У южной оконечности России, за бескрайними степями и раскаленными пустынями, раскинулся крайне экзотический и загадочный регион страны – Калмыкия. Здесь построен крупнейший в Европе буддистский храм, а по обширным просторам размеренно бродят стада верблюдов и сайгаков. Тут собираются тысячи паломников со всего мира, а культурное наследие влечет огромные потоки туристов и верующих. Воистину необузданный край имеет древнюю и крайне насыщенную историю, а также уникальные традиции, уходящие глубиной в целые века. Здесь сохранились реликтовые виды флоры и фауны, а заповедные территории открывают поистине новый мир, что так и манит к ближайшему знакомству и долговечной дружбе!
📖 ИСТОРИЯ КАЛМЫКИИ
Среди калмыков ходит поверье, мол, если ветры дуют в спину, то это хороший знак, ведь именно они помогут осилить дорогу идущему, который значительно быстрее достигнет заданной цели. Трудно сказать, какие же ветры дули в пути давним предкам этого региона, когда они уходили из Азии в Европу. Четыре века назад этот воинственный народ пришел к прикаспийским степям, принеся с собой уникальные традиции и древнейшую религию, существующую и поныне – буддизм.
Калмыки – это единственный народ в Европе, исповедующий наставления легендарного мыслителя, достигшего состояния нирваны.
Вскоре Калмыкия вошла в состав Русского царства, ознаменовав новый виток развития своей истории. Между этими народами существует непреодолимая пропасть, образовавшаяся на поприще культурных и религиозных взглядов. Но меж русскими и калмыками никогда не было междоусобиц, ведь их отношения издавна строились на уважении и взаимопонимании.
С первых же лет народ региона согласился быть пограничным войском, защищавшим южные периметры царства от недоброжелателей. Более того, жители с честью выполняли свой долг на протяжении многих веков, зарекомендовав о своей преданности и надежности.
Через полтора века здесь образовалась экспедиция во главе с Гуши-ханом, решившим вернуться на свою азиатскую родину в Джунгарию. Однако столь выдающийся поступок никоим образом не повлиял на отношения оставшихся калмыков с русскими. Лишь для тех жителей, покинувших степные края, начались новые страницы жизни.
Декабрь 1943 г. стал роковым для тысяч людей, живших на территории Калмыцкой АССР. За то, что местные жители не смогли отразить атаку нацистов, Сталин приказал выслать в Сибирь всех калмыков. Половина изгнанников погибла во время тяжелого переезда и в годы депортации. Только спустя 14 лет калмыцкий народ смог реабилитироваться, вернувшись на Родину.
В 2005 г. в столице республики Элисте воздвигнут крупнейший буддистский храм, достигающий 63 м в высоту.
Событие это усилило туристическую привлекательность Калмыкии, куда начали съезжаться люди со всех уголков земного шара. В 2009 г. жители Калмыкии отмечали 400-летие добровольного вхождения в состав России, что стало знаменательным событием для всего региона. В честь этого праздника Банком РФ даже выпущены памятные монеты.
🏞 Природа Калмыкии
Калмыкия – это настоящий рай для приверженцев экологического туризма. Здешние степи занимают свыше 70 тысяч кв. км, что больше площади ряда европейских стран – Дании, Бельгии, Швейцарии и др.
Здесь практически круглогодично светит солнце и дуют ветры, а отсутствие деревьев и кустарников создает магический эффект, скругляя горизонты. Порой складывается впечатление, что стоишь на вершине миниатюрного земного шара.
В степи пахнет полынью, практически нет дорог – только еле заметные направления, созданные самими жителями. Прокатившись по местным просторам, можно встретиться со стадами животных, гуляющих по окрестностям. Пасутся здесь и верблюды, которых разводят преимущественно для шерсти.
Наиболее экзотичным животным края считается реликтовая антилопа сайгак, обладающая подвижным носом и очень красивыми рогами.
Калмыкия – заманчивое место для любителей порыбачить и поохотиться, ведь на местных водоемах водится судак, сазан, карпы и раки. А в сезон охоты можно подстрелить волка, лисицу, зайца и прочих животных.
Еще одна точка в Калмыкии, привлекающая паломников со всей округи – одинокий тополь.
Поистине это священное место в степи, находящееся в получасе езды от столицы края – города Элиста. Тополь является единственным большим деревом, растущим в чистом поле на протяжении многих квадратных километров.
Калмыкия – это еще и заповедный регион, богатый уникальными памятниками природы.
На территории региона действует заповедник “Черные земли”, национальный парк и 12 заказников. Все это свидетельствует о непревзойденном наследии края, ставшего убежищем для сотен видов животных, птиц и растений.
Что касается климата, то он здесь весьма сухой и жаркий, где в жаркий сезон воздух прогревается до +25 – +28 градусов. Лето долгое и с минимальным количеством осадков. По той причине, что регион находится в зоне степей и пустынь, зимой возможны высокие колебания температуры, опускающейся до -15 градусов, что весьма холодно для Калмыкии.
🌊 Водоемы Калмыкии
Регион не очень-то богат водоемами, они занимают лишь 5% от общей территории. В районе поселка Цаган Аман протекает величайшая река России – Волга, однако расстояние это весьма крохотное.
Но юго-восток Калмыкии – это район обширной дельты Волги, что расположена у города Лагань. С Каспийским морем, куда республика также имеет выход, илистую низменность края соединяет узкий канал. Здесь всегда очень много рыбаков, вышедших на промысел осетровых.
Северо-запад Калмыкии – орнитологический участок заповедника “Черные земли”.
Здесь происходит разлив реки Маныч, впадающей в крупнейшее озеро края – Маныч-Гудило. Тут не бывает рыбаков, ведь вода настолько соленая, что в ней не живет рыба. Данный регион Калмыкии признан водно-болотным угодьем международного значения. Его настоящие хозяева – десятки видов птиц, перелетающих из Азии в Европу.
Нашлось место и другим водоемам, значительно меньшим по размерам, в их числе Деед-Хулсун, Цаган-Хаг, Малое и Большое Яшалтинское озера, пр. Среди рек стоит выделить Егорлык, Куму, Яшкуль и Сал.
В целом большинство речек республики относятся к малым и пересыхающим благодаря специфическому климату. Зачастую они горькие либо соленые.
🌆 ГОРОДА КАЛМЫКИИ: КРАСИВЫЕ МЕСТА
Калмыкия – край малонаселенный, ведь на огромной ее территории проживает лишь около 300 тысяч человек.
Население формируют жители 3 городов и 260 сельских поселений, что является одним из самых низких показателей в РФ.
Вместе с этим каждый из населенных пунктов сохранил свою самобытность и традиции былых времен, удивляя гостей региона необычайным гостеприимством и внушительным списком достопримечательностей.
Элиста – буддистская столица Европы
- Аэропорт Элиста: адрес – Аршанский проезд, 1; телефоны +7 (847) 222-99-47, +7 (937) 469-50-50, +7 (847) 224-27-28.
- Железнодорожный вокзал Элиста: адрес – площадь Привокзальная, 1; телефон +7 (847) 223?79-59.
- Автовокзал Элисты: адрес – улица Василия Хомутникова, 127; телефоны +7 (84722) 2-14-91; +7 (84722) 2-09-81; +7 (84722) 2-17-51.
Элиста – сверкающий и таинственный город, где на каждом шагу можно очиститься от грехов и загадать сокровенное желание.
Гостей столицы торжественно встречает Золотой всадник, считающийся героем калмыцкого эпоса по имени Джангар.
Памятник этот виден изо всех уголков города благодаря блестящему покрытию из сусального золота. Здесь практически всегда светит ласковое солнце, благодаря чему жители Элисты так обожают благородный цвет, окрашивая ним архитектурные композиции и скульптуры.
К центральным достопримечательностям города ведут Золотые ворота – восхитительный образец архитектурного искусства, считающийся символом добра и процветания у местных жителей. Под размеренный звук колокольчиков толпы туристов и жителей Элисты любят загадывать желания, что уже стало некой традицией.
Магнит для посетителей города – Золотая обитель Будды Шакьямуни. Как было упомянуто выше, она является крупнейшим буддийским храмом Европы. Грандиозные размеры комплекса позволяют проводить в нем массовые молитвы и большие праздники, что привлекает в столицу Калмыкии не только туристов, но и буддистов со всего мира, прежде всего, из Индии и Тибета. Интересен тот факт, что место возведения Хурула было освящено Далай-ламой XIV.
На Храмовой площади нашлось место еще одному месту паломничества – фигуре Белого старца. По калмыцким поверьям, он пришел в буддизм из языческого шаманизма, о чем гласят многие легенды. Более того, как твердят сами жители, это хозяин степей, покровитель кочевников и зоркий хранитель пастбищ.
Расположены в Элисте и памятники, решающие более приземленные задачи, к примеру, помогают выйти замуж или жениться.
Слава безотказного помощника в любовных и семейных делах прочно закрепилась за дивной скульптурой “Эхо”, являющей собой изображение мужчины, играющего на калмыцком национальном инструменте – домбре.
Несколько иной памятник – “Исход и Возвращение”, он создан известным скульптором Эрнстом Неизвестным. Данный экземпляр культурного творчества напоминает о трагической истории калмыков, насильно депортированных Сталиным после Великой Отечественной войны. Главная идея композиции – синтез прошлого и настоящего, на что тонко намекают отлитые образы и буддистские метафоры.
Главная площадь Элисты по-прежнему носит имя Ленина, где установлен памятник нетленному вождю пролетариата. После развала Советского Союза местные власти решили не уничтожать его, а просто сдвинули вглубь площади.
После столь немудреных действий на его месте возвели Пагоду Семи Дней. Вокруг нее весело бурлят фонтаны, где жители города и туристы загадывают желания, бросая монетки, обязательное условие – серебряного или золотого цвета.
Калмыкия – настоящая столица шахматного мира.
Дабы соответствовать такому высокому статусу, в Элисте построен Сити-Чесс – город шахмат, ставший туристическим центром столичного града. Его улицы украшены различными скульптурами, однако главной достопримечательностью по праву считается единственный в мире музей шахмат.
Не менее приятные впечатления, но уже другого рода, можно получить в местных кафе и ресторанах, где готовят традиционные калмыцкие блюда. Они обязательно придутся по вкусу каждому путешественнику, да и напитки здесь весьма горячи и колоритны!
Лагань – прикаспийская столица Калмыкии
Как добраться:на машине: 300 км в юго-восточном направлении (6 часов в пути).
Некогда этот населенный пункт, расположенный у берегов Каспийского моря, был воздвигнут крестьянами-переселенцами из иных регионов России. Дата основания уходит в далекий 1870 г.
Спустя некоторое время здесь началось сооружение христианского собора Николая Угодника. По преданиям, именно он является защитником всех рыбаков, так что восхваления его личности были особенно важны для рыбацких деревенек.
Позже в Лагани основали рыбный промысел, приносивший немалые прибыли по тем временам. Оно и неудивительно, ведь воды Каспия прямо-таки изобилуют различными видами рыб, среди которых особое значение придают осетровым. Уже в начале ХХ века здесь функционировали почта и телеграф, что позволило местному населению поддерживать связь с центром.
9 мая 1927 г. ознаменовалось переходом Лагани к составу Калмыкии, а вместе с ним и небольших деревушек, находящихся в округе. Со временем в поселке открыт рыбокомбинат, возник весьма крупный колхоз под звучным именем “Каспиец”.
После насильственной депортации калмыков он утратил свое название, будучи переименованным в Каспийский. В послевоенные годы селение ожидал промышленный рост и постепенный приток численности населения. В 1991 г. поселку возвращено прежнее имя – Лагань.
Сегодня Лагань – это удивительный город с дружелюбными жителями и уникальным культурным наследием. Как и в прочих областях региона, здесь проживают глубоко верующие буддисты, что прослеживается во всех проявлениях жизни.
К важнейшим местным достопримечательностям стоит отнести Хурул, на строительство которого пожертвовал немалые средства Далай-лама XIV. Им и освящена данная святыня, а также подарены ценные реликвии – гипсовые отпечатки собственных ладоней, красочная икона с изображением Будды Шакьямуни.
Все это произошло еще на этапе строительства храмового сооружения. Торжественное открытие произошло 27 мая 1997 г., привлекая сотни тысяч туристов и паломников и поныне. На территории Лаганского Хурула возведена Ступа Просветления.
Не менее знаменательным событием для горожан стало 19 июня 2011 г., когда произошло пышное открытие Лотосовой ступы в Центральном городском парке. На этом празднике присутствовал досточтимый Тэло Тулку Ринпоче, являющийся главой буддистов в Калмыцкой республике. Построена она была при соблюдении всех религиозных канонов, в ее основание вложены ритуальные предметы, символизирующие труд во благо жизни на бренной земле.
К слову, Лотосовая ступа располагает традиционным молитвенным барабаном кюрде, где отпускают грехи и молятся за счастье и здоровье своих родных и близких.
Нашлось место и более простеньким памятникам, среди которых скульптуры, посвященные Аюка-хану, Будде и неизвестному Рыбаку – основателю этого чудного городка у степных берегов Каспийского моря. Для любознательных в городе действует филиал Краеведческого музея им. Н.Н. Пальмова, где собраны уникальные коллекции из быта калмыцкого народа. Наконец, завершить дивное приключение по Лагани стоит у церкви святителя Николая Чудотворца.
Великолепное здание поразит каждого путешественника своим стилем и пышным убранством интерьера, изобилующего яркими иконами и свечами.
Городовиковск – “зеленая” обитель Будды
Как добраться:на машине: 237 км в западном направлении (4 часа в пути).
Свое летоисчисление этот городок ведет с конца XIX века, когда в 1871 г. небольшой группой калмыков организовано поселение.
Данное обстоятельство дало новый виток развития селения Башанта, где со временем начало активно развиваться сельское хозяйство. 1907 г. ознаменовался торжественным открытием вышеначального училища, где добывали необходимый опыт 50 учеников.
Со временем в поселке появились водонапорная башня, улусная больница, школа и прочие элементы инфраструктуры, в чем так нуждались местные жители.
С приходом советской власти городок продолжил активно развиваться, став центром Большедербетовского улуса. В 1920 г. Башанта совершил еще один шаг к становлению крупного по меркам Калмыкии населенного пункта – произошло открытие Аграрного колледжа, функционирующего и поныне. Все это привлекло множество студентов с близлежащих селений, сделав из него миниатюрный научный населенный пункт.
По уже знакомой информации, в 1943 г. калмыцкое население ждало трагическое происшествие – ссылка в Сибирь. Селение значительно поубавилось в численности, однако после возвращения народа полностью реабилитировалось в кратчайшие сроки.
Сам город и поныне носит два названия, широко употребляемые среди населения: Городовиковск, что является более официальным, и Башанта, распространенное среди калмыков.
В целом его история весьма насыщенна, оставив на внешнем облике селения непоправимый след, причем за счет как взлетов, так и падений.
Касаемо культурного наследия, город не изобилует столь богатым списком, как его предшественники, но и здесь нашлось место достопримечательностям. Прежде всего, это памятники В.И. Ленину, С.М. Кирову и Герою СССР Г.М. Лазареву. В городском же парке установлен Мемориал погибшим воинам подчас Великой Отечественной войны.
Помимо столь “банальных” экземпляров, встречающихся во многих городах России, Городовиковск располагает и более примечательными шедеврами архитектурного творчества. К их списку стоит отнести Тантрический монастырь Владыки Зонкавы. Буддийская святыня ошеломляет своими формами и позолоченной крышей, привлекая туристов и паломников к своим чертогам.
В храме также хранятся ценные реликвии: одна из частей черепа ламы Цонкапы, мощи иных знаменитых лам.
Но не только буддисты Городовиковска имеют свои святые места. Здесь возведены христианские церкви, среди которых католический храм Антония Падуанского и чарующее сооружение православного собора св. Архангела Михаила. Наконец, порадует селение и любителей природы, ведь на территории Башанта находится легендарная Дубовая роща, раскинувшаяся на 40 га.
Троицкое – интересный поселок Калмыкии
Как добраться:на машине: 13 км в северном направлении (15 минут в пути).
Крупное по меркам РФ село, имеющее свыше 12 тысяч жителей, расположено лишь в паре минут езды от Элисты. Свою историю оно начало с 1862 г., будучи основанным переселенцами из Воронежской губернии. В свое время на территории Троицкого существовала зимняя стоянка Великого Хурула, а возведение самого поселка было следствием целенаправленной политики заселения здешних степей, дабы привлечь вечно странствующих кочевников к оседлому способу жизни.
Первыми поселенцами была возведена церковь, расположенная на месте нынешнего Дома культуры. Несколько лет спустя у этого религиозного строения открыта приходская школа, которая после революционных времен отделилась от религиозной святыни. В итоге образовалось учебное заведение для младших классов, где обучали детей основам письма и чтения. А в 1938 г. тут стала функционировать и средняя школа.
Изначально поселок назывался иначе – Булгун-Сала, причем никем не был зарегистрирован факт переименования, что навевает клубы тумана на некоторые страницы истории. Но в 1938 г. на карте уже значилось село Троицкое. После 14 лет депортации калмыки начали возвращаться на свою Родину, заново развивая культуру и традиции на территории Калмыцкой республики. Нынче село является административным центром Целинного района.
Буддистское население сыграло решающую роль во внешнем облике множества здешних достопримечательностей. К главным экземплярам культурного наследия стоит отнести Хурул и здание Дома культуры, стилизованного под буддийские настрои.
Нашлось место и православным храмам, где особенно ярко выделяется церковь Живоначальной Троицы. Если во время приключения захочется перекусить, то в селе работают уютные кафешки и бары, где можно сытно покушать в особенной атмосфере калмыцких обычаев.
Цаган Аман – “Белые ворота” Калмыкии
Как добраться: на машине: 306 км в северо-восточном направлении (6,5 часов в пути).
В 300 км от столицы республики расположился красочный поселок, именуемый Цаган Аман. Столетия назад это местечко было неприступным форпостом, который предназначался для переправы через воды великой Волги, причем не только для калмыков, но и для скифов, половцев, киммерийцев и прочих народов, населявших здешние просторы.
С тех самых пор оно получило красивое название – “Белые ворота”.
Первое упоминание об этом городке датируется 1818 г., когда здесь воздвигнуты хурульные постройки. Сам он возведен в конце XVIII века по мановению Орчи-ламы. Самообразование Цаган Аман связано с Багацохуровским Хурулом, сооруженным с доброго напутствия Далай-ламы на далеких территориях уже знакомой Джунгарии.
Древние легенды гласят, что грамоты, созданные для возведения Хурула, вывезены в 1771 г. неизвестными кочевниками, решившими вернуться к чертогам Джунгарии. Однако сам монастырь остался у берегов Волги, радуя своими красотами всех путников, проезжавших мимо.
Некоторое время спустя Орчи-лама купил эту землю для возведения личного Хурула, где осталось порядка 300 монахов. Вскоре сооружен чарующей красоты деревянный храм, которому было суждено прожить до 1935 г. К сожалению, предвоенные годы ознаменовались жесткой антирелигиозной кампанией, поэтому памятное здание полностью уничтожено советскими подданными.
Нынче Цаган Аман – это потрясающий городок, сохранивший калмыцкую самобытность и примечательные образцы буддийского зодчества.
Расположенный здесь храм, Цаган-Аманский Хурул, восхищает своей грандиозностью и величием, обладая изящной пагодой с позолоченной крышей, а также повсеместно изукрашенный деревянной резьбой.
Убранство святыни также не отстает: на стенах развешаны томные иконы, где изображены Будда Манла, богиня-защитница Зеленая Тара и ряд иных божеств, образы которых некогда привезены из далеких стран востока – Монголии и Тибета. В храме повсеместно, словно суровые стражи, стоят изумительной красоты скульптуры, произведенные лучшими непальскими мастерами.
Калмыкия – это чудесный, красивый и необычайный край, что совсем непохожий на другие области бескрайней России. Буддийское настоящее, изумительная флора и фауна, длинный список образцов культурного наследия – все это станет отличным поводом для путешествия в эти необузданные степи!