Адрес: Yerebatan Cad, 13, Alemdar Mh., Eminönü.
Веря работы: с 09:00 до 17:30. Ежедневно.
Стоимость посещения: 20 TL.

Цистерна Базилика - "Подземный дворец"

Четыре стихии сопровождают людей всю жизнь: земля, воздух, огонь, вода. Невозможно обойтись хотя бы без одной из них, но последняя, скорее всего, самая важная. Организм взрослого человека на 70% состоит из воды, и потеря влаги в размере 12% веса влечет за собой остановку сердца. Она - податель всего сущего на планете: травы, деревья, животные - все погибает при ее нехватке.

История создания водохранилища

Человечество всегда стремилось сохранить водный баланс, как в организме, так и в природе. Прокладывали каналы, копали колодцы, расширяли оросительные системы. Еще во времена Римской империи воинственные, неспокойные жители хорошо понимали значение слова "осада". Город-крепость стоял, не сдавался, выдерживал натиск врага, но население погибало от голода и жажды.
Император Константин I принял решение построить подземные водохранилища. Их соорудили немало: только под Стамбулом насчитывается более 40 штук, но самое большое, грандиозное, великолепное сооружение - Цистерна Базилика. В строительстве принимало участие до 7 тыс. рабов. Вгрызаясь в землю кирками, под палящим солнцем, проливным дождем занимались тяжелой работой, поистине рабской. Многие погибли, навсегда оставшись под фундаментом здания. На 12 м уходит оно вглубь, занимая площадь до 140 м в длину, 70-ти в ширину и 10-ти м в высоту. 100 тыс. т. воды могла вместить в себя эта емкость.
Но ведь каким-то образом ее нужно было наполнить живительной влагой! Дождевой и подземной воды явно не хватало: проложили множество акведуков, сохранившихся до наших дней. Изготовленные из обожженной глины они тянулись к Белгородскому лесу, расположенному в 19-ти км от города, брали свою силу из источников, кристально чистых, прозрачных, холодных.
Опорожнялась емкость через многие длинные трубы, давая жизнь всем страждущим. В 306 г. закипела работа, до 337 г. она шла полным ходом, но закончилась спустя 2 века в 532 г. при императоре Юстиниане. Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

Века забвения

 

Произнося слово "цистерна" городской житель сразу вспомнит курсирующие улицами машины с надписью "живая рыба" или огромные металлические бочки водоканала, поставляющие воду в районы, где ее не хватает, или, еще прозаичнее, машины коммунхоза, откачивающие канализационные стоки. "Базилика" вызывает трепет, напоминая о бренности жизни, обращает мысли к великому, духовному, вечному. Так возвышенное и бытовое слилось в едином понятии - "Цистерна Базилика".
Турки, захватив столицу Византии, использовали ее для полива садов Топкапы. Появившаяся сеть водопроводов привела к ее ненужности, заброшенности, забытьи. Проходили века, рождались и умирали поколения людей, шел вперед прогресс семимильными шагами. Цивилизованный мир гордился великими открытиями, достижениями, сумасшедшим ритмом жизни. Разрушительные войны проносились по планете, возводились новые мегаполисы, а глубоко под землей стоял удивительный памятник величию древнего разума, умению рабочих, изысканному вкусу византийцев, сумевших превратить бытовое помещение в колоссальный дворец. Не зря второе его название Йеребетан Сарай.
Впервые его обнаружил спустя тысячелетие голландский путешественник в 1544 -1550 гг. Посетив храм Айя-Софьи, находясь под впечатлением от увиденной красоты, решил обойти здание снаружи, не желая покидать святое место сразу. Каково же было удивление, когда он заметил горожан, черпающих воду возле базилики. Мало того, некоторые из них удили рыбу. Голландец рассказывал об этом друзьям и знакомым, но никто не решился заняться исследованием непонятного места.
В 1721 г. Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах, пребывая в Истанбуле, тоже обратил внимание на рыбаков, занимающихся ловлей просто через трещины в полу собственных жилищ. Он первый выполнил гравюру с детальным планом подземного сооружения.
Только в 1984 г. тонны ила и грязи подняли на поверхность, произвели реставрационные работы, и водохранилище возродилось вновь. В 1987 г. первые посетители смогли отдать дань гению предков. Грандиозный, чарующий, таинственный мир предстал перед ними.

Пятьдесят две ступени вниз

 

Пребывая в Стамбуле, обязательно посетите этот музей. Получите массу впечатлений, надолго удерживающих вас в плену эмоций. Не забудьте захватить теплую одежду, ибо придется спускаться в царство сумрака, влажной прохлады. 52 мраморные ступени, скользкие, повидавшие тысячи людей, приведут то ли в царство Аида, то ли в застывший каменный лес. А, может быть, это воинство древности, встав во весь рост, приветствует потомков из далекого прошлого? "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой" встретят, взволнуют, поразят.
336 колонн возносятся вверх, поддерживая свод. Все совершенно разные, выполненные в ионическом, коринфском, дорическом стилях из мрамора различного цвета и фактуры. Зеркала, расположенные на стенах, создают эффект бесконечности - в никуда уходят, вытянувшись в 12 рядов, каменные исполины. Некоторые состоят из двух или более элементов, другие - цельные. Очевидно, их свозили сюда отовсюду: из разрушенных античных храмов, бракованные или невостребованные.
По лабиринту деревянных мостиков пройдите вглубь. Окунитесь в атмосферу таинственности, волшебства. Разум сопротивляется, он поражен, хочется воскликнуть: "Какая же эта цистерна?! Это - дворец!". Каждая колонна подсвечена снизу прожектором, чей красноватый свет напоминает мерцание горящих факелов. Тихая ненавязчивая восточная музыка и капли, падающие со свода, усиленные эхом, позволяют ощутить себя древнегреческим героем. Не зря А. Кончаловский, снимая "Одиссею", именно здесь отснял панораму потустороннего мира, направив главного героя на встречу с тенью отца.
Пройдя немного вперед, заметите "колонну слез". Украшенная завитками, по которым стекает влага, она словно оплакивает тысячи рабов, погибших на стройке. Можете прикоснуться к вечности, в прямом смысле этого слова. Засунув большой палец в отверстие на ней, повернув на 3600, загадывайте желание, ожидая его исполнения.
Иллюзия нереального, призрачного мира усиливается, когда взгляд опускается под ноги. В прозрачной воде, высотой 50 см, неспешно проплывают карпы гигантских размеров с полинявшими от полумрака боками. Рядом вьются стайки юрких красноватых рыбешек. Вот где можно понять, что такое сюрреализм, уйти от суетного мира, ощутить связь времен.
Впереди, в уголке, - Медуза Горгона. Созданные еще в Византии головы чудовища служат фундаментом двум капителям. Одна перевернута вниз на 1800, вторая лежит на боку. Атмосфера мистики и тайны сгущается, в памяти возникает миф о прекрасной девушке, поразившей невероятной красотой Посейдона. Он овладел ею в храме Силы и Девственности Афины против ее воли. Разгневанная богиня жестоко наказала "соблазнительницу", превратив в безобразное чудовище с когтистыми лапами вместо изящных рук. А черные кудри обернула на клубки извивающихся змей. И всякий, заглянувший ей в глаза, превращался в камень. Возможно, строители умышленно именно так установили их, чтобы вошедшие не боялись смертоносного взгляда.
Лабиринты мостиков медленно подталкивают к выходу, но уходить не хочется. Древнее строение не отпускает просто так, просит запомнить на всю жизнь это ощущение загадочности, восторга, благодарности. По толстым, 4-х метровым стенам, выложенным по периметру, крадутся капельки, останавливаются, не спеша, продолжают свой путь вниз. Хочется склонить голову перед мастерством предков, создавших ошеломляющий шедевр, соединивший в себе полезность использования и потрясающую красоту.
Дэн Браун избрал данное подземелье местом действия романа "Инферно". Хотите оказаться на месте главного персонажа? Тогда вам - непременно сюда. Заплатив 20 лир, сможете окунуться в сюжет произведения, попасть в уголки, закоулки, описанные в нем. А, может быть, за соседней опорой притаился всем известный Дж. Бонд, пристально наблюдая за посетителями?
Йеребетан Сарай обладает поразительной магической силой, удерживает, не выпускает в знойное лето Стамбула. Присядьте за столик небольшого кафе на помосте, выпейте чашечку горячего кофе, оглянитесь еще раз, настройтесь на прощание. В сувенирной лавке приобретите безделушку на память. Приехав домой, расскажите друзьям о "царстве Аида", из которого удалось выйти живым, невредимым, переполненным впечатлений. Возвращайтесь, Стамбул, "Бассейн желаний" снова ждет вас.

Путеводитель по Стамбулу на нашем сайте познакомит Вас городом.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

Новости
Некоторые районы Турции станут более доступными 2015-10-01

В Турции должны появиться выделенные туристические зоны.

Читать
В Турции неудачно отреставрировали старинный замок 2015-09-03

В социальных сетях жители высказывают свое недовольство

Читать
Статьи
Достопримечательности Турции

Турция - страна с богатейшим культурным прошлым.

Читать

Яндекс.Метрика