Вьетнам – оригинальный регион на Юго-востоке Азии, привлекающий ежегодно все больше туристов. Интересными здесь будут и живописные горы, и красочные долины полноводных рек, и шумные мегаполисы. Чтобы ощутить весь местный колорит, сюда однозначно стоит отправиться, но перед этим не помешает ознакомиться с главной информацией о государстве. В приведенной ниже статье рассмотрены аспекты климата, природные особенности, варианты передвижения внутри и за пределами страны.
🔎 Общая информация по Вьетнаму
Площадь: почти 331,2 км2.
Статус: со 2 сентября 1945 г. – независимое государство, 21 июля 1954 г. – оно признано мировым сообществом. 15 апреля 1992 г. принята ныне действующая Конституция, куда вносили правки в 2002 и 2013 гг.
Население: свыше 94 млн. чел. (по оценке 2015 г.). По национальному составу: вьеты – 85,7%, таи – 1,9 %, тхай – 1,8 % и другие народности.
Официальный язык: вьетнамский; немало жителей хорошо знают английский, русский, китайский и др.
Денежная единица: донг, делящийся на 100 хао или 100 су.
Административно-территориальное деление: государство поделено на 58 провинций и 5 городов государственного подчинения.
Религия: 82% – атеисты, 10% – буддисты, 7% – христиане.
Географическое положение: страна расположена в Юго-восточной Азии, на Индокитайском полуострове. На севере граничит с Китаем, на востоке и юге омывается Южно-Китайским морем, на западе проходят кордоны с Камбоджей и Лаосом.
☀ Климат и погода во Вьетнаме
Климатические особенности государства существенно отличаются в разных регионах – в силу его вытянутости с юга на север. Практически вся площадь расположена в тропиках, но влияние разных воздушных масс обуславливает имеющиеся отличия в погоде.
В целом Вьетнам является тропической муссонной страной, а более конкретно – тропические саванны на юге и теплый сухой климат с муссонными воздушными массами на севере. Такие определения значат довольно простые вещи.
Во-первых, здесь нет четких различий между сезонами и временами года, а отличия в погоде определяются воздушными массами – муссонами. Во-вторых, Вьетнам отличается от регионов этой же широты чуть более прохладным летом и не очень холодной, короткой зимой. В-третьих, тут ярко выражен сезон дождей – несколько месяцев, когда выпадает основное количество осадков. В географическом плане выделяются северный, центральный и южный районы.
Северная часть отличается дождливым летом и достаточно холодной зимой, которая все же короче и теплее, чем в Сочи или Турции. Она делится на гористую и равнинную. На равнинах температуры достигают +20 °C зимой, а минимальные ее показатели фиксируются в январе – до +17 °C.
В горах в зимние месяцы часто бывают заморозки, на вершинах держится снежный покров. Летом же на севере температуры поднимаются до +32 °C, в этот же период сюда приходит сезон дождей.
Подавляющее количество осадков выпадает в период июль-сентябрь, но существенно влажность повышается уже с апреля и держится до октября. Осенью тут часто случаются тайфуны.
Центр имеет небольшой сдвиг влажного сезона в направлении осени-зимы. Температуры здесь зимой составляют +21…+23 °C, летом же показатели повышаются до +34 °C. Сезон дождей начинается тут к августу, а пика достигает в сентябре или октябре. При этом время повышенной влажности может держаться вплоть до января, из-за чего зима теплая и влажная.
Основное количество осадков в год, до 3500 мм, получают склоны горных хребтов, тогда как защищенные ими низменности у берега существенно меньше увлажнены. Минимум же их наблюдается в феврале и марте, когда выпадает за месяц всего до 40 мм. Осенью здесь также часты тайфуны.
Юг считается самым стабильным в климатическом плане регионом государства.
Сюда не доходят северо-восточные муссоны, поэтому отличия в температурном режиме зимы и лета незначительны. Так, максимальная температура наблюдается в апреле – +33 °C, а самая низкая – в январе, +30 °C. Но сезон дождей есть и здесь, он длится в июле-августе, а просто период высокой влажности продолжается с апреля по октябрь.
Во многом южный Вьетнам схож с северными участками, но тут существенно меньше амплитуда температурных показателей зимы и лета. Во время сухого сезона иногда случаются засухи, а осенью могут произойти тайфуны, но вероятность этого гораздо ниже, чем в других провинциях.
🏞 Ландшафт и красивые места
Вся вьетнамская площадь растянута с севера на юг примерно на 1750 км, при этом минимальное расстояние между восточной и западной точками составляет 46 км.
Почти 3/4 занимают горные системы и хребты, тогда как оставшаяся часть отведена под равнины и прибрежные низменности. От других держав Вьетнам также отделяется горными системами. Богатство природных условий по большей части обусловлено его месторасположением на сочленении разных климатических зон.
В состав страны входят и архипелаги, и отдельные острова в Южно-Китайском море и Сиамском заливе. Главные тутошние хребты – Хоангльеншон и Чыонгшон. Первый протягивается с юго-востока на северо-запад, выступая основным водоразделом. Второй делится на северную и южную части:
- северный сформирован несколькими параллельными грядами, оканчивающимися у побережья;
- южный образован несколькими хребтами, плато и межгорными долинами. Здесь находится потухший вулкан Хамронг, который называют “Пастью Дракона”.
Равнинные части образуются дельтами больших и маленьких речек, основными из которых являются Меконг и Хонгха. В дельте последней сформировалась плодородная почва на голоценовом аллювии. Долина ее за многие годы хозяйственной деятельности почти полностью потеряла свои естественные растения.
А вот каньон Меконга, напротив, почти не потерял представителей коренной природы. Здесь вырыто множество каналов, которые вместе с естественными притоками образуют полноводную дельту.
Растительный и животный мир
Растительный покров страны формируют многочисленные горные и равнинные леса. В местах повышенной влажности – это тропические вечнозеленые массивы, а на юге, где увлажнение чуть меньше, – саванны.
В нескольких местах остались коренные вечнозеленые тропики, не вырубленные человеком. Из конкретных пород можно отметить черное и розовое дерево, камфорное, эбеновое и сандаловое, бамбук, многочисленные ароматические породы.
В плане высотной поясности выделяют несколько уровней в горах: у подножий растут влажные вечнозеленые лески, на среднем ярусе произрастают широколиственные, а на верхних ярусах появляются смешанные с хвойными породами. У побережий же наблюдаются многочисленные мангровые заросли, в низменностях можно встретить рощи кокосовых пальм, а на плато – саванновые заросли с бамбуком и травами.
Фауна Вьетнама представлена многочисленными живыми существами разных природных зон. У побережья водятся разнообразные рыбы, креветки, крабы и др., общие запасы которых достигают 65 тысяч тонн, составляя существенный процент общего количества видов.
Речки заполнены пресноводными обитателями, а в дельтах крупных водотоков и болот обитают утки и гуси, цапли, аисты и пеликаны, мелкие рыбешки и крабы. В саваннах можно встретить слонов и антилоп, кабанов и буйволов, орлов и куропаток.
Наиболее богата зона тропических вечнозеленых лесов, тут обитают крупные кошачьи (пантера, леопард), обезьяны и медведи, фазаны и павлины. Много здесь крупных пресмыкающихся и змей, ящериц и черепах.
🌊 Водные ресурсы Вьетнама
Все речки государства впадают либо в другие реки, либо в Южно-Китайское море, они текут по направлению к низменностям с гор. Крупнейшими являются Хонгха в северной части и Меконг в южной.
Первая достигает почти 1800 км в длину, но лишь треть этого показателя относится к Вьетнаму. Начинается же она в горах Китая, а во Вьетнаме может порой мелеть. Но во время паводков и дождливых сезонов уровень воды тут частенько поднимается до 10 м.
Хонгха является судоходной не по всему течению, а лишь в некоторых местах, которые отделяются порогами.
Южная полноводная река Меконг достигает почти 4500 км в длину. Впрочем, на вьетнамской территории она несет свои воды лишь в нижнем течении, также здесь расположена ее дельта. Тут она сильно разветвляется, образуя многочисленные мелкие и крупные рукава вместе с искусственными каналами.
В сезон дождей становится невероятно полноводной, принося с гор в дельту немало наносов. Нижняя часть выдается в море и продолжает увеличиваться до 100 м за год. Меконг важен для вьетнамцев как основная оросительная и ирригационная система, также он считается судоходным по всему течению.
Озер во Вьетнаме много, но почти все они очень мелкие и разбросаны по горным системам. Серьезных размеров они достигают, например, в районе Ханоя, где крупнейшим является Западное (второе по размерам в стране).
Ну а самое большое носит название Бабе, оно расположено в горных системах северо-востока. Его размеры достигают 9 км в длину при 2 км максимальной ширины. Оно является совмещением трех водоемов, находящихся на разной высоте и имеющих тектоническое происхождение. Сюда впадает множество ручьев и маленьких речушек, так что озеро никогда не пересыхает.
🚃 Передвижение по стране
Вьетнам хоть и не является ведущей державой в транспортной сфере, но все же развивает почти все виды международного и внутреннего транспорта.
Тут работают несколько авиалиний, есть развитая система железных дорог и автобусных рейсов, по многочисленным рекам курсирует водная техника, в крупных населенных пунктах популярны такси и более экзотичные виды – мототакси и велорикши.
Добраться из любой точки государства в другую, даже самую дальнюю, возможно, комбинируя разные виды транспорта или различные маршруты одного вида.
Аэропортов в стране 17, из которых 3 принимают международные рейсы – Ханой, Дананг, Хошимин. Последний является самым крупным во Вьетнаме, он обслуживает до 80% рейсов державы. Крупнейшим вьетнамским авиаперевозчиком является компания Vietnam Airlines, которая даже располагает собственным штатом такси в крупных городах.
Работают тут и несколько других авиакомпаний, включая Jet, Vasco и AirMekong. Международные авиакомпании тут также представлены, из них наиболее популярная бюджетная – AirAsia, обслуживающая рейсы во вьетнамские крупнейшие воздушные гавани.
Железные дороги страны обслуживаются государственной компанией. Уровень развития путей недостаточно качественен, но подвижной состав удовлетворяет основным требованиям комфортности. Колея почти везде имеет ширину 1 метр, но на некоторых участках сооружаются европейские и двойные колеи.
Основная ветка ж/д соединяет север и юг Вьетнама, города Ханой и Хошимин. Учитывая, что поезд проходит фактически по всей территории, на этом составе можно попасть в любой населенный пункт, правда, не южнее Хошимина – туда путь не проложен из-за дельты Меконга. Кроме ветки “Ханой – Хошимин”, существуют и рейсы в горный курорт Салу (качество поездов здесь гораздо выше, они ориентированы на туристов), в прибрежный Фантхиет, в северный Хайфон.
На основной ветке есть разделение поездов на обычные и скоростные, которые останавливаются значительно реже. С соседними странами связи посредством железной дороги почти нет, транспорт курсирует лишь в Китай. В будущем планируется восстановить разрушенные участки ж/д путей и наладить сообщение с другими державами-соседями.
Автобусное сообщение развито хорошо по всей стране, здесь курсирует несколько типов автобусов, например повышенной комфортности или только для местных. На автобусе можно добраться даже в самые удаленные места, включая и крайний юг от Хошимина.
Особенно интересной является система OpenBus, представляющая специальные рейсы для туристов. Во-первых, такие автобусы на далекие расстояния останавливаются в подходящих для туристов местах, богатых достопримечательностями. Во-вторых, OpenBus позволяет приобрести открытый билет. Пассажир с ним может на неограниченное время остановиться в любой точке маршрута, отметиться в офисе компании, а потом продолжить свое путешествие.
Лодки, катера и паромы – популярный для Вьетнама способ передвижения. В силу природных особенностей и большого количества рек и каналов лодочное сообщение в стране налажено с размахом. Его средствами можно добраться до ближайших вьетнамских островов.
В мегаполисах развита система такси, но местные частники всегда готовы заполучить с туриста большую сумму. Как следствие, рекомендуется тщательно ознакомиться с ценовыми категориями на разные расстояния и следить за счетчиком во время поездки.
Доверять можно крупным сетям такси: Mai Linh и Vinasun. Кроме автомобилей услуги такси предлагают и извозчики на мотоциклах – этот транспорт гораздо быстрее и дешевле обычных такси, но важно помнить о безопасности и всегда требовать у таксиста шлем. Ну и самым колоритным городским транспортом является велорикша – повозка с пассажирским сиденьем, соединенным с велосипедом.
✈ Как добраться из России во Вьетнам?
Во Вьетнам из России добраться можно исключительно на самолете. Нет, конечно, все желающие могут отправиться в длительное путешествие через всю Азию, но прямой вариант лишь один.
Принимающих международные рейсы из России аэропортов всего два – в Ханое, столице на севере, и Хошимине, крупном городе на юге. Из Москвы курсируют также две авиакомпании: российский “Аэрофлот” из Шереметьево и вьетнамский “Vietnam Airlines” из Домодедово.
Стоимость полетов из российской столицы составляет 20-23 тысячи рублей, из Санкт-Петербурга с пересадкой в Москве – 26-28 тысяч. Предусмотрены вылеты из Иркутска, Новосибирска, Екатеринбурга и Владивостока (22-35 тысяч рублей).
Впрочем, прямые рейсы из России во Вьетнам не всегда являются лучшим вариантом. Многие компании предлагают пересадки в различных городах Азии, цены в таком случае составляют порядка 18-19 тысяч из Москвы:
- Qatar Airways (с пересадкой в Дохе, Катар);
- Cathay Pacific (пересадка в Гонконге, Китай);
- China Southern (пересадка в Гуанчжоу, Китай).
Лучшим выбором для желающих отдохнуть на побережье станет полет в Хошимин, так как оттуда легко добраться до многих курортов страны.
А вот желающим попутешествовать по северу, посетить острова у побережья этого региона, стоит отправиться в Ханой. Оттуда можно будет поехать дальше на юг – в центральную часть Вьетнама и к морю или в Хошимин.
Вьетнам является одной из самых колоритных стран региона, его выбирают многие отечественные туристы как базу для зимовки. Многообразие природных условий, удобные системы транспорта, относительно дешевые жилье и продукты позволяют жить и путешествовать тут с комфортом. А из этого государства уже можно будет отправиться в соседние колоритные страны: Лаос или Камбоджу на западе, многоликий Китай на севере, Индонезию и Малайзию на юго-востоке (через море)!