Государственный Русский музей

Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Инженерная, д. 4
Как добраться: станции метро "Гостиный двор" или "Невский проспект"
Режим работы: с понедельника по воскресение с 10-00 до 18-00, в четверг с 13-00 до 21-00, выходной день – вторник.
Стоимость билетов разнообразна, поэтому узнать ее правильнее в кассах, не забывая, что действует система скидок и льгот.

Государственный Русский музей - это самый огромный в мире музей русского искусства. А то, что он находится в городе Санкт-Петербурге, еще раз подтверждает звание культурной столицы России. Собранные здесь шедевры живописи, скульптуры, фотографии и многого другого, поражают своим великолепием, размахом и заложенной в произведения русской душой.

История создания Русского музея

Как и все достопримечательности России, Русский музей имеет свою историю, которая берет начало еще со времен царского самодержавия. Александр III -  император, правящий в период с 1881 по 1894 годы, был страстным коллекционером. При этом его страсть не ограничивалась каким-либо одним видом искусства, он собирал все: картины, графику, скульптуры, ковры и другое. При этом его коллекция была столь огромна, что не вмещалась в пределы нескольких дворцов, в том числе Гатчинского и Зимнего. Это напоминало пещеры сокровищ, имевших не только материальную, но и огромную культурную ценность. Поэтому царем было принято решение о необходимости строительства музея.
Однако, указ об учреждении, подписал пришедший к власти сын Николай II, и обязал назвать его "Русский музей имени Александра III". Изначально для этих целей было выделено специально приобретенное здание Михайловского дворца, который носил свое название в честь первого собственника князя Михаила. Обустройством было поручено заниматься великому князю Георгию Михайловичу. В связи с тем, что предложенное здание не совсем подходило для установленных целей, было принято решение о его перестройке, которой и занялся архитектор В.Ф.Свиньин, используя для этого все имеющиеся помещения, в том числе флигели и сад.
Торжество по случаю открытия происходило 19 марта (по новому стилю) 1898 года, эта дату и принято считать датой основания музея. В основу экспозиций были положены предметы искусства, переданные Зимним, Гатчинским дворцами, Эрмитажем, Академией художеств. Принимали активное участие в наполнении музея и частные лица, например, княгиня Тенишева передала музею шикарное собрание графики, а князь Лобанов-Ростовский – коллекцию русской живописи в портретном стиле. Много средств было вложено за счет казны и пожертвований, с помощью которых приобретались редкие памятники искусства Древней Руси, иконы, картины и так далее. Благодаря таким стараниям уже за начальные годы своего существования экспозиция увеличилась практически вдвое.
В настоящее время музей не ограничивается одним лишь Михайловским дворцом, а включает в себя целый комплекс зданий, которые сами по себе являются памятниками архитектуры. Остановимся на них поподробнее.

Состав музейного комплекса

Михайловский замок, построенный в конце XVIII века, являющийся непревзойденным памятником зодчества Петербурга, недолгое время побыл царской резиденцией и вскоре после убийства Павла I, использовался как жилые квартиры, училище, сдавался в аренду и лишь в  1994 году был передан в состав комплекса.
Строгановский дворец, берущий свое наименование из фамилии владельцев – графов Строгановых, построенный в 1738 году, в стиле классического русского барокко, с обилием лепнины, пространственным размахом и большим количеством деталей. Его постигла учесть быть национализированным и какое-то время выполнять роль дом-музея, затем филиалом Эрмитажа и уже 1988 году попасть в состав описываемой достопримечательности.
Еще один дворец – Мраморный, был построен как презент графу Орлову, фавориту Екатерины II, украшен колоннами и пилястрами каринфского ордена, имеет строгий вид, что присуще раннему классицизму. Во время его постройки были обнаружены богатые месторождения мрамора, поэтому при отделке внутренних и внешних фасадов было использовано тридцать два его сорта, ну и название произошло именно по этой причине. После национализации, он какое-то время располагал Российскую академию истории культуры, а в 1991 году стал еще одним из членов Русского музея.
Еще одним помещением является одно из самых древних зданий города, возведенное в 1714 году, в стиле барокко, скромное и предназначенное изначально лишь для использования в теплое время года в качестве резиденции – это Летний дворец Петра I. Двухэтажный дворец, с небольшим количеством комнат, был украшен 29 барельефами, изображающими события Северной войны.
Домик Петра I, также в составе комплекса, представляет собой летнее жилище государя. Построенный из сосновых бревен солдатами-плотниками, он очень напоминает обыкновенную русскую избу с сенями, металлическими накладками на дверях и названный в документах "Красными хоромами". Чтобы дом выглядел как кирпичный, бревна были обтесаны и расписаны под кирпич. В настоящее время он сохранился практически в первозданном виде.
Михайловский и Летний сады являются примерами ландшафтной архитектуры, с многочисленными скульптурами, в том числе коллекцией мраморных фигур, колоннами и бюстами, оригинально оформленными аллеями и извилистыми берегами прудов.
В 1930 годах  в состав вошел корпус Бенуа, названный в честь создателя, изначально строился для выставок Академии Художеств, а сейчас располагает  часть основной экспозиции.

Коллекции Русского музея

Как уже упоминалось ранее, количество выставочных образцов является крупнейшим в мире. Здесь представлены коллекции искусства Древней Руси: иконопись простых мастеров Пскова, Ярославля, Новгорода, Вологды и всемирно известных, например, Андрея Рублева; скульптуры, вырезанные из камня и деревянные; амулеты, кресты, предметы одежды и украшений, относящиеся ко временам до захвата страны Золотой Ордой; изделия серебряного дела.
Живопись конца XVIII начала XIX веков составляла основополагающую часть музея при его расцвете и включала в себя шедевры русской школы, в том числе и портреты рук О.А,Кипренского, А.И.Иванова, а в настоящее время дополняемую и менее известными полотнами, эскизами и этюдами.
Более известными в массах авторами являются Айвазовский, Васнецов, Репин, Суриков, чьи полотна выставлены в коллекции живописи конца XIX начала XX веков. Работы их и других авторов появлялись благодаря огромной заслуге работников музея, так как отбирающий картины Совет Академии Художеств имел достаточно устаревшие взгляды и многие их шедевров могли и не попасть в экспозицию.
Большое количество уникальных произведений искусства сохранено благодаря собранию русской скульптуры начала XVIII конца XX веков. Мраморные, гипсовые, деревянные фигуры и бюсты, выполненные в традиционных техниках и ли абсолютно несвойственной для российского посетителя манере, заключают в себе самобытность нации, необычное восприятие действительности и экспрессию художественного шедевра.
Нумизматический материал собирался с момента основания, еще с царских времен, часто пополнялся значимыми собраниями, например коллекционера И.И. Толстого, потому и включает в себя более 72000 предметов. Сюда относятся монеты и бумажные деньги, медали, ордена, восковые слепки, значки, знаки отличия и другие вещи, которые в полной мере могут дать представление об истории денег в России и медальерного промысла.
Ознакомившись с гравюрным отделом, гости могут в полной мере представить этапы развития данного искусства в стране. Имеются уникальные деревянные, металлические и линолеумные доски с изображениями в стиле гравюры, сатира времен войны 1812 года, рисунки-очерки, книги авторов русского авангарда, оттиски работ и даже инструменты, с помощью которых они выполнялись. Собрано практически все – от классики до современных технологий.
Отдельно представлено искусство рисунка и акварели почти за три века, причем собраны как законченные работы, так и эскизы, графические листы, этюды и наброски авторов. 
Особняком стоит коллекция декоративно-прикладного творчества, так как ее наполняемость превышает 35 тысяч экспонатов. Здесь стеклянные, фарфоровые, из цветного металла и драгоценных камней, вырезанные по дереву и костям, фаянсовые изделия. Например, имеются предметы из художественного стекла, принадлежащие еще царским семьям. Широко представлены платяные изделия, такие, как шали, расшитые вручную золотыми нитями платки, элементы праздничной одежды церковнослужителей. Одним словом очень широко представлено декоративно-прикладное творчество XVIII-XIX веков, работы мастеров XX века в настоящее время лишь только в стадии наполнения. Имеются разделы с основными направлениями народного промысла, как то резьба по дереву, керамические изделия, шикарное кружевоплетение, оригинальное вязание, знаменитые деревянные и глиняные игрушки, ковроделие  и многое другое. 
Несомненный интерес вызывает выставка архивных и современных фотографий, где представлены пейзажи, виды зданий и городов, портреты людей, интерьеры, что позволяет проследить не только развитие фотографического искусства, но и историю различных временных этапов.
Таким образом, собрание сокровищ разных видов и направлений, представляющих различные классы и сословия, национальности и религии, настолько велико и разнообразно, что обойти музей и познакомиться со всеми шедеврами за одну неделю  невозможно.
Кроме того, помимо постоянных экспозиций, проводятся временные выставки и биеннале, позволяющие еще больше расширять географию и пополнять собрания. Сотрудниками Русского музея проводится определенный спектр научных работ, образовательных проектов, лекториев, выпуск альбомов и каталогов.

Видео
Карта
Комментарии