золочение иконостаса закончат в 1859г.
Казанскую церковь закрыли в 1923, позже других монастырских храмов. В советское время в ней устраивали гараж.
Храм пришлось реставрировать полностью. Иконописцы писали фрески, придерживаясь старинных технологий. Повторное освящение (патриархом Алексием II) состоялось летом 1996 года.
Собор Введения Пресвятой Богородицы
Самый старый, он считается главным из монастырских храмов. Паломники приходят поклониться мощам Нектария и Амвросия и иконе Казанской Богородицы.
В старых записях от начала XVII в. упоминали о деревянной церкви Введения Пречистых Богородицы простоявшей до 1689 года. Ее снесут, освобождая место для строительства нового соборного храма, первого каменного задания в Оптиной. Из-за сильного обветшания его разберут в 1750 году, начав возведение нового с двумя пределами.
Расширение обители, увеличение числа паломников и насельников сделали собор слишком тесным и его расширят, добавив два предела в 1837 году.
До революции храм не менялся, затем он закроется до 1988. Весной 1989 именем преподобного Амвросия освятят северный предел. Работы над росписью шли до 2010 года.
Храм действующий, можно побывать на всех службах – полунощнице, ранней литургии, молебнах с акафистом преподобному Амвросию.
Храм Преображения Господня
Самая молодая из церквей заложена Патриархом Алексием II в августе 2005 напротив Казанской. Строительство продолжалось два года, над росписью работали оптинские иконописцы. Зимой 2007 года после освящения (малого) архимандритом Венедиктом, состоялось перенесение мощей преподобноисповедника Рафаила.
Храм открыт для посещений каждый день, имеется возможность приложиться к мощам и набрать с собой святой воды.
Храм Владимирской иконы Божьей Матери
Место для него выбрано у восточной стены обители. Возведение началось в 1809, а освящение – в 1811 году. Вокруг сразу устраивали кельи для больных и страждущих. Следующим изменением стала пристройка с западной стороны – небольшой притвор для чтения Псалтыря, поминовения усопших иноков и благодетелей обители. В сохраненных шести кельях помещали престарелых недужных монахов. Жил там преподобный старец Анатолий, чтимый за мудрость. После восстановления ежедневно служат молебны покоящимся здесь старцам (Макарию, Анатолию, Льву, Варсонофию, Иллариону, Иосифу, Анатолию), ведут исповеди.
Храм в честь преподобного Илариона Великого
Найти церковь легко – она стоит снаружи монастырских стен, составляя единое строение с гостиницей и трапезной для паломников. Построена благодаря завещанию преподобного Иллариона, настоятеля скита в 1873 уже тяжело болевшего. Старец, думавший о благополучии престарелых и заболевших монахов, завещает выстроить больницу. Он даже передаст отцу Флавиану крупную сумму, собранную из пожертвований мирян-послушников и насельников.
Двухэтажное здание возведут в 1874 году, после смерти старца. Вместе с другими его закроют при советской власти. Вновь освятят в 90-х, а спустя 10 лет распишут заново и установят иконостас.
Сейчас в церкви совершают таинства отпевания усопших, венчания и крещения, собираются паломники на беседы с духовниками.
Иоанно-Предтеченская церковь (св. Предтечи Крестителя Господня Иоанна)
Заложенная летом 1821 года и через год освященная, она стала главным храмом скита. На ее постройку пошел лес, срубленный тут же. Спустя 40 лет потребовался ремонт поврежденных гнилью бревен. Заменой венцов решено не ограничиваться, расширив храм и добавив новый придел.
Февраль 1918-го, спокойствие скита нарушит появление военного отряда, искавшего золото. У скитских жителей драгоценностей не оказалось, но случилось нечто худшее – были осквернены святые сосуды. А через несколько месяцев в скиту устроят музей. Только весной 1990 года Иоанно-Предтеченскую церковь освятит митрополит Владимир.
Сейчас там совершают службы по скитскому уставу, более строгому и продолжительному. Присутствие мирян разрешено по особым дням (в Понедельник светлой Седмицы, Рождество Св.Иоанна Предтечи, его Собор и Усекновение главы святого).
Передвижная церковь Божьей Матери "Живоносный источник"
Идея необычного "храма на колесах" возникла в 2006. Предназначение – отправление служб во время полевых работ прямо на месте. Небольшое здание (металлический каркас с деревянной обшивкой) установленное на платформе от военного прицепа-"бытовки" перевозит трактор.
Удивительно гармонично вписывается в весенний или летний пейзажи маленький деревянный храм (9,5 на 3,5м) окрашенный в светло-коричневый цвет, оживляемый золотым куполом-луковицей с крестом. При сравнительно небольших размерах в нем могут собираться до 30 богомольцев. Зимой его ставят на свободном участке подсобного хозяйства.
Храм преподобной Марии Египетской и Анны Праведной
А.С.Ртищева, много помогавшая монастырю, завещала достаточно большую сумму перед своей смертью. Этого хватило на постройку братской трапезной в 1825 году, нижний этаж был расписан иконописцами. Через 25 лет трапезную решат перевести в другое здание, устроив в освободившемся церковь. Позже храм перестраивался, пристроен новый предел.
После закрытия здание будет частично разрушено. Сейчас реставрируется.
"Спорительница хлебов"
Построена в двухтысячных в комплексе подсобного хозяйства. Икона, давшая название церкви, написана для основанного преподобным Амвросием Оптинским женского Шамординского монастыря. Благодаря ей окрестности не страдали от неурожаев, а к Богородице стали обращаться, моля о помощи в полевых работах и урожае.
Оптинские монахи в 1998 заложили в честь "Спорительницы" церковь на 100-130 молящихся. В алтарном основании есть особый камень, привезенный из Палестины, с поля, где было возвещено о рождении младенца Христа. Новое здание стало украшением всего комплекса на подсобном хозяйстве. Здесь служат молебны о начале сезона работ, весь год читают Неусыпаемую Псалтирь, несколько раз в неделю совершают литургию. Говорят, что с момента постройки на монастырских землях не было неурожая.
Церковь Льва Катанского и Иоанна Рыльского при ските
По предложению купца М.И.Иванова пожертвовавшего средства, решено было основать новый храм. Двухэтажный храм кажется несколько непривычным, особенно на фоне других строений. Полуподвал предназначался под храм архангела Михаила и братскую усыпальницу. От нее откажутся, а нижний храм просуществует до 1907 года. Помещение окажется слишком сырым. Службы в верхнем храме шли только в летние месяцы.
В советский период храм был отдан под разные учреждения, последним стало сельскохозяйственное училище. Сегодня часть здания занята под гостиницу для паломников, а полуподвал закрыт для реставрации.
Церковь Всех Святых
Выстроена на средства благотворителей в 1864 году на только открытом кладбище для странников и младшей братии. Красивое здание из камня с высокими сводами было разобрано в советские годы. После восстановления Оптиной в 2000 году удалось обнаружить остатки храмового фундамента и очертить старые границы кладбища. Через 3 года начнут восстановление церкви на прежнем месте.
Путешественники смогут осмотреть часовни Амвросия Оптинского (около въезда на стоянку) и Воскресения Христова, выстроенную на месте упокоения убиенных братьев в 2008 году(кладбище с юго-восточной стороны).
Это случилось в 1993 на Пасху. Оптинские иноки Ферапонт, Трофим с иеромонахом Василием стали жертвами жестокого убийства, совершенного сатанистом. Каждую субботу в часовне можно побывать на заупокойных литургиях.
Дом святого Амвросия Оптинского
Скромный одноэтажный дом недалеко от колокольни с северной стороны Введенского собора некогда служил жилищем преподобному. Невысокий деревянный заборчик не скрывает побеленного фасада с несколькими окнами. Старые деревья прикрывают его от солнца и ветров. В доме, превращенном в музей, кухня и пара маленьких комнат с самой скромной обстановкой. Все предметы принадлежали Св. Амвросию.
Святые Врата
Выстроенные в 1688 мастерами из Суздаля, они некогда служили главным входом. Рядом возвышалась небольшая красная с белым башенка, использовавшаяся как сторожка. Монастырь расширялся, роль ворот менялась. Но они продолжали оставаться одним из архитектурных украшений Оптиной. Сегодня Святые Врата по-прежнему привлекают взгляды лепниной, украшающей столбы, и изразцовым карнизом.

Святые источники Оптиной Пустыни

В монастырских хрониках много рассказов о чудесах, происходивших благодаря молитвам старцев и иноков разных лет. Случаются чудеса и сегодня. Большая часть из них связана со святыми источниками. Их в обители несколько, говорят, что вода в них целебная и отличается особым вкусом.
Колодец преподобного старца Амвросия
Место, где предстояло вырыть колодец, выбрано и благословлено преподобным Амвросием. Старые летописи отмечали высокое качество воды из него и приписывали необычные свойства, описывая множество исцелений среди братии и паломников. В те годы к нему шли крестные ходы в праздники, проводили водосвятия. После закрытия обители колодец засыплют и восстановят лишь в начале 2000 годов.
Источник преподобного Пафнутия Боровского
К роднику лучше пройти пешком, выйдя из ворот монастыря и двигаясь к берегу Жиздры. Приехавшие в обитель на 1 мая или 14 сентября станут участниками крестного хода. Пить не стоит – насыщена сероводородом. Зато можно попробовать ее целебность, пройдя в купальню и трижды окунувшись. Считается, она незаменима при ревматизме, остеохондрозе, радикулите и кожных заболеваниях.  Но и летом вода не прогревается выше +5+6 градусов. Для купания лучше выбрать обычный день, в праздники в купальню образуются очереди. Перед окунанием можно побыть в выстроенной рядом часовне, обращаясь к преподобному Пафнутию со своими просьбами. Деревянный крест среди старых сосен кажется их ровесником, достаточно немного отдалиться от купальни, чтобы почувствовать особый покой этого святого места.
Источники Параскевы Пятницы и Серафима Саровского
Путешественникам, располагающим свободным временем, можно рекомендовать долгую прогулку через лес к двум другим родникам. Это рядом с озером Св. Серафима Саровского. На северном берегу Параскевы, Св.Серафима – на юго-востоке, ближе к скиту. Дорога проходит по красивым местам между старых деревьев, имеются указатели. Рядом с каждым родником крест с иконами.
Точный год обнаружения серафимовского родника неизвестен. По некоторым сведениям это было после восстановления Пустыни. Вода очень чистая и холодная, без всяких посторонних привкусов. Ее пьют в лесу и набирают с собой. С другой стороны сюда можно подъехать на машине, но зимой и осенью грунтовая дорога бывает не в лучшем состоянии. От Монастыря до родника около получаса неторопливого пешего хода. Родник Параскевы расположен дальше, до него лучше идти прямо по берегу. У воды отчетливый привкус сероводорода, но пить можно. При источниках нет купален.

Что привезти из Оптиной Пустыни

Каким бы увлекательным и полным впечатлений не оказалось путешествие, без сувениров оно кажется "незавершенным". Да и друзьям, близким так приятно получать маленькие подарки, привезенные издалека.
Монастырские сувениры – случай особый, они несут в себе кусочек наполняющих обитель умиротворения и благодати. В Оптиной три иконных лавки, самые низкие цены в Казанском храме. В них приобретают религиозную литературу: молитвенник и жития старцев. Увозят паломники крестики и иконы, освященные на мощах преподобных старцев, четки, бутылочки воды святых источников, освященное масло и даже горсти земли в мешочках.

Экскурсии

Приехавшим ненадолго, стоит взять гида от экскурсионной службы. Кроме интересного с точки зрения истории рассказа о храмах, удастся услышать увлекательное жизнеописание старцев, узнать о чудесах, случавшихся с момента основания до дня сегодняшнего. Гиды подскажут, куда можно пройти, какие из храмов открыты для мирян.
Многое можно увидеть за день пребывания в обители, но лучше посвятить этому святому месту три дня.
День первый
Приехав в Пустынь, можно начать с посещения святых мощей. Принято приложиться к ним и просить благословения на жизнь в монастыре. После дороги отдых в гостевом доме будет не лишним. Посетите вечернюю службу. Только надо приготовиться к ее продолжительности (около 5 часов, праздничные и всенощные дольше). Это особенность монастырского устава. Можно принести с собой легкий складной стульчик и отдохнуть на нем. Поужинать в чайной.
День второй
Побывать на утренней службе, когда особенно красиво поет братский хор, пойти на исповедь и к причастию. Пообедав, паломники отправляются на прогулку по лесу – дойти до скита, посетить озеро и святые источники. Вечерню можно посетить в другом храме, а по ее завершению любоваться, картинами соборов и церквей на фоне заката.
День третий
Пойти на всенощную или Литургию, приобрести литературу монастырского издательства или сувениры, перекусить и отправиться в обратный путь. Можно посетить расположенные рядом Шамординский женский монастырь, такой по-домашнему уютный, и обитель в Клыково. Там несколько своих святых источников.
На этом обычно заканчивается путешествие в Оптину Пустынь, чудесное место с непростой историей и необычными людьми, живущими по другим правилам.

Видео
Карта
Комментарии