Адрес: Akshardham Noida Mor, Pandav Nagar, New Delhi, Delhi 110092, India.
Как добраться: станция метро “Akshardham” (Blue Line) в сторону Dwarka Sector 21; автобусы № 347, 362, 443 – до остановки “Akshardham Temple”.
Храм Акшардхам – духовное сердце Индии
Главная жизненная цель индийцев – постижение духовных знаний, ведущих к просветлению. Для них это так же естественно, как жить. Найти в Индии нерелигиозного человека трудно, практически невозможно. В отличие от христиан, почитающих умерших чудотворцев, причисленных к лику святых, индусы чтят и живых, поэтому там и сейчас действуют ашрамы, где Учителей считают Аватарами.
Загадочный край буквально усеян сакральными памятниками. Миллионы устремляются в Дели, чтобы увидеть воочию индуистский уникальный храмовый комплекс Акшардхам, занесенный в Книгу рекордов Гиннеса, как самый величественный на планете.
История возведения храма Акшардхам
Идея построения обители Господа принадлежала Йогиджи Махараджу, лидеру центра духовности “BARS”, проповедовавшему поддержание гармоничных взаимоотношений в семье, ведение здорового образа жизни без курения, алкоголя, наркотиков, сохраняя чистоту тела и духа.
Он намеревался посвятить строение великому йогу по имени Свами Нараяна, ставшему олицетворением единства наций и всеиндийского возрождения, вдохновившему тысячи мирян идти путем обретения Истины. Йогиджи попытался запустить проект в действие (1968 г.), но не успел, покинув бренный мир.
Затею продолжил осуществлять преемник, но для реализации требовалась огромнейшая сумма – 500 млн.$. Долгих 18 лет ушло на сбор денежных средств, все они – добровольные пожертвования. И это в государстве, где треть населения влачит жалкое существование за чертой бедности, считающейся и сегодня неизлечимой болезнью экономики. Как такое возможно?
Индийский народ прекрасно понимает, как важно быть щедрым, не скупясь жертвовать на благие деяния. Чтобы быть богатым, надо приучить себя делиться, отдавать, и не только деньги. Это касается любых аспектов: хочешь стать любимым, научись любить других, желаешь быть счастливым – дари счастье окружающим. Так диктуют законы Вселенной.
Приобретя участок под застройку размером 12 га на побережье речки Ямуны, пригласили со всех городов 7 тыс. опытных мастеров, 3000 рабочих. В качестве основного строительного материала выбрали раджастанский песчаник. С разных уголков доставляли мрамор, гранит. Наконец, работы начались (2000 г.).
Постройка ансамбля велась без применения металлического каркаса, бетона. Цементным раствором пользовались только при закладке фундамента, для прочности, ведь речной берег не благоприятен для строительства.
Почему в местности, насыщенной густыми лесными массивами, избегали деревянных конструкций?
Объяснение простое: при влажном климате Индостана дерево слишком быстро сгнивает. Использование камня позволило сохраниться древним памятным святыням до наших дней, пережив намного строителей.
Сотни каменотесов с ювелирной точностью вырезали восхитительные каменные кружева, многочисленные детали, чтобы собрать из них экзотический архитектурный шедевр, как гигантский пазл, держащийся за счет хитроумного сплетения частей. Отделку производили полностью вручную. Спустя 5 лет, 6-го ноября 2005 г., святилище предстало на суд людской во всем величии.
Великолепие экстерьера
Первое, что поражает при подходе – масштабность территории. За кружевной оградой расположился целый храмовый городок с искусственными водоемами, разбитыми на изумрудных лужайках цветниками, выстроившимися, словно под линейку, подстриженными кустами, растущими деревцами, скульптурными композициями, изумительными фонтанами.
В глубине зеленого оазиса, по центру, возвышается нереально красочный, сказочный храм, увенчанный 9-ю воздушными куполами, объятыми 20-ю пирамидальными башенками. К нему ведет дорога, вымощенная мраморными плитами, отшлифованными до блеска. Глядя на него, кажется, будто сами боги, снизойдя с небес, сотворили смертным сие чудо, но оно – плод человеческой фантазии, причем XXI века. Грандиозно! Фантастично!
Нужно быть готовым к тому, что фото и видеосъемки здесь запрещены, поэтому предварительно камеры, фотоаппараты, мобильные телефоны, сумки сдаются на хранение, за исключением документов и валюты. Не положено заходить с оголенными плечами, в обуви. Вход бесплатный, а вот за посещение 3-х музейных экскурсий придется заплатить 170 рупий, но они сполна окупаются. К услугам пришедших – кафе, магазинчики с сувенирами, открытками.
Розовое громадное диво (109х94х42 м), цвет коего символизирует почтительное отношение к божествам, опирается на плечи 148-ми слонов, вырезанных из цельного камня. Неповторяющиеся фигуры представлены в различных ракурсах: идущие стадом, играющие со слонятами, защищающие детенышей от диких зверей, прирученные человеком. Постамент декорирован 42-мя изваяниями различных животных, птиц, 125-ю скульптурами людей, иллюстрирующими бытовые сценки.
Выстроенное по старинным традициям культовое сооружение с резными стенами имеет 234 мощные колонны, украшенные дивными высеченными орнаментами, мифологическими фигурками (порядка 20 000). Святыня окружена с трех сторон каналами. Их боковые стенки оформлены головами священных коров (108), низвергающих прозрачные струйки. Вдоль водной глади, приподняв крылья, застыли гордые лебеди.
Поражающая роскошь интерьера
Чтобы не создавать столпотворения, внутрь пропускают группами, не превышающими по количеству 25 человек. Поднявшись по ступеням лестницы, на входных дверях можно рассмотреть 10 инкарнаций Шри Вишну, выполненных в резьбе.
Зайдя под сень зала, оказавшись в царстве белоснежного мрамора, застываешь от изумления. Его тон олицетворяет абсолютную чистоту помыслов. Это и понятно, ведь только в чистом сердце может поселиться любовь, а, значит, – Бог.Множественные колонны, дробящие пространство, отражаются в зеркале отполированного пола.
Сверкают огоньками беломраморные стены, инкрустированные полудрагоценными каменьями, позолотой. Создается впечатление, что сложные узоры на ажурном купольном своде плелись умелыми руками кружевниц.
Здесь расположены алтари с наиболее чтимыми божествами: Радхи и Кришна, Рама и Сита, Лакшми, Шива и Парвати с Ганешем. Но взор приковывает центральный, где в позе лотоса сидит Свами Нараяна, перед ним – ученики. Все статуи сделаны из золота. Немного дальше хранятся четки, отпечатки стоп, туфли величайшего мудреца. 15 огромных полотен, написанных лучшими художниками, повествуют о его земном бытие.
Разговаривать громко здесь не разрешается, но слова исчезают сами по себе, а все естество охватывает благоговейный трепет. Отступают проблемы, замолкают мысли, возникает желание, замерев на месте, наслаждаться неземной красотой долго, бесконечно.
По следам исторического прошлого
Путешественники получают замечательную возможность посетить музей, состоящий из помещений, соединенных цепочкой лабиринтов. В первой комнате довольно реалистично увлекательно с помощью манекенов-роботов, умеющих разговаривать, жестикулировать, демонстрируются отдельные сюжеты из жизни гуру.
В кинозале показывают 40-минутный фильм о непростой судьбе мальчика, ставшего к концу XVIII в. символом перемен в державе. Звали его Нилкантх. Ему – всего 11 лет, но он изучил Веды, знал о своем предназначении. 29 июня 1792 г., чтоб никто не остановил, он ночью покинул отчий дом, переплыл бурную реку Сарью и отправился в странствие длиною 8000 миль.
Маленький путник, босоногий, в одной набедренной повязке, исколесил много нехоженых троп, пройдя суровые испытания. Медитация, йогические упражнения помогли выжить, постигнуть непоколебимые правила природы, укрепив веру и плоть. На севере, забравшись на высочайшие горы Гималаи, он пробирался через глубочайшие ущелья, пересек перевал вышиной 18000 футов, где поджидали снег и морозы.
Проходя через безводную пустыню, изнывал от жажды и палящего солнца. Промокал под ливнем, минуя тропический лес, любовался бескрайними плодородными равнинами. Посещая несчетные поселения, делился приобретенными познаниями со встречными, вдохновляя на самосовершенствование, наотрез отказываясь от предложения задержаться надолго. Как говорил сам: “Я странствую, подобно дождевому облачку. Всему живому нужна вода. Поэтому облако беспрерывно движется”.
Путешествуя, изучал народные традиции, несущие глубокий смысл. Например, накануне замужества невесте натирают руки специально подготовленным травяным настоем, чтобы привлечь благополучие, достаток. В начале церемониального процесса молодожены дают друг другу 7 клятв. Появившегося в семье новорожденного кладут на одну чашу весов, на другую, для уравновешивания, горкой насыпают сахар, символизирующий сладострастную любовь супругов.
Юный странник видел проводы в последний путь, означающие не смерть, а всего лишь переход к следующей жизни. Почившего сжигают на платформе (шмашан). Тело подносят на носилках к реке для омовения, потом перекладывают на погребальный костер. Близкий по мужской линии родственник поджигает поленья со всех сторон.
Если покойник – женатый мужчина, вдова часто свершает сати (сожжение с мужем). Отказавшись, женщина считается неблагочестивой, спит на земле или досках, одета в белые траурные одежды без украшений, ест раз за день, выполняет грязную тяжелую работу.
Однажды, придя в небольшой городишко, йогин укротил льва, который вольготно разгуливал темными вечерами по улицам, убивая жителей. Местный жрец предложил ему спрятаться в церквушке. Ответив, что победить страх можно, только встретившись с ним, мальчишка решительно устроился под кроной могучего дерева, обрекая себя на верную гибель.
Каково же было изумление священнослужителя, видевшего из окна, как хищник, приблизившись к ребенку, уселся подле него, сложив лапы, как домашний котенок, а утром ушел и больше не возвращался.
На седьмой год путешествий бесстрашный путник пришел в деревеньку Лодж штата Гуджарат. Встреча с Раманандой, произошедшая 21 июня 1799 г., оказалась для 18-летнего юноши судьбоносной. Гуру на протяжении нескольких лет терпеливо ждал появления преемника.
Взглянув в глаза Нилкантхи, старец узнал в нем избранного, подарил имя Свами Нараяна, уговорил остаться, чтобы помогать тем, кто жаждет обрести утраченные ценности. После пройденных 13000 км путешествие героя, нашедшего свое истинное призвание, закончилось.
До последних дней он старался искоренять вражду, суеверия, социальные различия, призывая соотечественников строить мир, где господствует равенство, сплоченность. И тогда именно Индия сможет даровать миллиардам живущим на планете веру, что совершенно разные нации могут проживать в гармонии, полном согласии.
В заключение гостей ожидает захватывающая поездка на лодке по искусственной речушке, протекающей внутри здания. Под приятную тихую музыку проплывут на стенках картины многовековой истории страны, комментируемые на английском языке: ее становление, период расцвета, набеги завоевателей, научные открытия.
Интересно узнать, что еще столетия назад индийские ученые, научившись читать небесные знаки, внесли значимый вклад в развитие астрономии, математики. Ими была изобретена десятичная система исчисления и ноль, а достижения в медицине завоевали мировой авторитет, всеобщее признание. Высокого уровня в ведийскую эпоху достигла, прежде всего, Аюрведа – наука о долголетии, содержащая сведения о сотне тысяч целебных трав, пользующаяся популярностью до сих пор.
В ранних трактатах найдены описания признаков туберкулеза, дифтерии, гангрены, паралича. Их хирурги благодаря 120 видам инструментов успешно в далекие времена проводили операции по трепанации черепа, ампутации конечностей. Специалисты отовсюду приезжали перенимать опыт.
Зажигательное вечернее шоу
Дождавшись сумерек, когда загорятся первые звезды, важно выплывшая на небосвод яркая всемогущая царица-луна набросит пелену серебристого света на затихший город, туристы сполна будут вознаграждены видением фееричного светомузыкального представления.
Расположившись вокруг фонтана в форме прелестного цветка лотоса, зрители становятся участниками необычного обряда с огнем, проводимого священниками возле величавого изваяния Шивы, вознесенного над толпой. Повинуясь магическим звукам произносимых мантр, как птицы, взлетают ввысь мощные разноцветные струи.
Они танцуют под звучание чарующей мелодии, смешавшись между собой, падают с шумом, подобно водопаду, вызывая восхищение, угасают на миг и вновь устремляются вверх, рассказывая о творении, великолепном произведении искусства, откуда уходить не хочется.
Витающие в атмосфере особые неземные вибрации способствуют возникновению медитативного состояния. Становится понятной восточная сказка, повествующая о том, что божественное в человечестве когда-то все же восторжествует.
В наш стремительный динамичный век в погоне за материальными благами мы, к сожалению, забываем о духовном. Лишь в трудные минуты, когда сердце разрывается от боли, душа кричит, взывая о помощи, ноги сами несут к намоленному месту. Получив успокоение, надежду от тех, кто прошел путем совершенствования, рождается убеждение: если люди отбросят мнимые различия, осознав, что каждый является носителем дремлющей искры Божьей, единым общим Храмом для всех станет родная Земля.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru