Шамординский монастырь

Адрес обители: Калужская область, Козельский р-н, п. Каменка, с. Шамордино.
Телефон: 8484422-61-62 и 2-16-49. 
Посетить монастырь можно ежедневно в любое время года с 8.00 до 20.00. 
Вход бесплатный.

Во все времена для строительства монастырей выбирались особые места – подальше от шумных городов, среди лесов и полей. Но такой красоты, как в окрестностях Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни, не найти даже в более известных обителях.
Длинная дорога среди обычных пейзажей средней полосы внезапно приводит к возвышенности, покрытой лесом, над которой поднимается стройный собор. Это похоже на иллюстрацию к историческим хроникам или старинным сказкам.

Как добраться до Шамординского монастыря

На машине из Москвы
Деревня, рядом с которой выстроена обитель, расположена в 220 км от столицы в 14 км от Козельска и 20км от прославленной Оптиной Пустыни. Двигаться по М3 до указателя поворота на г. Калуга, продолжить движение по Р93. С нее уйти на Р92, двигаться, не сворачивая до деревни Каменка. За ней поворот направо, на Шамордино. Монастырь искать не придется – купола Казанского собора видны далеко.
Общественный транспорт
Из Москвы до Калуги доехать на электричке, затем на автобусы, идущие от автовокзала до Козельска или Сосенского, Хвастовичей, Ульяново. Выйти, не доезжая до Козельска, в пос. Каменка. Дальше можно доехать до деревни Шамордино на автобусе или такси. Последний километр до обители придется пройти пешком.
Можно воспользоваться автобусами, идущими от метро "Теплый стан" на Козельск или до Хвастовичей и Сосенского. Выйти на остановке "Каменка".

Правила поведения в обители

Кроме обычных требований к соблюдению тишины и чистоты на территории посетителям рекомендуется соблюдать строгий дресс-код. Для мужчин это брюки рубашки с длинным рукавом и костюмы. Женщинам – платки, одежда с длинным рукавом и юбки длинной ниже колена. Майки, шорты, открытые сарафаны недопустимы.
Строго запрещено:
- курение и употребление спиртного;
- прослушивание мирской музыки;
- вход в монашеские корпуса, отвлечение сестер праздными разговорами;
- фото и видеосъемки внутри храмов и других монастырских зданий запрещены. Не разрешается фотографировать сестер.

Советы паломникам

Собираясь посетить Казанско-Амвросиевскую пустынь - один из красивейших монастырей Калужской области самостоятельно нужно обдумать, где можно остановиться на ночь, если в планах провести здесь более одного дня. Проживание в монастырской гостинице предоставляют только организованным паломническим группам по предварительным заявкам.
В монастыре есть чайная и трапезная, но питание одиночным путешественникам в них не предоставляется даже за плату. Придется приобрести продукты по пути в Шамордино. Поэтому многие путешественники стараются объединить посещение обители с расположенной неподалеку Оптиной пустынью.
Среди основателей женских монастырей России много святых старцев. Шамординский монастырь – любимое создание отца Амвросия Оптинского, место, где прошел последний год его жизни, где он скончался в октябре 1891 года.

История Пустыни

Место, где с 1884 года создавался монастырь, принадлежало вдове помещика Ключарева, известной своим благочестием и добрыми делами. Под ее покровительством находились несколько сирот и престарелых бедных вдов. Позже она примет постриг под именем Амвросии, пожертвовав свое имущество на создание маленькой монашеской общины. Руководить несколькими насельницами призовут схимомонахиню Софию. Статус монастыря община получит через 7 лет. С самого начала старцем Амвросием будет установлено, что приходящих женщин принимают независимо от возраста, сословия и без внесения денежного вклада. Таких обителей в России больше не было.
Обширное монастырское хозяйство развивалось в разных направлениях – кроме обычных для общин гончарных, обувных, швейных и ткацких мастерских, тут имелись типография, печатали фотографии, работали иконописцы, были мастера по золочению и чеканке. Работы мастериц-златошвей славились по всей России.
После смерти старца Амвросия по установившейся традиции духовниками становились старцы из Оптиной пустыни.
Большая часть зданий строилась на постоянные пожертвования С.В. Перлова, крупного торговца чаем, многие поддерживавшего монастырь своими деньгами. Следом за возведенным в 1901 Казанским собором, строят богадельню и больничную церковь. За ними начнут работы над трапезной и водонапорной башней. Почти сразу на территории монастыря появится дом благодетеля Перлова.
Все строения возводились в типичном для конца XIX – начала XX веков псевдорусском архитектурном стиле. Благодаря этому сложился гармоничный комплекс, сохранивший и сегодня свою строгую красоту.
К 1917 году под руководством игуменьи Валентины находилось примерно семьсот монахинь с послушницами. Они содержали приюты для убогих и девочек-сирот, богадельню и больницу. При монастыре действовали странноприимный дом и аптека. К чудотворным иконам "Спорительнице хлебов" и "Казанской божьей матери" шли паломники из отдаленных мест.
Но уже через год монастырь закроют, вывезя иконы, сняв кресты с церковных куполов и колокола. Все, представлявшее ценность – храмовые сосуды, драгоценные оклады с икон и облачения священников, будет собрано и вывезено в неизвестном направлении. Принадлежащие монастырю обширные земельные угодья национализируют, но до 1923 года монахиням и послушницам позволят оставаться при обители, став членами сельскохозяйственной артели. Тогда ее упразднят, связав с контрреволюционной деятельностью.
Большинство монахинь будет выслано на Соловецкие острова и в окрестности Караганды, другим повезет больше – им позволят жить рядом с Козельском или уехать в родные места.
Монастырские здания долго использовались не по назначению. Сельскохозяйственный техникум устроят в Казанском соборе, уничтожив росписи и разделив высокое строение на два многокомнатных этажа. Большую часть использовали под классы, а в алтаре заместили комбайн, использовавшийся как учебное пособие. Трапезную переоборудуют в клуб и кинозал, в богадельне поселят учащихся. В домовой церкви установят перекрытия и поделят внутренними перегородками. Служившую жильем старцу Амвросию старенькую келью разберут, а просторный дом, возведенный над ней, чтобы уберечь от воздействия непогоды и разрушений станет гаражом. В кельях монахинь появятся новые жильцы. Станет общежитием каретный сарай. Пострадает небольшое кладбище – надгробные плиты покоившихся там сестер пойдут на строительство в ближайших деревнях, Усыпальницу настоятельниц просто разрушат. Отсутствие своевременного ремонта приведет к постепенному обветшанию еще недавно крепкие и ухоженные здания. Обширный фруктовый сад, заботливо взращиваемый десятилетия, вырубят.
 В Великую Отечественную в одном из зданий разместят военный госпиталь, говорят, что его пациенты выздоравливали от серьезных ранений быстрее обычного.

Возрождение Шамордино

Монахини вновь вернулись в разрушенную обитель только весной 1990 года. Их было только десять, а работы по восстановлению постепенно возвращаемых зданий предстояло много. Сначала восстановили бывшую богадельню и домовую церковь "Утоли моя печали". Весной 1997 года их освятят. По старинной традиции духовником вновь открытой обители станет игумен Поликарп из оптинской братии.
За прошедшие двадцать шесть лет удалось восстановить большую часть монастырских зданий. А дом, некогда выстроенный над кельей старца, перестроен в небольшую церковь преп. Амвросия Оптинского, первую в России. В июле 1996 года его освятил патриарх Алексий II.
Несколько лет идет строительство скита и церкви на участке за кладбищем. Он будет освящен в честь "Спорительницы хлебов" и святых равноапостольных княгини Ольги с князем Владимиром.
Сегодня восстановлены мастерские и монахини, как в годы процветания обители, вышивают золотыми нитями хоругви, плащаницы и парадные облачения, пишут иконы и расшивают оклады для них бисером. Работают чеканная и витражная мастерские. При обители возделываются обширные огороды, есть пасека и скотный двор. Оказывают помощь малоимущим, детям-инвалидам. В открытую воскресную школу приходят сельские дети. В планах восстановление приюта для девочек-сирот и возведение разрушенной после революции усыпальницы настоятельниц, строительство часовен при святых источниках и колокольни.
Жизнь Казанской амвросиевской женской пустыни продолжается по заветам преподобного Амвросия Оптинского и схимомонахини Софии, ставшей первой настоятельницей. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь и совершается полный круг богослужений.

Святыни обители

Паломники едут в монастырь, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев, под чьим покровительством находилась обитель с первых дней и чудотворным иконам.
Одна из них - написанная в 1890 Божия Мать "Спорительница хлебов". Ее писали по видению преподобного Амвросия. Считалось, что она способна защитить поля от вредителей и природных катаклизмов, одаривать щедрым урожаем и оберегать людей от стихии. Списки со знаменитой иконы (копии) вместе с молитвой и благословением преподобного старца часто получали приходившие к своему духовному отцу местные землевладельцы. Преподобный Амвросий, указавший день празднования "Спорительницы", был через год похоронен именно в этот день.
Рассказы о силе молитв перед этой иконой разошлись сначала по Калужской губернии, затем по все России. Позже в монастырских хрониках появились новые свидетельства ее чудотворной силы, и списки-копии разъезжались по стране. В монастыре сейчас находится одна из таких копий. Оригинал после закрытия монастыря исчез, позже его обнаружат в Литве, в настоящее время он остается за пределами России.
Казанская Божия Матерь – вторая из чудотворных икон, тоже имеет длинную историю. Появилась она в Белёвском монастыре как заклад, принесенная неизвестной женщиной, которой срочно требовались деньги. Настоятельница матушка Амвросия примет ее, дав страннице 10 рублей. Позже за закладом никто не вернулся и Казанская останется в обители. Сестры скоро заметят чудотворную силу небольшой иконы – лампадное масло, взятое от нее, могло излечивать недуги. С того времени в память о появлении образа масло для ее лампады закупалось всегда ровно на 10 рублей.
Позже икону перенесут в Шамординскую обитель, тогда же впервые заговорят и ярком свете, исходящем от чудотворного образа. Икона утрачена в шестидесятых, когда ее передали в одну из церквей в ближайшей деревне. Старинный образ был украден и больше о нем информации не появлялось. Казанская Божия Матерь в Шамордино написана монахом Арсением, настоятелем скита на горе Афон и передана для Казанского собора осенью 1999 года.

Храмы Шамординского монастыря

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери остается главным их храмов обители. Работа С.Шервуда до сих пор удивляет своей величественной красотой. Выполненный из красного кирпича с пятнадцатью золотыми главами-куполами в русском стиле, он кажется пришедшим из старинных сказок. Кажется невозможным из обычного кирпича сотворить эти узорные наличники над высокими арками окон, декоративные подзоры и кокошники, полуколонны и щипцы. Не менее впечатляюще выглядит здание внутри. Просторное, с высокими сводами потолка не покрытыми привычной росписью, оно создает ощущение легкости и возвышенности. В нем находятся две самые прославленные иконы монастыря. Монахини искусно вышивают бисером и золотом, среди икон много вышитых их руками. Снаружи со стороны алтаря устроены 4 могилы – трех первых настоятельниц и благодетеля, фактически выстроившего основную часть монастырского комплекса на свои средства купца С. Перлова. До революции здесь располагалась усыпальница (проект Б.А.Савицкого), но от нее сохранились лишь части фундамента.
Первую настоятельницу матушку Софию считают местночтимой святой. Пришедшая к постригу после ряда испытаний, она многое делала для становления пустыни вместе с преподобным Амвросием. Известно о нескольких случаях исцеления, произошедших на ее могиле.
Храм преп. Амвросия Оптинского
Скромный домик-келья служил жилищем старца Амвросия, много времени проводившего в этой обители и умершего в нем. К преподобному шли паломники в поисках духовных советов. После смерти старца С.В.Перлов поможет возвести вокруг кельи кирпичный "футляр", чтобы сохранить ее. Когда обитель закрыли, то келью перевезут в д. Шамордино. В строении-футляре устроят гараж. До нашего времени здание сохранилось сильно поврежденным и его пришлось восстанавливать.
Церковь Пресвятой Троицы
Была построена первой из монастырских храмов и освящена в октябре 1884 г. В честь Казанской иконы. Изначально располагалась на том месте, где сейчас стоит Казанский собор. Перед закладкой будущего собора в 1889 небольшую старую церковь переносят на край кладбища, а через год вновь освятят, но уже в честь Пресвятой Троицы. Здесь отпевали преподобного Амвросия. Через год состоялось освящение придела в честь "Живоносного Источника". Почти двадцать лет церковь была единственным действующим монастырским храмом. Но после закрытия обители его разрушили и только в 2006 году начались первые работы по восстановлению. Осенью 2008 года на его куполах вновь появятся кресты, но работы по внутреннему убранству пока продолжаются. Большая их часть выполняется местными мастерами.
После храма можно побывать на старом кладбище, начинающемся прямо за стенами. Там покоятся многие насельницы Шамордино прежних лет.
Церковь "Утоли моя печали"
В конце XIX века супруга благотворителя обители С.Перлова Анна Яковлевна дала средства на строительство богадельни, рассчитанной на проживание 60 неизлечимо больных женщин. К двухэтажному зданию пристроена небольшая церковь, освященная осенью 1902. Богадельню закроют вместе с монастырем, отдав под размещение учреждений. Церковь, сильно поврежденная, периодически использовалась в разных целях. Ее восстановят и освятят весной 1990 года. Богадельню вновь откроют спустя несколько лет. Сейчас она служит жилищем для состарившихся немощных сестер, их около тридцати. Кроме скромных келий на одного-двух человек в ней оборудовали палату для лежачих больных с хорошим уходом и круглосуточными дежурствами. Есть маленькие прачечная и трапезная. Здание выглядит уютным и ухоженным, окружающая территория засажена цветами. На еженедельные службы в храме собираются все обитательницы, кто-то приходит сам, кого-то навещают в кельях.
Другие здания монастырского комплекса строились в разные годы, но при выборе архитектурных проектов предпочтение отдавалось единому стилю.
Трапезная
К красивому зданию в два этажа из красного кирпича можно пройти, обойдя вокруг Казанского собора. Средства купца Сергея Васильевича Перлова позволили воплотить в кирпиче проект Р.И. Клейна. На этом месте в начале 1890-х стояла усадьба первых владельцев небольшого имения семьи Калыгиных. С собором трапезную соединял теплый переход. Супруги С.и А. Перловы помогли и полностью оборудовать трапезную. Здание пытались разрушить сразу после упразднения монастыря и восстановили только в 1997 году.
Сейчас второй этаж занимают кухня, гостевой и сестринский трапезный залы. Первый этаж отдан под цеха, кроме молочного, где ведется переработка молока, и кондитерского устроены рыбный и консервационный. Монахини делают заготовки выращенных ими овощей и фруктов своего сада на весь год. Есть небольшая сушильня, где сушат фрукты и собранные грибы.
За трапезами читаются жития святых. В трапезной по праздничным дням кормят до 500 человек. Но паломников принимают только организованными группами и по предварительной записи.
Водонапорная башня, построенная на деньги С.Перлова, действует с 1906 года, расположена сразу за трапезной. Она выполнена в том же архитектурном стиле, что и остальные здания.
Больница
Создавалась в 1905 на пожертвование А.Я.Перловой. Здесь могли получить медицинскую помощь сестры, паломники и жители соседних деревень. Амбулатория способна была принять в сутки до 200 пациентов. В больничных палатах размещали около 60 человек.
Сегодня в здании работает своя амбулатория. Кроме приемного кабинета есть процедурный, лаборатория, стерилизационная, перевязочная и оборудование для физиотерапии. Работает стоматолог и создан маленький, всего на 10 мест стационар. Для послушания при больнице избирают сестер с соответствующим медицинским образованием и опытом. Второй этаж отведен под златошвейную и пошивочную мастерские.
Дом Перлова
Московский купец, искренне любивший обитель и фактически построивший ее от храмов до типографии и хорошо оборудованных мастерских, выстроил просторный дом для своей семьи, часто бывавшей здесь. Умирая, он завещал похоронить его при обители. Его вдова, оставшаяся в Москве, много времени проводила в монастыре с детьми и внуками. Незадолго до кончины она принимает постриг, получив имя Амвросия. Дом удалось восстановить и сейчас он выглядит так же, как и при его владельцах Перловых.

Святые источники Шамордино

Окрестности всегда были богаты на большие и малые родники. Пока существовал монастырь, монахини много времени отдавали уходу за известными источниками. После его закрытия лишившиеся заботливого присмотра родники постепенно заболачивались, часть из них забыта и практически исчезла. С возрождением обители сестры вновь расчистили и привели в порядок несколько ближайших. Теперь неподалеку от монастыря известно два родника с целебными свойствами.
"Живоносный источник" найти легко – достаточно выйти из монастыря по единственной дороге и повернуть около указателя налево. Дальше придется идти по крутой лестнице в 200 ступеней, сделанной в благодарность за избавление от болезни брата благотворителя. Анатолий много раз преодолевал крутой склон холма, неся на руках больного брата. Дорожка начинается от Троицкой церкви. При источнике выстроены часовня и купальня, где можно совершать омовения (только в соответствующей одежде). Принято окунаться три раза с молитвой и просьбой к святым и Богородицу. Температура воды около +4 градусов. Колодец защищен от попадания дождей и вода в нем пригодна для пить.
Обязательно задержитесь на смотровой площадке, оттуда открываются редкостно красивые пейзажи, а на скамейках можно отдохнуть от утомительного подъема и спуска, наслаждаясь чистым лесным воздухом и особой атмосферой этих мест. Лучшее время для посещения источника – поздняя весна, лето и начало осени.
От Живоносного можно пройти к Казанскому источнику свернув от последних ступеней лестницы влево. Дальше придется идти по узкой тропинке. Это недалеко, но после дождя глинистый грунт сильно раскисает. Желательно заранее позаботиться о подходящей обуви Считается, что его вода сможет помочь при болезнях глаз, поэтому ее часто набирают с собой. Слава о целебных водах идет давно, поэтому у него постоянно бывают паломники. Купальни у родника нет.

Что привезти из Шамордино

Статус действующего монастыря не предполагает продажи обычных туристических безделушек. Но в церковных лавках можно приобрести книги, освященные крестики, четки, свечи и иконы. Можно сделать заказ на иконы с вышитыми бисером окладами работы монахинь. Паломники увозят домой воду из святых источников и просфоры. Здесь же подают записки на все церковные требы, и даже Сорокоуст с 40ка Литургиями, редкий в наше время.
Но самым ценным сувениром станут воспоминания о нескольких часах, проведенных в одном из красивейших уголков Центральной России, тихом месте, наполненном особой благодатью.

Хотя чаще всего посещение Шамординского монастыря совмещают с поездкой в Оптину Пустынь, Казанская Амвросиевская обитель заслуживает целого дня. Это позволит без спешки посетить храмы, увидеть монастырскую жизнь, прогуляться к источникам и посидеть на смотровой площадке старой лестницы в 200 ступенек, полюбоваться цветами выращенными сестрами и послушницами, побывать на службе. Может быть, эти несколько часов позволят понять, что же влекло в монастырь женщин разных сословий, от неграмотных крестьянок до образованных дам из дворянских и купеческих семей. Здесь искали и находили утешение Толстые и Болотовы, Хрущовы, Долинино-Иванские, Ключаревы и многие другие.
Многим путешественникам тихое, уютное Шамордино нравится больше, чем многолюдная Оптина пустынь. Некоторые уверяют, что все высказанные тут просьбы обязательно и быстро исполнятся. Конечно, если они шли от души и не способны причинить кому-то вред.
Возвращаясь, можно сделать небольшой крюк и посетить Клыково с его чудотворными мироточащими иконами в красивом старинном храме. Там же можно договориться о небольшой экскурсии и побывать в келье монахини матушки Сепфоры. Считается, что посидевший на ее стареньком жестком диванчике будет удачлив. А если легонько стукнуть по своей голове матушкиной палочкой, то избавишься от нехороших мыслей.

Видео
Карта
Комментарии