Адрес: г. Калининград, улица Булатова (при въезде в город).
Режим работы: работает ежедневно без выходных с 10:00 до 20:00.
Как добраться: автобусом №36 и троллейбусом №1, остановка “Форт №5”.
Стоимость билетов: для школьников – 50 рублей, взрослым – 100 рублей, дети до 6 лет – бесплатно.
Форт под номером 5 в крепости Кенигсберг – исторический памятник девятнадцатого века, представляющий собой фортификационное военное оборонительное сооружение, одно из двенадцати, защищавшее рубежи на подступах к Кенигсбергу (Калининграду). Назван именем прусского короля Ф.Вильгельма III, руководившего государством на рубеже XVII – XVIII веков.
Крепость Кенигсберг
Кенигсберг основан в 1255г. Изначально была построена крепость, позволившая в дальнейшем окружить свои стены защитными фортификационными сооружениями, оборонными валами в несколько рядов. Городские стены вокруг города построены на рубеже 1355 – 1370г.
Первые оборонительные укрепления заложены в 1626 – 1634г., вокруг Кенигсберга, состоявшие из насыпных валов, тридцати двух ротонд, равелинов, двух ворот на южные окраины и семи – на Прегель. Замок Фридрихсбург, построенный в 1657г., дополнил защитные редуты.
Строительство второго оборонительного кольца начинается с 1843Г. И заканчивается в 1859г., состоявшее из оборонительной казармы, многочисленных бастионов, башен, каменных стен.
Кольцо укреплений вокруг Кенигсберга обрело название “Ночная перина Кёнигсберга”. Начало строительства приурочено к концу XIX века. Крепость строили и перестраивали много раз, итогом послужило мощное кольцо, состоящее из фортов, построенных в XIX веке.
Состояло из пяти небольших и двенадцати больших укреплений, находящихся в 5 километрах от городских кварталов, протяженностью около сорока трех километров. Основная роль этой системы заключалась в блокировании любых подступов к городу. Каждая закладывалась около шести лет. Порядка десяти годов потребовалось строителям, чтобы построить уникальные фортификационные сооружения в количестве двенадцати штук.
Строительство форта
Основной задачей постройки заключалось в защите от нападения с северо-восточной стороны, прикрытие стратегического направления – транспортного пути Кенигсберг – Пиллау.
Закладывалось сооружение в виде вытянутой по сторонам шестиугольной крепости равной по широте двумстам пятнадцати метрам, по ширине – ста пяти, окруженной земляным валом – шириной равной двадцати одному и глубиной – до 5. Также был выкопан ров с водой и построена каменная стена.
Основа стен закладывалась из бетона и кирпичной кладки, порой достигавшая по толщине – 5 метров. Въездные ворота были оснащены перекидным мостом, который соединял гарнизон с окружающей территорией. Вокруг него были посажена древесно-кустарниковая растительность, придававшая ему маскировку.
Фортификационное сооружение строилось по трех уровневой системе. Складские помещения располагались на самом низком уровне, немного пониже – казематы, казармы и специальные комнаты, которые присоединялись к нескольким внутренним дворам, по ним осуществлялся подъем тяжелых орудий.
Один из уровней состоял из земляного вала высотой шесть метров, в нем были выкопаны траншеи и подготовлены огневые пулеметные, минометные, огнеметные и артиллерийские точки. Рядом с мостом был оборудованный бетонный дзот. По краям располагались казематы в количестве двух, предназначавшиеся для личного состава, прикрывающего объект.
Казармы для военных подразделений размещались на внутренней площади. С целью укрепления в 1886г. ров покрыли железобетонным покрытием, толщина приравнивалась к одному – двум метрам. Оснастили системами вентиляции и отопления, электричества.
Численность немцев насчитывало порядка трех ста пятидесяти человек. Вооружение состояло из восьми орудий семидесяти пять и ста пяти миллиметров, двадцати пяти минометов, шестидесяти автоматов, около пятидесяти пулеметов различного калибра и двухсот винтовок.
Осада форта
С целью штурма и осады Кенигсберга штаб советских войск третьего Белорусского подтянул значительные силы, численностью сто тысяч человек, пятьсот тридцати восьми танков и самоходных установок, около 5 тысяч двухсот орудий и минометов и двух тысяч ста семидесяти четырех самолетов.
Форт стал целью для удара двухсот тридцать пятой стрелковой дивизии сорок третьей армии, подчинявшейся генералу Белобородову.
2 апреля 1945г. штурм позиций немцев начался с мощной артиллерийской подготовки и в течение четырех суток форт был подвергнут непрерывным атакам советских бойцов. Штурмовые подразделения были укомплектованы только из опытных военных гвардейских дивизий, принимавших участие в городских сражениях в Орле, Минске и др. крупных городах.
Утром 6 апреля 1945г. подступы были взяты усилиями восьмисот первым и восьмисот шестым полками, поддерживаемыми группой танков и самоходных установок, часть территории разминирована.
Немцы не собирались сдаваться. Штурмующие бригады усилились подразделениями семьсот тридцать второй, и пятьсот пятидесятого полка, саперы сумели подорвать каземат, обеспечив проход по рву. Чуть позже был подорван капонир, и бойцы советской армии смогли прорваться внутрь. На протяжении всей ночи длились бои внутри форта и 8 числа немцы капитулировали. Около двухсот солдат и офицеров было уничтожено, сто взято в плен.
Советским освободителям, в количестве пятнадцати, наградили звездой и званием Героя Советского Союза, за проявленную доблесть и отвагу в ходе боя. Имена и фамилии каждого бойца представлены на памятнике, а на мемориальной выставке отображен подвиг каждого человека, штурмовавшего форт.
Жизнь форта в настоящее время
В 1979г. Форту был присвоен статус музея, рассказывающего историю Великой Отечественной войны. На его территории в 2001г. создан музей фортификации и военной техники. Также установлен памятник воинам – освободителям. Сохранившиеся оружие можно увидеть, стоящим на земляном валу: артиллерийские установки, и многое другое. Многие помещения открыты для свободного посещения с 2011г., где возможно увидеть экспозицию военных фотографий. Музей является объектом культурного наследия федерального значения.