Ковроткачество в Азербайджане издавна считается национальным ремеслом. Сегодня изготовленные здесь ковры можно увидеть не только в родной стране, но и во многих известных зданиях мира. Азербайджанская литература, фольклор, книги по истории часто восхваляют изделия своего народа. В Баку же создан специальный Музей ковра, открывающий секреты и особенности этого искусства всем желающим.
Адрес: проспект Микаила Усейнова, 28.
Телефон: +994 12 497-20-57.
Время работы: с 10:00 до 20:00, выходные – суббота, воскресенье и понедельник.
Входная плата: 5 долларов США.
Как добраться: музей находиться на станции метро “Сахиль”.
Азербайджанские ковры
Такие изделия сложно представить с простого описания – их обязательно нужно увидеть воочию. На них представлены разнообразные рисунки и узоры, в общем, любой полет фантазии ковровых мастеров. По тому, что именно нанесено на изделие, можно определить, к какой школе ковроткачества принадлежит ковер. В Азербайджане их насчитывается семь. Ковры представлены в таких разновидностях:
• халы – самые габаритные изделия, длина которых может достигать 6 м. Обычно их ткут ковровыми комплектами;
• геба – ковры, немного короче, чем халы. Самая распространенная разновидность, застилающаяся на пол;
• тахтусту – модели средних размеров для застилания диванов и кроватей;
• гаджары – небольшие овальные изделия для покрытия седла лошади;
• чул – ковровое изделие, использовавшееся для согревания лошадей знатными особами;
• джанамаз – самые маленькие коврики, применяемые при намазе. На них изображается алтарь с направлением на Михраб.
Музей Ковра
В Азербайджане в 1967 г. был организован музей, куда специалисты свозят самые выдающиеся ковры, изучают и хранят их. Впервые выставка здесь была проведена спустя пять лет в Джума-мечети. Музейный комплекс приравнивается к настоящей сокровищнице, поскольку он демонстрирует неразрывную взаимосвязь национальной культуры и других сфер азербайджанского искусства.
Сегодня здешняя коллекция насчитывает 14 тысяч ковровых изделий, одежды, вышивки, ювелирных, деревянных и стеклянных предметов ручной работы. К тому же Музей ковра – это не просто собрание экспонатов, но и целый научный центр, где изучаются особенности ковроткачества, совершенствуется производство новых моделей.
История создания музея
Основателем этого музейного учреждения является известный художник Лятиф Керимов. Через 20 лет после открытия музей освоил здание музейного центра, а Джума-мечеть вернулась к своему прямому назначению.
2008 г. ознаменовался началом строительства нового сооружения для Музея ковра. Участие в таком мероприятии принял главный директор ЮНЕСКО, а также четвертый президент Азербайджана Ильхам Алиев. Проектированием занимались известные архитекторы из Австрии Ф. Янс и В. Мари. Строительные работы завершились в 2014 г.: новое здание просто завораживало своим видом сложенного ковра. Тогда и была открыта новая музейная экспозиция.
За долгие годы своего существования многие тутошние экспонаты стали участниками нескольких международных симпозиумов в разных странах мира – Европе, Азии, США. История этого культурного подразделения даже запечатлена в документальном фильме.
Коллекции Музея ковра
Здесь представлены ковровые изделия из разных частей Азербайджана. Среди них имеются особенно ценные экспонаты, считающиеся настоящими произведениями искусства. Особой ценностью обладает фрагмент ковра “Овчулуг”, которому насчитывается уже четвертый век, а также “Хила Афшан” – ему более двух столетий. Множество изделий были проданы либо подарены музею как немаловажная семейная реликвия. Таковыми являются, к примеру, полотна от XVIII века, выступавшие подарками женихов своим невестам в прошлом.
Помимо этого, здесь находится собрание из ковров, которые были вывезены из аналогичного музея города Шуши. На протяжении Карабахской войны здесь организовалась армянская осада, поэтому жизнь культурного наследия в этом учреждении оказалась под реальной угрозой потери либо полного уничтожения. Тогдашний директор смог вывезти приблизительно 600 экспонатов, которые сегодня заняли свое место в бакинском Музее ковра в экспозиции с названием “Сгоревшая культура”.
Для посетителей музея нередко устраивают экскурсии, где рассказываются принципы ковроткачества, существующие школы этого национального искусства, их особенности и отличия.
Каждый народ, существующий в нашем мире, имеет свою область искусства, в которой соединяются многие направления, такие как эстетика, духовность, мировоззрение и жизненная философия. Ковры же в Азербайджане не просто бытовые предметы, но способ самого настоящего самовыражения. Понять это можно здесь, в Баку!
Видео