Адрес: Piazza San Marco, 328, 30124 Venezia, Italy. Время работы: летний период (после пасхи до ноября) с 09:45 до 18:00; зимний переод (с ноября до пасхи) с 09:45 до 17:00; в воскресные и праздничные дни - с 14:00 до 17:00 (летом) и до 16:00 (зимой). Стоимость посещения: Музей собора - 5 €, Pala d’Oro - 2 €.
Жемчужина Венеции – Собр Святого Марка
Сказка наяву, всплывающая из воды… “Царицей морей”, “гигантским оркестром”, “мраморным городом”, “плавучей галереей на клоаке”, “где кошки могут плавать, стены плакать” величали Венецию. Пахнущая морем, она прекрасна в любое время года, о ней нельзя просто рассказывать, ее можно только воспевать.
Как не мыслим Париж без Нотр-Дам-де-Пари, так нельзя себе представить город на воде без Собора Святого Марка. Невозможно назвать его просто храмом – это величайшая святыня. Благодаря редкостной архитектуре он словно парит в воздухе. Основное сокровище, хранимое главным алтарем, – мощи евангелиста Марка, сменившего предыдущего небесного покровителя св. Феодора Тирона, сожженного на костре за отказ приносить жертвы языческим богам.
Переплетение фактов и мифов
Легенда рассказывает о том, как однажды Марка, возвращающегося из Аквилеи, где проповедовал идеи христианства, застала в дороге буря, вынудив остановиться в одной из Венецианских лагун. Наступила ночь. Во сне снизошел к нему ангел, известив, что именно здесь суждено ему обрести вечный покой. Погибши мученической смертью, он был погребен в Александрии, но ангельские слова оказались пророческими. Его останки под покровом ночи удалось выкрасть из могилы двум купцам Буоно и Рустико в 828 г. Они обхитрили мусульман, спрятав их в корзину под шаром свинины, считавшейся у турок нечистым мясом, к которому не могли преодолеть отвращения. Груз поэтому не был осмотрен и благополучно доставлен в Венецию. Так появился у горожан новый покровитель – Святой Марк, ученик апостола Петра, подаривший им свой знак, крылатого льва, в качестве символа. Вознесенный на колонну он неустанно охраняет покой горожан. Правдивость событий отображают фрески над дверью церкви с левой стороны.
Воздвижение храма
Для сохранения заморской добычи решили в 829 г. возвести базилику, создание которой напоминает историю из приключенческого романа. На строительство ушло три года. Однако, случилась беда: в 976 г. Дворец дожей охватил пожар, перекинувшийся на церковь, нанеся значительный ущерб. Пронеслись слухи о пропаже реликвии или ее подстроили специально, чтобы александрийцы не потребовали назад останки. Народ постился, взывал к Господу, прося помощи. Молитвы были услышаны. Многие засвидетельствовали происшедшее. Продвигаясь по собору во главе с дожем, внезапно возле одной из колонн все заметили свечение, посыпались камни, окружающее пространство наполнилось необычным ароматом. Люди замерли, поняв, что утрата нашлась. Вознеся к небу руки, молитвой выражали хвалу Всевышнему за помощь. Бессмысленно возражать против чуда, поэтому никто не стал вымогать назад украденного. Вскоре удалось восстановить строение после пожарища, внеся некоторые поправки.
Строительство современного варианта собора относится к началу XI столетия. Но и после этого каждое поколение вносило в обогащение убранства что-то свое. Мореходцы привозили из странствий все, что только могло украсить собор: он пополнялся мраморными плитами дивных расцветок, статуями, колоннами, барельефами. Был вложен труд многих людей для возведения “золотой базилики”. Здесь ощущается переплетение стилей, настроений и вкусов предыдущих эпох. Хотя византийский стиль считают доминирующим, но ему отведен лишь общий очерк постройки с куполами, мозаикой. К 1094 г. практически законченное помещение торжественно освятили. Здесь проходила коронация дожей, благословлялись воины перед Крестовым походом, помолившись, отправлялись в дальнее плавание капитаны, отсюда начал странствие Марко Поло. Любое торжественное мероприятие венецианцев сопровождалось мессой. О тревожных событиях возвещал колокольный набат.
Архитектура и внутренее убранство собора Святого Марка
Базилика напоминает константинопольский храм Двенадцати Апостолов. Сооружение, имеющее крестообразную форму, длиной 76,5 м, шириной 62,6 м увенчано пятью кирпичными куполами, напоминающими фонарики, завершенные позолоченными крестами. Покрытые деревянными каркасами, облицованные свинцовыми пластинами они установлены на невысокие барабаны.
Множественные арки расписаны всевозможными историями из Библии. Между ними располагаются устремленные к небесам башенки с фигурками святых. В верхней части центральной арки поместили на фоне звезд окруженного ангелами крылатого льва. Он держит раскрытую книгу, на странице написано “Мир тебе, Марк, мой Евангелист”. В период военных действий книгу заменяет меч.
Над основным входом, словно на триумфальной дорожке, остановилась величественная квадрига – символ власти, наделенная собственной тайной. Коней, словно живых, создали в III веке до н. э. на грецкой земле, затем они оказались в Риме, потом украшали ипподром Константинополя. Завоевавший его в 1204 г. правитель Энрико Дандоло захватил с собой замечательный трофей, но на этом приключения прекрасной четверки не закончились. Покоривший Италию Наполеон увез ее в Париж. И только после долгих 18 лет скульптурный ансамбль вернулся к итальянцам.
В укромном уголке застыли в объятии изваяния четырех мавров, похищенные с Египта или Византии. Их установили не зря, они служат напоминанием о неудачности попытки обворовать Сан-Марко. Для охотников повторить оставлено предупреждение “Человек имеет право замышлять и делать все, что захочет, но обязан помнить о последствиях”.
Украшенные ликами святых и патриархов внутрь ведут три бронзовых двери, декорированные серебром. Углубление над средней дверью, самой старинной, выложено великолепной мозаичной плиткой, на которой изображен сидящий Иисус. С одной стороны восседает св. Марк, с другой – Дева Мария. Правая дверь, привезенная из константинопольской базилики св. Софии, расписана греческими надписями.
Внутри создается ощущение нахождения в православной церкви: роскошно разукрашенные своды куполов, впереди – иконостас, на стенах, обрамленных мозаикой, висят иконы. Удивительный мозаичный блеск и переливающийся мрамор создают гармоничное сочетание с невероятным орнаментом на полу. Когда на город обрушивается вода, рождается необычная игра красок намокших камней.
Невозможно не задержаться у изображения с захватывающим библейским сюжетом, украшающим левое крыло. Восхищает красотой “родословное древо Девы”. На золотистом фоне расположено ветвистое дерево, ветви его указывают на предков Марии, а крону украшает ее лик.
Главный вход приводит к атриуму, предназначенному неофитам. Мозаичные картины знакомят со страницами из священной истории Ветхого Завета, с сотворением мира, появлением первого человека. Перед глазами предстает картина первого братоубийства: Каин убивает Авеля. Дальше видится выход иудеев к земле обетованной. Следующая роспись – Ной, ковчег, напоминающий нам о божьей милости: голубка с веточкой оливы говорит о спасении, дарованном свыше. Основной портал показывает сценарий “Страшного суда”.
А рядом с Иоанном Крестителем – “Бронзовая капелла” со скульптурой погребенного здесь кардинала Джанбатисты Цено. Ее окружают шесть христианских добродетелей: Любовь, Вера, Надежда, Милосердие, Мудрость, Умеренность. От нее попадаете в часовню Мадонны. Сюда приходят женщины воздать дань Богородице, умоляя излечить от бесплодия. Находящиеся в центре фреска “Распятие Христа” и застывшие у подножия статуи Иоанна Евангелиста, Богоматери и 12 апостолов – настоящий шедевр итальянских мастеров.
Бесценное сокровище
Можно отнести только к чудесам сохранение “Золотого алтаря”, аналогов которому нет. Увлеченный композицией благородных лошадей, Наполеон не обратил внимания на его уникальность. Французских солдат всеми силами убедили, что он не представляет ценности. Возможно, сила св. Марка уберегла богатство или облик Христа, окруженный пророками и апостолами. Как бы то ни было, но рубины, топазы, сапфиры, изумруды, жемчужины и прочие драгоценности (всего 1927 шт.), выданные за стекляшки, не достались захватчикам. За сокровищницей расположено полотнище, знакомящее с жизнью святых. На гравировку ушло 35 кг золота, его обрамляют 2500 драгоценных камней.
Непростительная ошибка, побывав в Венеции, не посетить Собор Святого Марка. Ему есть чем изумить. Нет никого, равнодушно проходящего мимо этого шедевра. “Человек, у которого на площади перед архитектурным чудом не забилось учащенно сердце, не имеет его вообще”, – такими словами выразил собственное впечатление писатель из Австрии Грильпарцер.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru