Адрес: 34 quai du Port, 13002 Марсель, Франция. Как добраться: на метро линия М1 до станции Vieux-Port Hôtel de Ville.
Вечный соперник богемного Парижа – солнечный Марсель, пропитанный соленым бризом, духом странствий, расположился ступеньками на холмах Лионского залива, гармонично вписавшись в окружающий мир. Он как бы соткан из противоречий: французский и не очень, бедный и роскошный, отличающийся ярким колоритом, особым шармом, слегка хулиганистый, как любой портовый город. Одни его остро критикуют, другие им восхищаются. Разноликая столица Прованса, живя без чопорности, притворства, изумляет шедеврами архитектуры, экзотическими уголками, манит. Знакомство с ней лучше начать с молчаливого хранителя прошлого – Старого порта.
От античности до сегодняшних дней
Вся жизнь марсельцев вращается вокруг старинной гавани, давшей рождение величественному граду. Как гласит древняя легенда, в 600 г. до н. э. здесь проживало лигурийское племя, коим правил добрый король Нан, имевший взрослую дочь Гиптиду. Когда принцессе исполнилось 16, отец устроил пир, где ей предстояло выбрать жениха. Видимо, судьбе было угодно, чтобы тогда же к побережью причалила греческая экспедиция, возглавляемая прекрасным юношей Протектом. Приглашенные на празднество мореплаватели попали, как говорится, с корабля на бал. Как удар молнии вспыхнула любовь между девушкой и красавцем греком. Властелин благословил их брак, подарив 150 акров береговой земли, где новобрачные решили возвести городишко, назвав Массалией.
Стройматериал доставляли из здешних карьеров. Заселение местности началось с северного направления: выросли храмы, агора, укрепления. Вместо языческого некрополя заложили фундамент монастырской обители Св. Виктора. На осушенных болотах построили склады. Рабочие-канатчики мастерили рыболовные снасти, плели конопляные веревки (от слова “canebe” – конопля произошло наименование улицы Canebière). Выстроили судоверфь – основу военно-морской базы, сыгравшую значимую роль в сражениях на Средиземноморье. Отовсюду стекались быстроходные лайнеры, везущие товар. Отсюда экспортировались вина, вяленая свинина, ароматические лечебные травы, морепродукты, кораллы.
К концу XV ст. Марсель, присоединившийся к королевству Франции, процветает, расширяется, строится ряд административных зданий.
На выходе из бухты по указу короля-Солнца перестраивают цитадель Св. Иоанна, используемую еще рыцарями-госпитальерами (XIII в.). Ее предназначение – устрашать свободолюбивых мятежников, осмелившихся однажды поднять восстание против губернатора. С этой целью пушки направили на город. Позже здесь была тюрьма, куда кидали якобинцев.
Напротив – крепость святого Николая. От нее тянулась мощная цепь, перекрывавшая проход в бухту, к сожалению, не защитившая от нападения войск арагонского правителя Альфонсо V (1423 г.). Коварные агрессоры после произведенного грабежа прихватили ее с собой. Трофей и ныне хранится в кафедральном соборе Валенсии.
Несмотря на строжайший контроль, горожане не раз страдали от эпидемий. Не спасло от пандемии чумы (1720 г.) добавление к существующей на Фриульских островах дополнительной карантинно-санитарной зоны. Бациллу черной смерти привез торговый корабль “Гран Сен-Антуан”. Владельца Жана-Батиста Шато арестовали, приговорив к казни, но не смогли предать наказанию. Он умер в тюремных застенках. Гражданам запретили под страхом расправы покидать родимый край. Поставили 2-метровую толстую ограду из камня (фрагменты ее сохранились) с постами охраны, но ужесточенные меры безопасности не помогли. Смертельная болезнь распространялась на близлежащие области, унося тысячи жертв.
Страшным известием обеспокоились многие государства, прекратив в панике коммерческие связи с опасной державой: Португалия, Голландия, Швеция, Пруссия, Россия. Только через полтора года мор отступил, забрав около 70% населения.
Какой порт без маяка? Основной ориентир помогал морякам при подходе к лагуне не сбиться с верного курса. Светлую цилиндрическую башню (21 м) из песчаника возвели в 1855 г. Нишу внешней стены украшает скульптура Богородицы, в честь коей наречена вышка. Наверху – открытая галерея, увенчанная многогранным куполом-фонарем с окрашенными зеленым тоном гранями, откуда открывается ошеломляюще красивая панорама. Постройку электрифицировали в 1922г.
В XIX ст. мелководная, тесная акватория перестала удовлетворять тяжеловесные пароходы, вытеснившие легкие суда. Затеяли строительство нового дока, куда перевели торгово-портовую инфраструктуру. В этот период через морские врата устремилось бесчисленное количество эмигрантов. Осело много африканцев, испанцев, армян, итальянцев, русских, американцев, корсиканцев, алжирцев. Приютивший нелегалов, преступных элементов квартал Панье пользовался тогда дурной репутацией. Теперь его величают “Марсельский Монмартр”, он абсолютно безопасный.
Ворвавшаяся Вторая мировая нанесла глубокую травму. 1943 г. ознаменовался массовыми облавами. Прислуживая фашистам, провансальская полиция вылавливала иудеев, отправляя в концентрационные лагеря. Нацисты уничтожили 1500 сооружений вместе с паромом.
К восстановлению приступили в 1948 г. Старичок-порт долго возрождали. Потеряв прежнее значение, он стал центром развлечений, излюбленным местом встреч, пеших прогулок. Нынешний вид ему придали после объявления Марселя культурной столицей Европы (2013 г.).
Vieux-Port сегодня
Пожалуй, это самый популярный район, где ощущается атмосфера пиратской романтики. Когда-то именно сюда пришвартовался “железный пират” Фрэнсис Дрейк, любимый корсар Ее Величества Елизаветы Английской, свершивший кругосветное путешествие после Магеллана (1577 – 1580 гг.). Здесь была стоянка королевских галер Людовика XIV.
Первое, что поражает, – густой лес покачивающихся на волнах катеров, рыболовецких шхун, белоснежных яхт. От винтажных, считающихся в яхтенном мире настоящим бриллиантом, невозможно оторвать взгляд. А как они смотрятся в сумерках! Это же фантастика! Будто бы элегантные женщины в вечерних нарядах.
Взглянув на них, как поступают туристы? Конечно же, щелкают фотоаппаратами, желая запечатлеть волшебную красоту. А мелкие воришки, воспользовавшись благоприятной ситуацией, быстро, виртуозно вытаскивают из карманов зевак бумажники. Поэтому будьте настороже!
С обеих сторон величаво возвышаются те же форты. Сен-Николя закрыт для посещения, его занимает французская амия. Зато рад гостям Сен-Жан. Ценители живописи посмотрят коллекцию мастеров кисти: полотна Ван Гога, представителя постимпрессионизма Поля Сезанна, авангардиста Марка Шагала, наверху полюбуются живописным садом.
Напоминающий рельсу узкий мост, как связующее звено между прошлым и будущим, соединяет крепостные стены с МиСЕМ (Музеем европейских и средиземноморских цивилизаций), распахнувшим двери три года назад. Интересная идея, не правда ли?
Частично уходящее в воду ультрасовременное строение, спроектированное Руди Риччотти, само по себе является произведением искусства, представляя куб из стекла и металла, оплетенный кружевной сеткой из фибробетона. В ясную погоду игра света и тени создает причудливые узоры на фасадной части.
Экспозиция, распределенная по трем корпусам, знакомит с возникновением сельского хозяйства в эпоху неолита, историей мореходства, появлением божеств. Здесь узнаете, как зарождались христианство, мусульманство, иудаизм, увидите уникальнейший макет Гроба Господня (XVII в.). Некоторые экземпляры вызывают недоумение, порой шокируют.
Привлекает внимание странная икона, датируемая 1875 г., “Шейх, Богоматерь и младенец”. Она необычна тем, что все персонажи наряжены в светские платья. На шейке крошки-Иисуса – тоненькая нитка жемчуга. В уложенных локонами волосах Девы Марии – алая роза. Даже у ангелочка ручки и ножки увиты браслетами, на головке красуется тиара. Здесь выставлено множество разноплановых экспонатов: различные предметы одежды, картины, статуи, орудия труда, оружие. Среди них – лютня трубадура времен крестовых походов, походная плащ-накидка пилигрима, глобусы из парижской обсерватории. Кроме постоянных выставок, проводят передвижные, проходят концерты, развлекательные мероприятия. Все бесплатно.
Эскалатор поднимет на кровлю, защищенную от палящего солнца ажурным бетонным навесом, где можно подкрепиться в уютном ресторанчике Le Môle Passedat, выпить чашечку крепкого кофе, расслабиться, засмотреться великолепными видами. Вдалеке виднеется овеянный романтическим флером, увековеченный старшим Дюма небольшой островок, где обосновался печально знаменитый, загадочный замок Иф – место заключения известного узника – Эдмона Дантеса, коего никогда там не было. На причале выстроились прогулочные кораблики, поджидающие пассажиров, кричат белокрылые чайки, почему-то неимоверно крупные. Отчаливают за добычей на суденышках любители-рыболовы. Они вернутся на рассвете, чтоб распродать шевелящуюся добычу.
Рыбный базар
Еще не успела пробудиться суета, дремлют повседневные людские заботы, а огненный диск дневного светила выкатывается на голубое небо, наполняя все животворной энергией. Утренний воздух, насыщенный дыханием моря, приятно радует свежестью, прохладой. На смену ночи уверенно шагает утро. К 7 часам базарная площадь оживет, появятся покупатели, а пока продавцы хлопочут в ожидании рыбаков, подготавливают лотки. Местные кличут сей рынок “кричащим” из-за торгашей, громко зазывающих клиентов. Для некоторых – это семейный бизнес: муж ловит, жена продает.
Вот прибывают лодки. Мужчины выгружают из ящиков, сетей богатый улов, сверкающий серебристой чешуей, шлепающий хвостами. Затем его сортируют, все отдельно: окуни, султана, саргана, дорада. По всей округе разносится запах свежевыловленной рыбы. Рыночное пространство мигом заполняется людьми, начинаются привычные трудовые будни.
Несведущему человеку не так просто разобраться в изобильном рыбном разнообразии. Чего здесь только нет! Знакомая всем скумбрия, морские чертики и волки, ершики, скаты, лангусты, даже акулы. Горками лежат устрицы, мидии, кальмары, улитки. Извиваются угри, осьминоги, ползают крабы, пытаясь хватануть клешнями за палец любопытных, протянувших к ним руку. Некоторая продукция приводит в полное замешательство, что с ней делать – непонятно: жарить, глотать сырой или сварить. Цены довольно гуманные: от 3 до 25 евро за 1кг.
Замираешь от удивления, видя, как на глазах у всех продавщица с обветренным лицом хладнокровно по-мужски отпиливает ручной пилкой (электричества нет) головешку большущему тунцу. После такого леденящего душу обезглавливания процедура разделки сома выглядит просто детской. Вокруг носятся чайки, орут, дерутся, стараясь скорее ухватить выброшенную требуху. Старушки торгуют лекарственными травками, приносящими удачу оберегами из ракушек. Говорят, если носить в кошельке чудодейственный талисман, деньги никогда не переведутся.
Рядышком – чудесный ресторан Le Miramar, где отлично готовят всевозможные деликатесы. Нагуляв аппетит, грех не испробовать легендарный суп буйабес, вкусный, сытный. Простая рыбацкая похлебка, выйдя из низов, взлетела до невиданных высот классической кухни французов, заняв достойное местечко в меню элитных заведений. Ее непременно подают с гренками, натертыми чесноком, специальным соусом “Руи” и вином. Мифы повествуют, что неотразимая Афродита частенько кормила питательным блюдом супруга Гефеста. Отведав, тот засыпал, а лукавая богиня убегала на любовное свидание с Аресом.
Знайте: на одну порцию уходит около килограмма разнообразной рыбки помимо остальных ингредиентов, поэтому супчик стоит не менее 50 €, иначе вы съедите обычную уху. Секрет потрясающего вкуса скрывается в его многокомпонентности.
Насытившись, можно понежиться на одном из пляжей (их больше 20), удобном, чистом, предназначенном помимо купания для занятий дайвингом, парусным спортом, или прогуляться по набережной, где раннюю тишину нарушает топот бегущих по гранитной мостовой людей. А бегают или ездят на роликах все: от мала до велика, даже 70-летние старички. По всему периметру тянется каменная скамейка, повторяющая линию берега, вошедшая в книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная. К услугам приезжих – красочные, похожие на игрушечные, экскурсионные паровозики, но заманчивей пройтись пешочком, не торопясь разглядеть достопримечательности. Их здесь – целый букет.
Зеркальное диво Нормана Фостера
Гигантских размеров современный, открытый всем ветрам павильон (46х22 м), укрывающий от летнего зноя, завлекает многочисленных отдыхающих необычностью. Невесомый свод из идеально отполированной стали, поддерживаемый сияющими изящными опорами (8 шт.), отражает, как в зеркале, пеструю толпу, перевернутую ногами вверх, золотистый песок, плещущееся лазурное море. От продолжительного созерцания кружится голова. Стальная поверхность настолько тоненькая, что издалека незаметна в общей панораме, воспринимаясь серебряной нитью на горизонте. Фотографии удаются бесподобные!
Маленькая тайна бывшей Ратуши
Она сумела чудом избежать разрушений, пережив революционную (1794 г.) смуту, фашистскую оккупацию. Трехэтажный розовый дом, возведенный в стиле модного барокко зодчими Энеа Билонделем и Жаном Меоланом, взявшими за образец генуэзский палаццо, по-прежнему изумителен.
Центральный фасад, украшенный вверху бюстом заказчика, Людовика XIV(автор Никола Галинье), имеет по краям два симметричных крыла, завершающихся треугольными фронтонами. Балкон с развевающимися флагами поддерживается коринфскими столбами и пилястрами, декорированными орнаментом из листьев аканта, схожих с медвежьими лапами. Над основным входом – городской герб.
Нижний этаж с большими арочными окнами отдан магазинам, помещения выше занимает мэрия, но попасть туда непросто. Зайдя внутрь, попробуйте подняться. Не получается? Естественно: лестницу убрали из-за арендовавших нижние залы коммерсантов. Но как к рабочим местам добираются чиновники? По приезду домой предоставьте разгадать эту головоломку друзьям, не показывая фотки крытого перехода из соседнего здания.
Базилика Сен-Ферреоль
Выделяющийся молочной белизной на фоне жилых домов действующий собор августинцев нельзя пропустить. Его строили почти столетие, с 1447 по 1588 г., обновляя, изменяя. В XVIII в. даже намеревались снести, посчитав лишним для экономически выгодного участка, но общественность воспротивилась. Церковь реконструировали, открыли прихожанам.
В углублении под фронтоном застыла фигура Св. Августина. Войдя под сень, рассмотрите святыни. С обоих боков ключевого нефа – по 3 часовенки, бережно сохраняющие для потомков реликвии. Слева в третьей – усыпальница семьи Мазено, драгоценный реликварий старшего брата неаполитанского монарха Роберта I – святейшего Людвига Анжуйского. Избрав духовную стезю, он удостоился сана епископа Тулузы. Здесь же – вырезанный из дерева, покрытый позолотой бюст великомученика Ферреоля, обезглавленного за проповедование веры Христовой. В часовне напротив установлена чаша для крещения с рельефным изображением крылатого ангела. Прельщает алтарь (создатель Д. Фоссат) и настенная роспись “Отдых на пути в Египет” М. Серра. Царящий внутри умиротворяющий покой, контрастирующий с уличной мирской суетностью, заставляет задуматься о Вечности.
Оригинальные фантазии скульпторов
На пути повсюду встречаются огромнейшие горшки с растущими оливковыми деревцами, статуи: живые и рукотворные, особенно много животных. Кажется, после закрытия зоопарка звери поселились на улицах. Ядовито-синий олень, разукрашенный цветочками жираф, одногорбый верблюд в голубых штанишках, светлой майке, бегемот с различными надписями – все натуральной величины.
Довольно органично вписались в многоцветную пестроту копии сюрреалистических изваяний Сальвадора Дали. Стекающие с единственной ветки засохшего дерева “Мягкие часы” символизируют скоротечность, зыбкость временного пространства. Интересно бы знать, о чем трубит трубач, взобравшийся на спину мощного слона с ногами, как у кузнечика.
То тут, то там попадаются на глаза бронзовые “рваные” силуэты людей, держащих сумки, чемоданы, производя впечатление слишком торопящихся. Отсутствующие частицы туловища создает иллюзию, будто бы путники медленно растворяются в воздухе, как призраки. Через зияющие дыры в теле просматриваются пейзажи.
Что хотел сказать нестандартным, своеобразным способом всемирно популярный Бруно Каталано, любитель странствий? Быть может, намекал на изменения, уготованные путешественнику, решившемуся отправиться в круиз? Заключившие себя в четырех стенах, только их и видят. Как следствие – возникшее чувство усталости, депрессия, безразличие. Но стоит выйти за порог, жизнь изменится, наполнившись яркими эмоциями, незабываемыми свежими ощущениями: новые встречи, приключения помогут залатать в душе образовавшиеся пустоты, отодвинув в архиве памяти на самые отдаленные полки болезненные страницы.
Возможно, художник пытался донести до человечества мысль, что “у каждого человека есть безвозвратно утраченные мгновения, которые уже не вернешь”. Из-за нехватки времени мы равнодушно проходим, не замечая важных событий, теряя близких, родных, друзей. Кто размышлял об этом?
Нашумевшая серия LES VOYAGEURS – вояжеры призывает остановить свой стремительный бег, внимательно всмотреться в застывшие лица странников, призадуматься, сделать правильный вывод, для всех, безусловно, он будет свой.
Дворец Биржи
Он раскинулся на знаменитом проспекте Каннебьер с шумным потоком машин, светящимися рекламами, столиками, выставленными на тротуарах, где часто играют уличные гитаристы из Испании в бархатных накидках на плечах, демонстрирует невероятные “чудеса” прохожим индийский чародей.
Помпезное строение в классическом стиле, спроектированное Ксавье Паскалем Косте, построили в 1860 г. На торжественном открытии присутствовал Наполеон III с императрицей Евгенией, отложив ради праздничного действа посещение Савойи и Ниццы. По этому поводу организовали пышный банкет, рассчитанный на 250 знатных персон, где император провозгласил речь, высказав волеизъявление превратить город в центр объединенных цивилизованных наций.
В плане – это прямоугольник с размерами 47х68х26 м. Фасад завораживает античной величественной красотой. Над арочными проемами возвышаются колонны (10) из коринфского мрамора. Над ними – круглые часы (творение часовых дел мастера Анри Лепота). Выше – скульптурная композиция: марсельский герб, окруженный символами Средиземного моря и океана. По краям – аллегории: Сила, Мир. По углам – скульптуры, олицетворяющие торговлю с навигацией, под ними застыли фигуры древних мореплавателей. На декоративной стенке над карнизом запечатлены имена выдающихся исследователей: Магеллана, Колумба, Васко да Гамы, Дюрвиля, Веспуччи, Тасмана, Лаперуза.
Вестибюль вымощен черными и белыми мраморными плитами. Поражает аркада, состоящая из 18 арок с вырезанными наименованиями государств, с которыми поддерживали торговые отношения. В конце ряда, где размещен барометр, раньше находился памятник Бонапарту. Бесчинствующие бунтари в сентябре 1870 г. излили на него накопившуюся злобу, оторвав голову, футболили ее по дорогам.
Сейчас здесь трудятся представители Торгово-промышленной палаты, отведены залы под библиотеку. Внизу прописался Морской музей, знакомящий с историей развития флотилии.
Завершение увлекательной экскурсии
Вечереет. В бирюзе водной глади отражается кроваво-красный шар уходящего на покой солнца, оставляющего за собой на горизонте пурпурную полоску, постепенно тускнеющую, угасающую. Окружающая природа приобретает таинственно-прекрасное, мистическое очарование. Пора возвращаться. Замечательно бы взглянуть напоследок на все с высоты.
Поднявшись на колесе обозрения, находящемся непосредственно у воды, это вполне реально. Удобная кабинка с предусмотренным освещением скользит вверх. Взору предстает сияющая огнями прованская столица, над которой будто парит, сверкая золотом Пречистая, благословляя, одаряя благодатью. Засыпает порт, безмятежно спят лодки. Очевидно, им снятся чужеземные дальние страны да крутые скалистые берега.
Приезжайте в Марсель, он – потрясающий! Отбросьте настороженность, опасения, прочитанные чужие мнения, доверьтесь лишь своему. Кипучий, контрастный, слегка бесшабашный, насквозь пропитанный солью, он неожиданно может стать для вас приятным сюрпризом, сильнейшим магнитом. Позвав еще раз, не устоите, помчитесь, ведь незаметно для себя оставите там частичку своего сердца, добровольно, навсегда.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru