Адрес: Невский проспект, д. 25.
Время работы: в будние дни с 08:30, а в выходные дни с 06:30 до окончания службы.
Как добраться: станция метро “Невский проспект” или “Гостинный двор”
(выход к каналу Грибоедова).
Одно из красивейших, грандиозных сооружений расположено на центральном проспекте Санкт-Петербурга. Первоначально храм создавался как основное хранилище чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Сегодня здесь находятся не только ценнейшие военные трофеи, но и покоится тело Великого полководца – фельдмаршала М.И. Кутузова.
История сооружения Казанского собора в Санкт-Петербурге
В начале XVIII века на центральном проспекте Петербурга решили заложить церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Планировалось возвести строение из камня в стиле барокко по проекту известного зодчего Михаила Земцова. Церковь построили всего за 4 года, освятив новое христианское сооружение в 1737 году.
На церемонии присутствовала императрица Анна Иоанновна. К первому богослужению подготовили уникальную икону Казанской Божией матери, которая являлась списком с церковной реликвии XVI столетия из Казани.
Новая церковь стала местом проведения важных для государства обрядов. Здесь проходили службы в честь громких побед русской армии на фронтах. Находилась она в том месте, где сейчас разбит сквер у современного Казанского собора.
К концу XVIII столетия церковь изрядно обветшала. Необходим был ее ремонт. Павел I, для которого храм имел большое значение (именно здесь он венчался), издал указ об объявлении конкурса проектов придания более парадного вида. В данном конкурсе приняли участие как начинающие, так и известные архитекторы. В частности, Семен Волков предложил сделать церковь пяти-купольной и возвести колокольню.
Этот и многие другие проекты не получили одобрения. Результат конкурса стал неожиданным и сильно осуждался знатными зодчими. Негодование было объяснимо, ведь среди тех, кто подал свои работы для участия, наблюдались такие громкие имена, как Камерон, Кварнеги, Гонзаго и другие. Павел долго не мог выбрать победителя. По истечении некоторого времени, граф А.С. Строганов, резиденция которого располагалась неподалеку, внес предложение не перестраивать старую церковь, а возвести новый храм.
Тем более, бывший его крепостной – молодой зодчий А.Н. Воронихин уже разработал проект. Основной задачей было не только гармонично вписать храм в существующий ансамбль Невского проспекта, но и учесть все каноны строительства религиозных сооружений. Сделать это оказалось довольно сложно.
Согласно правилам, алтарь должен был располагаться с востока, а главный вход – с запада. В этом случае самая красивая часть собора оказалась бы не совсем там, где это было необходимо. Главный фасад в этом случае обратится на Казанскую улицу (в те времена – Большую Мещанскую). Существовало еще одно препятствие. Павел I мечтал увидеть в результате нечто, идентичное собору Святого Петра в Риме.
Римский храм имеет длинную колоннаду в форме круга, а разработанный проект Казанского был несколько иным. Его 4-рядная колоннада стала отличной находкой архитектора и позволила удивительно гармонично вписать Казанский собор в существующий облик Невского проспекта.
Современный Казанский собор
В 1801 году заложен первый камень в основание нового храма. Главным участником данной церемонии стал Александр I, который, вопреки опасениям Строганова и Воронихина, не отказался от идеи строительства собора после смерти своего отца. Для нового императора это стало первым важным делом, которое подняло его авторитет среди народа. Через 10 лет состоялся торжественный ритуал освящения храма. Сразу после начала богослужений, старую церковь убрали.
Собор с самого своего основания воспринимался петербуржцами как символ побед русской армии и некий “талисман”, помогающий совершать великие подвиги и добиваться героических побед. Не случайно именно сюда после завершения Отечественной войны 1812 года привезли добытые в сражениях трофеи – знамена разбитых французских армий.
Немногим позже здесь обрел вечный покой прах фельдмаршала Кутузова. Создание внутреннего оформления продолжалось довольно долго, вплоть до 1829 года. Отделочные работы выполнялись под руководством О. Монферрана.
Жизнь сооружения связана со многими историческими событиями. В конце XIX века в храме проходил обряд отпевания композитора П.И. Чайковского. Чуть позже здесь же отмечали большую дату – 300-летие дома Романовых. Кстати, это событие омрачено досадной трагедией. В момент проведения торжества произошла давка, в результате которой более 30 человек погибли.
Годы советской власти были очень непростыми. В 1920-х годах по всей стране начали изымать ценности, так или иначе относящиеся к религии. Внутреннее убранство и фасады собора пострадали, но богослужения в храме продолжались вплоть до 1932 года. Затем здесь открыли Музей истории религии и атеизма, как, впрочем, и во многих храмах страны. В 1950-1960-х годах собор отреставрировали сначала внутри, затем снаружи.
Полноценно работать вновь он стал в 1998 году, после торжественного освящения. В 2000 году ему придали статус Кафедрального собора.
Архитектурные особенности Казанского собора
Мало кто знает, что современный Казанский собор задумывался зодчим Воронихиным несколько другим. Полный проект так и не был реализован. Согласно задумке, масштабная колоннада должна была украсить и южный фасад, находящийся с противоположной стороны. Однако, незаконченность строения совсем не испортила его внешний вид.
Само сооружение имеет форму продолговатого креста, продолговатая его часть параллельна проспекту. С северной стороны, фасад которой смотрит на Невский проспект, оно оформлено полукруглой колоннадой. С юга, запада и севера в собор ведут входные ворота, украшенные портиками с колоннами.
Перед ними устроены широкие ступени. Купольная часть очень оригинальна. Барабан купола имеет ступенчатую структуру, сужается постепенно, с увеличением высоты. Он поделен на сектора, в каждом из которых имеются прямоугольные окна. В основании самого купола также есть окна, но они круглые, обрамленные выступающими вперед наличниками. Стены собора не совсем типичны: здесь нет больших по ширине простенков, на всех фасадах в два ряда расположены большие окна. Между ними во всю высоту стена украшена пилястрами.
Собор оформлен множеством декоративных деталей: рельефными композициями, резными карнизами, высеченными из камня фигурами.
Само здание собора совсем не “бросается в глаза”, ведь с Невского проспекта открывается потрясающий вид на главную колоннаду, состоящую из 96 колонн. Их высота достигает 13 метров, располагаются они на постаменте, отделанном сердобольским гранитом. Композиционное решение архитектора удивительно гармонично вписалось в окружающее пространство.
Массивные колонны придает зданию неподдельную легкость, в то же время невероятно подчеркивает его грандиозность. Единство с купольной частью создается портиком, расположенным в центре колоннады. Создается иллюзия, что купол находится на пьедестале, сооруженном над портиком. Стоит отметить, что с южного, западного и восточного фасадов само здание и купольная его часть также сочетаются удивительно гармонично.
В отличие от традиционных православных храмов, Казанский собор привлекает внимание не купольной частью, а именно не совсем традиционной для русского зодчества колоннадой. Не очень обычным является и цветовая обработка стен и колонн. основной материал, используемый при их обработке – пудостьский светло-желтый камень, подчеркивает нежную, природную цветовую гамму, сочетающуюся с синевой неба и серебристым куполом.
Существует и еще одно отличие: в Казанском соборе нет колокольни, однако звонница все равно имеется, расположена она в западной части колоннады.
Внутреннее оформление
Внутреннее убранство православных соборов оформлялось так, чтобы прихожан от молитвы ничего не отвлекало. Архитектор немного отошел от этих принципов, он был воодушевлен созданием неповторимого городского ансамбля. Внутри собор напоминает дворцовый зал, со всех сторон обрамленный колоннами.
Свет, поступающий внутрь из небольших окон в купольном барабане, добавляет эффекта торжественности и умиротворения. Сооружение поражает своими внутренними размерами: ширина – более 70 метров, глубина – более 55. В плане собор представляет собой вытянутый крест, это послужило определяющим условием создания внутреннего оформления.
Основным пространством внутри является подкупольная часть. Она очень органично сочетается со сводами, удивительно лаконичная связь достигается с помощью арок. Оформление купольного барабана, арок и сводов выполнено в виде утонченного рисунка из кругов и полукругов. Здесь очень красиво оформлен пол, его очертания повторяют линии сводов. Декор выполнен элементами мозаики в форме уменьшающихся по диаметру кругов. Цвет деталей подобран так, что выделяется эффект рельефности картинки.
Внутри храма в общей сложности 56 колонн. Они выполняют две функции: дизайнерскую и конструктивную. Основная их задача – поддерживать своды. В западной части собора велика их роль в зонировании пространства. С помощью рядов из колонн удалось разделить помещение на 3 нефа. В боковых нефах своды значительно ниже, чем в центральном. Это позволило выделить преимущество центральной части.
Подобным образом устроена и алтарная часть. Архитектор гениально продумал пропорции элементов внутреннего убранства. Буквально каждая мелочь важна в создании общего впечатления. Размеры колонн, окон, высота сводов, габариты самого помещения идеальны по пропорциям.
Пол в храме выполнен методом мозаики. Для изготовления ее использовался камень трех оттенков мрамора и темно-красный кварцит. Рисунок в каждой отдельной части здания создан в соответствии с принципом создания целостности в сочетании с оформлением стен и сводов.
Особенно интересным получилось световое оформление естественным источником света. Благодаря количеству и размерам оконных проемов, внутрь храма поступает свет, который волшебным образом устремляется вверх, в купольную часть. Это создает иллюзию нахождения в красивом дворцовом зале, где неповторимо сочетаются легкость, строгость, пышность и простота.
В середине XIX столетия в соборе появились уникальные люстры, выполненные Шопеном. Они имели бронзово-золоченое покрытие и огромное количество свечей. Рассеивающийся свет, исходящий от них, придает общему интерьеру мягкость, торжественность и особую изысканность.
Собор не похож на другие православные храмы еще в одном: он не украшен иконами сверху до низу. Здесь существовало три алтаря, которые были отделены друг от друга иконостасами.
Главный из них несколько раз видоизменялся. Архитектор Воронихин, в 1811 году соорудив центральный иконостас, увидел некое несоответствие в его размерах и габаритах алтарной части. Еще два иконостаса, Рождество-Богородицский и Антонио-Феодосиевский, были возведены в южной и северной части помещения.
Их декор был пышным, рельефным. Он выделялся из общего оформления собора. В 1836 году решено создать новый главный иконостас, более массивный и строгий. Над ним трудился зодчий К.А. Тон, создав действительно потрясающее творение. Выполнив колонны из малахита, выполнив посеребрение основной части, добавив строгих рельефов и орнаментов, архитектор внес изменения и в боковые иконостасы.
Оформление Казанского собора сочетает в себе несколько различных видов искусства. Все детали настолько продуманы, что вряд ли кто-то может усомниться в том, что что-то сделано неправильно. Сразу видно, что молодой, но очень талантливый архитектор вложил всю свою душу в главное творение своей жизни
Светлана Воробьева специально для lions-guides.ru