Дворец Лоншан в Марселе

Адрес: Marseilles, 4e Arrondissement, Boulevard du Jardin-Zoologique (4 округ, бульвар Жардин Зоолоджик).
Время работы: 10:00 - 17:00, летом в выходные дни: 11:00 - 18:00.
Вход: бесплатно, в художественную галерею - 5 EUR, в музей естественной истории - 5 EUR.
Ближайшая станция метро: Cinq Avenues Longchamp (линия М1).

Дворец Лоншан – жемчужина Марселя

Вода… Чистая, прозрачная, лишенная запахов и вкуса, “ей дана волшебная власть стать соком жизни на Земле”. Исчезни она, планета – безжизненная пустыня, горячий кусок каменной глыбы, летающий в космическом пространстве с пустыми зияющими “глазницами” океанских, морских впадин, пересохшими реками, навек умолкнувшими родниками. Но стоит пролиться с неба каплям дождя, все оживет, зазеленеет, превратится в цветущий оазис. Так проявляется благодатная, божественная сила водной стихии. Испокон веков люди воздавали ей хвалу, возводили храмы. Столица Прованса – не исключение. Величественный дворец Лоншан предназначен не королям, он – восхваление живительной влаге.

По следам истории

Вплоть до XIX ст. стремительно разрастающийся Марсель остро ощущал дефицит питьевой воды. Ее катастрофически не хватало особенно в засушливые месяцы, в сутки на человека приходилось не больше литра. Тогда она ценилась горожанами дороже шелка. Плещущееся рядом море добавляло страданий изнывающему от жажды народу, ведь соленую водичку не выпьешь, ею не обмыть тело, соль разъедает кожу, приводит в негодность одежду. Не удивительно, что инфекционные заболевания были частыми незваными гостями.

1835 г. принес страшное горе. Свирепствующая по Европе холера обрушилась и на марсельцев. Хозяйничая, эпидемия собирала немалую жатву. Напуганные жители срочно оставляли город, погрузившийся в глубокий траур. Нависла реальная угроза прекращения его существования, как это случилось с древним градом Индии Фатехпур Сикри, опустевшим, мертвым (XVI в.). Спасти положение могла лишь новая качественная система водоснабжения, но в Дворец Лоншан в Марселеказне недоставало денег для строительства. Чтобы накопить необходимую сумму, правящие круги вынужденно пошли на крайние меры, увеличив налоги населению. На собранные средства от речки Дюранс в 1838 г. начали прокладывать спасительный канал протяженностью 53 км.

По случаю радостного события решили возвести роскошный дворцовый ансамбль, заодно искусно скрывающий водонапорную башню. Герцог Орлеанский лично заложил краеугольный камень (ноябрь 1839 г.). Однако, как говорится: “Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается”.

Объявили конкурс на лучший проект. При относительно невысокой стоимости он должен был удовлетворять всем требованиям. Победил опытный зодчий Анри-Жак Эсперандье, построивший базилику Нотр-Дам-де-ла-Гард. Работы стартовали только в 1862 г., завершившись через 7 лет. Наконец-то, 15 августа 1869 г. состоялось торжественное открытие настоящего чуда архитектуры, построенного в любимом византийском стиле.

Palais Longchamp – прованская гордость

Франция всегда считалась страной замков, восхищающих красотой даже наиболее предвзятого скептика. Марсельский шедевр поражает буквально с самого входа. Внутрь ведут два симметрично расположенных арочных портала, находящихся под охраной злобных хищников, подмявших под себя добычу (скульптур Антуан-Луи Барн). Пройдя вперед, дух захватит от неимоверно оглушительного рева потока, падающего водопадом с каменистых валунов в средний бассейн. Наполняя через подземные трубы 16 боковых фонтанчиков, выпускающих мириады хрустальных брызг, он ступеньками ниспадает к искусственному пруду, где отражается утреннее южное солнце, переливаясь всеми цветами радуги. И все это гармонично сочетается с буйством красок цветочных клумб, высаженных среди шелковистой зелени газонов. Даже в богатом русском языке недостаточно слов для описания воистину сказочного дива. Это нужно видеть, слышать сумасшедший грохот!

Дворец Лоншан в МарселеВеликолепным обрамлением грандиозному каскадному фонтану, занимающему главенствующее место, является изящная колоннада с величавой Триумфальной аркой в центре и двумя музейными зданиями по бокам. Фриз над колоннами декорирован зодиакальными знаками (графический дизайнер Жильбер).

Первой бросается в глаза 10-метровая скульптурная композиция, созданная Жюлем Кавелье, представленная тремя изваяниями грациозных женщин на колеснице с четверкой впряженных камаргских быков. Каждый силуэт – знаковый. Во главе группы – воплощенная в женском образе аллегория реки-спасительницы Дюранс. Поставив ногу на щит, навсегда закрывая им смертельную бациллу, она тем самым властно заявляет на весь мир об окончательной победе над мором. Трубят сидящие с обеих сторон трубачи, прославляя победительницу. Две милые девушки с фруктами – символы изобилия, плодородия. Сзади – детишки с налившимися соком гроздьями винограда, спелыми пшеничными колосьями в пухлых ручонках. Купольный свод венчает чаша с фигурками птиц, распахнувших крылья, ниже – герб города, удерживаемый нимфами. Под ним – атлетически сложенные красавцы-мужчины подняли блюда со щедрыми дарами матушки-земли. На верхней открытой террасе поселились, охраняя от несчастий, мифические существа – грифоны. Французы сделали из монументального сооружения завораживающий спектакль, где все герои воспевают оду воде, избавившей столицу от преследуемых чудовищных бедствий.

➨Рекомендуем посмотреть:
Нотр-Дам де Пари

Безграничная фантазия архитекторов дарит незабываемые впечатления, захватывая в эстетический плен, но здесь еще есть чему удивляться. Чтобы осмотреть все, день покажется слишком коротким, зато лавина эмоций обеспечена!

Музей естественной истории

Основанный почти 2 столетия назад (1819 г.), он размещен в левом крыле, куда ведет полукруглая лестница. Фасад украшен медальонами с изображениями выдающихся мужей науки, бюстами, установленными в нишах. Один принадлежит инженеру Францу Майору де Монтришеру, руководившему проведением долгожданного канала. Экскурсия особенно увлекательна для детей. Они не только интересно проведут время, но и расширят кругозор знаний, запомнив надолго. Правду говорят, что лучше один раз увидеть…

Дворец Лоншан в МарселеА рассматривать есть что, ведь здесь прописалась флора и фауна со всего света. Коллекция, состоящая из 6 разделов, включает в себя и давно вымерших сущностей (4000 видов). Большинство – подарок частных коллекционеров. Огромнейшее ботаническое собрание (200 тыс. экземпляров) состоит из красочных гербариев, ценных семян, разнообразнейших растений, растущих в Средиземноморье.

Зоологическая экспозиция насчитывает 12000 разных животных, пресмыкающихся, рыб. Выставлены образцы минералов, камней (в том числе драгоценных), самородки золота. Небольшой отсек посвящен эволюционному развитию человека. Здесь – находки археологов при раскопках. Завораживает богатейшая выставка уникального творения морей и океанов – крупных раковин, мелких ракушек, очаровывающих причудливыми формами и расцветками: винтовыми, двустворчатыми, белыми, нежно-розовыми, перламутровыми. Разглядывая некоторые, почему-то мелькает мысль, что как-то ранним утром на них упал солнечный лучик и замер навеки вечные. Согласно индийской легенде, с них и началось сотворение мира Всевышним.

Какое счастье наблюдать горящие детские глаза, взирающие на собранные со всех континентов чучела в натуральный рост: крокодилов, слонов с большущими бивнями, оленей с шикарными рогами, медведей, горилл, представителей кошачьей породы, волков и лис, зайчиков и ежиков. Глядя на них, возникает чувство, что мастер сознательно задался целью правдиво запечатлеть их взгляд, оскал в последнюю секунду жизни, и получилось.

От скелетов мамонтов, динозавров (взрослых и детенышей) ребятишек не оторвать. На стенах – картинки, показывающие их живыми на воле в естественной среде обитания. На искусственных ветках расположилось птичье царство. Кажется, еще немножко – и тишину нарушат звонкоголосые трели. Подолгу задерживаются посетители пред поделками, сотворенными с ювелирной точностью: новорожденными махонькими динозавриками, летучими мышками. Отдельная витрина отведена историческому прошлому края.

Художественная галерея

Ее создали на основе произведений искусства, конфискованных у аристократии после захлестнувшей Францию революционной смуты, разместив вначале в монастырской обители бернардинцев (1801 г.). Так родился первый здешний музей. Постоянно обновляясь, приумножаясь, в 1873 г. из тесной монашеской часовни он переезжает в Лоншан. Заняв целое здание в северной части, радушно распахнул двери пред ценителями прекрасного.

Дворец Лоншан в МарселеНа суд зрителей – живопись, графика, изваяния, есть подаренные Роденом в честь признания (XVI – XIX вв.). Французскую школу, коей принадлежит большая часть коллекции, представляют: Филипп де Шампань “Успения Пресвятой Богородицы”, Мишель Серр “Кающаяся Магдалина”, Саймон Вуэ “Мадонна с Иисусом”, Франсуа Лебрен “Смерть Кая Гракха”, Пьер Жозеф Валлер “Кораблекрушение”, Клод Верне серией морских пейзажей и многие другие.

Особый интерес вызывают работы живописца, ваятеля, корифея барокко, наделенного сильнейшим ярким темпераментом, Пьера Пюже, снискавшего славу неуживчивого бунтаря. Его полотна религиозной направленности “Богоматерь с младенцем”, “Святое семейство” отличаются самобытностью. Образы – правдоподобны, жизненны, без малейших прикрас. Подлинным драматизмом наполнен рельеф “Чума в Милане”, последнее его детище. Жак Луи Давид достоверно передал на своем холсте “Св. Рох молит Деву Марию о спасении зачумленных” трагизм, чувствуемый в низко плывущих темно-серых облаках, в пораженных болезнью скрюченных человеческих телах.

Невозможно равнодушно пройти мимо натюрморта Жана-Батиста Моннойе “Букет де Fleurs”. Смешанные хаотично разносортные цветы в керамической вазе выглядят только сорванными. Они, словно намереваются вырваться из плоскости холста, устремляясь стеблями в разные направления. В сочных оттенках затаилась чувственная радость. Кажется, приблизившись, ощутите испускающий ими утонченный аромат.

Здесь находится большое собрание фламандцев: Ян Брейгель Младший, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, Матиас Стомер, Питер Рубенс, чье “Воскресение Христа” магнетически притягивает, не отпускает. На полотне доминирует торжествующая фигура воскресшего Спасителя, держащего знамя. На руках и ногах – кровавые следы от гвоздей. Перепуганные стражники, не выдержав исходящего от него слепящего сияния, упали наземь, прикрываются.

В “Охоте на кабана” он реалистично изобразил яростную схватку дикого зверя с людьми, захватившими вместе с собаками вепря в кольцо. Вот с написанного маслом его этюда смотрит с иронией, насмешкой и недоверием голубоглазая красавица с угловатыми чертами лица, резко очерченным лбом. Кто она? Одна из муз –16-летняя Сусанна Фоурмент, сестра второй жены Елены. Хотя никто не утверждает об их любовной связи, однако, практически все критики, писавшие о фламандском художнике, откровенно об этом намекают.

➨Рекомендуем посмотреть:
Собор во имя Александра Невского в Новосибирске

“Экстаз Марии-Магдалины” заставляет призадуматься. Голова очаровательной грешницы запрокинута назад. На лице – блаженство, опущены веки, чуть приоткрыты уста. Струится по спине копна распущенных густых волос, скрещенные на груди руки частично скрыты тенью – все указывает на технику Караваджо. Однако, это копия, талантливо выполненная Луи Финсоном, убежденным последователем скандально известного мастера. Чтобы досконально изучить манеру письма своего кумира, нидерландец неоднократно копировал его картины.

Обращают на себя внимание произведения представителей итальянской школы: Пьетро Перуджино, Агостино Карраччи, Джованни Франческо Барбьери (Гверчино), Гвидо Рени, всех не перечислить, да и нет необходимости, ведь они меняются. Приехав следующий раз, застанете совершенно иную выставку. Стоимость билета всего 5 €, в воскресенье до 13:00 попадете бесплатно.

Садово-парковая зона

После столь сильных впечатлений неплохо бы привести в порядок чувства, а где это проще осуществить, как не в раскинувшемся здесь же многоуровневом парке? Он сформирован в двух стилях: классическом французском с четко выраженными геометрическими линиями, подстриженными газонами, пирамидальными кустами и пейзажном английском, максимально приближенном к природному ландшафту, навевающем романтику.

Местные и приезжие любят прогуливаться по извилистым тропинкам, просто отдыхать, сидя на скамейке в тени раскидистых крон, а кто-то, приняв позу лотоса на изумрудной траве, предпочитает медитировать. Так легко дышится под столетними сибирскими вязами, могучими дубами, платанами. Встречается дерево, напоминающее милую сердцу русскую белоствольную березку.

Можно обогатить познания о державе, задержавшись у памятника Альфонсу де Ламартину, политику, поэту-романтику. Знаете что-то о нем? Нет? Тогда обратитесь к его наследию: “Смерть Сократа”, “Новые поэтические размышления”. В период революции 1848 г. он входил в состав временного правительства, сыграв значимую роль, как гуманист, возражающий против кровопролития.

Неподалеку застыл в кресле Эрнест Рейер, прикрыв ладонью ухо. Всей своей сущностью маэстро погрузился в музыку, слышную только ему одному. Талантище не допускал фальши. Его оперы “Саламбо” по роману Флобера, “Сигурд” по скандинавской Саге о Вёльсунгах (Песнь о Нибелунгах) пользуются небывалой популярностью у соотечественников.

Дворец Лоншан в МарселеНапротив тыльной стороны каскада – старинный бювет. Четыре грации в развевающихся воздушных туниках поддерживают купол, приглашая утолить жажду. Изумительное дизайнерское оформление – неоспоримое доказательство трепетного отношения граждан, живущих на побережье, к родниковому ключу. Они, как никто другой, осознали истину: водные ресурсы не безразмерны. Когда истощатся, загрязнившись вредными отходами от предприятий, пусть и сверхдоходных, человечество точно поймет, что деньги, увы, ни есть, ни пить нельзя.

Когда-то здесь был зоопарк, где проживали братья наши меньшие, но его закрыли. Причина банально проста – в бюджете на содержание зверушек не хватало денежных средств. Теперь их рукотворные двойники “разгуливают” по лужайкам: салатовые и красные жирафы, ядовито-синие бегемоты, тигры, львы. Обустроен “Веселый зоосад”, где малыши с превеликим удовольствием прыгают на пружинном слонике, пеликане, качаются на качалке-змее, съезжают с гиппопотама-горки. Напоминают о прошлом зверинце лишь пони, катающие детвору на повозках, звенящих бубенчиками.

Когда опустятся сумерки, можно заглянуть в имеющуюся здесь обсерваторию, основанную в 1702 г., полюбоваться звездным небом. Сначала ею управляла иезуитская коллегия святого креста, с 1763 г. передали морскому ведомству, ныне – в подчинении “комиссии долгот”.

Вплоть до 1821 г. исследовательский центр был посредственным, но с приходом увлеченного астрономией Жана Гамбарта прославился на всю Европу. Старые телескопы заменили современными, дающими возможность изучать галактики и межзвездные пространства. Успех не заставил ждать. За 12 лет (1822 – 1834 гг.) ученый открыл 13 комет, получив премию Лаланда, медаль короля Датского. Трудился тут и знаменитый Альфонс Луис Борелли, обнаруживший 18 астероидов (1868 – 1894 гг.).

Гуляя по Марселю, вспомнив Париж, вдруг приходит озарение, что между ними все же есть общее: узкие извилистые улочки, многолюдные бульвары, дома с резными ажурными решетками. Только вот особый марсельский воздух, насыщенный запахом моря, душистого разнотравья, дурманящей лаванды не сравнить ни с чем. Это – аромат беззаботного праздника, наслаждения, способный вскружить голову не меньше сногсшибательных достопримечательностей. Не зря сюда со всех уголков земного шара едут туристы. Ох, как не зря!

 

Видео

Оцените статью
LIONS & GUIDES
Добавить комментарий