...

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок Пуболь

Адрес театра-музея: Plaça Gala i Salvador Dalí, 5, 17600 Figueres, Girona, Spain.
Адрес замка Пуболь: Gala Dali, s/n, 17120 Púbol, Girona, Spain.

Театр-музей короля сюрреализма Сальвадора Дали, замок Пуболь

Есть в Испании город, дивный, как сон, овеваемый легким бризом Средиземного моря и ветрами перемен, окруженный горами, обласканный нежным солнцем. Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольОн заставляет улыбнуться, погрузиться в атмосферу праздника, романтики, пробуждает давно забытые чувства, рождает невероятные мечты. Имя ему – Барселона, давшая рождение Колумбу, Веласкесу, Пикассо, Гойи, Гауди. Там “поселились любовь и страстный фламенко, там облака, будто корабли, там чудеса рисовал Сальвадор Дали…” Приехав, непременно познакомьтесь с лабиринтом безумных грез этого выдающегося художника, скульптора, графика, писателя, поэта и сценариста. Окунитесь в игру его фантазий: бурных, странных, прекрасных, раскрывающих внутреннюю сущность неординарной личности.

Мир глазами величайшего мистификатора 

Маленькое полотно (24х33 см) вынуждает задуматься. Вдали – водная гладь с ярко-рыжими сверкающими скалами. На переднем плане – часы: медленно сползающие с головы, похожей на амебу; растекающиеся по единственной ветви засохшего дерева, плавящиеся на цоколе цвета охры. Их бледно-голубой циферблат, как залитый водой, облюбовала крупная муха. Контраст аморфным изделиям представляет лежащий карманный механизм. По закрытому корпусу ползает множество муравьев. Перед вами – “Постоянство памяти”. Это и есть неподражаемый Дали, глядящий на все сквозь призму подсознания, не воспринимающий реальности. Его “мягкие” часы указывают на скоротечность, относительность временного пространства, ускользание. Идея родилась внезапно, наблюдая за куском сыра камамбер.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольВ размытой “амебе” с длинными ресницами творец изобразил себя спящего. Сюжеты часто рождались во сне, с которым связывал исчезновение объективного и проявление подсознательного, утверждая, что в такой момент у людей обнажается все, что пытаются скрыть. Многие воспринимали его чудаком, слегка не в себе. В этом есть доля правды, паранойяльный синдром присутствовал, но без этого, возможно, человечество не узнало бы эпатажного художника, говорящего: “Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие”.

Он слыл сюрреалистом до мозга костей, преодолев тернистый сложный путь: освоил классику, пробовал импрессионизм, футуризм, увлекался кубизмом, трепетно относясь к мастерству Пикассо. Сказалось на выборе искусство эпохи Возрождения, утверждал, что нынешним мастерам слишком далеко до титанов прошлого. Найденный изобразительный стиль изменил тип мышления, способ взаимодействия с окружением, а, значит, манеру существования. Лишь на закате уделил внимание реалистичной живописи.

В работах модерниста ощущается переплетение реальности со сновидениями, соединение продуманных образов с бредовыми, сочетание возможного с невозможным. Противоречивое творчество и судьба этой удивительной, непонятной, загадочной личности причудливо переплелись в единое мистическое целое. Ноты импрессионизма в его творчестве притягивают, пробуждая бурю эмоций, не давая возможности быстро отойти от творений человека, любившего повторять: “Мы все когда-нибудь умрем. Цель – не жить вечно, а создать вещь, которая будет жить”. И ему это удалось.

Рождение музея

В 140 км от Барселоны есть скромный городишко Фигерас. Остаться бы ему ничем не примечательным, если бы не случай. В 50-х гг. Сальвадор и гражданская жена Гала (Елена Дьяконова) вернулись из Соединенных Штатов, решив обосноваться в домике, где проживали когда-то. Хотя соотечественники считали его эксцентричным безумцем, однако, мэр попросил подарить городской краеведческой галерее несколько работ. В ответ прозвучало предложение оставить родному краю гораздо большее – обустроить целый музей, восстановив полуразрушенное в период войны здание Муниципального театра Принсипаль. Почему именно здесь? Да потому, что вся его жизнь – сплошная игра. Мечтал сделать Фигерас меккой современного искусства, ведь именно с ним связан намертво пуповиной, чувствуя единство биения собственного пульса с космическим пространством: “Я дышу в унисон с морем и деревьями, обретая прочное равновесие, необходимое для живописи, представляя буквально центр мироздания”.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольГоворят, гениями не становятся, ими рождаются. Это правда. Вечером 1904 г. 11 мая появился малыш, названный именем умершего от менингита старшего брата. Способность к рисованию проявилась с младенчества. Мальчишка начал творить с 3-летнего возраста, а в неполные 14 состоялась первая персональная выставка в вестибюле здешнего театра (1918 г.). Напротив находилась церквушка, где его крестили, там впервые принял причастие (там же и отпевали).

Сальвадор лично разрабатывал проект модернизированного Принсипаля. На создание ушло долгих 14 лет. В чрезвычайно затратную затею вложил все имеющиеся накопления, помогли друзья, плюс государство выделило определенную сумму. Торжественное открытие приурочили к юбилею семидесятилетия (1974 г.). Тогда никто и предположить не мог, сколько посетителей придет: их количество уступало лишь Прадо – основному хранилищу шедевров Испании. Теперь сюда ежегодно прибывает более миллиона гостей, обеспечивая баснословный доход городской казне.

Начало путешествия

Слово “музей” ассоциируется со строгим величественным сооружением, где в хронологическом порядке выставлены экспонаты. Но не таков талантище, поэтому и его театр-музей разительно отличается от других, напоминая, скорее, сказочный дворец, возникший в детских фантазиях.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольНевозможно издалека не заметить длинную стену насыщенного бордового цвета с золотистыми вкраплениями (небольшими булочками), заканчивающуюся башней цилиндрической формы, вершину коей венчают огромные белоснежные яйца. Чередуясь с искрящимися на солнце статуэтками, они расставлены по всему периметру ограждения, провоцируя удивление, улыбку. Зачем поставлены здесь? Несколько необычное сочетание выглядит странной эксцентричной шалостью, но это не совсем так. Для художника это глубинная философия жизни, зарождающейся в неживом. Шутя, часто поговаривал: “Красота будет съедобной, или ей вообще не быть”.

Нестандартный театр, представляющий 1500 эксклюзивных выставочных предметов, начинаясь с улицы, развивался подобно живому организму. Дали до самой смерти самостоятельно все оформлял, расставлял по своим местам, менял, дополнял, облагораживал. Здесь увидите скульптуры, выражающие ключевые элементы его мира: искусство, науку, философию. Напротив главного фасада, призадумавшись, застыла на корневище оливы мужская фигура, одетая в белые одежды с головой-яйцом, напоминающая позой “Мыслителя” Родена. Это памятник Франческу Пужольсу, близкому другу семьи, к изречениям коего Сальвадор не был равнодушен, увековечив одно из них у подножия постамента: “Каталонская мысль рождается заново, живя в простодушных могильщиках”.

На высоком пьедестале, сложенном из больших автомобильных шин, восседает застывший в камне Жан-Луи-Эрнест Месонье, восхищавший автора неповторимой техникой письма. На ступеньках встретите старину Ньютона со сквозным отверстием в голове, вытянутыми руками, распростертыми в знак приглашения.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольЧтобы попасть внутрь, нужно миновать дворик, где ждут сплошные чудеса. Там растут кусты мирта, являя собой монограмму начальной буквы спутницы живописца “G” – Гала. Вечнозеленое растение издавна считалось олицетворением любви. Вызывает интерес черный кадиллак, некогда купленный любимой супруге. За рулем автомобиля – шофер, сзади – два пассажира (манекены), на капоте – изваяние прекрасной царицы Эсфири, тянущей на цепи императорскую колонну Траяна из автопокрышек. Скульптурная композиция заканчивается лодкой. Если бросить монетку, внутри польется дождик, откроется сверху зонтик, отсюда и название “Дождливое такси”. Сальвадору всегда нравилось гулять под дождем, никогда не понимал, почему все прячутся от него.

Обратите внимание на возвышающееся полукруглое ограждение, увитое плющом. Просторные окна-ниши заполнены множественными золотыми статуэтками Оскара, созданными беспредельной фантазией: руки у всех находятся в разном положении. Создается впечатление, что, делали зарядку вразнобой, да так и застыли. Рядом – очередная странность: прямо на стене – человек с телевизором во лбу. Вместо зрачков выглядывают из глазниц кукольные головки, внизу разбросаны яйца. Невозможно оторваться, думать и не додуматься, что имел в виду мастер.

Увлекательный лабиринт сюрреализма

Вход можно было бы считать вполне традиционным, если бы не дверные ручки на стеклянных дверях в виде старинных утюгов. Перед взором открывается безумный мир, где стираются грани реальности. Особенно поражает венчающий сцену сферической формы купол с сетчатой конструкцией на голубом фоне и16 гипсовых статуй – охрана. Надежные стражники, вооружившись горными клюками, замерли в героических позах. Видимый отовсюду купол превратился в символ города. В сумраке ночи светящийся шар похож на приземлившийся инопланетный космический корабль. Маэстро создал его совместно с зодчим Эмилио Пиньеро, погибшим в автокатастрофе, не успев полюбоваться собственным детищем.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольПоявлению чуда способствовала уверенность, что мы не едины на планете, параллельно существуют другие цивилизации. В стеклянном купольном пространстве заключен завораживающий причудливый фантасмагоричный мир. Ниже – картина-иллюзия “Обнаженная Гала”. Нагая женщина задумчиво смотрит вдаль. Вблизи полотнище соответствует названию, но стоит немного отойти, и, о чудо! Перед вами – Авраам Линкольн. Справа – огромнейший холст “Додумался”, изображающий мужчину с треснувшим черепом, очевидно, от перенапряжения мыслей.

Когда некоторые спрашивали, тяжело ли писать, ответ был простым: “Легко или никак”. Редкостный фантазер прибегал к любому способу, творя уникальные произведения. Например, брал каракатицу, окунув ее в чернила, бросал на полотно, заставляя ползать. Потом становился на лист ногами и растирал следы. Результат – портрет Бетховена.

Каждая картина – ребус, разгадывать можно бесконечно, только нужно ли? Лучше, разглядывая, отставить рациональное мышление, не пытаясь объяснить, разложить все по полочкам. Кто возьмется объяснить, почему у Венеры вместо носа – ухо? Как истолковать, что тумбочку в спальне заменяет покрытый золотом скелет? Что означает китаец, выглядывающий через прорезанное оконце в животе бронзового петуха? Не пытайтесь напрасно найти сакральный смысл. Просто смотрите, любуйтесь, принимайте или отрицайте, но без анализа. Не зря живописец оговаривал, что “приходящие будут уходить с ощущением, что им привиделся театральный сон”. Так оно и есть.

Замрите у “Исчезающего изображения” (1938 г.), где четко просматривается женский силуэт, стоящий в комнате. Милая девичья головка склонилась, читая письмо. Как схожа обыденная сцена со знаменитым полотнищем “Девушка с письмом” Яна Вермеера. Задержав подольше взгляд, вдруг, как в сказке, проявляется портрет Веласкеса в профиль.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольЗрители приходят в восторг от созерцания шуточной симфонии – комнаты-иллюзии, сделанной по картине “Лицо Мэй Уэст”, где интерьер воспроизводит лик популярной актрисы. Посредине расположился диванчик конфетно-розовой расцветки, напоминающий пухлые обольстительные губы. Камин с тлеющими угольками и стоящими часами представляет нос. Глаза – два полотнища, а волосы исполнены в виде штор, обрамляющих комнатушку. И только поднявшись по лестнице вверх, посмотрев в уменьшительную линзу, обстановка складывается воедино, вырисовывая облик секс-символа Америки, скандальной, но весьма популярной кинодивы.

Затаив дыхание с чувством скорби и вины рассматривают посетители изогнутое в конвульсиях распятое тело Спасителя в скульптурном ансамбле “Твистующий Христос”, возвышающемся над алтарем. Не выдержав нестерпимых мук, выгнулся даже деревянный крест. Изваяние – выражение благодарности таланту непревзойденного архитектора Гауди, создателю храма Святого Семейства, использовавшего для рождения многоплановых образов зеркала.

Зал Сокровищ, обшитый алым бархатом, можно сравнить разве что со шкатулкой, сохраняющей самое ценное. Здесь витает дух возлюбленной, изображенной на многочисленных полотнищах. Их знакомство произошло в Кадакесе (Каталония), куда она приехала с мужем, поэтом Полем Элюаром, далеко не красавица, обладающая особым шармом, сводившим мужчин с ума. Подобно молнии поразила сердце одаренного весельчака и хулигана, не знавшего любви. Тогда ему было 25, ей – на 10 больше. Ее дочери Сесили исполнилось на то время 11, но это не остановило бурный роман. Обладая фантастическим даром чувствовать талант, обольстительница моментально распознала в нем гениальность. Роковая фраза “Мой маленький мальчик, я никогда тебя не брошу” решила все. Гала осталась с ним на целых 53 года, узаконив брак только после кончины Элюара.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольРусской женщине удалось помочь взойти ему на олимп славы, находя зажиточных спонсоров, продавая полотна, организовывая выставки. Была в качестве няньки, секретаря, менеджера, обретя статус хозяйки созданной огромнейшей империи под именем Дали. Не чая в ней души, обожествляя, прощая любовные похождения, до последнего дыхания считал музой. “Своей жене я обязан раскрытию самого себя”, – признавался откровенно. Хотя для натурщицы не подходила по возрасту, не отличалась и идеальной фигурой, но ему постоянно хотелось ее писать: “Галарина” (1945 г.), “Атомная Леда” (1949 г.) и пр.

Здесь находится знаменитая “Корзинка с хлебом”. Прежде, чем к ней приступить, довелось в течение полугода восстанавливать забытую, утерянную технику, затем трудиться 2 месяца подряд ежедневно. Запеченная с твердой корочкой хлебная краюха настолько реалистична, что осматривая, хочется прикоснуться, дабы убедиться, что это всего рисунок.

Непревзойденный сюрреалист был безмерно благодарен многим творческим знаменитостям, считая их своими учителями, шедевры которых заняли достойное место на выставке: Эварист Вальес, Жерар Ду, Антони Питчот – чуть ли ни единственный друг, Эль Греко, Марсель Дюшан.

Ювелирных дел мастер

Суженая мечтала о блеске и роскоши. Реализовывая безрассудную блажь, великий мистификатор придумывал зарисовки украшений, поражающих разнообразием форм и деталей. Из дорогих металлов, жемчуга, кораллов, каменьев рождались всевозможные серьги, колье, кольца. Появлялись диковинные цветы, звери, религиозные символы. Контролируя неустанно работу ювелиров, успел нарисовать эскизы 37-ми изделий. Чего стоит только “Королевское сердце”, состоящее из 42 бриллиантов, 4 изумрудов, 46 изумительных рубинов! Подобно живому, оно стучит, бьется… и все ради единственной, шальной, немного сумасшедшей любви. “Пульсирующие рубины олицетворяют королеву…”

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольМысли всецело направлены на то, чтобы его мастерство ценилось дороже драгоценностей, как было в эпоху Возрождения. Часовой механизм имеет и лик Господа. Всевышний, словно, дышит. Восхищает медальон “Мадонна аквамарина”: перевернете, и вместо Богоматери появится Христос.

Посмотрите на одуванчик. Какая прелесть! Налетевший на пушистый шарик веселый ветерок, подхватив легкое облачко нежных пушинок-парашютов, раскидал в разные стороны. Восхитительная брошь “Рубиновые губы”, где зубы заменяют жемчужины, делалась актрисе Полет Годар. Благодаря возлюбленной человечество обрело вместе с художественными сокровищами и ювелирные, отличающиеся ошеломляющей красотой.

Последние жизненные годы были мучительными, безрадостными заполоненными отчаянием и трагизмом. Пережив музу на 7 лет, не смог смириться с потерей, попросив перед смертью похоронить его в сотворенном детище – венце всех шедевров. Волю выполнили, прах находится под надгробной плитой внутри музейного комплекса, где и сегодня обитает его неугомонный озорной дух.

Если хотите получить полное представление о замечательном, непревзойденном мистике, загляните в замок Пуболь, служащий гимном страсти к той одной-единственной, желанной, посланной Богом или дьяволом обладательнице его души.

По следам безумной любви

Уроженка Казани Елена Дьяконова была живописцу всем: доброй феей и злой колдуньей. Ему сложно было проживать с ней под одной крышей: постоянное давление угнетало, но без нее жизнь теряла смысл. Как повторял не единожды: “Это подлинная мука: любить и ненавидеть…”

Еще на заре отношений, окрашенных романтикой, влюбленный обещал приобрести жене дворец, но сдержать обещание сумел спустя 30 лет, купив особняк в деревеньке Пуболь провинции Жирона. Сооружение казалось таким же неприступным, скрытным, как будущая хозяйка, умевшая хранить любую тайну.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольВ молодости женщина боялась нищеты, с возрастом стала пугаться неотвратимо приближающейся старости. Тщательно следила за внешностью, принимала в козьем молоке ванны, делала омолаживающие маски. Ей хотелось забыться, скрывшись за высокими стенами, попытаться напоследок ощутить себя молодой, предавшись любовным утехам с юнцами, о чем Дали не догадывался, он просто знал это. Нестерпимо больно было осознавать, что приобретенное строение еще больше разъединит, поэтому, оформляя, старался максимально оставить напоминаний о себе.

Произведенная реконструкция до неузнаваемости преобразила обветшалую старую постройку, наполнив светом, чудесные комнаты – росписями, сад – экзотическими растениями. Трехэтажное здание окружено узким двором. Архитектура фасада сохраняет готические черты. Гала не приветствовала излишнюю пышность интерьера, предпочитая изысканную простоту, напоминающую дворянские усадьбы России. Здесь все продумано без лишней помпезности.

Тронный зал предназначался для встречи гостей. На голубых подмостках установлен позолоченный трон, переделанный из стула. Над ним – герб, увенчанный короной, преподнесенный мастеру испанским королем Хуаном Карлосом I. С обеих сторон устроились два каменных стражника – грозных льва. Напротив – алтарь в окружении двух дверей. Одна слегка приоткрыта. Приблизившись, понимаешь, что это лишь мистификация, нарисованная маслом.

Елене слишком нравились чучела различных животных. Желая порадовать, муж доставил чучело белого жеребца, принадлежавшего погибшему на арене другу-тореадору. Определив его на первом ярусе, прямо над ним, в гостиной, установил небольшой круглый столик на страусовых лапках со смотровым окошком, предоставляющим возможность полюбоваться лошадью, не спускаясь вниз. На полу – сундучок, рядом лежат пластинки. Супруга увлекалась классической музыкой, обожала слушать русские народные песни. Стены украшены гравюрами, картиной «Вид Пуболя», рядышком – пучок засушенного клевера – на счастье. Возле дивана – шахматная доска с уникальными фигурками в форме пальцев, вырезанными Дали.

Прекрасная кухня сделана в тон светлой мебели. Там давно никто не хозяйничает. В буфете – столовое серебро. На столе оставлена и сейчас фарфоровая чашка с чайничком и сахарницей, как будто дожидаясь хозяйку, решившую попить чайку, да так и не пришедшую.

С большим вкусом декорирована ванная. Овальное зеркало обрамлено керамической плиткой с андалузскими мотивами. Над дивными кранами – сказочные птицы, грифоны, раскрыли сине-желтые крылья, словно собрались улететь. Все создает невероятный колорит.

Две спальни в красной и синей цветовой гамме, оформленные просто, без излишеств. У кровати с балдахином – привезенная с России Казанская икона Божьей Матери в обрамлении высушенного бессмертника. Гала нравилось вдыхать терпкий запах, считая, что растение сохраняет красоту, способствуя долголетию. На полочке в нише – блюдо с орешками, миниатюрный макет собора Святого Семейства. В будуаре, как и прежде, размещены многочисленные баночки с кремами, косметика, в вазе – пшеничные сухие колоски и роза – излюбленный цветок.

Театр-Музей Сальвадора Дали и замок ПубольОбогреть громадную площадь одними каминами было невозможно, сырость неизбежна, батареи жена терпеть не могла, зато обожала его полотна. Ими художник и замаскировал отопительные приборы, изобразив, подшучивая, ненавистные ей радиаторы.

Супружеская чета придавала немаловажное значение саду. Запущенную прежними жильцами территорию расчистили, засадили кипарисами, платанами, шелковицей, жасмином и морем цветов. Среди живописной зелени поселились “слоны” на стрекозиных ножках, странные зверушки. В парке расположился чудесный бассейн с великолепным фонтаном. Венчающая арка похожа на греческий храм. По центру – потрясающая чаша, где на рыбине сидит мальчик. Под ним – огромнейшая зубастая рыба, выпускающая струйки воды, по бокам – 14 разноцветных бюстов композитора Рихарда Вагнера.

Пуболь стал своеобразной сделкой: он пообещал не навещать ее без письменного согласия, она поклялась не покидать его, но слова не сдержала. Существует сила, превышающая любовь – смерть. В 88 лет, упав после купания, попала в госпиталь с переломом шейки бедра. Страшные 4-месячные страдания 10 июня 1982 г. закончились смертельным исходом на больничной койке.

Для Сальвадора это был страшный удар. Заветное желание супруги – обрести вечный покой в собственном имении, только исполнить его непросто: в Испании после чумы не позволялось перевозить мертвых. Невзирая на закон, он завернул покойницу в одеяло, усадив на заднем сидении машины, тайно повез домой. Рядом с трупом сидела сестра милосердия, поддерживающая тело. На случай остановки полицией девушка готовилась объяснить, что сеньора умерла в дороге. Для погребения все приготовили, даже кроваво-алое платье, в шутку называемое ею саваном. Саркофаг с прозрачной крышкой поместили в подвале, после чего он заперся дома, закрыл ставни, не позволяя включать свет. Создавалось впечатление, что с ее уходом солнце померкло.

В одиночестве угас огонек вдохновения. 2 года жил затворником, отказавшись от друзей, близких, бродил по осиротевшим залам, как призрак, спал в ее постели, пока не случился пожар, чуть не погубивший отшельника. Затем распорядился опустить гроб в землю, накрыв плитой, и уехал. Сальвадор не хотел нарушать женское уединение даже после ее отхода в вечность, как и обещал. Усыпальницу охраняют лошадиные головы (2), фигура жирафа и застывший в камне мужчина с обнаженным торсом, опустившийся на колено. Гараж до сих пор сохраняет кабриолет и синий кадиллак, будто бы хозяева отлучились совсем ненадолго.

Со всех уголков земного шара едут сюда толпы туристов и будут приезжать до тех пор, пока слово “творчество” наполнено глубоким смыслом. С привычными нотками юмора и хвастовства Дали однажды заявил: “Попробуйте заставить говорить о себе хотя бы дня 3. Ничего не выйдет! Мне же удалось это на протяжении полувека!” Выходит, слегка ошибся, он до сих пор живее всех живых, привлекая своими шедеврами миллионы.

Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru

 

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий