Адрес: Ярославская область, Переславль-Залесский, село Веськово, усадьба Петра I.
Телефон: (48535) 3-81-00.
Время работы: с мая по сентябрь с 10:00 до 18:00, с октября по апрель с 10:00 до 17:00, понедельник – выходной.
История Российского флота берет начало здесь!
История российского флота началась, как это ни странно, не далеко от села Веськово – на берегах Плещеева озера. Его основал будущий император Российской империи Петр Первый, посетивший Переславль в конце 1680-х гг. Первую судоверфь он возвел на реке Трубеж, где Петра обучали голландские мастера. Достаточно быстро рядом с верфью появились другие деревянные постройки – дворец, церковь, хозяйственные строения.
В 1690-х гг. реку и озеро соединили каналом – чтобы готовые корабли проходили к озеру. Первый военный флот России насчитывал около ста судов, имевших свои экипажи и вооружение.
Их спуск произошел на водах озера, недалеко от верфи. Через тридцать лет Петр Первый снова посетил Переславль и нашел флот в плачевном состоянии, что вызвало у него ярость. Был издан приказ о сохранности остатков яхт и кораблей. Однако в 1783 г. на бывшей верфи случился пожар, в результате чего сгорели почти все оставшиеся суда. Сохранился лишь бот под названием “Фортуна”.
От лодочного сарая до “Ботика Петра Первого”
По местным преданиям, уцелевший бот строил лично сам Петр, поэтому его хранили особо тщательно – в сарае для лодок. Там его в 1803 г. нашел И. Долгорукий, ставший губернатором Владимирской губернии. Он принял решение создать в Веськово музей петровского флота, но деньги на его строительство не выделил.
Следовательно, музейное учреждение возведено на дворянские средства, что позволило за июнь-август 1803 г. полностью отстроить здание. Архитектура музея имеет черты стиля классицизм, в котором оформлены и колоны главного входа. Крышу же строения украшает шпиль с жестяным флагом.
Около музея в 1840-х гг. была поставлена сторожка из камня, в которой отставные матросы охраняли здание. Дальнейшее развитие комплекса связано с посещением представителей царской семьи Романовых, которые в 1850 г. заложили фундамент памятника Петра Первого.
Спустя два года здесь поставлена стела – ее увенчал двуглавый орел, а также украсили якорями, цепями и топорами. Сверху и снизу сделаны надписи: сверху было написано “Петру Великому”, а снизу указана краткая история памятника.
В тот же временной промежуток возле учреждения возведены новые строения – Белый дворец, триумфальная арка и Ротонда из дерева. После Революции 1917 г. данный комплекс вошел в состав историко-художественного музея города Переславля.
Выставки и экспозиции
В ботике Петра I размещена коллекция морской и корабельной тематики. Здесь с 1803 г. хранится бот “Фортуна”, а также корабельные принадлежности, снасти, инструменты для строения судов и украшения для кораблей.
Ротонда первоначально предназначалась для приемов и проведения танцев, но долгое время оставалась заброшенной. В 2000-х гг. она полностью отремонтирована, после чего здание стало настоящей жемчужиной музея. Архитектура Ротонды точно воссоздает петровскую эпоху.
Стены имеют бордовый шофт, порталы сделаны из дуба, на потолке находится тонкая художественная роспись, паркет имеет голландский рисунок начала XVIII века. Внутри расставлена мебель и экспонаты времен Петра. Ротонда стала местом проведения различных экскурсий, выставок, презентаций, чтения лекций, театральных постановок.
Экспозиция в Белом дворце расположена в нескольких залах и называется “В начале славных дел”. Подобное наименование призвано рассказать об истоках российского флота и о создании специального музея. Выставка построена по хронологически-тематическому принципу.
В одном из залов находятся предметы XVII века, относящиеся к корабельному и морскому делу, детали больших и малых кораблей.
Отдельную ценность составляют резные украшения, созданные художниками из Петербурга. В другом зале расположены фрагменты дворца Петра Первого, в котором он жил во время строительства флота. По стенам развешаны портреты царской семьи. В третьем зале экспозиция рассказывает о дворянах Владимирской губернии и их роли в создании и сохранении бота “Фортуна”. Выставлены здесь и документы, рассказывающие об истории музейного учреждения.