Адрес: Piazza San Pietro, 00120, Città del Vaticano, Vatican. Время работы: с 09:00 до 19:00 (зимой до 18.00) Цена: вход платный Фотографировать внутри собора можно исключительно без вспышки.
Рим – это вечность, застывшая в камне, это тайна, что с детства манит,
это костров инквизиторских пламя, Рим – это истертый холодный гранит.
В бархате ночи – огромные южные звезды, в блеске дня – сияние куполов, ласкающие струи фонтанов, чарующая музыка Никколо Паганини и Джузеппе Верди – все это Рим.
О чем повествует история Собора Святого Петра
Медленные воды Тибра много повидали на своем веку: чудесно спасшихся близнецов Ромула и Рема, белоснежную волчицу, кормящую их, сожженные корабли легендарного Энея и единственную женщину из его команды, решившуюся прекратить плавание, остановить, гонимого судьбой троянца. Он, по одной из легенд, основал град, дав ему имя этой жены. Так на одном из семи холмов был заложен фундамент будущего города, название ему – Рим. В самом сердце Апеннинского полуострова он возносится к небу куполами своих святынь, устремляет к Господу кресты базилик и распростертые руки верующих. Он молится о мире и просит прощения у Всевышнего за содеянные грехи людские, кается, воздавая дань, поет псалмы, бьет в исступлении поклоны…
Рождение собора Святого Петра
Могущественные боги Олимпа не могли смириться с появлением первых христиан. Они были гонимы, их кидали на растерзание хищникам, рубили головы, мучали голодом, гноили в подземельях. Но вера была сильна, а дух – непоколебим. Их боялись и тайно уважали, ненавидели, но восхищались.
В 67 г. император Нерон решил провести показательную казнь: распять одного из апостолов Христа, предав его мучительной, долгой и постыдной смерти на кресте. Этим мучеником был Петр, видевший воскресшего Иисуса, понесшего дальше в народ его учение, умевшего убеждать людей в правде Сына Божьего. Стражники, уверовавшие в единого, верного и нерушимого Бога, отпустили пленника. Цепи, сковывающие его, распались, он ушел. Но за вратами, на пыльной дороге, повстречал того, к кому обращался для других. “Ты – Петр, и на семь камне я создам церковь мою, не одолеют ее врата адовы…”, – произнес Христос.
Петр вернулся к Нерону и был казнен в цирке, попросив перед смертью, распять его не как Спасителя, а головой вниз. Так и случилось. На месте пролитой крови велел воздвигнуть базилику великий император Константин в 326 г., увековечив таким способом апостола веры.
Над проектом работали самые талантливые мастера эпохи Возрождения: Барманте, Рафаэль, Микеланджело. Только имена великих гуманистов заставляют трепетать сердце, не говоря уж об их работах.
Рафаэль, рано ушедший из жизни, мало успел сделать. Работу продолжил несравненный Микеланджело. Не имея ни семьи, ни возлюбленной, сторонящийся людской толпы, он полностью отдался возведению храма. Особую гордость и беспокойство доставил ему купол, поднимающийся на 119 м в высоту, держащийся на 4 столбах, диаметром 42 м. Микеланджело, переживая у крепости святыни, стянул купол с внешней стороны цепями в 4 ряда. Позднее добавили еще 6 рядов для укрепления сооружения.
Внутреннее убранство храма
Под ярким солнцем синего неба Италии он виден издалека. Сегодня собор поражает величием и грандиозностью постройки. Входя под его сень, каждый может прочувствовать силу божьей милости и любви, ощутив при этом свою ущербность: в мыслях, словах, поступках. Обилие золота и мрамора ослепляет, совершенство скульптур восхищает. Некоторые росписи внутри купола заставляют трепетать, напоминая о неотвратимости наказания. Художник изобразил под сводом четырех Евангелистов: Иоанна с орлом, Луку с волом, Марка со львом, Матфея с ангелом. Именно эти звери из “Апокалипсиса” Иоанна, охраняющие трон Господний, заставляют задуматься о бренности жизни, об ответственности за все сотворенное.
Внутреннее пространство собора огромно, оно достигает 43 тыс. м2 (площадь футбольного поля). Только папа Римский имеет право служить мессу в алтаре храма. Недалеко от него высится выполненная из бронзы статуя Святого Петра, восседающего на папском престоле. Он держит ключи, открывающие Царствие Небесное.
Предание гласит: пожелай с верой в сердце, попроси апостола искренне, дотронься до его стоп, тогда задуманное будет услышано и исполнено. Мы, люди, много просим, но мало отдаем, а иногда наши поступки отвратительны, поэтому даже бронза, утратив свой цвет, побелела от касания рук человеческих.
Справа от мученика, в первой капелле, – изумительная работа Микеланджело – “Пьета”. Мастер трудился над ней более 2 лет. Дева Мария, молодая, удивительно красивая, со скорбью и нежностью поддерживает своего ребенка, сына, снятого с креста. Скульптура выполнена из мрамора в натуральную величину: слегка розоватый камень напоминает цвет человеческого тела, рождая ощущение живого присутствия Пречистой и Христа. Сложно представить, что какому-то взбесившемуся прихожанину пришло в голову разбить шедевр скульптора молотком (сейчас он находится за стеклом). Когда у мастера поинтересовались, почему Мария изображена молодой, в ответ услышали: “Время над ней не властно”.
По периметру собора расположено множество капелл, в которых представлены изумленным взглядам шедевры античности и самые драгоценные для христиан реликвии: надгробие пап в исполнении Джотто, Бернини, Микеланджело и других. Грациозная и величественная скульптура украшает усыпальницу первой женщины, захороненной здесь – маркграфини Матильды Каносской; Копье Лонгина, которым некогда был пронзен Спаситель, цепи Святого Петра.
В исполнении Бернини предстает перед верующими Сень над могилой апостола – сердца храма, откуда постройка разрасталась крестом в 4 стороны. В полу пробито “окошко” – “исповедальня”. В него можно увидеть гробницу праведника, помолиться ему. Поражает великолепием 29-метровый балдахин на 4 колоннах, увитых лавром, венчающихся ангелами.
Собор Святого Петра – святыня христианского мира, центр католицизма и великий памятник человеческому таланту, человеческой вере. Ватикан бережно охраняет его от расхитителей и недоброжелателей. Австрийские солдаты, одетые в костюмы по эскизам Микеланджело, верой и правдой несут службу у пяти врат храма, на Соборной площади.
Пьяцца Сан-Пьетро
Площадь занимает 22067 м2. Колонны расположены таким образом, что при искусном освещении и под определенным углом зрения они выстраиваются в один ряд. В центре возвышается обелиск из красного гранита с шаром и крестом над ним. Молва донесла до нас историю его восстановления: для работы было привлечено много людей. Обелиск обвили канатами и стали медленно поднимать. Когда дело дошло до половины, канаты стали лопаться, тогда из обмершей от страха толпы раздался крик: “Лейте воду!” Струи размочили канаты, они растянулись, и обелиск был воздвигнут. Добавляет нам история шепотком, что в этом шаре хранится прах Юлия Цезаря. Но это лишь шепоток…
Рим не открыл еще все свои тайны: каждый из нас познает Вечный город для себя и в себе. Не напрасно ведь говорили древние: “Все дороги ведут в Рим”.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru
.