Адрес: Rüstem Paşa Mh., 34116 Fatih, Istanbul.
Как добраться: трамвайная линия Т1 до Эминёню. По-близости от Галатского моста.
Время работы: мечеть является действющей и открыта ежедневно. Во время богослужений туристам вход воспрещен.
Величие женщины, вознесенное к небесам, – Йени Валиде
Бабушка, жена, мать, любимая – сколько ипостасей у женщины! Ее воспевают в стихах поэты, на полотнах застывает для потомков прелесть и красота, переданная художниками. Скульпторы проносят через века соблазнительность и совершенство женского тела. Не так откровенно, но не менее значимо древние зодчие в камне смогли донести до нас близость женщины к Всевышнему. Ведь не зря гласит мудрость: “Чего хочет женщина, того хочет Бог”.
Йени Валиде – яркий пример классической османской архитектуры
Из Азии в Европу через Босфор – путь короткий и очень приятный: чайки, синее атласное небо с застывшим на нем раскаленным солнцем, легкий бриз, а через мгновение – бухта Золотой Рог. У южного конца Галатского моста первым, что встречает путника – Новая мечеть. Она притягивает своими стройными, как кипарисы, минаретами, поднимающимися ввысь на 52 м. Призывный голос муэдзина проникает в естество, приглашая совершить намаз.
66 куполов венчают этот храм, возвышаясь пирамидой, окружая, подпирая, поднимая над несовершенством мира основной, завершающий купол высотой 36 м, диаметром 17, 5. Дом Бога, названный в честь наложницы, впечатляет уже при первом поверхностном осмотре. Великолепие комплекса потрясает. Стоит сделать шаг во внутренний двор 39-ти м длиной, как суета города, звон трамваев, шум голосов затихают, и дыхание веков отчетливо ощущается на потертых плитах, огромных блоках, привезенных для строительства из Родоса, кружевных арках мраморного фонтана в центре, в аромате цветов.
Для ритуального омовения с южной стороны имеются краны с водой. Авла застроен по периметру галереей с портиком.
Гостеприимно, ненавязчиво пять распахнутых настежь дверей приглашают посетить самую большую мечеть Стамбула. Внутри помещение имеет форму квадрата 41х41 м, по периметру мраморная колоннада вздымается к своду, куда устремляется мольба, молитва, душа верующего. Поднятый взор задерживает синяя, зеленая, белая плитка, расписанная изникскими мастерами. Узоры меняются, словно в калейдоскопе, радость и умиление не покидают. Аяты, суры Корана потрясающей по красоте вязью опоясывают помещение.
Свет спокойно и тихо вливается потоками через многочисленные венецианские витражи, вставленные в окна, преламывается через цветные стекла, создавая атмосферу таинственности, ирреальности. Ощущается величие Творца, священный трепет не покидает. Звук шагов приглушается толстыми, брошенными на пол коврами, и только интимная беседа души с Богом занимает главное место.
Поражает михраб с позолоченными сталактитами, минраб, украшенный тонкими колоннами белоснежного мрамора и коническим куполом. В северо-восточном углу – галерея, за которой проходили службы специально для членов императорской семьи.
Святая святых – павильон, служивший для отдыха не столько владыке, сколько его матери, валиде.
Здесь мебель украшает уникальная резьба по дереву, инкрустированная перламутром. Стены отделаны изразцами светлых тонов, располагающих к расслаблению, покою. Одним из отличий мечети является камин. Вертикальные панно выступают в центре граненым конусом, соединяясь снизу небольшими арками с фестонами. Огнеупорная плитка, выполненная мастеровыми из Изника, завершает очаг.
В этом нереальном пространстве встает перед глазами восточная красавица, колдунья, устало греющая руки у огня. Кто она, давно ушедшая в небытие, чье имя не дает забыть монументальное сооружение?
Что в имени твоем?
Сафийе в переводе – “чистая”. При ней началось возведение огромного храмового комплекса с больницей, школой, двумя фонтанами, мавзолеем-тюрбе, где нашли вечное пристанище многие из султанов и их сыновья. Очевидно, она хотела, чтобы эта мечеть стала самой посещаемой в городе, а имя ее произносилось чаще, благодарность подданных поднималась ввысь, умаляя грехи, очищая, возвращая не только имени первоначальное значение – “чистая”.
К моменту начала работ в 1597 г. ей был дан титул валиде – мать султана. Осуществилась несбыточная мечта – практически безграничная власть оказалась в ее руках.
14-летней девчушкой купили ее у пиратов для гарема. Пройдя все круги ада, вынесла и наизусть запомнила она все уроки: коварство, хитрость, жестокость, умение приспосабливаться, изворачиваться в любой ситуации. Мать Мурада III, прозорливая Нурбану, руководившая сералем, выделила прекрасно образованную красавицу, обратив ее в мусульманку, дав новое имя. Юная наложница освоилась быстро, выучила язык, завела знакомство с травницами, помогавшими не беременеть.
Мурад был пленен чарами то ли венецианки, то ли албанки. Поговаривали об импотенции наследника. Многих подкладывала сыну валиде, но лишь Сафийе могла его утешить. Не зря, двигаясь из Манисы в столицу для престолонаследования, юноша все время оглядывался, внимательно следя за повозкой возлюбленной.
Спустя некоторое время она подарила ему наследника – сына Мехмеда. Место по правую руку султана было близко, желаемо. Борьба за него не прекращалась: плелись интриги, рождались легенды, умирали приближенные. Проницательная Нурбану не подпускала избранную одалиску близко к сыну, предлагая ему новых красоток, а тот, излечившись от недуга, не отказывался от ласк. В результате появилось на свет много детей: 19 мальчиков и 27 девочек.
Это осложняло жизнь и борьбу матери, в ее беспокойные ночи вкрадывались мысли об убийстве соперников сына на султанский трон.
Рано ушел из жизни Мурад, оставив вдовой 38-летнюю любимую жену, ей пришлось решать проблемы, уничтожая следы сладострастия мужа. Сказав мальчикам о необходимости обряда обрезания, все они после оного были задушены по приказу свыше, старшему исполнилось 11 лет. Умертвили не только возможных соперников, но и беременных наложниц, даже тех, с которыми он просто переспал. Об этом шептались в закоулках гарема, городских улочках, домах, дворцовых залах.
Вдова, получившая наконец-то неограниченные возможности, хотела обелить свои поступки. Главному придворному архитектору Давуду Ага, ученику прославленного Синана, поручили приступить к сооружению мечети. Для этого выбрали один из важных коммерческих центров города – Эминеню, где жили и торговали в основном евреи-караимы. Их имущество конфисковали для покрытия расходов на стройку, предложив им переехать в отдаленное место.
Караимы, обиженные на султанат, отправились в Крым, где осели, обосновав впоследствии городок, а местные жители стали покупателями их товаров.
Работы не завершили во времена славы той, которая достойна восхищения. Она руководила государством, вела переписку с европейскими монархами, поддерживала имидж страны. Елизавета Первая подарила ей настоящий экипаж – чем не признание женской мудрости!
Жизнь полна приключений, неожиданных поворотов, превратностей. Сын прекрасной султанши умер, а внук, Ахмед, запомнил с детства слухи о кровавых деяниях бабки, многочисленных убийствах, кознях. Получив абсолютное влияние на приближенных, он отправил ее в ссылку, подальше от столицы, где 10 ноября 1605 г. она завершила жизненный путь, как поговаривали, не без помощи внука.
Путь забвения и восстановления
Даже память о Софийе пугала султана, он забросил стройку, старался не смотреть в ее сторону, “замрозив” работы на многие годы. В 1660 г. во время большого пожара, бушевавшего двое суток, храм пострадал. Черный, мрачный, угрюмый его вид приводил в отчаяние горожан. Достроили мечеть спустя 66 лет благодаря приказу Анастасии толстой, любимицы слабоумного Ибрагима. Открытие ее состоялось в 1665 г. Она – одна из популярнейших в городе, как и мечтала основательница – дочь правителя острова Корфу, родственница венецианского сенатора и поэта Джордано Баффо.
На площади пред храмом взлетают и проносятся стайками голуби, роняя перья, задевая крылом прохожих. Дети охотно кормят их прямо из рук. Они никого не боятся: нет рядом евреев-караимов, разводивших их ранее и употреблявших в пищу. Птицам вольготно и радостно.
А рядом, в огромном храмовом саду, тенистом и молчаливом, возвышается впечатляющая гробница: среди зелени деревьев и кустов, разнообразия цветов и запахов – птичья клетка. Как бы ни было сытно и уютно в золотой клетке, но птица сердца рвется на свободу, взлетает над землей, устремляясь к родным местам. Эта гробница – символ власти, силы и слабости всех султанских жен, великих женщин великолепного столетия.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru