Адрес: Strahovské nádvoří 1/132, Praha 1. тел. +420 233 107 711.
Как добраться: станция метро “Malostranská” – далее пешком или трамвай №22 до остановки “Pohořelec”.
Время работы: ежедневно с 09:00 до 17:00.
Стоимость посещения: для детей – 50 CZK, взрослые – 80 CZK.
Страговский монастырь – центр духовности, науки, искусства
Монастырские обители с давних времен служили спасительным ковчегом, духовной лечебницей человеческим душам. Подобно сияющим звездам в небе ночном рассыпаны они по всей планете: в городах, на крутых горных вершинах, в непроходимых лесных чащах, бескрайних пустынях, наполняя животворящей силой жаждущих познать Бога. Здесь находили душевное успокоение, понимание, защиту от житейских бурь обездоленные, разуверенные сердца. Являясь духовным центром, хранителем культуры и просвещения, божьи обители сберегали столетиями ценнейшие знания. Вратами веры служит Страговский монастырь в златоглавой Праге, притягивая к себе, словно магнит, многочисленных посетителей.
Рождение обители
Расположилась она на возвышенном живописном местечке у подножия Петршинской горы в районе Градчан, где находилась ранее стража, охраняемая Пражский Град от незваных гостей. Отсюда и название. Своим появлением обязана епископу Индржиху Здику, который в 1138 г., совершив паломничество в Святую Землю, загорелся страстным желанием объединить единоверцев в монашескую общину. Известному государственному деятелю удалось заполучить поддержку монарха Владислава II и его жены Гертруды, и в 1140 г. на фоне одноэтажных городских построек вырос мужской монастырь с двух, трехэтажными зданиями, действующий и сегодня. Соблюдая обет безбрачия, монахи взывают молитвой к Господу, прося снисхождения, прощения грехов, благоденствия всему человечеству. Ежедневно, облекаясь в белоснежную одежду, идут трудиться, а к вечеру по ее загрязненности аббат выносит суждение о работе.
Индржих даже не подозревал, что задуманное им благое дело прославится в веках, сея разумное, вечное, доброе благодаря огромной библиотеке, одной из лучших в Европе.
На ее полках хранятся бесчисленные фалианты, содержащие давние знания; многие манускрипты, папирусы ожидают прочтения, изучения и сегодня.
Всем бедам вопреки
За долгое существование монастырь пережил немало. Часто его перестраивали. В 1258 г. деревянные, на тот момент, постройки сгорели, виной был уснувший инок, опрокинувший горящую свечу во сне. Восстанавливали в готическом стиле целых 5 лет. Но это лишь начало бедствий. Находясь близко к центру столицы, пережил налеты брандербуржцев, грабили его каринтийцы, другие насильники. Но и дальше жизнь не щадила. Напавшие в 1420 г. гуситы растащили все, сожгли самое ценное – библиотечные собрания. На воскрешение ушло столетие. За это время достроили костел Роха, полностью перестроили храм Вознесения Богородицы в ренессансном стиле. После варварского нашествия французов благодаря архитектору А. Лураго монастырские владения воскресли, поднялись из праха, приобретя вычурный стиль барокко.
К сожалению, судьба готовила другие тяжкие испытания. В 1648 г. началось длительное сражение со шведами. Наученные горьким опытом послушники еще до появления захватчиков успели раздать огромное количество книг простым гражданам, однако, потери были большими. Жадный швед забирал все, что попадалось под руку. 26 нагруженных сокровищами кораблей с 12-тью ящиками, наполненными книгами, отправились на север. В поисках драгоценностей шведские варвары ничем не брезговали, даже захоронениями. Рассказывают весьма интересный случай.
В далекие времена монахи не отказывались от щедрых спонсоров. Среди них помнят графа Катанского. Богатый шляхтич убил на дуэли соперника. Умирая, в приступе раскаяния, просил похоронить его в коридоре, перед ризницей. Волю грешника исполнили. Один мародер, проигравший в карты значительную сумму денег, вскрыл графскую могилу в поисках золотишка. Видимо, надгробная плита внезапно накрыла его. Воришка, почувствовавший на своей шее цепкие “пальцы” покойника, от ужаса потерял сознание, да больше и не очнулся. Спустя несколько лет аббат решил заменить поврежденное надгробие. Тогда-то увидели страшную картину: руки графа уцепились в горло грабителя, словно пытаясь того задушить. Чудовищное зрелище потрясло всех.
В XVIII в. по указу Йосифа II стали закрывать учреждения, считавшиеся нецелесообразными. Угроза нависла и над Страговым. Только слуги божьи народ предприимчивый. Реакция аббата Вацлава Майера была своевременной. “Не дождетесь!”, – сказал он и тут же открыл двери библиотеки широкой публике, переоборудовав в кратчайшие сроки амбар под новое помещение.
Сложившаяся ситуация сыграла неоценимую услугу монастырскому убежищу. Потерявшие кров монахи с разных уголков страны обозами везли сюда уникальную литературу, иконы в дорогих окладах и прочую церковную утварь. Хранилища обогатились множественными подарками, например, невероятной красоты резными полками из орехового дерева. Ради их установления приподняли потолок в философском зале, покрыв изумительными фресками (работа Франца Мольбертса) на сюжет “Воздействие мудрости Божией на духовную историю человечества”. Страгову удалось не просто выжить, но и выиграть.
Тоталитарный коммунистический режим жестоко отнесся к служителям божьим. Не посчитавшись с беззащитными людьми, их разогнали, национализировав законную собственность. Только Бархатная революция, происшедшая в 1989 г., вернула все на круги своя.
Запечатленный в веках
На территорию можно попасть с западной стороны через входные ворота, увенчанные скульптурой св. Норберта – основателя монашеского ордена каноников-премонстрантов, заселивших обитель. Никто не приходит в этот мир святым, им становятся, приобретя непоколебимую веру в Господа. Однако, до 35 лет назвать верующим этого человека было бы смешно. Находясь при дворе Генриха V, он вел жизнь полную удовольствий и всевозможных светских развлечений, без колебаний отвергнув предложенную должность епископа в Камбре.
Часто судьба преподносит неожиданные сюрпризы. Однажды, оседлав лошадь, он поехал на очередную пирушку. В дороге застала страшная гроза. Молния прямо перед ним ударила в землю. Испуганная лошадь, вздыбившись, скинула всадника. Только чудо спасло его от гибели. Упав на землю, услышал глас небесный: “Отступись от злого, начни делать добро”. Слова, запавшие в душу, изменили в корне жизнь. Уверовав в Творца, он отдалился от императорского двора, пожертвовал на основание бенедиктинского аббатства большую часть нажитого имущества. Спустя 5 лет, организовав премонстрантовский католический орден, получил назначение архиепископа в Магдебурге, где умер в 1134 г. Во внешнем дворе по центру возвышается на каменном столбе его статуя (автор И. А. Квитайнер). С левой стороны находится небольшая церквушка восьмиугольной формы, имеющая довольно интересную историю.
Тайны костела св. Роха
Ренессансная архитектура здания гармонично сочетается с элементами готики. Это хорошо видно по окнам с ажурными переплетами. Возвели его в 1612 г. В стране свирепствовала страшная чума. Император Рудольф II вместе с простым людом искренне молился, прося защиты у святого Роха. Просьба получила отклик, мор внезапно отступил. В благодарность правитель построил церковь, дав имя спасителя. Кто он, этот благородный человек, спасший народ?
Уроженец юга Франции происходил из зажиточной глубоко верующей семьи. Осиротев в юном возрасте, распродал родительское имущество, раздав беднякам деньги, отправился в Рим посетить гробницы св. апостолов. В это время Италия была охвачена чумной эпидемией, уносящей сотни людей. Страну охватила паника, жители бежали. Молодой человек, оказывая помощь больным, заразился. Не желая быть кому-то в тягость, отправился в лес. Найдя заброшенную хижину, поселился в ней, отдавшись воле божьей. Там бы и умер, если бы не странный случай.
Хозяин недалеко расположенного поместья заметил непонятное поведение своей собаки. Схватив со стола кусок хлеба, она исчезала в лесных зарослях. Решив проследить за животным, он обнаружил в стареньком домишке умирающего одинокого юношу, коим был Рох. Растроганный поступком пса человек забрал больного домой и выходил.
Выздоровев, тот вернулся на родину. Изможденного его приняли за бродягу, бросили в тюрьму. Почувствовав приближение смерти, узник попросил привести священника. Тогда только выяснили его личность. После кончины канонизировали, признав защитником от чумы, доставили останки на монастырскую территорию.
Вскоре храм закрыли. Этому поспособствовала неординарная ситуация. Во время моровой язвы, косившей беспощадно всех, у одного горожанина заболела корова, единственная кормилица семьи. Он привел ее к святому просить помощи. Животное отошло в мир иной прямо на пороге святыни, осквернив ее. Происшедшее послужило причиной закрытия. Службы не проводились, здание стояло опустевшим, ветшало, разрушалось.
К концу XIX ст. Йозеф II издал указ о реконструкции постройки. Восстановив, разместили в ней частную галерею, знакомящую любителей живописи с полотнами художников мирового масштаба. Дальше тропинка ведет к величественному сооружению, мимо которого невозможно равнодушно пройти.
Церковь Вознесения Девы Марии
Трехнефная романская базилика размерами (63х10х16 м), имеющая плоский свод, три одинаковые апсиды с восточной стороны, появилась в 1149г. Освящена архиепископом Зальцбурга Адальбертом (Войтехом) III, третьим сыном самодержца Владислава I. Ее украшают две призматические башни. За почти 900-летнюю историю многократно перестраивалась, меняя стили. После пожара с северной части достроили молельню Св. Урсулы, где проводилась служба. Южный неф пополнился капеллой Девы Марии Пасовской, под ней – пустой склеп, предназначавшийся легендарному полководцу Альбрехту из Вальдштейна. Во время сражений с французами здание сильно пострадало. Реставрацией в барочном стиле занимался итальянец Анселма Лурага.
Поражает невероятной красотой роскошное убранство интерьера. Доминирующую роль в украшении играет красивейший алтарь из мрамора (автор Йозеф Лауерманн, работавший над остальными девятью). Восхищает позолоченная резьба, изображение Бога-Отца, Сына и Святого Духа, Вознесение Богородицы. С обеих сторон, застыли в позолоте святые: Августин, Герман Йосиф Штейнфельдский, Норберт. На алтарной части – эпитафии, посвященные основателям Страгова и другим, много сделавшим для его восстановления.
Хочется присесть на манящие резные скамеечки, поставленные рядами, прислушаться в приятной прохладе к чарующим звукам музыки, проникающим глубоко в душу, закрыв глаза, представить, как за этим органом играл великий Моцарт, пребывавший в Праге в 1787 г. Ушлый слушатель, записав на слух произведение маэстро, пополнил импровизацией коллекцию музыкального фонда.
Привлекают фрески жизнеописаний св. Норберта (здесь сохраняются и его останки). На восьми полотнах отображена жизнь Пречистой. Алтарь отделен от основного нефа мраморной балюстрадой. Особый шарм придает ей металлическая решетка с позолотой, декорированная мастерской работой резчиков по дереву.
На богослужение сюда приходит вся пражская элита: чешский соловей Карел Готт, популярна певица Ева Пиларова, другие знаменитости.
В этих стенах нашли вечный покой император Владислав II и Й. Здик – основатели монастыря. Правда, из-за отсутствия надгробий никто не знает, в каком месте они захоронены.
Сокровища, от которых перехватывает дыхание
Неподалеку от церковного входа располагается дверь, ведущая в святая святых – здание библиотеки. И пусть тело ее покрыто глубокими шрамами от пережитого, давно канувшего в лету, оплот знаний продолжает жить, не старея душой. Здесь содержится более 130 тыс. наименований, среди которых 1500 – первопечатные издания, 2500 – рукописные. При входе – надпись: INITIUM SAPIENTIAE TIMOR DOMINI – “Начало мудрости есть богобоязненность”.
Самый древний экземпляр – Евангелие, датируемое 860 г., написанное за 10 лет до основания Пражского града. Особый интерес вызывает “Шестая и седьмая книги Моисеевы”, где излагаются указания, данные Пророком и Соломоном по поводу химии. Первопечатные издания и рукописи – уникальнейшее собрание во всей Европе, объединяющее 4500 томов, хранится в специально отведенной комнате-сейфе.
Теологический зал в стиле барокко с лепными дивными украшениями (автор Сиард Носецкий) сам по себе вызывает восхищение. Посредине – глобусы, отображающие карту звездного неба и земной поверхности (XVII в.) В роскошных шкафах с южной стороны сохраняется литература религиозной тематики, более 18 тыс. томов. Стеллажи у северной стены заполнены Библиями на различных языках.
Огромные размеры философского зала (32х10х14 м) вмещают 42 тыс. книжек с историческим, философским, астрономическим, математическим, филологическим направлением. Добраться до верхних полок можно только с галереи, для этого по углам устроили незаметные лестнички. Потолок украшен восхитительными фресками, над которыми 8 месяцев трудился живописец Франц Мольбертс. В необыкновенно красивой росписи “Духовное развитие человечества” показан совместный путь науки и религии с давних времен до сегодняшних дней. Скромно взирает на приходящих скульптура архивариуса и библиотекаря Цырила Страка – лучшего знатока переплетного дела.
В XVIII-XIX вв. громкая слава о книжном хранилище распространилась по всей Европе. Многие выдающиеся личности отметились в журнале посещений. Ведя затворническую жизнь, монахи вначале редко позволяли приезжать женщинам. Однако, как ни странно, в 1800 г. в числе первых гостей стала европейская знаменитость Эмма Гамильтон в сопровождении супруга, сэра Уильяма, и любовника, британского адмирала Нельсона. Этот зал помнит восхищенные взгляды великого английского флотоводца Горацио, принцессы Марии-Луизы, супруги Наполеона, приславшей в подарок венский фарфоровый сервиз, универсальный четырехтомник, описывающий богатства Лувра.
Еще один щедрый дар библиотеке достался случайно. В 1824 г. из сообщения капеллана, проживающего в небольшом поселке Постолопрта, узнали, что у местного лекаря есть старинная книга. Между пергаментными листами он сохранял химикаты, успев ими значительно подпортить странички.
Хорошо еще, что полностью не уничтожил эксклюзивную рукопись, считавшуюся потерянной. Она содержит первые упоминания о происхождении духовной обители, принадлежащие аббату Ярлохе.
Другие монастырские ценности
Не меньшее впечатление производит художественная галерея, созданная Иеронимом Зейдлером. Она знакомит с искусством барокко, относящемуся ко второй половине XIX в.: шедеврами Петра Брандля, написавшего много образов для богемских церквей, Самуэля Рэйнера – британского художника-пейзажиста, Карела Шкреты – крупнейшего живописца Чехии. В 1834 г. здесь находилось более 400 полотен. Коллекция пополнялась, спустя столетие в ней насчитывалось порядка 1000 экземпляров. Нельзя не восхититься “Страговской Мадонной” (XIV в.). Производят невероятное впечатление работы итальянских художников, фламандских, мастеров кисти из Голландии, начиная со Средневековья до XVIII ст. Не оторвать взгляд от холста Альбрехта Дюрера “Праздник венков роз”. Огромное алтарное полотно выполнено по заказу германских торговцев. На нем изображен император Рима, возле него стоит Богоматерь, возлагающая на голову повелителя венок, сплетенный из очаровательных роз. В окружении братьев по вере – Доминик, дарующий верующим четки. Автор настолько остался доволен собственным произведением, что закончив, восторженно воскликнул: “Заявляю всем, что краше моей Марианской картины не отыщете в целом свете…”
Спустя 100 лет Рудольф II, стремившийся заполучить ее любой ценой, заплатил баснословные деньги, купив для личной коллекции. После его смерти травмированный временем холст, изъятый из музея, попал к монахам, спрятавшим его подальше от посторонних глаз. С большими трудностями в 1934 г., ведя сложные многочисленные переговоры со священнослужителями, государство выкупило шедевр, поместив его в Национальной галерее. Здесь находится копия.
В отделе миниатюр при помощи микроскопа можно увидеть настоящие чудеса. Омский искусник Анатолий Коменко, уподобляясь знаменитому Левше, подковавшему блоху, создал уникальные вещицы. Супермикрокнижечка размером всего 0,9 х 0,9 мм покорит всех. 30 микроскопических страниц вмещают “Хамелеон” Чехова. Не зря этот шедевр занесен в Книгу рекордов Гиннеса. А как вам портрет Пушкина, вместившийся на рисовом крошечном зернышке? Или молитва, написанная на человеческой волосинке? Разве оставит кого-то равнодушным автомобиль, размещенный на ножке комара? Всего порядка 100 композиций, приводящих в неистовый восторг.
С высоты смотровой площадки хочется залюбоваться необъятными просторами: Вышеградом, великолепием Пражского Града, Староместской площадью. Лучшее, что может быть после увиденной фантастической панорамы – побаловать себя кружечкой прославленного чешского пива, без которого невозможно представить Чехию. Слава о его насыщенном аромате, густой пене, потрясающем вкусе облетела весь мир.
Страговская пивоварня
Сегодня, как и много лет назад, на территории монашеской обители производят освежающий янтарный напиток “Святой Норберт”, прославивший мастеров изумительным вкусом, привлекающий тысячи гурманов. Поэтому здесь всегда многолюдно.
История пивоварни уходит в далекое Средневековье. Во времена гуситских войн, не жаловавшие католиков гуситы, под горячую руку ее разрушили, так же поступили и шведы. Но трудолюбивые монахи упорно восстанавливали строения. Сохранились многочисленные императорские грамоты, позволяющие варить здесь пиво.
При социалистическом режиме члены компартии хоть и любили хмельной напиток, но, являясь атеистами, закрыли монастырь. Положение исправилось в 1990 г. Вернув земли законным хозяевам, правительство согласилось на реконструкцию пивоварни. Первую партию сварили к 6-му июня 2001 г., приурочив ее ко дню почитания св. Норберта.
Живой легендой считают знаменитого Мартина Матушку. Пройдя стажировку в Дании, Англии, он оказывал помощь в устройстве мини-пивоварен в Тунисе, Японии. Не удивительно, что именно этот человек возглавил пивоварение в Страгове, умело расширяя с каждым годом ассортимент. Его технологиями пользуются и доныне, не глядя на то, что в 2010 г. он ушел, основав собственное дело.
Поскольку место считается туристическим, цены здесь выше средних, однако на количестве посетителей это не отражается. Пусто не бывает никогда: люди стоят часами. Но когда очередь подходит, мелкие неудобства окупаются сполна богатейшим выбором: только 10 вариантов “Св. Норберта”, темное венское “Dunkel”, горькое “Янтарное Amber”, коричневый эль “Brown Ale”.
По старым добрым традициям к пиву предлагаются разнообразные закуски по вполне разумным ценам. Чтобы получить истинное удовольствие следует знать, как правильно наполнять бокал. Держа его под углом 450 , наливайте напиток на средину стенки. Лейте быстро, создавая пенную верхушку. Наполнив наполовину, поставьте в вертикальное положение, заполняя дальше. Пены лишней не будет, а верх укроется восхитительной белоснежной “шапкой”. Наслаждайтесь и не забудьте прихватить несколько бутылочек в подарок друзьям, возвращаясь из пивной столицы.
Прага… грустная и веселая, кокетливая и мистическая, романтическая и завлекательная, пахнущая солнцем, дождем и временем. Ее никогда не бывает много. Невозможно ею пресытиться. Однажды, вдохнув утонченный аромат, присущий лишь ей одной, влюбляешься без памяти. Навсегда. “Госпожой всей Чехии”, перед которой преклонялись даже короли, величали ее в старинных летописях. И это заслуженно!
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru