Адрес: Волжский проспект.

Самарская набережная - история и современность

Самара считается обладательницей самой длинной набережной среди всех приволжских городов - более 4 километров.
История благоустройства берега Волги в Самаре началась позже других городских районов, только в середине XIX века. До этого времени там располагалось беспорядочное скопище разномастных и неказистых строений - старые домишки бедноты, многочисленные амбары, купеческие склады и навесы для леса. Это не просто портило красивый вид из города на Волгу, но и представляло опасность для населения.
В 1935 году принимается решение полностью очистить прибрежную зону от построек и приступить к укреплению берега. Затем должны были начаться работы по расширению набережной, созданию пляжей и озеленению. Но от решения до его воплощения проходит несколько лет - много времени займет создание архитектурных проектов, выбор наиболее подходящего к местным условиям.
Только в начале 1850-ых годов будут созданы новые планы застройки Самары, в которых найдется место для обустройства берега и строительству спусков к воде с ближайших улиц. Первые планы не включали в себя ничего кроме рынка, хлебных амбаров и складов рядом с пристанями.
Но у архитектора М.А. Труфанова было другое мнение - пологий берег идеально подходит для устройства красивой и комфортной пешеходной зоны.
Благодаря регулярно выделяемым Министерством финансов суммам благоустроенные спуски к воде были построены за несколько лет - с 1853 по 1856 год.
Многое сделал для формирования облика города с волжской стороны поселившийся в Самаре А. фон Вакано. Получив в долгосрочную аренду большой участок, застроенный старыми цехами, у самой Волги, он снесет их, заменив на строгие здания из местного камня и красного кирпича. До сегодняшнего дня сохранился созданный им пивоваренный завод, прекрасный образец промышленной архитектуры XIX века, став своеобразной визитной карточкой города.
Часовня Св. Алексия, покровителя Самары была построена летом 1890 года по проекту А. Щербачева. Здание из красного кирпича выделялось среди торговых рядов, став первым украшением набережной. Но до начала тридцатых годов прошлого века берег оставался все таким же неблагоустроенным.
 

Строительство и благоустройство набережной

Наконец был утвержден проект перестройки набережной. Было решено проводить работы в четыре очереди. Первым должен был стать участок между ул. Вилоновской и ул. Некрасовской. Во вторую очередь перестраивался отрезок - переулок Студенческий - завод "Кинап". На нем заранее проектировались будущие жилые кварталы. Третьей очередью стал участок между ул. Некрасовской и речным вокзалом. Позже всего планировались работы четвертой очереди (завод - Силикатный овраг). К первой очереди приступили только в 1939, очистив от старых строений берег от Некрасовского до Вилоновского спусков. Тогда же появился первый, временный пока пляж. Но до полного благоустройства не дошло - война рушит все планы. Все остановилось на стадии разметки на местности будущих террас и выхода к парку.
Строительство возобновится только в послевоенные годы - в 1954-ом. Тогда появится гранитная стена, расширившая и укрепившая набережную, будут высажены деревья. Так появится первая в городской черте действительно красивая зона отдыха с пляжем, широкими лестницами и зелеными уголками.
Вторую очередь соорудят в начале шестидесятых годов. При строительстве подпорной стены откажутся от гранита, остановившись на бетоне. Камень будет применяться для лестниц и украшений. Широкий бульвар делится на несколько аллей, по которым можно подняться к жилым домам. Архитекторам удалось гармонично сочетать зоны для тихого отдыха со спортивными площадками и зелеными "карманами". Эта часть набережной реконструировалась уже в 2011 году с сохранением планировки.
Третья очередь набережной стала продолжением первой. Ей занялись в 1973 после сноса здания старого речного вокзала. Старую известняковую подпорную стену решили сохранить, дополнив ее малыми архитектурными формами из камня и озеленив бульвар. Но проект М.А. Труфанова оказался незавершенным - отказались от строительства ротонды и трех фонтанов. Реконструкция этой части проводилась в 2012 с перестройкой большого фонтана и нескольких аллей.
Пока последней в строительстве набережной считается четвертая очередь, открытая в 1986 и ведущая к 4 микрорайону. Она же пока самая короткая. Крутые склоны стали основанием для нескольких террас спускающихся к Волге. Ее основное украшение - двадцатиметровая "Ладья" увенчанная огромным парусом. Установленная к юбилейной дате - четырехсотлетию города, она стала эмблемой Самары.
Пятая очередь набережной пока только в планах и проектах. Но уже известно, что кроме прогулочной и пляжной зон, в ней будет эстакада ("Ладья" - ул. Лейтенанта Шмидта). Остается только ждать, пока роскошные проекты превратятся в новые зоны отдыха, заодно предотвращая возможность обрушения прибрежных склонов в центральной части города.
На набережной часто проводятся выставки и другие городские мероприятия.

Елена Савченко специально для lions-guides.ru

Видео
Карта
Новости
Скоро будет пущен двухэтажный состав Москва-Самара 2015-11-17

Первый рейс стартует из Москвы 3 декабря 2015 года!

Читать
В Самаре откроют отель известного мирового бренда Lotte 2015-09-27

Строительство планируется начать в 2015 году.

Читать

Яндекс.Метрика