Адрес: 103132, Москва, Кремль;
Телефон: 8 (495) 695 41 46, 8 (495) 697 03 49.
Время работы музея: 10.00-18.00 (кассы: 9.00-16.30), выходной – четверг.
Экскурсионное бюро: 9.00-17.00, без выходных.
Цены:
– колокольня “Иван Великий” – 250 руб. (для всех граждан);
– архитектурный ансамбль Соборной площади и выставки – 500 руб. (для пенсионеров, студентов – 250 руб.);
– Оружейная палата – 700 руб. (для пенсионеров, студентов – 300 руб.);
– музеи Кремля для детей до 16 лет и специальных категорий граждан – бесплатно.
Кремль вправе называться главной достопримечательностью российской столицы. Эти красно-кирпичные стены с башнями легко узнаваемы и значимы не только для Москвы, но и в целом для необъятной России. Историко-культурная ценность архитектурной композиции Московского Кремля признана на мировом уровне, недаром с 1990 года этот памятник заявлен в перечне Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
История Московского Кремля
За свою многовековую историю Кремль переживал не один период рассвета и падения. Были здесь удачные осады от врага и захваты неприятельскими войсками, разрушительные пожары и периоды активного строительства новых сооружений.
Впервые о крепостных постройках с левого берега Москвы-реки говорится в записях летописцев от 1156 года. В те времена здешний кремль, как и иные крепости по всей Древней Руси, был деревянным. Располагался он на возвышении в юго-западной части холма, известного как Боровицкий, и занимал площадь примерно в три гектара.
Разрушенный и восстановленный после татаро-монгольского нашествия (1238) с 1264 года Кремль становится постоянным местом пребывания московских удельных князей.
В XIV столетии стены и башенные строения были сделаны из дуба, а в центральной части появилась площадь, названная Соборной во времена правления Ивана Калиты. Самой старинной церковью здесь был Спасо-Преображенский храм на Бору, отстроенный к 1300 году. В 26-27 гг. XIV столетия возвели храм Успения Богородицы, который стал первым построенным на территории Кремля из камня.
На закате 60-х годов XIV века, во времена пребывания на княжеском престоле Дмитрия Донского, кремлевские стены и башни превратили в каменные. Поскольку камень был белого цвета, то и Москва с тех пор стала называться “белокаменной”.
На площади древнего Кремля росло количество монастырей и храмов: Чудов, Симонов, Троице-Сергиев, Вознесенский, Новоспасский монастыри, Алексиевская, Богоявленская, Ризоположенская, Благовещенская, Введенская, Иоанно-Предтеченская и множество других церквей, большинство из которых, к сожалению, было разрушено.
Значительная перестройка ожидала Кремль во второй половине XV столетия в период правления Ивана III (Великого). Работы велись не только силами мастеров со всей Руси, но и приглашенных из Италии специалистов.
Так, например, известный зодчий Аристотель Феорованти руководил возведением нового собора Успения с середины 70-х гг. XV века. Архитекторы из Италии строили и Великокняжеский дворец, куда входили Набережная, Средняя Золотая и единственная уцелевшая до нынешнего времени Грановитая палаты. Последняя была тронным залом для торжественных церемоний и встреч иноземных посланников.
Начиная с 1485 года, в течение десятилетия специалисты из Италии перестраивали крепостные стены, заменяя камни белого цвета на обожженные кирпичи. В верхней части стен в форме зубцов и конфигурации кремлевских башен можно узреть сходство с веронским замком Скалигеров или миланским замком Сфорца.
В 1547 году великий князь московский Иван IV(Грозный) получил титул “царь”. С этого времени Кремль являлся официально признанной резиденцией царей на Руси. Вступление на трон проводилось в Успенском соборе, а празднества в честь официального начала царствования проводились на Соборной площади.
После покорения Иваном Грозным Казани рядом с Кремлем был сооружен собор во славу праздника Покрова Божией Матери. Эта колоритная церковь больше известна под названием “храм Василия Блаженного”. Располагаясь неподалеку от Спасских ворот, он стал частью архитектурного ансамбля теперь уже всемирно известной Красной площади.
В XVI столетии было сооружено высочайшее для того времени сооружение Москвы – колокольня Ивана Великого, а также создана огромная пушка, названная Царь-пушкой. В XVIII столетии эта 40-тонная махина стояла впереди здания Арсенала, а ныне располагается на особом постаменте около кремлевского храма в честь Двенадцати Апостолов.
Здание Арсенала по повелению Петра I появилось в Москве после сильнейшего пожара. Завершалось его строительство уже в правление Анны Иоанновны в 1736 году. В 30-х гг. XVIII столетия был также создан огромный колокол, достигший веса в две сотни тонн. Он треснул в пожаре 1737 года, и от громадины отломилась 11-тонная часть.
На протяжении ста лет поврежденный Царь-колокол стоял в литейной яме, а в 1836 году эту махину водрузили на специальный пьедестал, созданный архитектором О. Монферраном. Сейчас Царь-колокол располагается около звонницы “Иван Великий”.
На протяжении XVIII столетия старинный облик Кремля продолжал изменяться. Здесь появился новый Зимний дворец, созданный по проекту знаменитого зодчего Ф.Б. Растрелли, и строение Сената, спроектированное архитектором М.Казаковым. Материалом для зданий служил камень.
Новые строения появлялись в кремлевских пределах и в XIX столетии. Так, в 1810 году с повеления Александра I в Москве появилось музейное строение, названное Оружейной палатой. Его внешний вид органично дополняли барельефы по мотивам российской истории и статуи известных русских просветителей.
Из-за Отечественной войны, шедшей в 1812 году, открытие музея стало невозможным. Москву отдали французам, грабившим ее и поджигавшим строения на ее улицах. Не миновала тяжелая участь и Кремль, где многие сооружения были взорваны. Но после войны разрушенное было возрождено и московская Оружейная палата принимала посетителей с 1816 года.
С конца 30-х по начало 50-х гг. XIX столетия в правление Николая I на кремлевской территории построили новый дворцовый ансамбль, придав ему исконно русскую стилевую направленность.
Композицию составляли Большой Кремлевский дворец, заменивший Зимний, Апартаменты и ставшее более величественным строение Оружейной палаты. Таким образом, возникла композиция площади, названной Императорской. Работы осуществлялись под руководством знаменитого талантливого архитектора К. Тона.
На рубеже XIX-XX вв. значительных строек в пределах Кремля не велось. Архитектурный ансамбль сильно пострадал во время событий революции в октябрьские дни 1917 года. Москву вновь признали столицей, и с марта 1918 года в Кремле обосновалось советское правительство, поэтому свободный доступ сюда был перекрыт.
Начиная с того времени, началось уничтожение многих сооружений, связанных с царским домом и религией. Оказались стерты с лица земли старинные церкви и древнейшие монастыри. Орлов с двумя головами на Спасской, Никольской, Боровицкой и Троицкой башнях в 1930-х гг. заменили сначала позолоченными с самоцветами, а затем рубиновыми светящимися звездами. Такая же звезда появилась и на Водовзводной башне.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Кремль почти не пострадал, потому что был тщательно замаскирован под обычные городские улицы.
С 1955 года Кремль отчасти открыли для посетителей и вместе с тем ввели запрет на проживание в его пределах. Последним строением, возведенным здесь в советскую эпоху, является Дворец съездов (1958-1961), для освобождения площадки под который был снесен ряд прежних сооружений.
Сегодня Кремль, занимающий территорию в 27 с половиной гектаров, окружают мощные стены протяженностью в 2235 м, толщиной 3,5-6,5 м и высотой 5-19 м. Верхняя часть стен сделана в форме зубцов, напоминающих хвост ласточки.
Глядя на план Кремля, можно увидеть неправильный треугольник, по углам которого располагаются круглые башенные постройки. Остальные башни, а в целом их здесь 20, представляют в сечении квадрат.
Кремль в Москве на текущий момент – это одновременно и общественно-политический оплот страны, так как является резиденцией Президента РФ, и историко-культурный объект, где открыты несколько музеев под эгидой государственного музея-заповедника “Московский Кремль”. Увидеть сокровища Кремля можно как самостоятельно, так и совместно с экскурсией.
Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”
Музей-заповедник “Московский Кремль” – это Оружейная палата, строения Соборной площади (соборы Архангела Михаила, Успения и Благовещения, церковь Ризположения, Патриаршие палаты), колокольня “Иван Великий”. Отдельные собрания исторических раритетов выставляются в Успенской звоннице и Одностолпной палате Патриарших палат.
В субботние дни (апрель-ноябрь), приходя в Московский Кремль, небезынтересно будет увидеть, каким образом происходит развод конных и пеших караулов Президентского полка. Действо совершается в полдень.
Успенский собор
Белоснежный храм под пятью позолоченными главами, возвышающийся над Соборной площадью, посвящен Успению Божией Матери. Сооружен он был в правление князя московского Ивана III. Случилось это в 79-м году XV века при участии итальянского мастера по имени Аристотель Феорованти.
Шесть веков этот собор располагал главенствующим значением в жизни Российского государства. Тут ставили на княжение великих князей и возводили на престол царей, а затем уже императоров. Собор Успения служил и местом возведения в сан церковнослужителей (епископов, митрополитов и патриархов), он же в XIV-XVII столетиях был усыпальницей для глав православной церкви на Руси. В соборе оглашались важные государственные документы и служились молебны до отправления войск на борьбу с неприятелем и по их возвращении с победами.
Особенное назначение предопределило и пристальное внимание к внутренней отделке православной святыни. Оформление стен и иконописные изображения создавались признанными мастерами религиозной живописи, приглашенными со всех уголков российской земли. Стенопись и иконы, как и различные предметы в его интерьере, представляются истинными произведениями искусства для мировой культуры.
Великолепный иконостас в пять ярусов, который можно увидеть сегодня, поставлен в 1653 году. До Отечественной войны 1812 года на нем имелся серебряный позолоченный оклад, который французы похитили при отступлении из Москвы. Перед иконостасом располагаются моленные места для царской четы и патриарха. В храме был сделан специальный ажурный шатер из бронзы, предназначавшийся для сохранения священных реликвий. В соборе Успения возможно увидеть раки с мощами святых и надгробия над митрополичьими и патриаршими могилами.
После Октябрьской революции службы в соборе не проводились. Он стал музеем, сотрудники которого бережно сохраняли его внутренний вид и уникальные реликвии. С 1990-го здесь снова стали проводить религиозные службы.
Архангельский собор
На заре XVI века (1505-1508) в композиции Московского Кремля появился новый собор во имя Архангела Михаила. Считалось, что он покровительствует князьям в их военных делах. Работами по строительству руководил зодчий Алевиз Новый, приехавший из Италии. Храм соорудили на месте прежней одноименной церкви, датируемой 1333 годом.
Архангельский храм играл важную роль для великокняжеского рода в столице. Сюда правители приходили на молебны, прежде чем двинуться в военный поход. Здесь присягали на верность великому князю его меньшие братья. Под сводами собора хоронили представителей правящего рода. И в более позднее время, отдавая дань памяти предкам, сюда после церемониала вступления на престол приходили русские цари.
Величественную и монументальную роспись собора в середине XVII столетия выполняли 92 известных мастера, которых подбирал Симон Ушаков. Целостный замысел религиозной живописи в храме был подчинен теме единодержавия, признанного церковью, взаимосвязи церкви и государства.
На стенах присутствуют не только изображения сил небесных, пророков, апостолов и святых угодников, но и московские князья и их прародители, что символизирует небесное покровительство великокняжескому дому. Значительное место в интерьерной росписи занимают сюжеты, посвященные Архангелу Михаилу, а также Пресвятой Богородице.
Иконостас Архангельского собора, который можно видеть в наши дни, создавался в XVII веке и являлся новым религиозным веянием для своего времени, где отразилась грекофильская направленность преобразований церкви при патриархе Никоне. Основываясь на греческой традиции, была устроена 3-ступенчатая солея и поставлен иконостас “рамной” конструкции.
По византийскому образцу изменили расположение рядов икон, поместив деисусный ряд над праздничным. В иконостасе закрепили установленное патриархом Никоном правило размещать справа от царских врат образ Спасителя, а слева – Богородицы. Главным же нововведением стало завершение иконостаса резной композицией “Распятие с предстоящими”.
Начиная с 1918 года, церковные службы в храме прекратились. Он был объявлен историко-культурным памятником, и здесь велась восстановительная деятельность. С середины 1950-х гг., когда в пределы Кремля предоставили свободный вход, музеи отдали под крыло Минкульта СССР. С 1991-го тут возродились богослужения.
Теперь в соборной Южной пристройке действует выставка, именуемая “Вознесенский монастырь в Московском Кремле”. В названном древнейшем на московской земле монастыре, организованном в первые годы XV столетия супругой великого князя Дмитрия Донского, несколько веков хоронили великих княгинь и цариц. Не единожды обитель страдала от огня и захватчиков, однако всякий раз возрождалась, будучи на особом счету у правящих династий на Руси.
На следующий год после Октябрьской революции Вознесенский монастырь оказался закрыт, а в 1929 году снесен вместе с иными монастырями, находившимися в границах Кремля. Выставка “Вознесенский монастырь в Московском Кремле” повествует об истории храмов, существовавших на монастырской земле, об их интерьерах, о монастырском быте. Там представлены иконописные изображения, включая оставшиеся от иконостаса XVII века, и другие религиозные реликвии, а также образцы облачения монахинь и послушниц.
Благовещенский собор
В композиции Соборной площади в Кремле особо выделяется Благовещенский собор. Он один из ярких памятников зодчества, созданных талантами земли русской. Ведь большинство строений Московского Кремля возводилось итальянскими специалистами в области архитектуры, а собор Благовещения строили зодчие из Пскова.
Поэтому храм объединил в себе мотивы, присущие псковскому зодчеству (“бегунки” и “поребрики”) и столичной архитектуре (килевидные закомары и кокошники).
Воздвигнут собор, посвященный празднику Благовещения Пресвятой Богородицы, был в 80-х гг. XV столетия, при правившем тогда Иване III. Красивый, небольшой по размерам храм стал домовой церковью для семьи русского правителя. Изначально храм сделали трехглавым. В 1508 году церковные маковки покрыли золотом, а иконы украсили серебром, золотом и бисером.
В тот же период интерьеры были расписаны золотом в исполнении сына известного живописца Дионисия – Феодосия. К сожалению, во время пожара 1547 года стенопись погибла. Собор был расписан заново по мотивам сцен из Евангелия, объединенных по темам праздников, страстей Христовых, чудес, притч и явления Христа после Его Воскресения. Отдельное место занимают изображения, связанные с Апокалипсисом.
При Иване IV (Грозном) Благовещенский собор был дополнен четырьмя придельными церквями. Над западной частью храма надстроили две глухие, небольшие по размеру главы. Собор Благовещения превратился в девятиглавый, такой, какой и дошел до нас. Он продолжал оставаться домовой церковью правящей династии и в XVI, и в XVII вв., а его настоятель по обычаю являлся духовником государя.
В 1917 году доступ в собор верующих был прекращен. С 1918 года, когда за кремлевскими стенами организовывались музеи, велось исследование, реставрирование и хранение произведений искусства, остававшихся в церкви.
До нынешнего периода по большей части сохранился великолепный иконостас в несколько ярусов, датируемый XIV-XV столетиями. Его иконы, создававшиеся в период расцвета русской культуры, считаются общепризнанным памятником московской школы иконописи.
С 1989 года в соборе представлено собрание икон и других религиозных реликвий, связанных с его биографией. В подклете представлена выставка с названием “Клады и древности Московского Кремля”. Экспонируемые предметы были обнаружены археологами при изысканиях на территории Кремля.
Они относятся к истории царского рода, знатных московских жителей и монастырей, существовавших здесь с XII по конец XVII вв. Из более полутора тысяч предметов есть ювелирные изделия, доспехи воинов, элементы вооружения, монеты из золота, а также серебра и др. С 1993-го в храме Благовещения в престольный праздник проходят торжественные службы, проводит которые глава Русской православной церкви.
Церковь Ризоположения
На участке промеж Успенского собора и Грановитой палаты находится церковь, освященная во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы. Датируемая XV веком, она являлась частью митрополичьего двора и служила домовой церковью для митрополитов и патриархов на Руси.
Храм, который можно видеть сегодня, возводился при митрополите Геронтии с 1484 года. До этого существовала другая одноименная церковь, предположительно построенная при митрополите Ионе в 1451 году после событий, известных в истории земли русской под названием “скорой татарщины”.
Войска татар во главе с золотоордынским царевичем Мазовши напали на Москву. Кремль был осажден. Защитники делали приготовления к обороне и усердно молились. 2 июля, когда празднуется день Ризположения Пресвятой Богородицы во Влахерне, неприятельские войска отступили, оставив награбленное. В благодарность за спасение Москвы от врага и была заложена церковь Ризположения.
Иконостас, находящийся в храме, представляет собой образец тябловых иконостасов, когда иконописные образы в несколько рядов были расположены на горизонтальных досках (тяблах), прикрепляемых к стене. В XIX столетии конструкцию поменяли, но в середине 50-х гг. XX века при реставрационных работах вернули прежний вид.
Многие из икон были созданы в XVII веке по заказу отца первого правителя из рода Романовых – патриарха Филарета. Артелью мастеров, выполнявших заказ, руководил талантливый иконописец Назарий Истомин Савин.
Сохранившуюся роспись стен проводили при патриархе Иосифе в 1644 году, однако, вероятно, храм подвергался росписи и ранее, вскоре по завершении строительства до 1605 года. На это указывают основные черты стенописи, характерные для конца XV столетия. Оригинальным образом выполнены фрески в нижнем ярусе церкви.
Они похожи на полотенца-ширинки, украшенные орнаментом, напоминающим вышивку. Узоры, изображенные на них, можно увидеть на настоящих тканях Византии и Италии XV столетия.
В церкви Ризположения открыто для посещения собрание “Русская деревянная скульптура XV-XIX вв.”. Среди его экспонатов – значительные религиозные скульптуры, иконы, исполненные в технике деревянной резьбы, малые кресты и складни. Эти реликвии относятся к истории Кремля, здешних монастырей и церквей.
Наибольшая часть искусных творений датируется XVII столетием – временем наивысшего подъема искусства мастеров Оружейной палаты – истинного оплота художественного искусства России в тот момент. Кроме того, здесь выставлены и реликвии из иных русских городов (Новгорода, Ростова Великого) и православных обителей Русского Севера.
Патриаршие палаты
История патриарших палат начиналась в первых десятилетиях XIV века, с тех пор как московский князь Иван Калита пожаловал митрополиту Петру место для двора с северной стороны собора Успения. Первая палата из камня поставлена в Кремле при митрополите Ионе в середине XV века.
Впоследствии патриарший двор неоднократно перестраивался и дополнялся другими постройками уже при новых церковных владыках. Окончательно Патриаршие палаты были достроены к 1655 году, и тогда же завершилось формирование целостной архитектуры Соборной площади, создававшейся в течение XV-XVI столетии.
Единое трехэтажное здание вмещало в себя как церковь в честь Двенадцати Апостолов, так и иные помещения (трапезную, мироваренную палату, сени малые и парадные и т.д.). После Октябрьской революции строение Патриарших палат совместно с другими сооружениями Кремля было национализировано.
С 1926 года здесь были созданы музейные экспозиции, а также велась восстановительная деятельность. Позднее Патриаршие палаты закрылись для посещения, будучи отданными под отдельные комендантские службы Кремля, музейные хранилища и мастерские реставраторов. На протяжении XX века выставки в Патриарших палатах заново открывались и прерывали свое функционирование по различным причинам.
С 1987 года посетители выставок в Патриарших палатах могли увидеть различные предметы, связанные со светской и религиозной жизнью русских правителей и патриархов, а также других известных людей своего времени. Тут были представлены печатные и рукописные книги, иконописные образы, изделия из серебра.
В помещениях музейные работники постарались достоверно восстановить архитектуру и интерьеры, окружавшие патриархов, царей и бояр. С 2010 года экспозиция немного видоизменилась. В 2013 году в процессе ремонта в парадных сенях и приказных палатах раскрыли фрагменты живописи, датируемой XVII столетием.
Сегодня к просмотру посетителями открыты Крестовая (Мироваренная), Трапезная и Приказные палаты, а также церковь во имя Двенадцати Апостолов.
Торжественные интерьеры Крестовой палаты в полной мере отвечали ее назначению как парадному залу патриаршего дворца. Здесь проводились церковные соборы, праздничные трапезы, тут встречали царей во время их визитов к патриарху.
В XVIII веке в Крестовой палате устроили специальную печь для приготовления мира (масла, используемого в религиозных обрядах), поэтому палату также называют Мироваренной.
Среди экспонатов, находящихся в этом зале, различные подлинные предметы из патриаршей и царской казны XVII века, большое собрание золотой и серебряной посуды времен Древней Руси, а также некоторые личные вещи, принадлежавшие когда-то патриархам Филарету и Никону.
В Трапезной экспонируется собрание лицевого и орнаментального шитья конца XVI – XVII столетий. Здесь представлены древнейшие предметы из патриаршей ризницы, кремлевских и иных московских храмов, а также крупнейших русских монастырей. В храме, освященном в честь Двенадцати Апостолов, сегодня можно увидеть великолепное собрание иконописной живописи XVII века.
В Приказных палатах восстановлены интерьеры дома, который мог принадлежать богатой московской семье в XVII столетии. Из одного помещения создана жилая комната, второе помещение – кабинет. Здесь представлена подлинная мебель того периода, иконы, изразцовая печь, часы и другие предметы быта давно ушедшей эпохи.
Колокольня “Иван Великий”
Архитектурная композиция колокольни, известной под именем “Иван Великий”, создавалась не один век. Начал строительство в 1505 году зодчий Бон Фрязин. Родом он был из Италии. Через три года сооружение было завершено. Однако век спустя постройку дополнили новым ярусом, и колокольня возвысилась до 81 метра, на долгое время став высочайшим сооружением Москвы.
В 32-52 гг. XVI века под руководством архитектора из Италии Петрока Малого около колокольни был создан храм, который на закате XVII века переделали под звонницу. Она получила название в честь праздника Успения. В 24-м году XVII века архитектурный ансамбль дополнился Филаретовой пристройкой. Она представляла из себя звонницу с верхушкой в форме шатра.
В Отечественную войну, шедшую в 1812 году, французские захватчики взорвали строения, составлявшие целостный ансамбль колокольни. При этом сама колокольня уцелела, разрушенными оказались Успенская звонница и Филаретова пристройка. Однако в последующее трехлетие их сумели воссоздать в прежнем обличии.
В эпоху гонений на религию в XX веке часть колоколов с “Ивана Великого” изъяли под предлогом необходимости изыскания цветных металлов. Сегодня ансамбль обладает 24 колоколами, которые датируются XVI-XVII веками. Наиболее древние здесь – “Немчин” и “Корсунский”.
В наше время в строении Успенской звонницы организовывают различные экспозиции, где выставляются раритеты кремлевских хранилищ и произведения искусств других музейных фондов – российских и зарубежных. В самой колокольне устроен музей, освещающий все существование Кремля.
Посетители могут узнать о развитии этой исторической достопримечательности на протяжении более чем девятисот лет: об изменении границ, возведении новых и переустройстве прежних сооружений. Экспозиции представляют и те строения, которые в силу разных причин не сумели дойти до настоящего времени.
Посещение музея возможно в сопровождении индивидуальных аудиогидов. В конце увлекательной экскурсии гости отправляются на галерею, с высоты которой можно обозревать и сам Кремль, а также и окрестности.
Оружейная палата
История музея, который назывался “Московская оружейная палата”, началась в 1806 году после подписания Александром I указа, разъяснявшего правила хранения и порядок управления ценных предметов, накопленных в Мастерской и Оружейной палате.
Под размещение экспонатов в 1809 году по задумке архитектора И.В. Еготова построили специальное двухэтажное здание с оригинальным скульптурным оформлением, где персонажами выступали лица, сыгравшие значительную роль в истории России. Но планам открытия культурного заведения воспрепятствовала Отечественная война 1812 года, и экспозиция встретила своих ценителей лишь в 1816 году.
Новое строение Оружейной палаты создали в 1844-1851 гг. как составляющую Большого Кремлевского дворца, сооруженного по планам архитектора К.А. Тона. И внешние фасады, и внутренняя обстановка нового музея напоминали облик царских дворцов. Эскизы экспозиций утверждались лично императором Николаем I.
Сегодня Оружейная палата являет собой хранилище многочисленных ценных реликвий. В ее собраниях содержатся предметы, некогда находившиеся в царской казне и ризнице патриарха, драгоценные произведения искусства, созданные в кремлевских мастерских, принятые от послов иностранных государств ценности.
В девяти музейных залах размещены государственные регалии, сохранившиеся со времен Древней Руси, царские одежды для торжественных случаев, в том числе для коронации, многочисленные изделия из золота и серебра, оружие и т.д. В отдельном зале выставлены экипажи XVI-XVIII столетий. Всего насчитывается около 4 тысяч экспонатов, связанных с историей и культурой России, а также стран Европы и Востока.