Успенский собор на Городке в Звенигороде

Адрес: улица Городок, д.1.
Телефон: (495)-597-11-77.
Как добраться: от остановки “Кинотеатр” или до остановки “Связист” на автобусе №23.

Развитие архитектуры на Руси в конце XIV века стали определять две культурно-цивилизационные традиции – античная и христианская. Под их влиянием начали формироваться национальные зодческие школы в Киеве, Чернигове, Львове, Москве, Новгороде.

Успенский собор на Городке в Звенигороде

Возводимые здания – светские и религиозные – по стилю и архитектуре отличались от византийских и западноевропейских. Мастерам удалось создать собственные направления зодчества, объединенные общими чертами древнерусской архитектуры.

До наших дней сохранилось не очень много строений, отражающих эпоху феодального распада Киевской Руси. Самые древние из них находятся в Украине (София Киевская) и России (Успенский собор в городе Звенигород). Именно последний считается превосходным образцом зодческой школы Московского государства.

Успенский собор – Храм в честь победы

На высоком холме, окруженном лесами и рекой, рядом с княжеским дворцом в конце XIV века был заложен камень Успенского храма.

Приказ о его строительстве отдал князь Юрий Дмитриевич, решивший таким образом отметить свою победу над волжскими булгарами. Особенностью здания стало то, что оно возводилось на основе полубутовой кладки, для которой характерно строительство двух стен и заполнение пространства между ними камнями, заливаемых известью. Здание собора построено из белого камня, что характерно для московской архитектурной школы.

Успенский собор на Городке в Звенигороде

Внутренняя конструкция храма также имеет неповторимые черты. Собор делится на три части, разделенные не на равные части. Все это позволило увеличить пространство под центральным куполом, что было достигнуто благодаря перемещению восточных пилонов к апсидам.

➨Рекомендуем посмотреть:
Юрмальский краеведческий музей

Для визуального уравновешивания места апсиды сделали выступающими. Кроме того, подкупольный барабан, окна и четверик получились суженными к вершине, что позволило создать достаточно стройное здание. К сожалению, в таком виде сохранились только стрельчатые окна в южном и северном фасаде, а также частично в апсиде в центре храма. Успенский собор задумывался как неотапливаемый, поэтому зимой его практически никто не посещал.

В XIX веке предпринимались попытки создать духовое отопление, но Археологическое общество запретило это делать, чтобы не повредить древние росписи.

Особенности декора

По распоряжению князя, новый собор был в значительной степени декорирован, особенно внутри. Например, к пилястрам и абсидам пристроены полуколонки и порталы. Каждая из полуколонок завершалась резными капителями. На западном портале сделана розетка, имеющая шесть лепестков, а по периметру стен вырезан орнамент.

Храм расписан самим Андреем Рублевым, фрески которого фрагментарно сохранились в соборе. Благодаря экспертизе было установлено, что росписи на западных столпах относятся к моменту постройки сакрального сооружения. На них изображены фигуры святых, князей, пятиконечные кресты, библейские мотивы.

История длиной в 600 лет…

Успенский собор не долгое время проработал как княжеский. Через несколько лет после освящения он превращен в приход для звенигородцев, любивших посещать храм. 

Успенский собор на Городке в Звенигороде

Однако мало кто из них знал, что княжий дворец и здание собора соединены тайным переходом. В XVII – XVIII веках в стенах комплекса сделан небольшой ремонт, после которого появился иконостас, заменены кресты, стекла, из-за ветхости колокольни сняты купола, восстановлен и освящен придел святого Георгия.

По решению городских и церковных властей в 1780-х гг. на соборе появилась новая четырехскатная крыша, а главу обшили железом.

➨Рекомендуем посмотреть:
Башни и крепостные стены Троице-Сергиевой Лавры

XIX век ознаменовался для собора новыми изменениями во внешнем виде. В западной части храма построена звонница, расширены окна в основном здании, обновлены двери и арочные перекрытия. В течение 1840-80-х гг. обновлены росписи на стенах и колонах. Инициатором проведения работ стал отец Иоанн, позже выступивший за возведение храма Богоявления. При этом собор, согласно архивным документам, не работал и не имел собственного прихода.

Очередной этап реставрации начался после Октябрьской революции – с восстановления фресок Андрея Рублева. Древность и архитектурная значимость собора не спасли здание от закрытия большевиками, предлагавшими вообще снести сооружение. Только после окончания Второй мировой войны собор открыли, начали ремонт и возобновили богослужения.

Интернет-сайт: https://zvensobor.ru

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий