Адрес: улица Белякова, 9а.
Телефон: +7 (4912) 33-53-36.
Время работы: с понедельника по пятницу – с 8:00 до 17:00, суббота и воскресенье – выходные.
Входная плата: отсутствует.
Как добраться: любым городским транспортом, идущим до остановки “Дягилевский Военный городок”.
С момента своего появления авиация вызывала уважение и трепет как у обычных жителей страны, так и у опытных летчиков. Как следствие, в Рязани возникла идея создать специальный музей, посвященный дальней авиации.
Сейчас его богатую коллекцию могут увидеть все желающие, правда, для этого необходимо заблаговременно оформить заявку на групповую экскурсию, ведь учреждение находится в здании Центра боевого обучении летного состава.
История создания Музея дальней авиации в Рязани
Музей Дальней авиации в гарнизоне Дягилево, что под Рязанью, создан в честь 30-й годовщины победы над немецко-фашистскими захватчиками. Главным инициатором организации экспозиции стал Юлий Николаевич Ермак – подполковник ПЛС и по совместительству преподаватель местной летной школы.
Он сколотил группу энтузиастов, начавших активную работу по сбору фотографий, чертежей и документов, рассказывающих о развитии авиации в стране. На их основе были созданы красочные стенды и макеты, ярко иллюстрирующие различные летательные аппараты и их особенности.
Торжественное открытие достопримечательности состоялось в 1975 г. – 29 апреля. Как и тогда, она размещается в здании летной школы и занимает почти половину второго этажа. С годами здесь скопились личные вещи, образцы формы, награды, письма, карты с дырками от пуль известных советских и российских летчиков.
В 2015 г. учреждение отпраздновало свое 40-лети. За эти годы местные залы посетило более 120 тыс. чел. в ходе 6 тысяч экскурсий, причем с каждым годом число желающих увидеть собранные здесь экспонаты не только не уменьшается, но и постоянно возрастает.
Сюда приезжали и рядовые люди, и известнейшие личности в сфере авиации – Валентина Терешкова, Владимир Аксенов, Алексей Леонов, Герман Титов, многие другие.
Чем интересен Музей Дальней авиации в Рязани
Больше всего туристов удивляет фундаментальный подход в организации экскурсий: прогулки по залам проводятся с музыкальным и световым сопровождением для максимальной визуализации описанных событий и моделей самолетов.
Помимо фотографий, чертежей и макетов, посетители могут воочию увидеть уникальные летательные аппараты, установленные на площадке под открытым небом, используемые в разное время для Дальней авиации. Там же можно ознакомиться с образцами вооружения к этим самолетам – крылатыми ракетами и бомбами разных лет выпуска.
В самом здании экспозиции размещены практически рядом с учебными классами: первое знакомство с экспонатами начинается уже с коридора. Музей рассказывает об истории авиации, начиная еще с древней Руси и заканчивая современными разработками.
Конечно, первых “летчиков” из народного фольклора – Бабу-Ягу и Змея-Горыныча – комплекс не рассматривает, зато здесь собраны описания и первые чертежи, созданные местными умельцами задолго до первого удачного полета.
Один из стендов посвящен легендарному конструктору и морскому офицеру Александру Можайскому, сконструировавшему первый в России самолет еще в конце XIX века.
К сожалению, документации о ходе полетов нет, но другие источники, близкие к разработчику, утверждают, что этот гений погиб при попытке взлета, причем летательному аппарату все же удалось оторваться от земли. Если это так, что Можайского смело можно назвать первым человеком на планете, взлетевшим в воздух на самолете.
После успеха полета братьев Райт в 1905 г. весь мир спешно осваивал авиацию, а среди музейных экспонатов можно увидеть документы о проведении конкурса на конструирование первого российского аэроплана.
Не меньше внимания уделено и известному летчику Петру Нестерову – в его честь названа знаменитая “мертвая петля”. Данный маневр опытный летчик провел не по ошибке, а в желании проверить возможности аэроплана в управлении и найти информацию для конструирования самолета, пригодного для воздушного боя.
Еще один стенд посвящен изобретению Глебом Котельниковым парашюта для спасения летчиков из поврежденных машин. Удивительно, но сохранился письменный ответ руководства, жестко раскритиковавшего нововведение в связи с тем, что так летчики будут покидать самолеты при первой же опасности, оставляя летательные аппараты на произвол судьбы.
А так как машины завозятся из-за границы, а желающих стать летчиками уйма, то важность самолетов значительно превышает человеческую жизнь. К счастью, в дальнейшем власти все же изменили свое мнение и парашюты стали неотъемлемой частью авиации. Не остались без внимания и более поздние разработки авиаконструкторов, с достижениями которых гостей знакомят остальные стенды.
Музей Дальней авиации в Рязани будет интересен не только ярым любителям самолетов, но и всем интересующимся людям! Здесь можно узнать много интересного об освоении воздушного пространства от давних времен до современных технологий!