Стиль баухауз возник в одноименной немецкой школе архитектуры, искусства и строительства, существовавшей с 1919 по 1933 год. Последователи этого направления исповедовали философию практичной красоты – когда искусство служит потребностям широких масс, а практичные бытовые предметы обладают невысокой стоимостью и при этом оригинальным внешним видом.
К несчастью, концепция школы Баухауз шла вразрез с имперскими наклонностями нацистской партии, занявшей правящее место в 1933 году, поэтому учебное заведение пришлось закрыть, студентам же и преподавателям – спешно разъехаться по другим странам, чтобы избежать преследований. Неудивительно, что в Европе дома, выстроенные в стиле баухауз, оказались в гораздо меньшем количестве, чем изначально предполагали основатели школы, а после войны – они и вовсе оказались разрушенными.
Так и пропал бы этот архитектурный стиль исключительно в анналах истории, если бы не существовал в мире город под названием Тель-Авив.
Он довольно молодой – до 1909 года его просто-напросто не существовало ни на одной карте мира, а своим появлением и развитием Тель-Авив обязан сионистскому движению, призывающему евреям всего мира съехаться и жить на исторической родине.
Поскольку инициаторы-евреи, организовавшие первую волну переселения, обладали качественным европейским образованием, то их сознание было открыто всему новому, а волна переселенцев-беженцев в 1933 году обеспечила зарождающемуся государству еще и студентов школы Баухауз.
Старинные дома Яффо не могли вместить в себя такое количество вновь прибывшего народа, так что еврейские семьи стали активно осваивать заложенный еще первыми переселенцами городок, лежащий севернее порта Старого города.
Растущее население нуждалось в жилье, причем нуждалось прямо сейчас – вот тут-то и пришел звездный час архитектуры в стиле баухауз.
Дома из железобетона можно было возводить в кратчайшие сроки, а их привлекательный внешний вид и высокая функциональность удовлетворяли большинство потребностей человека в то время. Кроме того, выполненные в едином стиле, сооружения одновременно формировали и уникальный облик города, что способствовало лучшему сплочению евреев на вновь обретенной земле.
Правда, европейская конструкция баухаузов претерпела изменения под жарким палящим солнцем: широкие стеклянные ленты окон превратились в небольшие окошки, а горизонтальными линиями вместо них стали длинные балконы, тянущиеся зачастую по всей длине здания. Крыши, ставшие плоскими, позволяли собираться на них всем жителям дома по вечерам и спокойно общаться под освежающим морским ветерком.
Не имея представления о высокой ценности такой архитектуры, к середине 20 века дома-баухаузы значительно утратили свой первозданный внешний вид: штукатурка осыпалась, балконы ощетинились жалюзи, белый цвет постепенно превратился в серый или грязно-желтый. Следовательно, Белый Город перестал восхищать своим видом жителей и туристов.
Однако в 2003 году ЮНЕСКО обнаружило, что именно в Тель-Авиве сейчас расположена самая большая концентрация домов в стиле баухауз и присудила Белому Городу статус “всемирного наследия”.
Благодаря такому вниманию баухаузы возродились: многие дома вернули свою изначальную прелесть, а бульвар Ротшильда, площадь Дизенгоф и улица Алленби привлекают туристов со всего мира, даря возможность полюбоваться на стиль баухауз, гармонично вписанный в “интерьер” современного города.
Особенно приятна в этом отношении прогулка по бульвару Ротшильда: замечательная аллея затенена деревьями, а дома по сторонам улицы уже отреставрированы и демонстрируют собой многообразие и узнаваемый стиль архитектуры баухауз!