Адрес: улица Лермонтова, д.6.
Телефон: +7 (86342) 4-11-09.
Время работы: с 10:00 до 18:00 – без перерывов и выходных.
Входная плата: за посещение – 60 рублей, за фотосъемку – 60 рублей, за видеосъемку – 200 рублей.
Как добраться: находится неподалеку от береги реки Дон, в месте пересечения Пролетарского спуска и улицы Лермонтова.
Город Азов на берегу реки Дон знаменит в первую очередь крепостью, от которой прекрасно сохранились валы, стены и одни ворота. Однако в этом населенном пункте находится еще один не менее знаменитый памятник эпохи Екатерины Великой – пороховой погреб.
Он являет собой уникальный объект фортификации, аналогов которому нет в стране. Находится азовский погреб на территории Азовской крепости – там, где ранее находился бастион святой Анны (центр форта).
Особенности Азовского порохового погреба
Впервые специальное место для хранения пороха было построено в крепости в начале 1770-х гг. – тогда основным материалом стало дерево, которое из-за влияния влаги и климата довольно-таки быстро пришло в негодность.
Уже в начале XIX века деревянный погреб заменили кирпичным строением. Здание спроектировано как прямоугольная конструкция с широким тамбуром, полками для хранения ядер и пороха.
Крыша имела сводчатую форму. Высота погреба составила около 12 метров, 5 из которых находятся под землей. Все стены погреба отличаются двойной кладкой, между ними создана промежуточная вентиляция, что позволило создать особый микроклимат (термосный эффект), отличающийся сухостью. Для усиления эффекта инженеры решили просмолить крышу и утеплить ее дерном, что добавило покрытию прочности.
После расформирования гарнизона крепости погреб превратили в обычную хозяйственную постройку, где хранили продукты, лед, рыбу, соль и сахар. После Второй мировой войны местные архитекторы и охранные фирмы по сохранности памятников выступили за то, чтобы пороховой погреб Азова признали историческим объектом и памятником инженерного искусства.
Городская администрация поддержала инициативу ученых, присвоив азовскому погребу статус памятника федерального значения. Данное обстоятельство позволило уже в 1960-х гг. начать масштабную реставрацию, чтобы в будущем превратить объект в краеведческий музей. Открытие состоялось в 1967 г., оно было приурочено к важной дате в жизни города – 900-летию со дня основания.
Музейная экспозиция
Собранные предметы коллекции отражают историю Азова XVII – XVIII вв., которая тесно переплетается с историческим прошлым Российской империи. Акцент сделан на том, чтобы показать важную роль города и крепости в военной истории, в развитии военного искусства и фортификационных сооружений.
Большинство экспонатов, представленных здесь, являются подлинными и оригинальными. Центральное место в созданной экспозиции занимает сам пороховой погреб. В его комнатах находятся орудия, использовавшиеся для заряжания пушек и огнестрельного оружия. Залы погреба привлекают наибольшее число посетителей – в них можно прикоснуться к истории фортификаций, увидеть своды крепости и нары для хранения снарядов.
В здании музея художником А. Чернышевым создана замечательная диорама, рассказывающая об осаде Азова в 1696 г. Памятка эта является самым старым предметом в музейной коллекции Порохового погреба.
Отдельно представлена документация и схемы различных объектов, находящихся на территории крепости. Кроме того, в музее собран богатый арсенал огнестрельного оружия, артиллерийские орудия, изготовленные во времена Петра I. Рядом с оружием расположено вооружение защитников Азовского форта. Быту солдат уделено особое внимание, поэтому среди выставленных предметов можно увидеть личные вещи, одежду, оружие, переписку.
Сотрудники музея постарались представить историю Азова с разных сторон, создав отдельную выставку о роли Азова в искусстве и картографии. Во дворе учреждения расположена насыпь, являющаяся моделью половецких курганов. На нее поставлены настоящие каменные половецкие бабы.
Рядом с насыпью находится пушка, отлитая в конце XVII века. Комплекса стал местом хранения посмертной маски Петра I, которую в 1725 г. создал Б. Растрелли.
Через 40 лет после открытия в музее провели реконструкцию экспозиции. Благодаря усилиям сотрудников и научных работников элементы выставки стали сопровождаться мультимедийными технологиями, инсталляциями, видеоматериалами, что значительно “оживило” учреждение и стало привлекать еще больше посетителей.