Адрес: Picasso Museum, Carrer Montcada, 15-23, 08003 Barcelona, Spain.
Как добраться: станция метро "JаumeI" (линия L4), далее пешком;
автобусами № 39 или 51 до остановки "Passeig Picasso".
Время работы: вторник - воскресенье с 10:00 до 20:00.
Стоимость посещения: для взрослыж - 6 EUR; дети и пенсионеры - бесплатно;
вход на временные выставки - 5 EUR.
Безумие XX века поставило человечество с ног на голову, вырвало из сердца Бога, наполнив безверием и пустотой. Бросило в жуткие объятия мировых войн, ядерных катастроф, породило бездарей и гениев, искавших путь среди сумасшествия и хаоса. “Я бьюсь, зажигаю, смотрю, целую, ласкаю, звоню во все колокола, пока они истекут кровью”. Эти строки написал человек, пред гениальностью коего преклоняются миллионы, далеко не всегда постигая, что именно он хотел сказать. “У картин Пикассо я понял, что с миром что-то происходит”, – так отзывался о его творчестве русский философ, аристократ, утонченный ценитель искусства Николай Бердяев.
Немного о художнике
О нем говорили и сплетничают до сих пор многие, горячо и страстно наделяя всевозможными эпитетами, унижая, презирая, издеваясь, восхищаясь. Осип Мандельштам сравнивал его творения с волшебной скрипкой, разбитой как-то в Париже. Ее разлетевшиеся осколки, разбросанные по свету, став священной реликвией, украшают, будоражат серенький и неуютный быт обывателей, заставляя трепать имя живописца на улицах, в барах, метро, трамваях, клубах.Отдавая должную дань величайшему таланту соотечественника, Испания назначила его директором Прадо в Мадриде. Польша наградила орденом. В СССР присвоили Ленинскую премию. Гитлер требовал выбросить его “мазню” из всех существующих выставочных центров. Трумэн считал “развратником”, Черчилль, с пренебрежением взирая на феноменальные труды, полагал, что сам пишет намного лучше.Будущий кумир человечества родился в Малаге 25 октября 1881 г. в семье искусствоведа Хосе Руиса. Шел 1895 год, родителю предложили место профессора в Барселонской школе изящных искусств, куда все и перебрались. Так в душу Пабло вошла столица Каталонии, оставшись надолго, навсегда. Здесь создавались первейшие этюды, наброски, при жизни открылась картинная галерея (1963 г.).
Монкада-и-Решак – сердце Готического квартала
Музей состоит из пяти зданий XIII – XV вв., соединенных между собой. Это – дворцы д’Агилара, Кастельета, Финестреса, усадьба фон Мекка, дом Маури. Средневековые строения интересны уже сами по себе, выделяясь среди городских построек, ибо имеют внутренние дворики с галереями арок, широкими лестницами, коваными балюстрадами, отделанные мрамором и рельефами, старинными фресками, деревянными оконными переплетами. Расположены они на улице Монкада. Здесь – 35 залов, разместившихся на 3 этажах. Восемь из них дали надежное пристанище картинам “Голубого периода”, три – прописали “Менины”, ранние юношеские попытки, многоликую керамику, дарованную второй супругой Жаклин. Большое количество плоских тарелей разрисованы дивными узорами, причудливыми росписями, отнимавшими немалую частицу времени 60-летнего мастера. Он предпочитал сложные, необычные композиции, как ваза, напоминающая формой гигантскую птицу, широко раскинувшую крылья, будто пытаясь обнять ими, прикрыть, заслонить запечатленные на груди лица.Основой стало личное собрание Хайме Себартеса Гуаля, секретаря и отличного приятеля, решившего оставить городу наследие лучшего из сыновей. Когда двери для посещения туристов радушно распахнулись (1963 г.), перед ними предстал выдающийся, удивляющий, шокирующий, возмущающий, завораживающий, порой расколотый, дробящийся мир неповторимого барселонца. Здесь – изображения друзей, завсегдатаев арткафе “4 кота”, где впервые прошла его публичная выставка. На картоне, бумаге, фанере – зарисовки углем, карандашом. После смерти Хайме автор отдал сюда еще 2450 экспонатов (холсты, рисунки, гравюры, литографии). Позднее экспозицию щедро пополнили родственники, приятели, знакомые. Сейчас тут выставлено более 3,5 тыс. предметов. Можно просмотреть документальные фильмы об этапах творчества неординарного модерниста. Но самое главное – хронология, предоставляющая шанс проследить фазы становления от академизма до авангардизма.
Благословение свыше
Роды были тяжелыми, роженица – без сознания, младенец признан мертвым. Ангел смерти Азраил уже взмахнул четырьмя тысячами крыльев, протягивая костлявые пальцы к умершей малютке, но ненароком дядюшка новорожденного, неплохой лекарь, пьяница и кутила выдохнул клубы сигаретного дыма с ароматом перегара в крошечное сморщенное личико племянника. От зловонного амбре отпрянул Азраил, а малыш неожиданно огласил невероятно звонким криком о своем приходе. Ничего не оставалось устрашающему вестнику смерти, как подарить ребенку глаз из множества имеющихся, покрывающих безобразное тело по количеству живущих на Земле.Пройдет немного времени и третье око, данное при рождении, начнет постепенно открываться, давая возможность видеть намного шире и глубже, чем окружающие простые смертные, пронзать сознание, доходить до сущности вещей, до самого корня.
“Первое причастие” 1896 г.
Непревзойденное полотно поражает удивительной, чарующей силой одухотворенности девушки в белоснежных одеждах, коленопреклоненной на стуле. Она – молитва, просьба, единение с Творцом. Рядом – мужчина, очевидно, отец, которому важен сам обряд причащения. Наблюдатель сосредоточен, серьезен, внимательно следит, не отрывая взгляда, за дочерью. И, кажется, проговаривает вслед за ней молитвенные слова. Поодаль – юноша, возможно, братишка. На его лице – больше радости, нетерпения, восторга.Служка ставит свежие цветы на стол, зажигает свечи, с интересом поглядывая на пришедшую к обряду таинства группу. Чувствительная, радостная сцена, дарующая минуту умиротворения и покоя. По центру – родная сестра Лола. Не фанатично верующему брату, редко посещающему церковь, пришлось стянуть в мастерскую много церковной утвари для верного воссоздания сцены. Удивляет техника написания, особенно, если вспомнить, что мастеру исполнилось всего лишь 15 лет. Нашел место здесь и “Автопортрет” того же года.
“Наука и милосердие” 1897 г.
Холст внушительных размеров (2х2,5 м). Сюжет прозрачен, не требует особого понимания, не содержит скрытого подтекста, проникнут глубокой скорбью и болью. На фоне бедной комнаты, голых стен – простенькая кровать с отходящей молодой женщиной. Щеки и лоб ее покрыты желтовато-зеленоватой бледностью. Бедняга устала от затяжной изнурительной болезни; веки полузакрыты; она не имеет сил даже глядеть на монахиню, протягивающую одной рукой воду, другой, удерживает взволнованного, перепуганного сынишку. Судя по внешнему виду, страдалица уже готова отойти в вечность. Это подчеркивает и фигура доктора, сидящего с другой стороны, пытающегося прощупать пульс на бледном, синеватом запястье. В образе врача – отец живописца.Эту работу удостоили золотой медали на выставке в Малаге. Автор шедевра практически сразу же преподнес его тому самому дяде Сальвадору, внезапно вдохнувшего в него жизнь таким экстремальным способом. Он бережно хранился у родни достаточно долго, а потом передан музею, заняв достойное место.
“Портрет матери” 1896 г.
Она была веселой, темпераментной, хрупкой, очень подвижной, с неисчерпаемым запасом безудержной энергии, любви, хотя характер слыл несколько деспотичным, властным. Это нашло отражение на полотне: своевольно падающий на упрямый лоб черный локон, плотно сжатые тонкие губы, полуприкрытые веки, домашнее платье, явно одетое не для типажа. Сама тональность – теплая, нежная, выражающая явную сыновью признательность.Родительница не терпела возражений и вольностей, всегда отмечала, что сын сильнее всех любит себя и свой труд, но мирилась с этим, проявляя поистине материнское терпение. Именно ее фамилию возьмет он себе, переехав в Париж, считая гораздо благозвучней отцовской.Ранние произведения изумляют высокой степенью профессионального мастерства, избирательностью сюжетных композиций, умелым подбором красок, уверенными мазками. Побывав на детской выставке, Пабло отметил, что, в незрелом возрасте, писал подобно Рафаэлю, повзрослев, учился рисовать, как дети.
Голубой цвет – символ одиночества и печали
С 1901 по 1904 г. продлится время, отмеченное сгущающимся мраком синих тонов. Перед поклонниками предстанут увечные, нищие, пораженные тоской персонажи, тревожные, трепетные, хранящие и передающие бесконечное беспокойство, горе: “Мертвая женщина”, “Трагедия”, “Безумец”, “Мать с больным ребенком”, “Крыши Барселоны”. Это – беспросветный сгусток депрессии, тяжелых переживаний, муки по Касагамесу, преданному, незабываемому товарищу, рано погибшему, пустившему пулю в висок. Тогда ничего не продавалось, царила нищета, безденежье, голод, непонимание. Но и плохому когда-то приходит логическое завершение, и однажды в быт затворника пробиваются светлые пятна.
Розовый и переломный периоды
Картин этого момента незначительное количество, но все же они присутствуют. Появляются бродячие артисты, звучит мелодия сплоченного семейства, где нет кровного родства, но есть близкие по духу. Вот – “Арлекин” с характерными, вытянутыми линиями тела, “Танцовщица”, яркая и впечатляющая, потрясающая “Ла Сальчичона”, “Портрет госпожи Каналье”. Неоклассицизм возник совместно с пылким увлечением русской артисткой балета Ольгой Хохловой, ставшей впоследствии женой, родившей Поля. Миг влюбленности выводит на холсте облик возлюбленной: сидящей в кресле, грациозно танцующей Кармен. Такая желанная и далекая, очаровательная балерина из труппы Дягелива.Но низенькому (158 см), безумно вредному, неуживчивому, любившему мучительной страстью гениальному реформатору, опаливающему свои жертвы невидимым огнем, было недостаточно отношений в законном браке. Он ищет большего, заполняя собственное пространство самим собой, таким необыкновенным, чрезмерно деятельным, шустрым, неугомонным. Оглядывается, осматривается, по-иному трактует обычные предметы. Искривляет, сокрушает, уверенно двигаясь к совершенно иному, нестандартному видению, становясь основоположником кубизма.
Изюминка коллекции – “Менины”
Это настоящее чудо, принадлежащее Барселоне: 58 различных вариаций единственного сюжета, написанных за 5 месяцев (1957 г.). “Семья Филиппа IV” – прекраснейшее, загадочное произведение Веласкеса, окутанное тайной, находящееся в Мадриде. Оказавшись перед ним, зритель невольно превращается в участника действия, происходящего в студии придворного живописца. Веласкес замер у огромного подрамника, устремив свой взор мимо случайного прохожего на царскую чету – Филиппа и Анну, оказавшуюся за спиной смотрящего. Супружеские лики, расплываясь в ирреальной мути зеркала, воспринимаются нечеткими, безликими, невыразительными, кажутся незначимыми, нелепыми, исчезая в потустороннем зазеркалье. К ним пришла погостить 5-летняя дочурка Маргарита со своей свитой, принимая послушно утвердившийся этикет: улыбка не озаряет лицо славной девчушки, осознающей, что при дворе запрещено проявление каких-либо эмоций. Слишком жесткий корсет, необъятный кринолин, не позволяют дотянуться до стакана. Его подает присевшая рядом прислужница. Справа – карлица Мария Барбола, удивительно, жутко похожая на принцессу. Хвастаясь, она показывает орден, полученный за усердное воспитание инфанты. На переднем плане – уродец Николасито, безжалостно пинающий ногой собаку. А где-то вдали, на заднем плане, – гофмаршал, впустивший процессию в художественную мастерскую, стоит на пороге открытого дверного проема, добавляя света, льющегося потоком в помещение. Что же изображено: знатные дамы и Маргарита, милая девочка, всеобщая любимица, умершая совсем молодой от многочисленных родов, королевская пара в зеркальном отображении, семейная идиллия? А, может, основной герой – неподражаемый Веласкес, не имевший ордена, как Барбола, получавший денег менее цирюльника, но господствующий над всеми, стоящий за фрейлинами, пристально следящий за представителями власти, твердо держащий кисть, умело смешивающий краски на палитре? Он – творец, создатель. Взирая на его глаза, учащается сердцебиение, замирает дыхание. Будучи администратором Прадо, Пикассо часами задумчиво простаивал у шедевра обожаемого учителя. И, наконец, закрывшись на вилле “Калифорния” в Каннах (1957 г.), разбирает детище своего божества по частям, по отдельным кусочкам, исследуя каждый объект. Отказывается от реализма, работает с технологией пластических символов: ломает пространство на призмы, треугольники, квадраты, круги, трапеции. Как философ авангардизма рассматривает каждый образ в двух позициях: добра и зла. Мальчик, толкающий пса, в одном случае являет детскую наивность, невинность, в другом – носитель ядовито-красного треугольника, олицетворяющего агрессию, ярость. Волкодав у ног – сначала добродушный щенок, растекающаяся молочная клякса, затем – это злобное, волкоподобное существо, монстр с ощетинившейся, торчащей в разные стороны шерстью.Карлица – белая, пушистая, сплошное доброжелательство, открытость и одновременно – застывшая маска ненависти. Прислужница Мария Аугустина Сармьенто, подающая питье, – сама добродетель и выдержка, перерастающая в злость. Инфанта, наивная, трогательная очаровательная – Алиса, потерявшаяся среди зловредных особ, знающая, покорно принимающая жертвенность своей незадачливой судьбы. 18 сентября красный бантик на платье малютки растекается потоком крови, все вокруг рушится, погружаясь в хаос и ложь. Над этими шутихами и шутами – парящая фигура маэстро, пред которым разыгрывается жестокая драма, беда в черно-белом негативе реальности.Непосредственно по мотивам «Менин» создано 44 работы. Их колдовская, какая-то небывалая прежде нигде, никем не реализованная, пространственная иллюзия, метаморфоза, расширенная строгим аналитиком и мечтателем, вводит в недоумение. Разрушая, анатомируя детище Диего, авангардист создает собственные уникальные “Менины”. Ценители могут наблюдать творческий поединок с красками, техникой письма, сравнив с первоисточником, выработать соответствующее отношение к увиденному.9 произведений объединены темой “Голуби”, три пейзажа, портрет Жаклин и “Пианино” – свободная интерпретация образа противного пажа Николасито Пертусато. Пикассо собственноручно преподнес Барселоне весь цикл, объединенный единым названием (1968) г.Сегодня можно посетить музей бесплатно по четвергам с 19 до 21,30 и первое воскресенье любого месяца года. Довольно длинная очередь продвигается достаточно быстро. Придите, посмотрите, получите удовольствие или огорчение, восхищение или разочарование. Помните слова ярчайшего представителя XX ст., привыкшего повторять: “Начинающего художника понимает только несколько человек, знаменитого – еще меньше”.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru