Цель познавательного туризма в Греции – увидеть и запечатлеть в памяти и на фотографиях как можно больше достопримечательностей. В этой стране их действительно много, но лидирующие позиции занимает Акрополь в Афинах.
Здесь царит особая атмосфера – дух античной Эллады, когда боги и люди вступали в незримые битвы, мудрость и знания философов, древние руины, практически не тронутые рукой человека, переплетающиеся с современными архитектурными поисками. Афинская жемчужина истории расположена на скалистом известняковом холме Акрополис, высота которого над уровнем моря – 156 метров. Его особенность – плоская площадка наверху и крутые склоны (все, кроме западного). Древние греки спасались здесь от вражеских набегов, сверху очень хорошо просматривался город и контролировались все подходы к площадке. Общая площадь – около 3 га.
ИСТОРИЯ АФИНСКОГО АКРОПОЛЯ
Территория холма была поделена на священные участки, на которых были расположены театры, храмы, жертвенники. Отсюда открывался изумительный вид на окрестности, здесь в древние времена была сосредоточена военная и общественная жизнь столицы, находились хозяйственные постройки, склады для хранения оружия.
В середине VII в. до н.э. на холме строят первое крупное здание – храм Полиады на месте городской казны. В 490 г. принято решение возвести новое святилище – шестиколонный храм, в который приходили поклоняться Афине Палладе. Но до конца довести свой замысел власти не успели, набег персов на столицу разрушил город и все сооружения.
И только в 450 г. до н.э. во времена правления Перикла начали создавать архитектурный ансамбль: вначале на холме вырос Парфенон, затем храм Афины, официальный вход – Пропилеи, возле них небольшой храм Ники Аптерос и святыня Эрехтейон. Разработка плана строительства принадлежала местному скульптору Фидию. По завершению работ его осудили за якобы присвоенные в процессе строительства ценные материалы и даже обвинили в безбожии за то, что на рельефах, посвященных Афине, он изобразил себя и своего друга Перикла. С помощью друзей ему удалось бежать из тюрьмы, после чего скульптор создал статую Зевса – одно из признанных миром семи чудес света.
Отстраивали Акрополь несколько раз, во времена вражеских набегов часть строений разрушалась практически полностью. В настоящее время все культурные ценности находятся под бдительной государственной охраной. Большинство строений и статуй изготовлена их мрамора, главным врагом которого является неблагоприятная греческая экология. Большие выбросы выхлопных газов стали причиной повышенного уровня серы в воздухе, мрамор постепенно превращался в известняк. Железные сваи и плиты, соединяющие между собой отдельные части сооружений, способствовали дальнейшему разрушению камня. Позже они были извлечены и заменены латунными элементами. Часть скульптур, которые вы увидите, путешествуя по площадке, являются копиями, посмотреть оригиналы можно в Музее.
Как добраться до Акрополя
Холм находится в западной части столицы Греции, доехать сюда можно на общественном транспорте, это быстро и не затратно. Туристы пользуются второй линией метро (выход на одноименной станции), троллейбусами № 1,5, 15 или автобусами (маршруты 135, Е22, А2, 106, 208).
Если вы располагаете временем и предпочитаете пешие прогулки, из центра города дойти можно по улице Dionysiou Areopagitou. Идти нужно прямо по направлению к горе, не сворачивая в переулки. На этой же улице расположен Новый музей Акрополя, в 300 метрах от входа в «верхний город» возле станции метро Akropolis. Если посетить его до момента подъема на холм, это ничуть не сгладит впечатление от увиденной позже храмовой архитектуры и остатков древней цивилизации. Ультрасовременное здание, открывшее свои двери посетителям в 2009 году, имеет 5 этажей и стеклянный пол на первом этаже, под которым просматриваются извилистые улочки – результат археологических раскопок. Общее количество экспонатов насчитывает более 4000, в том числе и статую богини Афины. На третьем этаже есть сувенирная лавка и кафе, особенность здания – в постоянной прохладе внутри, что очень приветствуется туристами после посещения достопримечательностей холма в знойный день.
Правила посещения
Экскурсии не имеют ограничений, в любое время года через Пропилеи (главные ворота) можно войти на территорию с 8.00 до 18.00. Стоимость билета – около 12 евро, он дает возможность беспрепятственного входа на протяжении 4 дней. По площадке лучше гулять в составе экскурсионной группы с русскоговорящим гидом, самостоятельное путешествие не принесет столько удовольствия – вы просто будете лицезреть древние развалины, не зная их удивительной и богатой истории. У входа в мраморные ворота расположена табличка, где прописаны правила поведения туриста. Главное из них – запрет трогать камни и экспонаты руками и не выносить их за пределы ворот.
Дни бесплатных посещений:
– 18 апреля – греки отмечают международный день памятников;
– 5 июня – всемирный день охраны окружающей среды;
– 6 марта – день, когда чтят память греческой актрисы Мелины Меркюри;
– последние суббота и воскресенье сентября.
По большим государственным и религиозным праздникам Акрополь не работает: Пасхальное воскресенье, 1 января, Рождество.
Достопримечательности Акрополя
Пропилеи
Пропилеи – официальный вход в “музей под открытым небом”, представляющий собой мраморные ворота, через которые посетители проходят на территорию. Современное строение возведено поверх существовавшего ранее, его спроектировал в 437 г. до н.э. известный архитектор Мнесикл и за 5 лет удалось полностью завершить строительство.
Внешний и внутренний фасады – дорические портики, состоящие из шести колонн, причем внешняя часть ворот представляет собой сложную архитектурную композицию и большую глубину, чем внутренний. Всего Пропилеи имеют пять проходов для посетителей, центральный – самый широкий (4,3 м), он предназначался для проезда всадников на лошадях и прогона животных, который должны были принести в жертву богам Олимпа. Вместо ступеней к нему ведет пологий пандус, обрамленный внутренними колоннами в два ряда.
Храм Ники Аптерос
Если двигаться на юго-запад с внешней стороны ворот, можно увидеть небольшой храм Ники Аптерос, раскинувший свои владения на высоком бастионе. Это единственное сооружение, находящееся перед Пропилеями. На фризе изображены сцены сражений за страну, эпизоды из древнегреческих мифов. Поражает воображение миниатюрность строения, высокие колоны в ионическом стиле, несмотря на свою громоздкость, кажутся невесомыми, а внутренняя подсветка по вечерам делает это место таинственным.
Парфенон
Это главный и самый первый храм Акрополя, расположенный в северо-западном углу “верхнего города”, возведенный в 447-438 г. до н.э. На протяжении 9 лет святыню отстраивали по проекту Калликрата, археологи при раскопках нашли древние таблички с отчетами властей по тратам городских средств на строительство перед населением. Храм был несколько раз почти полностью разрушен, работы по его реконструкции ведутся и в настоящее время. В глубине святилища располагалась статуя богини Афины, ее высота достигала 10 метров, тело выполнено из дерева, а его открытые участки – из слоновой кости, что придавало статуе максимальное сходство с человеком. Одежда и венок изготовлены из чистого золота, общий вес которого достигал 1150 кг. Не удивительно, что оригинал статуи не дошел до наших дней (по официальной версии – утерян), в Музее сохранилось несколько копий богини меньших размеров.
В отличие от остальных сооружений, греческие архитекторы постарались не только выстроить красивое здание, но и учли особенности зрительных органов человека. По их мнению, придать храму большее величие смогли следующие строительные трюки – не ровный, а слегка выпуклый пол внутри, диаметр угловых колонн больше остальных, а размер колонн, расположенных посредине, немного меньше других.
Эрехтейон
Данный храм не зря греки называют жемчужиной архитектуры. Создан в ионическом стиле (более “легком” и утонченном), завершилось строительство уже после смерти царя Перикла. Святыня была создана в основном для жрецов, поклоняющихся Афине (в отличие от Парфенона, который могли посещать все желающие), здесь совершались ритуалы жертвоприношения, религиозные таинства. На этом месте, как гласит легенда, состоялось состязание между прекрасной Афиной и Посейдоном за власть над столицей. И когда бог морей проиграл, он в гневе ударил трезубцем о землю. В одном из реконструированных залов можно увидеть глубокий след от него, который архитекторы решили сохранить.
Царь Эрехтей был любимцем местного населения. В одной из схваток он убил сына Посейдона. В наказание Зевс поразил Эрехтея молнией по его просьбе – во время экскурсии по Акрополю гид укажет туристам место, где стихия повредила мраморные плиты, оставив в них несколько глубоких трещин. Храм возведен рядом с упокоенными останками царя.
Основное здание разделено на две неравномерные части расположенных на разном уровне от линии земли. Восточная часть с отдельным входом посвящалась Афине, перед статуей в святилище горел неугасаемый огонь в золотом светильнике, западная – имела три отдельных входа, здесь были расположены три алтаря в поклонение богам Посейдону, Гефесту (богу огня и кузнечного мастерства) и первому жрецу Афины Буту, брату царя Эрехтея.
Вход в западную часть храма был оформлен в виде прямоугольного портика, поддерживаемого шестью колонами, изображающими женские фигуры в полный рост. Портик Кариатид получил свое название в честь жриц богини, которые во время праздников выполняли особый ритуальный танец с большими корзинами, наполненными до краев спелыми плодами. Кариатиды – женщины, родом с небольшого городка Кария, известные своей красотой и утонченностью фигуры. Даже во времена захвата столицы Греции турками, не признававшими изображений человека на статуях по мусульманским убеждениям, колоны не были разрушены. Они ограничились тем, что аккуратно стесали каменные лица прекрасных женщин.
Храм Августа
На восток от Парфенона был расположен небольшой храм круглой формы, сооруженный в 27 г. до н.э. Крышу поддерживало 9 колон в ионическом стиле. Археологам удалось найти только фундамент строения, соотнести его с реальным зданием удалось только после обнаружения посвятительной надписи у подножия. Она гласила, что храм посвящен Роме и Августу и возвели его благодарные афиняне, это символ почитания местными жителями Октавиана Августа. Он единственный возведен с целью воспевания культа Императоров. Идеи строительства принадлежали архитектору, занимавшемуся во времена Римской империи реставрацией Эрехтейона, поэтому два здания имеют много схожих черт.
Ворота Бюле
Являются частью архитектурного ансамбля, их возведение датируется 267 годом. Врата считаются запасным входом на площадку, этот небольшой проем в стене после набегов древнегерманских племен герулов давал возможность жителям незаметно покинуть территорию. Названы в честь Эрнеста Бюле архитектора из Франции, который в 1825 году занимался археологическими раскопками в данной местности и обнаружил тайные врата.
Святилище Зевса
Расположено к востоку от Эрехтейона, его главная особенность – отсутствие крыши. Информации о том, как выглядело святилище ранее, нет, и все полученные данные различаются, поэтому будущая реконструкция строения может не соответствовать действительности. В соответствии с одной из гипотез ученых данный участок был идеальным для поклонения главному богу Олимпа, так как на нем расположена наивысшая точка холма над уровнем моря. На территории святилища был установлен жертвенник из бронзы, а также небольшая часовня, в центре которой находилась жертвенная яма. Жертвоприношениям в те времена считали совместную трапезу богов и людей. Было запрещено пиршество до момента, как часть пищи отправится в большой костер. Вначале продукты, фрукты, печенье, благовония и другие подношения сжигали возле святилища, а пепел аккуратно ссыпали в эту нишу. Свидетельств о ритуалах нал людьми в честь богов не найдено.
Бравронейон
Сооружение находится недалеко от уцелевших развалин древних микенских стен на востоке. Артемида Браврония была покровительницей девушек до момента бракосочетания и защитницей беременных женщин.
В соответствии с документами создателем святилища считается Писистрат, на родине которого поклонялись этой богине. Форма небольшого храма – колоннада в дорийском стиле, к ней примыкают два крыла в виде буквы “П”, где хранились статуи богини Артемиды, одна принадлежит рукам скульптора Праксителя, автор второй – неизвестен. Дата возведения святилища точно не известна, примерно – 430 г. до н.э. Святилище не играло главную роль в комплексе, поэтому вместо традиционного античного алтаря здесь стояло 4 портика, к которым женщины возлагали свои пожертвования.
Раз в четыре года жители столицы отмечали праздник “Бравронии”: от Афин до Браврона (38 км) шла пешим ходом процессия из девочек (7-10 лет), чтобы остаться там минимум на один год и играть роль медведиц для Артемиды (она считалась Медвежьей богиней). Здесь регулярно проводились ритуалы, после последнего девочки снимали длинные накидки, которые носили весь год, что символизировало наступление периода женской зрелости.
Халкотека
За святилищем находилось сооружение с дополнительным отдельным помещением (“внутренняя комната”), где хранили щиты, метательные орудия, культовые предметы для обрядов поклонения Афине. Точная дата строительства неизвестна, по предварительным данным это была середина V в. до н.э., масштабная реконструкция производилась в римский период. В наши дни от халкотеки осталось несколько больших строительных блоков и большая котловина, сделанная в камне.
Театр Диониса – первый “развлекательный центр” греков
Хлеб и зрелища – то, чего требовали местные жители, и это было в изобилии в древней Греции. Первый и самый древний афинский театр расположен в южной стороне холма. Он построен в честь бога виноделия, которого, по легенде афиняне убили, ошибочно полагая, что он давал им отравленное вино. В день его смерти отмечали праздник Диониса, сопровождающийся шумными пиршествами и массовыми гуляниями. Так был создан первый театр, на сцене (тогда это была “орхестра”) которого зрители впервые увидели театрализованные постановки Эврипида и Софокла, здесь родился тандем поэзии и трагедии. Каменное сооружение под открытым небом могло вмещать одновременно до 17 тысяч зрителей.
Орхестру от рядов отделял довольно глубокий ров с водой, ученые высказывают предположение, что эта хитрость улучшала слышимость, благодаря чему даже на верхних местах диалоги актеров было отлично слышно.
Сзади сцены было небольшое здание (схена), предназначенное для переодевания участников постановок. Стены театра были украшены барельефами с изображением богов и эпизодов из мифологии, фрагменты некоторых из них туристы могут увидеть и сейчас.
Вначале посадочные места были полностью изготовлены из древесины, но в 325 г. до н.э. их заменили более долговечными мраморными. Их высота составляла только 40 см, чтобы можно было видеть все происходящее на сцене, комплектовались мягкими подушками.
Кресла в первом ряду были именными, об этом можно судить по надписям, которые не смогли уничтожить силы природы. В I веке амфитеатр перестроили, это положило начало гладиаторским боям и цирковым представлениям. Между первым зрительным рядом выстроили высокий железный бортик, для безопасности посетителей.
Пещеры холма
Пещера Зевса
Каждый год весной сюда приходили “избранные” афиняне, которые ожидали молнии – природного явления, считающегося знаком прихода главного божества Олимпа на холм Арма. Он указывал им правильный и безопасный курс на Дельфы, это был сигнал, что божество оберегает и благословляет.
Алтарь Аполлона
Недалеко с пещерой Зевса можно увидеть углубление, в котором располагался алтарь бога Солнца. После того, как местные жители выбирали 9 архонтов (высших должностных лиц столицы), они отправлялись давать присягу верности и чести на алтарь Аполлона Патросского, вторая торжественная клятва произносилась именно здесь.
Пещера Пана
Если пройти от алтаря немного на восток, можно увидеть маленькую пещерку, которая почти заросла. Это дань уважения Пану – богу пастухов и лесов. Он появился в умах греков и официальной литературе после битвы при Марафоне в 490 г до н.э. Ему приписывают внушение страха персам и победу местных жителей.
Источник Клепсидра
В западной части расположена небольшая каменная ниша с источником, ранее называвшемся “Эмбедо”. Его воды периодически исчезают, затем на поверхности земли снова появляется родниковая вода. В века V в. до н.э. греческий полководец Кимон превратил его в фонтан, который позже завалили камнями. В период расцвета христианства Клепсидра получил статус “святого”, возле него начали выстраивать небольшую церковь Св. Апостолов.
Акрополь как уникальная экосистема
Холм является не только колыбелью греческой цивилизации, но и значимой для природоохранных организаций заповедной территорией. Биолог Григорис Тсунис утверждает, что Акрополь – это уголок рая на земле. Ученый долгое время изучал многообразие флоры и фауны на склонах холма и пришел к выводу, что в данной экосистеме присутствуют редкие виды птиц и бабочек. Увидеть одного из представителей фауны в наше время – большая удача.
Среди маковых и ромашковых полян также встречается уникальное растение под названием “micromeria acropolitana”. Микромерия произрастает только на склонах Акрополя, в местах, где преобладают скалистые участки и минимум почвы. Впервые было замечено в 1906 году, после чего бесследно исчезло. Г.Тсунис обнаружил его повторно только в 2006 году, засвидетельствовать наличие Микромерии приехала профессор Кит Тан из Копенгагенского университета. Команда ученых не прекращает разработки дальнейших действий по охране экосистемы местности, чтобы долгое время этот удивительный уголок встречал туристов не только историческими руинами, но и природными богатствами, которые не успели уничтожить стихии и разрушительные действия человека.
Если есть желание купить сувениры, лучше делать это в лавках столичных мастеров или магазинах. Тройная наценка на безделушки в виде магнитиков, камней и кружек сильно ударит по карману, а ассортимент акропольских продавцов ограничен – местные власти не дают разрешения на превращение достопримечательности в заурядную торговую площадку. Но греки – мудрый народ, они понимают, что иностранным туристам сложно понять все величие святой земли, попытки прихватить с собой кусочек полуразрушенного ветрами, осадками и временем храма или театра были и будут. Каждую ночь смотрители поднимаются на площадку и разбрасывают кусочки мрамора, ракушек и цветного стекла, которые можно унести с собой в качестве сувенира.
Видео