...

Церковь Воскресения на Дебре

Адрес: Кострома, ул. Нижняя Дебря, д. 37.

История возникновения Церкви Воскресения

Церковь Воскресения на Дебре

На въезде в Кострому на левом берегу Волги возвышается яркий и нарядный православный храм, который получил название церковь Воскресения на Дебре. Так он назван по месторасположению – слово “дебря” означало “густые заросли, лесная чаща”.

Старинный памятник культуры и архитектуры сохранился с XVII в., однако в истории есть легенда, что церковь во имя Воскресения Христова возникла тут еще раньше – в XIII в.

Тогда князь по имени Василий Ярославович, любивший охотиться в здешних лесах, поселил в этом месте псарей и возвел им деревянное строение церкви с престолом в честь Воскресения Иисуса Христа.

Постепенно количество жителей увеличивалось, и вскоре здесь разросся посад, который славился кожевенных дел мастерами. В древней описи, дошедшей до нашего времени с 1628 г., указано уже две церкви – Воскресенская (с приделом в честь святомученицы Екатерины) и Козьмы и Демьяна.

Церковь Воскресения на Дебре

Каменный храм, который можно увидеть в настоящее время, был возведен около середины XVII в. Точное время начала строительства неизвестно, но завершено оно было к 1645 г. Главным заказчиком работ был Кирилл Григорьевич Исаков.

Это был богатый купец, состоявший в Гостиной сотне и торговавший с Англией. Именно из этой страны по воле случая получил он нежданную прибыль: среди бочонков с краской нашел один с золотом.

Легенда говорит, что, будучи человеком честным и богобоязненным, Кирилл Исаков сообщил о находке поставщикам, и вместе они решили отдать ее на благое дело.

Великолепный храм, возведенный на подклете, устремляется ввысь пятью главами. Купола, увенчанные крестами, установлены на световых барабанах.

Церковные стены украшают сделанные попарно изящные полуколонны, а оконные наличники покрывают кокошники. Вокруг основного здания с трех сторон устроена галерея с арками, которые изначально были открытыми, но позже были заложены.

Два входа в галерею (с севера и юга) – крыльца на “ползучих” арках (т.е. арки на разной высоте), покрытые нарядными шатрами, обрамленными кокошниками.

Церковь Воскресения на Дебре

С западной стороны устроен еще один вход. По первоначальному замыслу это было подобное крыльцо, но впоследствии его объединили переходом с расположенными на этой же стороне Святыми воротами.

Их арочные проходы покрыты тремя небольшими гранеными шатрами и отделаны изразцами и резьбой по камню, где изображаются различные символы, имеющие отношение к Великому празднику Христова Воскресения (лев, единорог, неясыть пустынная, орел с двумя главами и т.д.).

При церкви отстроили колокольню, но позже при возведении рядом зимнего храма Знамения прежнюю звонницу разобрали, а новую пристроили рядом со второй церковью, объединив два храма в единый архитектурный комплекс.

Центральный престол был освящен в честь Святого Христова Воскресения. Также было сделано два придела. Один, по примеру существовавшего ранее в другой церкви, – в память о святой Екатерине-великомученице.

Церковь Воскресения на Дебре

Второй, называемый Трехсвятительским, посвящен святым Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову. Выбор этих святых, по всей видимости, не случаен и сделан по велению заказчика, так как мать купца Исакова звали Екатериной, а отца – Григорием.

Внутреннее художественное убранство стенок и сводов производилась примерно в середине XVII в. артелями мастеров под руководством Василия Запокровского и Гурия Никитина. В церкви был установлен великолепный 5-ярусный иконостас, украшенный серебром и позолотой.

Храм сумели создать поистине прекрасным, но главный заказчик не смог увидеть его во всем великолепии. Кирилл Исаков скончался немногим ранее, чем произошло освящение церкви, и за свои заслуги удостоился чести быть похороненным в ее подклете.

Церковь Воскресения на Дебре в наше время

За долгую историю своего существования Воскресенская церковь пережила не одну переделку. Так, в XVIII в. растесали проемы окон в четверике, заложили арочные просветы галереи, а вместо закомарного покрытия устроили четырехскатную кровлю. В 70-х гг. XIX в. с юго-восточной стороны пристроена ризница, а древние фрески переписаны маслом.

Святыню в 1913 г. посетил последний российский самодержец Николай II с семьей, который прибыл в Кострому на торжества по случаю 300-летия династии Романовых.

Церковь Воскресения на Дебре

В годы советской власти судьба храма складывалась непросто, но он все же оставался действующим до 1930-х гг. Когда службы здесь запретили, то в святых стенах устроили зернохранилище. В 1946 г. верующих снова пустили в Воскресенскую церковь.

Немало усилий пришлось приложить им, чтобы привести храм в достойный вид, так как ему был нанесен значительный урон: выломаны полы и окна, в иконостасе не хватало многих икон, а его красивейшая резьба была сломана. В 1950-х гг. начались новые гонения, но верующим вместе с епископом Костромским и Галичским Сергием удалось защитить святыню.

Ближе к середине 1960-х гг. церковь Воскресения на Дебре получила статус кафедрального собора. Здесь до 1991 г. пребывала величайшая святыня Костромской земли – Феодоровский образ Богоматери, который почитается как чудотворный. В 1960-1980-е гг. проводилась реставрация икон, иконостаса, настенных изображений.

Церковь Воскресения на Дебре

В наши дни восстановительные работы в храме продолжаются. При этом он является действующим и влечет к себе многочисленных паломников.

Под его сводами сохраняются старинные иконы, среди которых иконописные лики Иоанна Предтечи, Богоматери Феодоровской, святителя Николая и др. Около иконостаса в особом ящичке покоятся частицы мощей святых из Киево-Печерской лавры, таких как Илия Муромец, Прохор Лебедник, Дамиан Целебник и др.

При храме создана Знаменская женская обитель, рядом восстанавливается разрушенная в прошлом столетии Знаменская церковь, а с воссозданной пятиярусной звонницы разливается по округе мелодичный колокольный звон.

Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий