Адрес: 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, д.1.
Время работы: службы в храмах проводятся ежедневно по расписанию, музей работает с 9.00 до 17.00.
Цена: вход на монастырскую территорию и в собор Святой Троицы – бесплатные, посещение выставок музея – платное.
Фото и видеосъемка: платные, разрешены только в музейных помещениях
и на монастырской территории; в храмах снимать фото и видео без благословения монастырского наместника запрещено.
Богатая история Ипатьевского монастыря
Величественное зрелище белокаменной Ипатьевской обители и золотых куполов ее основного Свято-Троицкого собора открывается путникам там, где речное течение Костромы соединяется с Волгой.
Эта обитель не только одна из наиболее древних на русской земле, но и отмечена знаковыми событиям в истории государства. Именно отсюда начинают свое зарождение древние боярские фамилии – Годуновы, Сабуровы, Шеины. И именно это место по праву считается “колыбелью” династии царей рода Романовых.
Есть несколько версий о времени и событиях, связанных с возникновением монастыря на западе города Костромы. Наиболее распространенная из них говорит, что он был устроен в 1330 г. знатным татарином по имени Чет, выходцем из Золотой Орды.
По преданию, следуя в Москву для встречи с великим князем Иваном Калитой, Чет заболел. А когда решил отдохнуть в дубовой роще, то случилось ему увидеть Пресвятую Богородицу, рядом с ней были апостол Филипп и священномученик Ипатий Гангрский.
После этого мурза выздоровел и по приезду в Москву принял православие. С позволения великого князя построил он в месте своего необыкновенного исцеления церковь в честь Святой Троицы и основал там монастырь.
Иные версии говорят, что возникновение монастыря могло произойти примерно в середине XIII века и его связывают с именем князя Владимира Ярославовича (брата Александра Невского) или с жителями земли новгородской, так как они почитали святого Ипатия как покровительствующего посадникам своего города.
Но и эти версии не умаляют роль татарского мурзы Чета в жизни этого святого места. Приняв при крещении имя Захарий, он явился прародителем рода Годуновых, которые впоследствии внесли огромный вклад в развитие святыни.
Здесь располагалась усыпальница этого известного боярского рода, где в числе других представителей фамилии нашли себе упокоение мать и отец Бориса Годунова.
Изначально все монастырские строения были сделаны из дерева. Позже при деятельном участии Дмитрия Ивановича Годунова, приходившегося царю Борису Годунову дядей, были выполнены каменные постройки.
Их обнесли стеной из камня, где были устроены 6 башен. В 1560 г. был возведен храм, освященный в честь Святой Троицы, где один придел был посвящен апостолу Филиппу, а второй – священномученику Ипатию. В 1564 г. закончено сооружение еще одного церковного строения – зимнего храма, посвященного Рождеству Пресвятой Богородицы.
В конце 1590-х гг. завершается возведение церкви в честь священномучеников Феодора Стратилата и Ирины, считавшихся заступниками царской четы Федора Иоанновича и его жены, которую звали Ирина. Тогда же появляется каменная звонница.
События Смутного времени непосредственно коснулись этих мест. В 1608 г. в монастыре оказались последователи Лжедмитрия II, они были изгнаны оттуда только в 1609 г. При этом существенно пострадали надвратные церкви и храм Святой Троицы.
Стены Ипатьевского монастыря обители помнят о великом событии в российской истории – здесь торжественно было совершено призвание на царский трон Михаила Романова, который вместе с матушкой (монахиней Марфой) проживал тут с осени 1612 г.
Так эта священная земля стала “колыбелью династии” и получила новых щедрых и знаменитых покровителей. В 20-х гг. XVII в. на монастырском подворье были проведены работы по воссозданию стен и зданий, пострадавших в период осады, а в 1640-х гг. монастырская территория была расширена почти вдвое, и эту присоединенную часть стали называть Новым городом.
Династия Романовых особо почитала обитель и делала богатые вклады. Тяжелые времена наступили лишь в царствование Петра I, по указанию которого в конце XVII века была изъята часть колоколов для ратных дел и большая часть доходов забиралась в казну.
Ипатьевская обитель за долгую историю своего существования не раз подвергалась перестройкам и реставрациям. В свое время святыню почтили своими визитами Екатерина II (1767 г.) и Николай I (1834 г.).
Другие императоры посещали ее дважды: в 1837 и 1858 гг. – Александр II, в 1866 и 1881 гг. – Александр III, в 1881 и 1913 гг. – Николай II. После своего приезда Николай I дал указание о переустройстве монастырского подворья и восстановлении келий, где когда-то проживал будущий монарх Михаил Романов с матерью.
Масштабные работы эти проходили под руководством известного архитектора К.А. Тона. Капитальные ремонтные работы и реставрирование собора в честь Святой Троицы проводились и перед торжествами по поводу 300-летия воцарения рода Романовых.
На пышных празднествах по этому случаю в высоко чтимую святыню прибыл с визитом царь Николай II в сопровождении семьи.
В период советской власти обитель разделила участь других религиозных святынь. 1919 г. стал годом ее закрытия, монашеская община была изгнана, а многочисленные ценности перешли в государственную собственность.
В постройках создали общежития для рабочих. В 1934 г. был стерт с лица земли храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. К счастью, полного разрушения обители удалось избежать.
В середине 50-х гг. ХХ в. началось расселение людей из монастырских построек, а в 1958 г. здесь официально создали историко-архитектурный музей-заповедник.
Ипатьевский монастырь в наши дни
Возобновление церковных служб в этих священных местах произошло в 1989 г. 1992 г. стал годом второго рождения Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, где через пару лет уже были первые насельники. Сегодня он целиком отдан под начало Костромской епархии.
До сегодняшнего дня из великолепного архитектурного ансамбля дошли собор, посвященный Святой Троице, Лазаревская церковь и храм, устроенный во имя священномучеников Хрисанфа и Дарии.
Златоглавый Троицкий храм – это вторая церковь из камня. Предыдущая была порушена ввиду несчастного случая в 1649 г., а к 1652 г. на ее месте устроили новый прекрасный собор крестово-купольного типа.
Особой красотой отличалась уникальная роспись храма, выполненная артелью мастеров-иконописцев под началом Гурия Никитина. Фрески на стенах были сделаны в четыре яруса.
Верхний прославляет Святую Троицу, далее идут чудеса, совершенные Иисусом Христом, третий ярус – страдания Христовы, и четвертый рассказывает об апостольских деяниях.
Реставрационные работы проводились на монастырском подворье и в начале 2000-х гг.. Теперь здесь можно посетить не только службы в действующих храмах, но и ознакомиться с другими уголками этого историко-архитектурной достопримечательности, побывать в церковном историко-археологическом музее, богатом редкими экспонатами, среди которых рукописные и печатные старинные книги, дарственные грамоты, фотографии, гравюры, модели церковной архитектуры, церковная живопись и скульптура, экспонаты, связанные с историей обители и династией Романовых и др.
Паломников сюда влекут и святыни, сохраняемые здесь – чудотворный образ Тихвинской Ипатьевской Пресвятой Богородицы, частица Ризы Господа Иисуса Христа, частица мощей святого мученика Ипатия Гангрского.
Татьяна Матыцына специально для lions-guides.ru