Староместская площадь – сердце Старой Праги
Как все дороги ведут в Рим, так в Праге, куда бы ни направились, все улицы приведут к Староместской площади. В столице их много: Вацлавская, Тылова, Карлова…, но эта – вне всякой конкуренции. Она является своеобразной меккой для приезжих, бриллиантом, обрамленным многоголосым хором архитектурных стилей – готикой, роскошным барокко, изящным игривым рококо, популярным в Европе ренессансом, слившимися в единую гармоничную мелодию. Находясь среди античных домов и величественных храмов, хочется от радости обнять весь мир за чудесную возможность любоваться этими шедеврами.
Шепот истории
Занимая территорию 15 тыс. м2, Староместская площадь – самая старая в столице. В начале X в. на ее месте располагался рынок, ведь она была на пересечении шумных торговых сообщений Европы.
Отовсюду съезжались купцы с различным товаром. На прилавках лежали дорогие ткани, одежда. Переносные лавки пестрили разнообразием гончарных, деревянных изделий, разносился по всей округе сдобный аромат ванили, свежеиспеченного хлеба, рядом продавались грибы, ягоды, овощи, сыры, масла, дичь. Северо-западная сторона отдана одной из самых больших гильдий – продавцам рыбы.
Со временем рыночное пространство обрастало множественными постройками в различных стилях в зависимости от того, какой за окном был век, меняло неоднократно название, пока не приобрело сегодняшнее.
Что бы ни происходило в стране, площадь всегда была в гуще событий. Всякое довелось ей повидать за многовековую историю: через нее торжественно проезжали на коронацию в Пражский Град правители. Помнит она яркое событие 1311 г. – процессию чешского монарха Йогана Люксембургского и Элишки Пржемысловной. Не обошли стороной и кровавые действия. В1422 г. она стала свидетелем казни защитника бедных Я. Желивского, обезглавленного подле колодца у ратуши. Здесь расправились в 1437 г. с последним гуситским гетманом Я. Рогачом из Дубая и его верными соратниками. О следующей трагедии напоминают 27 крестов, выложенных белыми кирпичами на мостовой – расправе над участниками восстания, направленного против Фердинанда Габсбургского. Долго висящие головы несчастных устрашали народ. Среди них нельзя не вспомнить композитора Криштофа Гаранта, известного врача и лектора университета Есениуса, первым вскрывшего труп для выявления причины смерти, аристократов до кончиков ногтей Яхима Ондрея Шлика и Дивиша Чернина. Здесь сожгли чешского проповедника Яна Гуса. В период Второй мировой войны площадь стала территорией жестоких боевых сражений, потом – местом ликующей встречи русской армии, освободившей город в мае 1945.
Этот район связан с детскими годами известного, многими любимого писателя Франца Кафки. Неподалеку отсюда была его школа. Обведя взором площадь, Кафка как-то говорил Фридриху Тибергеру, бывшему своему учителю иврита: “Здесь заключена вся моя жизнь”.
На ней всегда шумно, толпы народа. Разбегаются глаза от изобилия красоты. Каждое сооружение – произведение искусства, хранящее свою неповторимую историю, донесшее до потомков удивительные оригинальные наименования. Истоки такого обычая появились во времена Средневековья, когда название отражало архитектурные особенности, характер первого владельца, имя застройщика.
Шторхов дом
Привлекает внимание давнее живописное сооружение, относящееся к 1896 – 1897 гг. Особенно поражает настенная роспись, где изображен покровитель Чехии Св. Вацлов. Держа копье, мчится он на белом коне. С облаков к голове святого тянется рука, посылающая Божье благословение. Всадника окружает растительный орнамент. Вверху нарисованы аисты. Чехи верят, что эти птицы приносят удачу, счастье. Не случайно их изобразили, ведь фамилия Шторх в переводе с немецкого означает аист. За прошедшие столетия здание неоднократно перестраивалось, менялись имена: было Маршалковским, знали, как – “У каменной Девы Марии”.
Дом украшен гербом города и королевства Чехии, здесь обозначены имена владельцев. Благодаря деталям, разбросанным по всему фасаду, – фиалам, небольшим статуям и другим элементам, он великолепно вписывается в общую застройку.
Сказочное представление с глубоким смыслом
Здесь всегда многолюдно. И это не удивляет. Сюда приходят насладиться популярнейшей достопримечательностью, невиданным дивом – старинными часами на пражской ратуше, называемыми чехами “Орлой”. Слышится вздох толпы, люди запрокидывают головы, замирая в ожидании невероятного спектакля. Часовой мехаизм приводит в движение фигурки, они “оживают”. Скелет, олицетворяющий смерть, переворачивая песочные часики, начинает звонить в колокольчик, напоминая о быстротечности земного бытия. Наверху открываются два окошка и появляются один за другим двенадцать апостолов, приветствуя стоящих. Последним появляется Христос, проходя, благословляет пришедших. Петух извещает радостным кукареканьем, что закончился еще один час отпущенного нам времени. После этого все “актеры” замирают.
Древнейшее колоритное сооружение нынешний вид приобрело не сразу. Башню, возведенную в готическом стиле, оформленную чудесным геральдическим декором, пристроили к главной части Волфлинова здания в 1381 г., автор проекта Петр Парлерж. Знаменитый орлой, появившись в 1410 г., неоднократно претерпевая изменения, помогал торговцам знать точное время и не опаздывать к церковной службе.
Стоит подняться на смотровую площадку. С высоты открывается потрясающая панорама: красивые извилистые улочки Старой Праги и, словно на ладони, – великолепие сказочной архитектуры. Фантастика!
Но кто знает о находящихся подземельях, таящих в себе немало интересного? Они сумели сохранить 5 жилищ и улочку, относящихся к XIII в. Каждый хозяин имел свой колодец. Существовали общественные, но вода в них не отличалась чистотой, поэтому пользовались ими только беднейшие слои населения. У богатых семей был личный. До сегодняшних дней сохранился один глубиной в 20 м с чистой питьевой водой. Остальные раньше использовались под тюремные застенки после поднятия уровня земли. Одна легенда рассказывает о священнике, умершем в такой темнице, не дождавшись собственной казни.
В подземном зале есть плита из камня, украшенная топорами, скрещенными между собой – знаком палачей. Обозначены даты наиболее значимых казней, выцарапаны многие имена узников. Отсюда когда-то вход вел в тюрьму, охраняемую стражей. Именно в ней содержали 27 дворян, восставших против Габсбургов. Их палачом был Ян Мыдларж.
В подземной часовне сохраняются скульптурные подлинники наиболее важных святых Чехии: Людмилы, ее внука Вацлава, римского мученика Вита и Войтеха, в честь которых назвали кафедральный собор в старом городе, и других. Выполненные умело копии украшают внешнюю часть ратуши. Прямо на нее с противоположной стороны смотрит удивительный костел.
Церковь Девы Марии пред Тыном
Вонзаются в небо две остроконечные 70-ти метровые башни Тынского храма. Как будто одев царские короны с дивными золотыми шарами на концах, гордо возвышаются они над черепичными алыми крышами. Одна из них – выше и шире, символизирует мужское начало. Олицетворением женской природы служит другая, более изящная.
Тынским называют собор потому, что построен перед тыном (забором) постоялого двора. Возведенный в стиле готики, храм восхищает, как снаружи, так и внутри богатейшим убранством. Поражают оригинальностью 19 алтарей. Боковой, находящийся справа, украшен статуей Мадонны с младенцем на руках. Северная стена расписана библейскими сюжетами, где показан в основном жизненный путь Иисуса. Останавливают возле себя большие картины непревзойденного Ф. Чермака. Завораживают взор полотна у главного алтаря: “Троица”, “Вознесение Богородицы” живописца К. Шкрета. Невозможно не задержаться перед рельефами апостолов на древнейшей оловянной купели. Грех пройти мимо известнейшего шедевра по дереву эпохи Возрождения – портрета Божены Немцовой Войтеха Хеллиха. Изображение настолько поразило мастера кисти Матея Райсека, что тот использовал его для написания лика Пречистой на своих полотнах.
Но настоящей драгоценностью считается древний орган, сделанный в 1673 г. талантливейшим немецким мастером Мундтом. После произведенной тонкой реставрации в Бонне он и сейчас проникает в душу чарующими звуками, завораживает, умиротворяет.
В этих стенах нашли вечный покой многие души, среди них император Рудольф II, сделавший слишком много для своего народа, лежат останки придворного астролога Тихо Браге, упокоился здесь епископ Луциан, еврейский десятилетний мальчик Шимон Абелес, купеческий сын, тайно посещавший проповеди. Узнав о его крещении, разгневанный отец приказал убить родное дитя.
Рассказывают о звонящей по ночам монашке. Была она благородной госпожой, но очень скупой, жестоко относившейся к прислуге. Одна из горничных была очень набожной. Всякий раз, когда доносился колокольный перезвон от находящегося рядом храма, ее руки складывались в молитве. Увидев молящуюся служанку в рабочее время, богатая дама убила несчастную подневольную. Прошли месяцы, пробудившаяся запоздало совесть замучила, привела в монастырь. Раздав беднякам большую часть своего имущества, оставшуюся завещала на изготовление основного колокола. И сейчас появляется она, звоня в него по ночам на Тынской башне. Даже после смерти не так просто искупить грех, терзающий душу.
Дом “У Каменного звону”
Трехэтажная башня-дворец, построенная в готическом стиле, может много вспомнить из собственной жизни. Эта ценнейшая постройка средневекового периода отличается красивейшим в Европе фасадом. Свое название она получила благодаря встроенному в качестве домового знака колоколу из камня. Предназначалась, скорее всего, царской семье, в частности Елизабете Богемской, о чем свидетельствуют частицы обнаруженных рельефов. Из них состояли скульптуры, запечатлевшие, возможно, Йоганна Люксембургского и Елизабету с двумя их сыновьями – Карлом и Яном Йиндржихом, стоявшие в нишах между оконными проемами. Разыскали фрагменты других изваяний, великолепные росписи, восстановив их с помощью кропотливых работ. Таким образом, по крупицам практически удалось вернуть дворцу изначальный облик.
Согласно преданию здесь проживала Св. Людмила, приходившаяся бабушкой Св. Вацлаву. Она вместе с внуком через потайной вход посещала часовню под костелом, где специально для них проводилось тайное богослужение. Легенда повествует о рождении здесь в 1316 г. будущего короля Чехии Карла IV.
Сейчас здесь периодически проводят вернисажи, можно насладиться концертом классической музыки. Поток желающих неиссякаем в любое время года. А вплотную прилегает строение, поражающее своей невероятной помпезностью.
Великолепие дворца Голц-Кинских
Автор изысканного бело-розового красавца, представляющего собой архитектурный образец эпохи позднего барокко и рококо, архитектор К. И. Динценгофер. Заказал проект граф Я. А. Гольц, доверив воплотить его в жизнь итальянцу А. Лураго. Купивший после смерти бывшего владельца Кинский, создал интерьер в стиле ампир.
Здание по вертикали разделено двумя ризалитами в обрамлении пилястр. Вершину фронтонов украшают роскошные вазы в стиле рококо. Статуи, олицетворяющие 4 стихии и древние божества, выполненные скульптором И. Ф. Платцером, полулежат на боковых гранях. Витиеватый узор обрамляет окна мансарды. Над окошками второго этажа разместились карнизы с рельефным изображением Богоматери с младенцем, работа Я. Непомуцкого. В центре, над главным оконным проемом, красуется герб рода Кинских.
Когда-то здесь звучала музыка, кружились в танце изысканно одетые пары, слышался звон хрустальных бокалов, проводились многочисленные приемы, часто лились мелодии в исполнении Бетховена, приглашаемого графом. В 1843 г., в этих стенах появилась на свет знаменитая Берта Кинская, первая женщина, награжденная в 1905 г. Нобелевской премией. Ее книгу “Долой оружие” Л. Толстой приравнял по степени воздействия к “Хижине дяди Тома” Г. Бичер-Стоу. В располагавшейся на 3 этаже немецкой гимназии учился Франц Кафка, а внизу был небольшой магазинчик его отца.
Ныне в богатых апартаментах проводятся множественные свадебные церемонии, концерты, располагается переносная выставочная галерея. Можно увидеть предметы, относящиеся к восточному искусству, всего 13 547 экспонатов, из Тибета и Японии, Африки, Китая, Кореи.
Изумитесь необычностью буддийских скульптур, рассмотрите тибетскую живопись, удивитесь изюминке в диковинной исламской керамике, очаруетесь японскими гравюрами и иллюстрированными книжными изданиями.
Унгельт и его окружение
Непосредственно подле храма Деве Марии расположен Тынский дворик. Обнесенный ранее рвом и оградой, напоминал он крепость. Зачем был нужен? Купцам, приезжающим торговать, надо было где-то хранить товары, ночевать, отдыхать перед дальней дорогой. Обустроили склады, конюшни лошадям, жилища торговому люду, больницу. За предоставленные услуги взымалась соответственная пошлина, “унгельт” в переводе означает сбор. Заезжая на территорию, все сдавали оружие. Учет вел писарь, регистрируя стоимость проданного, взымая деньги. Пытавшихся уклониться от ревизии, лишали всего.
Проезжающие через Прагу торговцы обязаны были, прежде всего, на протяжении 3 дней предлагать привезенное пражанам, лишь после этого получали право продолжать путь. По вечерам народ гулял, “обмывая” удачную сделку, рассказывая интересные новости, истории, небылицы, услышанные в дальних странствиях
Пронесся слух, что на здешних улочках видели призрак турка, одетого в длинный халат, прятавшего под ним отрубленную девичью голову. Истоки этой истории уходят в старину. Однажды в “веселом” дворике появился красивый юноша. Познакомился с дочерью трактирщика. Молодые люди, полюбив друг друга, решили обвенчаться. Жених уехал на Родину за родительским благословением, обещая вернуться. Его слишком долго не было. Думая, что любимый обманул, девушка дала согласие на брак другому. В день свадьбы появился турок, выманив невесту, отрубил ей голову за предательство. Закопав обезглавленное тело, скрылся. Девичий голос постоянно преследовал, не давая покоя. Терзаемая совестью его душа не успокоилась и после возращения головы на место захоронения тела. С тех пор бродит его неприкаянный призрак, пугая людей.
Приковывает взгляд скульптура. На постаменте стоит обнаженная девушка, в ногах которой лежит хищник, терзая добычу. Рядом – юноша, слегка прикрытый накидкой, с прильнувшим к его стопам орлом. Композиция весьма пластична, мастерство ваятелей удивляет, вызывая разнообразные эмоции.
Дворик окружен множественными зданиями: “У черного медведя” домовой знак – медведь, прикованный к стене цепью. Он хочет вырваться на свободу, но оковы не отпускают. Застыв в камне, защищают жилище великие святые – Ян Непомуцкий, Вацлав, Флориан.
Невозможно равнодушно пройти мимо дворца Грановского, построенного в архитектурном стиле эпохи Возрождения. Особенно вычурно выглядит открытая галерея второго этажа, украшенная богатой отделкой, картинами на библейские сюжеты – щедрый подарок от короля Фердинанда Я. Грановскому за особые заслуги на таможенной службе.
Стоит обратить внимание на дом под номером 630, именуемый “У золотого кольца”. Своим названием он обязан обручальному колечку, потерянному на свадьбе женихом. Вскоре тот погиб, но призрак парня долго возвращался в поисках пропажи. Здесь проводят выставки, посвященные современному искусству.
Сегодня Унгельт является культурным и развлекательным центром с театром, картинными галереями, ресторанами, кафе, гостиницами, где можно великолепно отдохнуть, вкусно поесть.
Храм Св. Микулаша
В XIII ст. на его месте находился ничем не примечательный романский костел. Спустя полстолетия его надумали реконструировать, поручив ответственное дело пражскому зодчему Килиану Динценхоферу младшему. В 1735 г. перед горожанами предстала величественная куполообразная церковь в стиле барокко с двумя башенками по бокам. Много печальных страничек в ее истории. По указу правителя Йосифа II святыню в 1787 г. закрыли. Во время наполеоновской эпохи превратили в склады, где хранилось зерно, старые книги, ненужная мебель. Здание приходило в запустение, ветшало, разрушалось. В XIX в. его даже хотели снести.
Но судьба не позволила ему погибнуть. В 1870 г. собор отдается в распоряжение православным славянам. Собрали необходимые финансы на реставрационные нужды. Священный Синод оказал неоценимую помощь во внутреннем обустройстве. На средства Московской городской думы отлили колокола. Русский самодержец Александр II преподнес поистине царский подарок – ослепительно красивую люстру из хрусталя в виде короны, спонсировав ее изготовление на стекольной мануфактуре в Гаррахове. Столь щедрый дар монарх приурочил к 12-летию рождения сына.
Ему хотелось, чтобы прихожане, обращаясь в молитве к Николаю Чудотворцу, просили благоденствия для наследника. В августе 1874г. обитель Божью освятили.
Судьба готовила новые испытания. Австрийским властям во время Первой мировой было не по душе, что в сердце столицы, взывая молитвой к Всевышнему, благодарят, радуются триумфу русских. И вновь разрушения: сбрасывают и переплавляют колокола, в подсобки отправляют роскошное убранство, туда же скидывают церковную многочисленную утварь. Храм превращается в католический костел. Чехословацкая независимость останавливает беспредел, но сооружение передают под покровительство гуситов. Только с 1997 г. здесь позволили отмечать наиболее значимые для христиан праздники.
В дивной гармонии сливаются устремленные ввысь белокаменные стены с зелеными куполами. Антонин Браун трудился над оформлением южного фасада. Его украшают вылитые из бронзы чешские покровители, здесь представлены сцены из Старого и Нового завета, в аллегорическом виде предстают Вера, Любовь, Надежда, Умеренность. В восточной части замерла в нише статуя Св. Николая. По обеим сторонам главного входа – часовенки св.: Барбары и Анны.
Восьмигранный центральный свод опоясывает купол, откуда взирают лики святых. В подкупольном пространстве отображаются жизненные сюжеты Св. Николая и Бенедикта, работа А, Асама. Он же расписывал капеллы, занимался фресками. Позолота, лепнина, парящие ангелы в золоченых драпри над органом дарят чувство восторга.
“Музыка должна высекать огонь из души человека”, – говорил Бетховен. Так, очевидно, оно и было, когда за огромным барочным органом сидел в 1787 г. юный Моцарт, блестяще исполняя “Мессу в Си-бемоль”. Потрясающие ощущения!
Уникальная скульптурная композиция известнейшему “еретику”
Не обошли костры инквизиторов миролюбивую Чехию, о чем свидетельствует памятник популярному проповеднику, главе Пражского университета, сожженному порядка 500 лет назад. В одной части композиции застыли сторонники его идей. Образ молодой матери – с другой стороны, символизирует реанимацию реформаторских тенденций. В центре гордо возвышается Ян Гус. На постаменте, удерживающем статуи, надпись – “Любите людей”.
В 1415 г. в немецком городке Констанца заполыхало, бушуя, пламя инквизиторского костра. Собралась огромная толпа зевак посмотреть на кровавое зрелище – предсмертные муки “еретика”. Что было в мыслях пришедших: сочувствие к чешскому реформатору, презрение? Какие мысли ворвались в сознание старушки, подкидывающей хворост в костер, услышавшей обращенные к ней слова обреченного: “О! Святая простота!” По-разному думали люди.
Почему судный костер прервал жизнь этого удивительного человека? Выходец из бедной чешской семьи крестьян всей душой тянулся к знаниям. С этой целью приехал в Прагу с маленького селения Гусинец, мечтая поступить в университет, его приняли. Обычному провинциалу благодаря неимоверной целеустремленности удалось, ведя полуголодное существование, не только успешно закончить учебу, но и достичь должности ректора, хотя профессорский состав считал его бесперспективным студентом.
Прочтя книги Джона Уитклифа, являвшегося английским реформатором того времени, он разделил его убеждения, взгляды этого человека были близки, хотя в Чехии запрещалось произносить даже имя Джона. Проповедуя в Вифлеемском храме, считая себя человеком глубоко верующим, бесстрашно высказывал мысль, что Господь и вера идут в разрез с церковью и духовенством.
Речи лились просто и пламенно, проникая в души людские. Ян призывал не следовать бездумно проповедям церковных служителей, научиться думать, анализировать, осознавать самим, приводил пример из библейского Писания: “Если слепой поведет слепого, упадут в яму оба”. Он видел страшную несправедливость в том, что епископ купался в роскоши, а бедняк умирал голодной смертью, считая, что богач, наживший нечестным путем капиталы, – бессовестный вор.
Какая реакция могла последовать у высшего духовенства на подобные изречения? Кому могли они понравиться? Его идеи были осуждены архиепископом Пражским, невзирая даже на то, что отношение монарха к Яну было благосклонным. Его реформа в правописании сделала более доступными, понятными многие книги обычному люду.
Но Папа был непреклонен, отлучив Я. Гуса от обители Божьей, пригрозил лишить столицу своего благословения за укрывание еретика. Молодому человеку пришлось бежать из Праги, но своим убеждениям он остался верен, написав трактат “О Церкви”, где раскритиковал Папу и церковь, отпускающую грехи за определенную сумму денег. Чаша терпения высших духовных служителей переполнилась.
Его представили перед судом, где предложили отказаться от богохульных воззрений, но он молчал. Ему не хотелось потерять веру народа. Даже король, посещая его в камере, просил об отречении, но он остался непреклонен, хотя знал, что ожидает дальше.
Когда-то в детстве от молнии загорелся куст можжевельника. Созерцая пламя, он сказал матери: “Видишь, так и я в огне покину этот мир”. Это оказалось пророчеством. Пока огонь пожирал его безжизненное тело, в костер полетел основной труд всей жизни – Библия, переведенная на родной язык.
Йоган Павел II – Папа Римский, спустя время, сожалея о случившемся, попросил прощения у Яна, произнеся привселюдно слова раскаяния. Жалко, что слишком уж запоздалыми оказались они, не смог их услышать сожженный.
Прага…, словно расколовшаяся гора самоцветов, яркая, празднично сверкающая в лучах заходящего солнца. Была она музой Моцарта, Бетховена, Чайковского, Цветаевой, Кафки. Даже не успеваешь осознать, как безумно, до беспамятства влюбляешься в этот дивный город – ожившую сказку. И, если уж так случится, – это на всю жизнь.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru