Адрес: Abbaye Saint-Victor Place Saint-Victor, 13007 Marseille, France.
Аббатство Святого Виктора – марсельская Мекка католиков
Жизнь радушно принимает нас в свои объятия, потом кидает в лабиринт. Бродя извилистыми дорогами правды, лжи, злословия, часто оказываемся на перепутье добра и зла, попадаем в тупики одиночества, отчаяния, тоски. В кромешной тьме приходит понимание: средоточие похоти, злобы, жуткий Минотавр, человекозверь – внутри. Ад, как и рай, создается в собственной душе. Чтобы избавиться от мелочного, низкого, необходимо идти к свету: молиться, каяться, просить прощения. Лучше всего это делать в уединенном, спрятанном от мирской суеты месте. Таким являются келья, скит, монастырь. Один из них – Сен-Виктор в Марселе.
Тайна наименования аббатства
На южном побережье Франции, в столице Прованса, у форта Сен-Никола расположился древний приют для желающих найти душевный покой, равновесие. В далеком 415 г. Иоанн Кассиан, преданный ученик И. Златоуста, его приверженец, приняв сан пресвитера, основал аббатство на бывшем захоронении первых мучеников-христиан. Среди них был Виктор Марсельский, чье имя увековечено названием. Некогда моряк, затем – воин легиона, коим командовал Маврикий (канонизированный впоследствии), он уверовал в единого Бога, отказавшись от язычества. Император Рима Максимиан, узнав об этом, решил проучить непокорного, горделивого подданного. Призвав к себе, коварно предложил поучаствовать в ритуале приношения жертвы Юпитеру. Однако же, новообращенный христианин не поклонился идолу, свалил прилюдно его ногой, за что был брошен в каземат.
Явившийся к нему ангел Господень укрепил его дух в мученическом подвиге.
Сначала узника уговаривали подчиниться, потом истязали, не добившись своего, обезглавили. Перед смертью он успел обратить в веру нескольких стражников, увидевших исходившее из его темницы свечение. Палачи их тоже убили. Тела замученных выбросили в море, но волны вынесли их на берег. Захоронили праведника в маленьком склепе, выдолбленном в скале. После возведения монашеского пристанища останки перенесли в капеллу Пресвятой Богородицы, причислив к лику святых. Уходя в дальние плавания мореходы, рыбаки шли за благословением к небольшой усыпальнице своего небесного защитника.
История монастыря
Толстые строгие стены, увенчанные зубцами, скорее, походят на крепость, сливаясь с оборонительным сооружением Старого порта. Построенное из неотесанного грубого камня в романо-германском стиле здание превратилось в своеобразную Мекку для католиков, жаждущих взглянуть на святыню, припасть, прикоснуться к мощам.
Судьба монастырской постройки тесно переплетается с именами величайших людей. Гильом де Гримоар был аббатом с 1361 г. Через год он занял папский престол Ватикана, став Урбаном V. По его указу базилика расширилась, ее окружили мощным ограждением. Известный политик, тонкий дипломат, поклонник прекрасного, кардинал Мазарини отсюда начинал свою головокружительную карьеру.
Королевские дворы Испании, Сардинии, Сирии считали честью поддерживать крепкую связь с обителью, ставшей с IX в. резиденцией прованских епископов. Не спаслась она от разрушительных набегов сарацинов – опустошение, разграбление принесли они с собой. Подобно бессмертному Фениксу возродилось строение с помощью митрополита Онората II (X в.), прочно завоевав главенствующее положение и влияние во всем Средиземноморье.
Великая Французская революция превратила монашеские владения в казармы, амбар, тюрьму.
Секуляризация (конфискация церковного имущества государством) XVIII в. способствовала полнейшему разорению: множество реликвий сожгли, растащили, растоптали. В это время была навсегда утеряна уникальнейшая библиотека, о фондах которой говорит сохранившийся каталог.
Богослужение возобновили только в XIX ст. Аббатство поднялось на достойный уровень, представ музеем христианского искусства I тысячелетия, получив статус национального памятника. Со всей Европы сюда стекались паломники.
Убранство храма
Дверной проем, находящийся в башне Изарн, не сразу заметен, не впечатляет оригинальностью, изысканностью. Войдя внутрь, на миг замрете от резкого контраста. На улице – яркость дня, жара, шум прибоя. Здесь – полумрак, прохлада, тишина. Воздух наполнен невероятной духовной аурой. Венчающиеся капителями массивные колонны разделяют внутреннее пространство на 9 больших отсеков. 8 из них формируются подобно кресту, куда ступают с особой осторожностью. По центру – купол. Полусфера возносится ввысь, унося с собой молитвы, просьбы, стенания. Сквозь вытянутые сводчатые окна проникают солнечные лучи, преломляясь в рисунках витражей, сильно пострадавших во Вторую мировую войну. Над восстановлением трудился небезызвестный художник по стеклу, декоратор Макс Энгран.
Здесь все предельно скромно, лишь пыль столетий заставляет трепетать. Главная реликвия – алтарь. Мастера умелой рукой вырезали на белоснежном мраморе эмблему сына Божьего, агнцев и голубей (Vст.). Возвышается неподалеку статуя Св. Виктора. На стенке – единственное яркое впечатляющее пятно – древнейший гобелен. Сюжет повествует о конце света: трубят херувимы, диковинные страшные звери, всевозможные моровые болезни нападают на грешный люд. Не миновать Апокалипсиса.
В часовне Священного Таинства – скульптура Девы Марии (XI в.). Совсем недавно здесь появилась каменная гробница с изображением жертвоприношения Авраама. Каменотесы вытесали на ней одно из чудес, сотворенных Иисусом: возвращение зрения слепому. В глубине нефа – величественный орган. Инструмент создали в 1840 г. Его музыка и сегодня благодатью спускается на паству. Под ним – вход в подземный мавзолей.
Крипта – хранилище мощей
Попав из полутьмы верхней церкви в мрачное подземелье, освещенное многочисленными свечами, залюбуетесь чудесной мозаикой с цветочными мотивами и, безусловно, саркофагами, размещенными везде: на полу, в стенах, даже под потолком. На каждом – надпись, резьба, изображающая облик погребенного. Огромную коллекцию передали монахам в 1968 г. Святые, архиереи былых времен нашли здесь последнее пристанище: великомученик Изарн, правоверный Маврикий с последователями, отец-основатель, преподобный И. Кассиан. Им написаны книги, беседы о совершенстве любви, помощи Творца, житие отшельников, покаянии, значении поста и прочие. Рядом – рака с частью останков, принадлежащих равноапостольному повелителю Константину, признавшему христианскую религию в Римской империи.
98-сантиметровая деревянная статуэтка Черной Мадонны, датируемая XII – XIV веками, находится в нише, привлекая к себе тысячи верующих. Богоматерь примирения в период революционной смуты продали с аукциона. После длительных путешествий в мае 1804 г. ее торжественно вернули в родной дом, хотя одежды и украшения пропали. Скульптурку поднимают исключительно на праздник Сретения Господнего (2 февраля) для всеобщего поклонения. Тогда 80 – 90 тыс. мирян зажигают зеленые восковые свечи, олицетворяющие рождение новой жизни, надежду на избавление от греховности, счастливое будущее. Приносят печенья-лодочки, “наветты”, почитая этим первых проповедников, приплывших на челноках.
Выбравшись на поверхность, выйдя из катакомб к солнцу, небу, морю, многие невольно задумываются над бренностью бытия, аскетизмом и роскошью, верой и безверием – лабиринтом земного пути. Возникает желание брести пилигримом, искать святость, уничтожить в себе Каина, возвратиться к Всевышнему. Давняя прованская обитель и теперь – спасительный маяк нуждающимся, блуждающим во мраке, ищущим истину.
Tamara Barbinyagra специально для lions-guides.ru