Лонха-де-ла-Седа (Шёлковая биржа) Адрес: Plaza del Mercado, 46001 Валенсия, Испания (комплекс Лонха-де-ла-Седа находится на Рыночной площади в историческом центре города напротив церкви Сантос-Хуанес и Центрального рынка). Время работы: понедельник-суббота с 9:30 до 19:00, в воскресенье и по праздникам — с 9:30 до 15:00. Биржа закрыта 1 и 6 января, 1 мая и 25 декабря. Стоимость входного билета: 2 евро, в воскресенье и по праздникам - вход бесплатный.
Рассекая песчаные барханы, преодолевая нелегкую дорогу пустыни, брел караван, груженный тяжелыми тюками. Погонщик уверенно и неспешно вел верблюдов к очередному оазису. Непродолжительный отдых и снова – поход: все дальше на Запад, туда, где за товар отдавали баснословные деньги. Великим шелковым путем везли в Европу пряности, керамику, изумительные ткани. А на краю материка, в солнечной Испании, с нетерпением ждали восточных посланцев, прежде всего, с высококлассным натуральным шелком, который оценивался на вес золота.
История Шелковой биржи
В старину диковинную пеструю азиатскую продукцию, радующую взор, раскладывали на валенсийской Рыночной площади, и начинался торг. Продавцы ее расхваливали, невероятно громко кричали, перебирая в руках струящуюся, нежную материю, причмокивая от удовольствия, хитро прищуривая глаза. Перекупщики-евреи платили звонкой монетой за искусное ткачество, потом втридорога перепродавали. Стоит отметить, что в сшитых шелковых изделиях не заводились надоедливые насекомые (ведь европейцы не отличались чистоплотностью). Сам Юлий Цезарь, щеголяя перед гостями, горделиво выставлял напоказ свои радужно переливающиеся одежды.
Впервые на планете шелк научились изготавливать в Китае более 5 тысячелетий назад. Как повествует древняя легенда, Си Линг Чи, юная супруга китайского владыки Хуан Ди, сидя под тутовым деревцом, чаевничала, наслаждаясь вкусом ароматного травяного отвара. Внезапно женщина заметила в чашечке свалившийся с ветки кокон. Извлекая его из горячего напитка, она увидела, что он разматывается, из него тянется тоненькая ниточка, оказавшаяся слишком прочной. Смекалистая императрица догадалась, что из нее можно получить замечательнейшее волокно для пряжи. С этого все и началось.
Китайцы ревностно хранили секрет, за разглашение карали смертной казнью. Разгадал его неожиданно византийский император Юстиниан (552 г). Однажды к нему пришел инок, посетивший Поднебесную. Он поведал об особых червях, производивших ценнейшую нить. В далекий Китай отправили целую экспедицию монахов. Понимая, что червячков живыми не довезти, они заполнили полые бамбуковые трости похищенными яйцами бабочки, семенами дивного растения и благополучно вернулись с ними домой.
Так тайна шелкопрядства, удерживаемая китайцами более 3 тыс. лет была раскрыта, дойдя со временем до Валенсии. Изготовлением чудо-ткани стали заниматься многие местные жители. К 1487 г. в городе насчитывалось до 300 умельцев по производству шелковой нити, а к XVIII в. уже 25000 человек были задействованы в этой отрасли.
Сюда начали устремляться покупатели изо всех уголков земли. Возникла острая необходимость объединить горожан, торговавших заморским и отечественным дивом, в едином центре. Приняли решение основать здание, являющее собой символ процветания, могущества Арагона, призванное стать действующим неповторимым храмом, но не духовным, а торговым. Для осуществления замысла 25 домовладельцев продали собственные жилища государству, территорию расчистили, пригласили талантливейших мастеровых, и закипела работа.
Под руководством Пере Компте опытные каменщики, скульпторы, резчики по дереву принялись за дело (Хуан Иварра, Жуан Корбера, Доминго Уртиага). Строительство продолжалось с 1482 по 1548 г. Постройка превратилась в важнейшее любимейшее детище зодчего, став средоточием заключений сделок, потрясающим знаковым сооружением, отобразившим Золотой век града, символизируя его богатство и величие. Удивительным бриллиантом засияла Валенсия в королевской короне.
К торговому перепутью потянулись чужестранцы, старались их опередить испанцы – всем не терпелось взглянуть на шедевр из известняка, лучший не только в Испании, но и на всем континенте. В разное время его использовали по-всякому: приют для заболевших чумой, место собраний нумизматов, филателистов, склад зерна, казарма для военных, нанесших наибольший ущерб, но в памяти народа оно осталось Шелковой биржей.
Поздняя готика в экстерьере
Именно так характеризуют стиль, в котором построено здание. При первичном обзоре оно воспринимается, как средневековой замок, завершающийся зубцами-стенами, украшенными гербами, медальонами, колоритными водостоками. Все части строения сосредоточились вокруг уютного патио с восьмиугольным фонтаном, мраморными скамейками да плодоносящими тенистыми апельсиновыми деревьями.
Пристальное внимание привлекает скульптурная отделка дверей, окон. 28 магических существ поселились под крышей – горгульи, служащие для отвода дождевых вод с кровли. Можно часами стоять, изучая каждую отдельно. Здесь жуткие чудовища, фантастические звери и птицы, мифические герои, фигурки людей. Большинство изваяний выполнено гротескно, в непристойных позах. Отдельные оригинальные скульптуры потерялись, их талантливо воссоздавали по имеющимся образцам.
Портал увенчан килевидной аркой. Капитель вмещает в себе сцену чародейства и гневно изгоняющую ведьм Деву Марию с младенцем, окруженных херувимами. С обеих сторон – огромные продолговатые окна, забранные ажурным хитросплетением, выше – ангелочки, расправив крылья, поддерживают эмблему столицы края. Недалече – геральдика Арагонского королевства. Сверху, в центре треугольника, – крылатый ангел, застывший в молитве. Наружная арочная поверхность инкрустирована крестоцветом, колючими листьями чертополоха. Иногда это место величают Порталом грехов, ибо обнаженные человеческие статуи олицетворяют порочность земного бытия, безнравственные поступки общества, слабость плоти, несовершенство духа.
Откосы, архивольты сплошь заполнены драконами, пугающими демонами, парочками, занимающимися прелюбодейством. Здесь – ощерившиеся волки, гордые кентавры, медлительные черепахи, клыкастые кабаны. С ними мощный лев, олицетворение сомнения – улитка и добродушный пес.
Посредине комплекса – четырехугольная башня, возводимая поэтапно, достроенная в XIX столетии, в чем можно убедиться, внимательно разглядев отличие в оттенке кладки. Снизу – уродливая сущность раскрыла пасть, выпучила глазища, злобно рассматривая прохожих, напоминая о непреложном наказании, поджидающем каждого, нарушившего закон.
Солнечные лучи проникали сквозь три окошка в застенки тюремных камер, разместившихся вверху башенки, где нечестные торгаши, воры, обманщики сидели в ожидании суда, надеясь на смягчение приговора. Именно сюда кидали банкротов, не желавших расплачиваться по счетам, заключать справедливые сделки. Сначала таким хитрецам отпиливали одну ножку скамьи, на которой они восседали, потом – другую, а затем – камера.
Внизу – капелла Богоматери Милосердия, покрывающей омофором чиновников, стоящих у власти. Под ее покровительством образовалось общество производителей шелка. Каменные евангелисты: Марк, Матвей, Лука, Иоанн застыли по углам молельни. Витражное оконце пропускает поток света, преламывая его на разноцветные блики, пятна. Следующее окно-розетка выходит в апельсиновый дворик.
Левая фасадная сторона представляет собой 3-ярусный Консульский павильон. На нижнем этаже служат восхитительным украшением узорные, поддерживающие оконные блоки консоли. Ваятели со смешливым нравом, а, может, презрительным, прилепили туда особь мужского пола, справляющую большую нужду – каганера. Поодаль – сказочное существо с невинной, милой улыбающейся мордашкой и пара сражающихся между собой рыцарей.
Большущие окошки второго яруса с легкими, воздушными переплетами соединены импостом. Колонны-средники делят каждое из них на равные части. На третьем уровне – уже восемь оконцев, оканчивающихся килеобразными арками. Ниже – балюстрада из камня с гербом города и фризом, декорированным портретными медальонами, запечатлевшими, как нереальных, так и исторических личностей: обилие богов Олимпа, очаровательная Изабелла с Фердинандом, могущественный Максимилиан I, венценосный Карлос V. Все лики (до 40 штук) протянулись изящной лентой, а завершается это представление славы императорской короной и импозантными стоками.
Задний фасад – ярчайший пример пламенеющей готики. Гигантский проем оформлен стрельчатыми арками, сливающимися в одну килевидную, разукрашенную декоративным стилизованным цветком и геральдическими знаками. Стройные пинакли окаймляют портал, демонстрирующий тончайшую работу каменотесов: пышная растительность Средиземноморья, странные животные, высовывающие морды из-под листвы, загадочные, непонятные монстры с людскими головами.
Уникальность интерьера
Наиболее впечатляет Колонный зал, занимающий около половины всего ансамбля. П. Компте завершил его возведение достаточно быстро. Ему для этого понадобилось всего 15 лет. Творение столь понравилось городскому совету, что зодчему установили пожизненное жалование. Здесь заключались контракты. Великолепие исполинского пространства с тремя продольными нефами длиной 35,6 м, пятью поперечными шириной 21,4 м, минимум мебели – все располагало к плодотворной деятельности. Потолок высотой 17,4 м поддерживают 24 витые колонны, напоминающие стволы пальм, распускающиеся кверху веерами-листьями.
Свод похож на сетку с множеством квадратных ячеек, прожилками-нервюрами, замковыми камнями. Четыре объединенных между собой величественных регалий королевства образуют центральный ключ, остальные, поменьше, представлены образами покровителей, существовавших валенсийских цехов.
Поражает простотой и оригинальностью пол, уложенный геометрическим рисунком мраморными плитами: черными, белыми, коричневыми. Пальмы-колонны и потолок глубокого синего цвета, усеянный золотистыми звездами; нервюры, выкрашенные в зеленый и красный тон, создавали яркое ощущение пребывания в Эдеме. После реставрации зал приобрел несколько упрощенный вид.
На 17-метровой вышине – темный бордюр с надписью золотистыми буквами, гласящей на латыни о добропорядочности христиан, думающих о райских кущах, не допускающих обмана и лицемерия – союз этических и экономических правил. Особо выделяется двухарочный дверной проем, поддерживаемый опорами в виде кентавров с музыкальными инструментами, воинственных всадников, Самсона, побеждающего льва.
Широкая каменная лестница, берущая начало во внутреннем дворике, ведет к Консульскому залу. Над дверью устроился обитатель преисподней, уплетающий живность. Рядом – могучий грифон. В этой комнате заседали судовые исполнители, решались проблемы, касающиеся судоходства, торговли, выносил вердикты первый испанский трибунал. Она сделана в стиле ренессанса. Главное ее достоинство – наборный потолок из дерева (артесонадо) (1428 г). Говорят, Альфонсо V Великодушный целенаправленно приезжал посмотреть, дабы лично удостовериться в непревзойденной его красоте. Исключительные позолоченные детали (670) изображают различные сценки жизни: резвящаяся детвора, воины в латах, пораженные физическими изъянами тела, играющие музыканты, знаки зодиака, представители флоры и фауны, элементы геральдики. С медальонов взирают мудрые пророки. Есть возможность заглянуть в прямоугольную просторную палату Морского консулата с выходящими в сад окнами. Сегодня здесь проходят многочисленные экспозиции, выставки, учредителем которых является Академия культуры.
Все рассмотреть невозможно, но позволено сфотографировать и потом любоваться дома. Разнообразие фрагментов, пышность декора, высокое качество используемых материалов возводит эту достопримечательность в ранг самых значимых культурных и художественных национальных памятников. С 1931 г. он оберегается законом, с 1996 внесен в список наследия ЮНЕСКО.
Не бредут сейчас караваны. Дорога с Востока давно освоена, позабыта. По морю, железной дорогой, самолетами прибывают в Испанию туристы. Желающие посетят Лонха-де-ла-Седа, познакомятся со славными страницами истории страны, порадуются прекрасному. Вспомнят и обретут невесомые бесподобные наряды из волшебной ткани, увезут с собой частицу души испанских мастеров, ничем не уступающих по умению китайским первооткрывателям шелка.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru