Хельсинки – неповторимый и полный очарования город, знакомство с которым начинается с центрального железнодорожного вокзала, а также с его достопримечательностей. Большая часть из них находится на главной площади города – Сенатской. Она была построена в самом начале 19 века – после того как Финляндия по итогам Русско-шведской войны 1808-1809 гг. вошла в состав Российской империи.
Архитектурный ансамбль
Площадь изначально задумывалась как комплексное архитектурное сооружение, которое должно было объединить несколько важных зданий. Они возводились одновременно с закладкой и строительством самой Сенатской площади. С разных сторон она окружена Национальной библиотекой, Государственным советом, Кафедральным собором, главным зданием Хельсинского университета. Архитектура этих сооружений выполнена в одном стиле – классицизма, а возведены они в период 1820-1850-х гг. Архитектором проектов стал К.-Л. Энгель, которому удалось через лаконичные линии передать величие и торжество каждого сооружения.
В самом центре находится памятник российскому государю Александру II. Считается, что именно он способствовал формированию национального государства у финнов и утверждению финского языка в качестве государственного в Великом княжестве Финляндском.
Посещение памятников
С Сенатской площади начинается изучение Финляндии и Хельсинки. Переход от одного памятника к другому способствует тому, что они воспринимаются как единое целое, как неразрывно связанные история и культура. Начинается ознакомление, как правило, с памятника Александру II, который изображен гвардейским офицером во время публичного выступления. Императора в вечном диалоге с историей сопровождают его спутники – труд, закон, мир и свет.
Кафедральный собор – центральное украшение площади, больше двадцати лет возводился этот храм. Руководили проектом разные архитекторы, поэтому стиль строения немного отличается. Например, у собора четыре башни, сделанные по углам крыши, и два павильона – капелла и колокольня. На самой кровле установлены фигуры двенадцати апостолов. Внутри здания находится несколько мировых шедевров живописи и статуи, изображающие Лютера, Ф. Меланхтона, М. Агриколу. Собор построен в честь Николая II и сперва назван его именем, позже же он был переименован в Кафедральный. Посещение сакрального комплекса является важным пунктом программы во время большинства экскурсий по финской столице. Еще бы, это не просто божественный храм, но и памятник истории, центр современной музыкальной культуры, место коронования Королевы света Лючии.
Богослужения в соборе сопровождаются хоровым пением мальчиков, послушать которое приходят не только местные жители, но и туристы, студенты, парламентарии. Многих из них привлекает древняя традиция коронации Королевы света. Обычным же посетителям попасть в Кафедральный собор иногда достаточно сложно: здесь каждый день проходят научные, культурные и государственные мероприятия, во время которых посетить его просто-напросто невозможно.
Рядом с собором располагается Государственный совет, где заседает парламент Финляндии. Изначально здесь планировали разместить Императорский сенат, а позже сюда переехало правительство независимой Финляндии. На западной стороне расположилось главное здание Хельсинского университета и Национальная библиотека. Почти на противоположной стороне Сенатской площади находится самый старый дом в городе – Седерхолм, а рядом с ним – музей под открытым небом. Площадка плавно завершается торговыми объектами и заведениями питания (бары, кафе, рестораны). Логическим ее продолжением является парк, Александровский театр, Торговая площадь. К слову, театр построен также в честь Александра II.
17 часов 49 минут
Прогуливаться здесь можно в любое время дня, но для ощущения всей красоты и оригинальности необходимо находится здесь ровно в 17:49 – когда Сенатская площадь начинает “говорить” с посетителями. Одновременно идет музыкальное сопровождение, потом начинаю звучать колокола Кафедрального собора, орган храма, международный гимн Гаудеамус и бой курантов. Через такие звуки и туристы, и жители Хельсинки слышат историю государства, а также каждого отдельного памятника, расположенного по периметру.