Адрес: улица Желябовская, д.32.
Телефон: +7 (48536) 6-37-12.
Монастыри являются местами хранения многих религиозных святынь и мощей преподобных старцев, которые становятся объектами паломничества. Слава о чудесах, происходящих вокруг святых останков, быстро разносится в христианском мире, поэтому им едут поклониться верующие и туристы.
Наибольшей мощью пользуются мощи святых, которые жили в X-XIII веках и стояли у истоков распространения православия на Руси. Преподобный Авраамий появился возле современного города Ростова Великого в конце X века. Поселившись на берегу озера Неро – на месте древнеязыческого святилища Велеса, он основал там мужскую обитель.
Выбор места под Авраамиев-Богоявленский монастырь
По местным поверьям, Авраамий получил Божественное откровение, согласно которому должен был посетить Иоанна Богослова в Царьграде.
Путь был не близким, поэтому Авраамий сразу же отправился в дорогу. Однажды ему – около реки Ишни – явился образ апостола и подарил трость из камыша. После возращения святилище Велеса с помощью трости было разрушено, а на его месте возведен храм. Преподобный Авраамий после смерти в начале XI века был похоронен в святыне, а его мощи через двести лет стали известны целебными свойствами.
Развитие монастыря
О монастыре впервые упоминается в хрониках летописи Лаврентия (XIII век), хотя и в более поздних документах продолжали встречаться сведения о его постройках и храмах. С момента основания здесь было учреждено правление архимандрита. В 1620-1640-х гг. во владения монастырского комплекса попали различные вотчины, земли нескольких уездов. К середине XVIII века ему принадлежало почти триста дворов и около полутора тысячи крестьян.
Во время Первой мировой войной сюда временно переселили женскую обитель Евфросиниев-Полоцкий монастырь, хранящий мощи святой Евфросинии, а также епархиальное училище из Витебска. При этом монахи и насельники из Авраамиевой обители вынуждены были переехать в Спасо-Яковлевский монастырь. Назад они так и не смогли вернуться, поскольку в 1917-1918 гг. сакральное сооружение попало под государственную национализацию.
Следующий удар по святыне нанесен через два года, когда осквернению поддались мощи Авраамия, а драгоценности были изъяты. Их передали в местный музей или вывезли в неизвестном направлении. После этого объектами осквернения стали монастырское кладбище и храмы, ограда и стены. На месте кладбища хотели посадить деревья и создать парк, но эта идея не нашла поддержки.
В бывших монашеских кельях жили разнорабочие, а в строениях разместилось религиозное общество, закрытое в конце 1920-х гг. Тогда же полностью было прекращено в храмах богослужение, их здания, как и весь монастырь, передали музею древностей Ростова.
Служители и община сакрального комплекса переехала в Успенский собор. Многие монахи и служки были арестованы и сосланы. Но женская обитель в неполном виде продолжала существовать и состояла их четырех сестер и одного архимандрита Симеона. Интересно, что три сестры попали под репрессии, а монахиня Маргарита прожила в келье монастыря до самой смерти – в конце XX века.
Сам монастырь стал постепенно разрушаться, хотя в церкви Богоявления создан склад для хранения зерна, во Введенском храме – детский сад и санаторий.
Позже они переехали, а помещения храма отдали под медицинский вытрезвитель. Еще в одном храме – святого Николы – долгое время находилась воинская часть и квартиры для солдат. В жилом комплексе настоятеля некоторое время располагалась тюрьма. Храмы и церковь периодически восстанавливались и реставрировались, что на какое-то время спасало от разрушения. Многие строения требовали капитального ремонта, что в частности касалось Богоявленского собора.
В самом начале 1990-х гг. начаты первые работы по реставрации, хотя мощи святого Авраамия так и не были переданы обратно, их поместили в Спасо-Яковлевском монастыре. На территории монастыря создано Подворье Патриарха Московского и всея Руси, что позволило достаточно быстро завершить реконструкцию Никольского храма.
Он был освящен и в нем снова возобновились службы. Подворье в 2004 г. было отдано женской обители, относящейся к Ярославской епархии.
Высокие гости монастыря
В разные периоды развития монастырь посещали преподобные старцы и представители знатных родов. В промежуток с XIII-го по XVI-й века святыня стала местом жительства для епископа Игнатия, названного позже Чудотворцем; святых Иринарха и Иоанна из Кронштадта; преподобного Пимена Затворника; святителя Тихона. Из князей сюда приезжали Сергей Александрович и Елизавета Федоровна Романовы.
Монастырские строения
Как и во многих монастырях, возведенных в X-XII веках, большая часть строений здесь была деревянной. То же самое касалось и храма Богоявления, построенного святым Авраамием. В камень храм “переодели” при Иване Грозном, который посетил обитель накануне битвы за Казань.
Царь взял отсюда ту самую трость из камыша, которой было разрушено древнее святилище Велеса. Здание построено в виде куба, сверху расположены пять куполов и три предела, посвященные Авраамию, Иоанну Богослову, Иоанну Предтече. Над пределом Авраамия находится шатер XVI века, над пределом Иоанна Богослова – кокошники, а над пределом Иоанна Предтечи – звонница.
В честь архимандрита Ионы был возведен храм Введения, представляющий собой храм-трапезню. Над воротами в XVII веке на деньги помещиков Ростова построен надвратный храм Николая Чудотворца. Над могилами святых Афанасия Пимена Затворника в конце XVIII века возвели часовню.
Деньги на строительство выделил купец Ростова Н. Хлебников. До 1930 г., когда часовню приказали разобрать, здесь хранились вериги старцев, считавшиеся реликвиями. В комплекс монастыря также входит церковь в селе Богослов, поостренная в конце 1680-х гг. на месте явления Авраамию образа Иоанна Богослова. Службы в ней проводили представители монастырской братии.
Святыни монастыря
Долгое время в храме Богоявления хранились мощи Авраамия, что превратило монастырь в центр паломничества. Но передача их в музей, а потом в Спасо-Яковлевский монастырь, не смогли отобрать этот статус. Сейчас в Авраамиевом монастыре хранятся мощи других старцев, святые иконы Спаса и Одигитрия, личные вещи святых.
Именно их паломники стремятся увидеть и приложиться к ним, чтобы излечить душевные раны, помолиться. Для посетителей созданы условия для проживания в кельях и питания в трапезной.
Видео